Оценка познавательной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка познавательной деятельности



Оглавление

 

1. Ведение………………………………………………………………………………………………………2

2. Задания для обследования детей раннего возраста…………………………………………………….....7

3. Перечень пособий для первичного обследования детей от 1 года до 3 лет…………………………….8

4. Протокол обследования ребенка (1 – 1,6 года), (1,6-2 года), (2-3 года)………………………………….9

5. Возрастные нормы развития детей от года до 3 лет…………………………………………………… 12

5. Методики для психолого-педагогического обследования детей ………………………………………15

6. Заключения и рекомендации………………………………………………………………………………23

7. Работа с родителями………………………………………………………………………………………..24

8. Консультации для родителей………………………………………………………………………………25

 

Введение

Ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка — пластичностью, т. е. нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне.

Исходными позициями для психолого-педагогического обследования детей раннего возраста стали положения отечественных психологов о том, что развитие ребенка происходит путем усвоения и присвоения общественного опыта в процессе активной деятельности. В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная. Именно в процессе становления предметных действий и предметной деятельности происходит развитие моторики, восприятия, мышления и речи.

При отборе заданий учитывались возрастные закономерности психического развития детей, а также тот факт, что основной способ усвоения общественного опыта – подражание действиям взрослого. Это происходит в тех случаях, когда ребенок уже способен к сотрудничеству, проявляя желание выполнить задание, предложенное взрослым.

Исследования в области коррекционной педагогики доказали, что раннее выявление отклонений в познавательном развитии детей и проведение с ними коррекционной работы позволяют своевременно сформировать психологические новообразования возраста, способствующие включению ребенка с отклонениями в умственном развитии в коллектив сверстников и его социализации.

При подходах к оценке действий ребенка важной теоретической основой стало положение о том, что психическое развитие детей с психофизическими отклонениями происходит по тем же законам, что и у нормально развивающихся сверстников.

Многолетний опыт обследований детей свидетельствует о том, что основным показателем их умственного развития является "диагностическое обучение", которое указывает на "зону ближайшего развития". Именно потенциальные возможности определяют способность ребенка в сотрудничестве со взрослым усваивать новые способы действий, поднимаясь таким образом на следующую ступень умственного развития. Зона ближайшего развития не только является важным показателем перспектив развития ребенка под воздействием обучения, но и имеет большое дифференциально-диагностическое значение с точки зрения различения детей с задержкой психического развития и умственно отсталых.

Данные методические рекомендации предназначены специалистам психолого-медико-педагогических консультаций: дефектологам, психологам, логопедам.

Задания для обследования детей раннего возраста

№ п\п

Наименование задания

Возраст детей

1-1,6 года 1,6-2 года 2-2,6 года 2,6-3 года
1. Прокати шарик + +    
2. Спрячь шарик + +    
3. Покажи части тела (на себе): глаза, рот, руки +      
4. Покажи где (резиновые игрушки): собака, кошка, петух +      
5. Дострой башню (3 кубика) +      
6. Пирамида + +    
7. Посади грибочки +      
8. Порисуй + +    
9. Перекладывание   +    
10. Кубики («башни» из 3 кубиков)   +    
11. Покажи картинки: мяч, куклу, машину   +    
12. Кукла (покажи глаза, рот, руки)   +    
13. Спрячь кубик в банку   +    
14. Как говорит собака, кошка, курица, корова   +    
15. Соотнесение одинаковых предметов: мячик, ложка, расческа, кубик   +    
16. Поймай шарик     + +
17. Спрячь шарик: В две коробочки В три коробочки       +     +
18. Разбери и сложи матрешку: двухсоставной трехсоставной       +     +
19. Разбери и сложи  пирамидку: из трех колец из четырех колец       +     +
20. Найди парные картинки: две четыре       +     +
21. Поиграй с цветными кубиками: два (красный, желтый или белый) четыре (красный, желтый или белый, зеленый, синий)       +     +
22. Сложи картинку: из двух частей из трех частей       +     +
23. Построй из палочек: «молоточек» (из двух палочек) «домик» (из трех палочек)       +     +
24. Достань тележку (скользящая тесемка) (скользящая и ложная тесемка)     +   +
25. Нарисуй: дорожку домик       +     +

Работа с родителями

 

       Обследование ребёнка раннего возраста проводится совместно с его родителями (законными представителями). При этом важно соблюдать определенный алгоритм:

1. Специалист проводит краткую беседу с родителями.

2. Собираются анамнестические сведения о развитии ребенка. Уточняются условия воспитания в младенческом и раннем возрасте, микроклимат в семье, понимание родителями проблем развития ребенка.

3. Обследование ребенка. Изучается уровень познавательной деятельности и обследование речи.

Выбор методик обусловлен их возрастными особенностями и поведением в новых условиях. Специалист обращает внимание на то, как ребенок входит в кабинет: держась за руку родителя; самостоятельно; охотно или неохотно. Отворачиваясь от нового взрослого; вбегает и начинает сразу хватать игрушки, не фиксируя на них внимание.и т.д.

Исходные характеристики такого важного момента, как поведение ребенка при встрече с незнакомым взрослым в новой обстановке, подсказывают стратегию выбора следующего шага: переход к деловому общению на материале диагностических методик или использование дополнительных приемов для установления эмоционального контакта ребенка с новым взрослым.

4. Даются рекомендации по уровню развития ребенка, изменению условий жизни и микроклимата в семье.

Рекомендации будут тем продуктивнее, чем больше в их осуществлении участвуют родители. Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка, так как коррекция личностных качеств ребенка невозможна без изменений его взаимоотношений со взрослыми в семье. Поэтому необходимо использовать педагогические возможности самих родителей в обучении ребенка, помочь им овладеть технологией наиболее распространенных форм работы с ребенком, навыкам семейного общения.

5. Результаты обследования заносятся в амбулаторную карту.

6. Если у родителей появляются вопросы, касающиеся развития и воспитания ребенка, специалист может рекомендовать обратиться к соответствующему специалисту на консультацию.

 

Консультации для родителей

 

«Адаптация ребёнка к условиям детского сада»

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальные период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что в приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

 

Оглавление

 

1. Ведение………………………………………………………………………………………………………2

2. Задания для обследования детей раннего возраста…………………………………………………….....7

3. Перечень пособий для первичного обследования детей от 1 года до 3 лет…………………………….8

4. Протокол обследования ребенка (1 – 1,6 года), (1,6-2 года), (2-3 года)………………………………….9

5. Возрастные нормы развития детей от года до 3 лет…………………………………………………… 12

5. Методики для психолого-педагогического обследования детей ………………………………………15

6. Заключения и рекомендации………………………………………………………………………………23

7. Работа с родителями………………………………………………………………………………………..24

8. Консультации для родителей………………………………………………………………………………25

 

Введение

Ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка — пластичностью, т. е. нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне.

Исходными позициями для психолого-педагогического обследования детей раннего возраста стали положения отечественных психологов о том, что развитие ребенка происходит путем усвоения и присвоения общественного опыта в процессе активной деятельности. В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная. Именно в процессе становления предметных действий и предметной деятельности происходит развитие моторики, восприятия, мышления и речи.

При отборе заданий учитывались возрастные закономерности психического развития детей, а также тот факт, что основной способ усвоения общественного опыта – подражание действиям взрослого. Это происходит в тех случаях, когда ребенок уже способен к сотрудничеству, проявляя желание выполнить задание, предложенное взрослым.

Исследования в области коррекционной педагогики доказали, что раннее выявление отклонений в познавательном развитии детей и проведение с ними коррекционной работы позволяют своевременно сформировать психологические новообразования возраста, способствующие включению ребенка с отклонениями в умственном развитии в коллектив сверстников и его социализации.

При подходах к оценке действий ребенка важной теоретической основой стало положение о том, что психическое развитие детей с психофизическими отклонениями происходит по тем же законам, что и у нормально развивающихся сверстников.

Многолетний опыт обследований детей свидетельствует о том, что основным показателем их умственного развития является "диагностическое обучение", которое указывает на "зону ближайшего развития". Именно потенциальные возможности определяют способность ребенка в сотрудничестве со взрослым усваивать новые способы действий, поднимаясь таким образом на следующую ступень умственного развития. Зона ближайшего развития не только является важным показателем перспектив развития ребенка под воздействием обучения, но и имеет большое дифференциально-диагностическое значение с точки зрения различения детей с задержкой психического развития и умственно отсталых.

Данные методические рекомендации предназначены специалистам психолого-медико-педагогических консультаций: дефектологам, психологам, логопедам.

Оценка познавательной деятельности

Диагностика познавательного развития показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения. При этом следует иметь в виду, что в случаях серьезных недостатков в умственном развитии необходимо применить не только метод психолого-педагогического эксперимента, но и другие методы: изучение истории развития ребенка; наблюдение за поведением и игрой. В более сложных случаях требуется клиническое, нейрофизиологическое, патопсихологическое

изучение ребенка и т. п.

Ряд условий, которые необходимо соблюдать при проведении обследования детей:

•     присутствие родителей (лиц, их заменяющих);

•     налаживание доброжелательного контакта с ребенком в целях создания особых доверительных отношений;

•     предложение заданий с постепенным возрастанием уровня познавательной трудности;

в случаях затруднения при выполнении заданий и появления отрицательных реакций на неуспех, оказание помощи ребенку, а затем предложение заданий с учетом его возможностей.

Непосредственное изучение ребенка начинается с момента, когда он входит в кабинет, где происходит обследование. Его реакция на новую обстановку (интерес, безразличие, страх и т. д.), желание или нежелание вступить в контакт, адекватность поведения и т. п. подлежат анализу при составлении заключения.

Необходимо выяснить, стоек ли интерес ребенка к игрушкам и разумны ли производимые с ними действия. Следует также учесть, сопровождает ли ребенок игру речью, обращается ли к взрослым с вопросами.

После установления с обследуемым ребенком необходимого контакта можно приступить к обследованию.

Учитывая современный подход к диагностике психического развития и комплексный характер изучения нарушений и отклонений в развитии ребенка, были определены основные параметры оценки познавательной деятельности: принятие задания, способы его выполнения, обучение в процессе диагностического обследования, отношение к результату своей деятельности.

Принятие задания (согласие ребенка выполнять предложенное задание) является первым, абсолютно необходимым условием его выполнения. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к действиям с ними.

Способы выполнения задания – При обследовании детей раннего возраста отмечается хаотичные действия; самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого (возможно диагностическое обучение); самостоятельное выполнение задания после обучения.

Под адекватностью действий понимается соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемыми характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивными считаются действие силой или хаотичные действия без учета свойств предметов. Неадекватное выполнение задания свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка.

Обучаемость в процессе обследования производится только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. Допустимы следующие виды помощи:

• выполнение действия по подражанию;

• выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов;

• выполнение заданий по показу с использованием речевой инструкции.

Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно. Но важно соблюдать следующие условия:

- количество показов выполнения задания не должно превышать трех раз;

- речь взрослого служит указателем цели данного задания и оценивает результативность действий ребенка;

- обучаемость, т. е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях;

- отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально- волевой сферы.

Отношение ребенка к результату своей деятельности определяется следующим образом: подавляющее большинство нормально развивающихся детей проявляет активный интерес к предложенным заданиям, самостоятельно их выполняет и заинтересовано конечным результатом. Для детей с нарушениями интеллекта, как правило, характерно безразличное отношение к заданиям и полученному результату.

Также в  процессе проведения исследований следует обращать внимание на ряд общих моментов.

Понимание инструкции и цели задания. Перед предъявлением ребенку любого задания дается та или иная инструкция. Всякий раз важно установить, воспринимает ли ребенок инструкцию и делает ли попытки ее понять. Умственно полноценные дети внимательно вслушиваются в инструкцию и в случае непонимания просят ее повторить. Дети умственно отсталые, а также дети с нарушениями внимания или просто недостаточно работоспособные не фиксируют на инструкции должного внимания и, не дослушав ее до конца, принимаются выполнять задание наугад.

Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом, безречевая.

Дети с нормальным интеллектом и сохранным слухом выполняют доступные их возрасту задания по устной инструкции. В ряде случаев им бывает достаточно наглядного предъявления задания без всяких устных указаний. Умственно отсталым детям обычно нужно давать инструкции и задавать наводящие вопросы. Дети со значительным снижением интеллекта начинают понимать инструкции только после того, как взрослый покажет, как надо выполнять задание. Важно установить, в состоянии ли ребенок удерживать в памяти предложенную инструкцию и потому не могут закончить начатую работу. Это можно сказать и о детях с нарушенной работоспособностью, неполноценным вниманием, недостатками памяти.

Характер деятельности при выполнении заданий. Во всех случаях важно установить, выполняет ли ребенок предложенное ему задание с интересом или формально. Кроме того, надо обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса.

Важно выяснить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа. Наилучших результатов достигают целенаправленно работающие дети. Недостатки же могут выражаться в бессистемности, хаотичности всей деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения. Такие недостатки встречаются и у интеллектуально сохранных детей, а также у детей с задержкой психофизического развития. Однако у умственно отсталых эти появления встречаются гораздо чаще, и они более выражены.

Необходимо обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи. Дети с нормальным интеллектом стараются найти оригинальные и экономные способы действия. Умственно отсталые, обычно действуют шаблонно или даже неподходящим, неадекватным образом.

Важно выяснить насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность. Одни дети все время внимательны, другие постоянно отвлекаются и быстро истощаются. Во втором случае нужно определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредоточиться или быстрая истощаемость.

Следует также установить, умеет ли ребенок в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью. Чем сильнее выражена эта способность, тем выше обучаемость ребенка.

Интеллектуально сохранные дети воспринимают помощь и оказываются в состоянии использовать показанный им способ действия при выполнении аналогичных заданий. Умственно отсталые дети нуждаются в значительно большей помощи. Однако она не дает сколько-нибудь ощутимого эффекта. Это дети с низкой обучаемостью.

Важным качеством деятельности является способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной задачи.

Реакции ребенка на результаты работы. Как правило, дети с нормальным интеллектом способны дать оценку проделанной ими работе. Они радуются своим успехам и огорчаются по поводу неудач.

Некоторые дети с трудностями поведения делают вид, что их не волнует отсутствие необходимых достижений.

Умственно отсталые дети не всегда в состоянии правильно оценить результаты своей работы. Однако они не безразличны к оценке их деятельности со стороны окружающих.

При тяжелой форме умственной отсталости дети не могут оценить свою работу и безразличны к мнению окружающих.

Общая эмоциональная реакция на факт обследования. Умственно полноценные дети обнаруживают во время обследования известную стеснительность и настороженность.

Безразличное отношение к факту обследования, а иногда и фамильярное отношение к членам комиссии чаще всего встречается у умственно отсталых детей.

Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию (чрезмерная необоснованная веселость). Подобное поведение может быть симптомом психического заболевания и должно настораживать.

Во всех случаях необходимо позаботиться о создании спокойной, доброжелательной обстановки, чтобы ребенок с самого начала почувствовал себя уверенно.

Начинать надо с заданий легких, которые заведомо посильны ребенку. Только после того, как он сумел выполнить задание, можно начать предлагать задания более сложные, соответствующие его возрасту. Как только ребенок не может решить поставленную задачу и начинает переживать, волноваться, должна быть предложена более легкая задача, после чего следует вновь возвратиться к нерешенной. Необходимо поощрять ребенка в процессе выполнения заданий.

Важным методологическим принципом психолого-педагогического обследования является чередование заданий вербального и невербального характера: дети меньше устают при такой методике работы. При этом целесообразно придать всему процессу обследования игровой характер.

 

Задания для обследования детей раннего возраста

№ п\п

Наименование задания

Возраст детей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.057 с.)