Взаимодействие России с европейскими объединениями и европейскими государствами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие России с европейскими объединениями и европейскими государствами



 

Рассматривать отношения России с Европой следует в нескольких плоскостях:

1) взаимоотношения России с европейскими организациями, членами которых она не является - ЕС, НАТО

2) взаимоотношения России с европейскими организациями, членами которых она является - Совет Европы, ОБСЕ

3) организации, охватывающие сотрудничество в определенных регионах - Совет государств Балтийского моря

4) взаимоотношения с отдельными странами - и крупными государствами (Германия, Франция), и государствами, чья роль в мо повышается (Италия, Польша, Испания), и Великобританией

 

ЕС: в настоящее время в состав ЕС входят почти все государства Европы, кроме Швейцарии, Норвегии и Исландии, которые тем не менее входят в шенгенскую зону и тесно связаны со странами ЕС, а также некоторых Балканских государств (Словения и Хорватия входят, ведутся переговоры о приеме Северной Македонии и Албании, выражает желание Черногория); переговоры с Турцией велись в течение многих лет, однако в итоге сошли на нет. Страны постсоветского пространства вряд ли в ближайшие десятилетия станут членами ЕС. ЕС неоднократно переживал серьезные политические кризисы, но несмотря на их регулярность, никаких явных признаков грядущего распада ЕС нет. Проблемы, с которыми столкнулась Великобритания после выхода из ЕС, значительно напугали евроскептиков в других государствах ЕС. В условиях пандемии усилилась тенденция к сотрудничеству европейских стран между собой, хотя в Маастрихтском договоре не было сказано ни слова о создании единой системы здравоохранения. Сейчас в ЕС всерьез обсуждается вопрос о создании общей системы здравоохранения. ЕС будет и в дальнейшем тесно связан с США, хотя, несомненно, Байдену предстоит нелегкая работа по восстановлению доверия между США и ЕС, которое было серьезно подорвано при Трампе. Однако определенная осторожность ЕС в отношении США все же останется из-за вероятности прихода к власти эксцентричных политиков. Трансатлантические связи ЕС и США сохранятся, но Европа будет все больше и больше стремиться к автономии и будет создавать институты, опираясь на только собственные силы. Хотя экономически объединенная Европа не может соперничать с США или КНР, она все равно представляет собой мощный экономический потенциал, то же самое можно сказать о научно-технических возможностях.

Отношения России и ЕС прошли несколько стадий:

  1. Становление: Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1994 (сроком на 10 лет, продлевается каждый год), которое ныне на практике не действует. В соглашении содержались положения о стратегическом партнерстве, о чем сейчас не говорится ни с одной из сторон; о разделении общих ценностей - ценности в значительной степени разошлись, хотя и не стали антагонистическими; политическое сотрудничество было регулярным и систематическим, но экономическое партнерство не было развито, потому что в соглашении было четко обозначено, что оно будет установлено, когда Россия вступит в ВТО. После того, как Россия стала членом ВТО, механизмы сотрудничества не были запущены из-за событий на Украине и начала “санкционной войны”, тогда же прекратились и встречи на высшем уровне, и консультации
  2. Отдаление: желание к сотрудничеству несмотря на коронавирус не появилось, нет стремления даже к обмену информацией, политические механизмы практически не работают. Экономически Россия и ЕС взаимно заинтересованы в развитии связей, хотя Европа и взяла курс на дифференциации источников нефти и газа, но это не быстрый процесс. Во многом это связано с антимонопольным законодательством Европы, что побуждает Россию пойти на ряд шагов. Не все страны Восточной Европы позволяют России беспроблемно поставлять энергоресурсы, поэтому Россия ищет обходные пути - Северный поток, поставки через Турцию. Северный поток-1 работает, завершению строительства Северного потока-2 мешают американские санкции, и позиция США вряд ли изменится. В последнее время намечается снижение интереса Европы к российскому газу из-за экономических проблем, распространения альтернативных источников энергии, появление сжиженного газа, импортируемого из США и т.д., что заставляет Россию маневрировать в ценовой политике, а в России пошлины от транспортировки нефти и газа играют большую роль в формировании бюджета. Состояние в гуманитарной сфере, в целом, благополучное, если не брать в расчет ограничения, связанные с коронавирусом. Между российскими и европейскими научными кругами в последнее время наметилось отдаление.

ЕС продолжает оставаться важным партнером РФ, хотя и не является стратегическим партнером, потому что стратегическое партнерство требует большого уровня доверия между странами, а этот уровень доверия упал почти что до нуля.

 

НАТО: появилась в 1949 в составе из США, Канады и ряда европейских государств, позже - неоднократно расширялась, в том числе и после Холодной войны. В составе НАТО присутствуют почти все европейские государства, кроме Швейцарии, Ирландии, Финляндии, Швеции и некоторых Балканских государств, хотя Черногория, Албания и Северная Македония уже являются членами НАТО. НАТО может расширяться и дальше, в том числе, вероятно, и в сторону советского пространства (Грузия, Украина, Армения), хотя вряд ли они в ближайшее время будут приняты в организацию. После окончания войны НАТО, хотя и медленно, но эволюционирует: все большую роль приобретает политическая сторона. Россия несколько раз поднимала вопрос о том, чтобы стать частью НАТО: 1991 и после создания антитеррористической коалиции с США. После 2014 года отношения России и НАТО серьезно сократились, остался только Совет Россия-НАТО, который действует нерегулярно и обсуждает лишь некоторые текущие дела. Практически прекратилось сотрудничество с Россией по вопросам Афганистана, вопросы чаще рассматриваются в двустороннем формате.

 

СБСЕ и Совет Европы: после распада СССР и тектонических сдвигов на постсоветском пространстве главной организацией в Европе было СБСЕ. В России предполагали, что организация и дальше сохранит свое главенствующее положение. После изменений 1990-х состав ОБСЕ сильно расширился и стал чрезвычайно пестрым, общепризнанность идей и принципов стран-основателей была подорвана. На Западе во второй половине 1990-х возобладала точка зрения о том, что надо расширить НАТО и ЕС, чтобы они стали лидирующими организациями в Европе. Расширение НАТО в России восприняли очень болезненно, поэтому было решено предоставить Россию некую компенсацию в виде членства в Совете Европы.

Инициатором принятия России в Совет Европы стал президент США Клинтон, он же выступил и за принятие России в G7, но все министры финансов G7 выступили против. Россия вошла в G7 при Путине после того, как согласилась сделать хотя бы небольшие взносы. Вступление России в Совет Европы немного изменило внутреннюю жизнь в стране. Совет Европы обращает большое внимание на вопрос прав человека, а также развитие культурных и образовательных связей. При написании 1 и 2 глав конституции 1993 были использованы основополагающие документы Совета Европы. После принятия конституции остался только вопрос о смертной казни. Позиция была дискуссионной, но в итоге Совету Европы было представлено гарантийное письмо, в котором руководство России обязалось не выносить смертных приговоров - мораторий на смертную казнь.

ОБСЕ сейчас переживает явный спад. В нынешнем году она столкнулась с серьезным кризисом - важнейшие должности удалось заполнить только после длительных и конфликтных переговоров. Предложение России 2010 об институционализации деятельности ОБСЕ путем принятия устава ОБСЕ поддержано не было. Деятельность ОБСЕ все более концентрируется на двух направлениях: конфликты (где влияние ОБСЕ слабеет - Босния и Герцеговина, Карабахский конфликт; наблюдатели ОБСЕ играют позитивную роль на Донбассе и в некоторых других конфликтах; ОБСЕ в отличие от ООН не может иметь миротворческих сил) и мониторинг выборов.

 

Великобритания: отношения России с Великобританией в последние 30 лет были весьма двойственными. Великобритания изначально определила сферы, в которых она была готова сотрудничать и которых придерживается до сих пор. Негатив Великобритании по отношению к России присутствует, в том числе из-за Литвиненко и Скрипаля. В то же время Великобритания на практике действует очень осторожно, поскольку там осели значительные суммы российского капитала. Только в последнее время в рамках санкционного режима Великобритания приняла некоторые реальные меры. По ряду вопросов: расширение НАТО, расширение ЕС, санкции - Великобритания занимает достаточно жесткую позицию, которая обычно совпадает с позицией США. Однако в отношении Ирана ситуация иная. Отношения между Россией и Великобританией остаются достаточно плохими и напряженными, определенное улучшение было во время Олимпиады в Лондоне, но оно не получило развития.

Более сложный случай наблюдается в отношении Германии. В России мысли сводились к тому, что Германия должна была стать главным партнером России в Европе и именно через нее Россия выстраивала бы отношения с остальными странами ЕС. Однако после событий в Крыму, на Донбассе и в Сирии отношения ухудшились. Ныне наиболее деликатные переговоры с Россией ведут именно канцлер Германии или президент Франции. План Шреддера по сотрудничеству между гражданскими обществами двух стран не оказался в полной мере реализованом из-за существенных различий гражадснких обществ двух стран.

С Италией и Францией отношения продолжают развиваться, но в том же ключе, что и с другими странами Европы. Наибольшая напряженность присутствуют в Балтийском регионе во многом из-за исторических причин (Швеция, Польша, Прибалтийские страны). На данный момент вопросов, требующих экстренного решения, в регионе нет. 

 

Четырнадцатая лекция 15.12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.007 с.)