Тема 7.Постановка танцевального эпизода в спортивном празднике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7.Постановка танцевального эпизода в спортивном празднике



Студенты совместно с педагогами выбирают тот или иной спортивный праздник (по готовому сценарию или сочиняют его сами), разрабатывают концепцию будущего представления и танцевальные эпизоды.

Необходимо знать, что массовый танец имеет несколько планов не только в композиционном решении, но и в самом действии. Многоплановость танца строится на исполнении однотипных и разнообразных движений. При таком исполнении массовый танец становится «многоголосным». Это «многоголосье» может быть коротким или длительным. При длительном «многоголосье» особенно важно сохранение принципа подчинения единству действия.

«Многоголосье» в хореографии может проявляться на разных уровнях – от простейших имитационных форм движения до сложнейших контрапунктических построений и групп. Полифония в хореографии находит свое применение в композиции массовых сцен – параллельных, зеркальных, симметричных и ассимитричных рисунков.

Методические указания

Студентам необходимо подробно описать свою будущую композицию. В описание должно входить: тема, идея, композиционное решение, количество участников, костюм, реквизит, танцевальные движения (вид и жанр хореографии).

Утвердив с педагогами свой замысел, студенты представляют рабочую схему композиции.

Большое внимание уделяется подбору музыки. Необходимо провести точный анализ выбранного музыкального произведения.

В связи с тем, что композиция имеет массовый характер, необходимо начинать разучивание движений малыми группами, затем приступать к разводке общего рисунка.

После того как исполнители освоили композицию, студенты постановщики репетируют с исполнителями и готовят свои эпизоды к показу.

 

Тема 8. Создание этюда, эпизода традиционного праздника на основе народной хореографии

Студентам предлагается задание по постановке этюда или эпизода традиционного праздника на основе народной хореографии («Кузьминки», «Праздник Стрелы», «Масленица» и т.д.)

Студентам необходимо проанализировать народный танец, выявить характерные особенности исполнения движений, варьировать, цитировать движения, рисунки и фигуры танца, выявить основные движения, создать комбинации танца на этнографическом материале.

Студенты должны изучить соответствующий исторический материал, ознакомиться с «косвенными источниками» (музыкальным материалом, костюмом, реквизитом и т.д.)

Выбрав этнографический материал, обсудив его с педагогами, студенты приступают к разводке этюда или эпизода.

Методические указания

В работе над танцевальным этюдом или эпизодом традиционного праздника необходимо учитывать такие компоненты как песню, слово, игру и обряд. Также необходимо выделить импровизационность, вариативность, коллективность творчества в народном танце.

Выявить стилевые особенности исполнения танца, они проявляются и в манере исполнения и в сюжете, композиции, характере исполнения.

Студенты должны учитывать, что традиционность исполнения различных форм танца сочетается с импровизационностью. Показать свое личное отношение к неизменной традиционной танцевальной форме.

Чтобы создать правильное представление об исполнении, студенты должны представить записи танцев, музыкальное сопровождение, рисунки. Приступая к разводке необходимо рассказать участникам о сути танцевального этюда или эпизода. Сделать подробный разбор (приемы, используемые в композиции; основные движения и положения; особенности композиции и музыкального сопровождения).

Следующим этапом работы является личный показ постановщика, затем разучивание отдельных движений. Затем необходимо закрепить материал, путем повторений и перейти к осваиванию рисунков и всей композиции.

Интегрировать танцевальный материал со словесным действием, игрой или обрядом необходимо поэтапно, отрабатывая каждый эпизод.

В репетиционной работе при исполнении танца учитывается импровизационность участников. Танцевальный эпизод должен быть «живой».

Вопросы для самопроверки:

Тема: Предмет и задачи прикладной хореографии в театрализованном представлении и празднике

1. В чем заключается специфика хореографии как одного из видов сценического искусства?

2. Перечислите основные особенности театрализованного представления

3. Понятие прикладной хореографии. В чем особенности прикладной хореографии в театрализованном представлении?

4. Объясните основные задачи прикладной хореографии в театрализованном представлении

Тема: История прикладной хореографии в театрализованных представлениях и праздниках

1. В чем значение прикладной хореографии в первобытном искусстве?

2. Что характерно для прикладной хореографии в древнегреческом и римском театрах?

3. Как развивалась прикладная хореография в средние века и в эпоху возрождения? Дайте сравнительный анализ.

4. Прикладная хореография в театрализованных представлениях XVIII века. Каковы были новаторские идеи?

5. Что нового привнесли Петровские Ассамблеи в театрализованные представления России?

6. Роль прикладной хореографии в балах XIX века.

7. Новаторские идеи режиссеров начала XX века в Советской России.

Тема: Изучение перспективного построения хореографического эпизода, этюда, номера

1. Что означает понятие «композиция танца»?

2. Сформулируйте название основные законы композиции танца.

3. Какие частные законы композиции танца вы знаете?

4. Какие существуют правила и приемы построения композиции танца?

5. Что относится к числу выразительных средств для создания танцевальных композиций? Какова специфика каждого из выразительных средств?

6. В чем заключаются особенности восприятия танцевальной композиции зрителем?

7. Как строится в танцевальной композиции перспектива?

8. Перечислите основные законы пространственного и временного построения танцевальной композиции.

Тема: Виды и формы хореографии в постановке театрализованного представления

1. По каким признакам различают виды, формы и жанры танцевальных композиций?

2. Каковы особенности танцевальных композиций народных танцев?

3. Какие танцевальные композиции обозначаются понятием «бытовой танец»?

4. Каковы отличительные особенности классических танцев? Каковы их разновидности?

5. Что характеризует бессюжетные танцы?

6. В чем заключается отличие сюжетного танца от бессюжетного?

7. Какие танцевальные жанры Вам известны? В чем отличительные признаки каждого из названных Вами танцевальных жанров?

Тема: Постановка танца по записи

1. Когда и зачем была разработана графическая запись танца?

2. Значение записи танца для режиссеров театрализованных представлений и праздников.

Тема 7. Режиссура хореографического концертного номера

1.Как определить тему и идею номера?

2. В чем суть сценария хореографического номера? Его отличительные особенности.

3. Какие отличительные признаки хореографического номера вы знаете?

4.Определите понятие «сюжет хореографического номера».

5. Определите понятие «композиция танца».

6. В чем заключается процесс создания хореографического номера?

Тема: Постановка танцевального эпизода в спортивном празднике

1. По каким признакам определяется жанр спортивного танца?

2. Перечислите жанры спортивного танца.

3. Назовите основные выразительные средства спортивного танца.

4. В чем заключается особенность музыкального сопровождения в спортивном танце

Тема: Прикладная хореография в традиционной праздничной культуре

1. В чем суть понятия «праздник»?

2. Какую роль играет хореография в традиционном празднике?

3. Перечислите функции танца в календарно – обрядовых праздниках.

4.  Каковы различия танца в празднике и театрализованном представлении?

Тема: Законы постановки и обработки фольклорного танца

5. Какое важное свойство имеет фольклорный танец?

6. На что необходимо обратить внимание при анализе фольклорного танца?

7. В чем состоит процесс постановки фольклорного танца?

Контрольные вопросы

1. Искусство хореографии и его особенности

2. Этапы развития и формирования искусства хореографии

3. Виды, жанры и формы хореографического искусства

4. Законы композиции танца

5. Выразительные средства танца

6. Запись танцевальных композиций

7. Хореография в театрализованном представлении: особенности, виды, приемы

8. Народный танец: виды, формы, жанры

9. Особенности бальной хореографии

10. Классический танец в современной хореографической культуре

11. Историко – бытовой танец в театрализованном представлении

12. Хореография в современном спортивном празднике

13. Праздничная хореография: особенности, виды и формы

14. Фольклорный танец – законы постановки

15. Хореографический номер в театрализованном концерте. Виды, формы, жанры. Особенности постановки.

 

Учебно – методический комплекс и контрольные задания

Критерии сформированности у студентов готовности к профессиональной деятельности на основе обучения их прикладной хореографии:

· осознание целей режиссерской деятельности;

· инновационный характер учебной деятельности;

· режиссерский стиль художественного мышления на основе владения формами хореографии;

· способность использования профессиональных знаний и умений в практической деятельности;

· самостоятельный перенос профессиональных умений в новую ситуацию.

Критерии и показатели их проявления, методы определения сформированности готовности студентов к профессиональной (режиссерской) деятельности

Критерии Показатели их проявления Методы определения
1 2 3
1.Осознание целей режиссерской деятельности     Уровень готовности у студентов к выполнению заказа общества в высокохудожественных, духовнонасыщенных праздничных мероприятиях и произведениях театрального искусства; уровень осознания влияния владения навыками хореографического искусства на профессиональную культуру, на творческую позицию режиссера как художника; уровень тяготения к самореализации   Анкетирование; интервью; наблюдение; выполнение творческих заданий; самооценка
2. Инновационный характер учебной деятельности Уровень активности участия в групповых занятиях, репетициях, творческих показах; уровень выполнения творческих проектов; стремление к расширению сферы общения Наблюдение; анализ учебных ситуаций и качества выполнения творческих заданий; анализ участия в групповых занятиях, репетициях, творческих показах; самооценка
3.Режиссерский стиль художественного мышления на основе владения формами хореографии Уровень владения формами хореографии в различных ситуациях режиссерского решения спектакля; проявление авторского стиля, пластического воображения; умение верно определить художественную форму спектакля; владение культурой движения Наблюдение за деятельностью студентов на групповых занятиях и репетициях; анализ репетиционных ситуаций; экспертные оценки; самооценка
4.Способность использования профессиональных знаний и умений в практической деятельности Самостоятельность, разумное использование профессиональных законов режиссуры и хореографии в их сочетании; многовариативность в решении учебных задач; учет различных факторов режиссерских ситуаций, влияющих на принятие решений, поиск неожиданных ходов в принятии решений; наличие знаний, умений по применению средств хореографии в творческих ситуациях различной степени сложности Анализ решения творческих учебных задач, конкретных ситуаций в репетиционный период; экспертные оценки; самооценка
5.Самостоятельный перенос профессиональных умений в новую ситуацию Выбор оптимального пути в разрешении проблемной учебной ситуации; степень адекватности оценки и самооценки; уровень самоанализа, степень рефлексии режиссерской деятельности Наблюдение; анализ проведения репетиций студентами; опрос; самооценка

Три уровня сформированности готовности студентов к режиссерской деятельности на основе обучения их прикладной хореографии, оценивать которые предлагается по пятибалльной шкале - низкий уровень – имитирующе - воспроизводящий; - средний уровень – интерпретирующе – конструктивный; - высокий уровень – креативно – моделирующий. Имитирующе – воспроизводящий уровень свидетельствует о репродуктивном характере деятельности студента, который проявляется в слабом владении знаниями и профессиональными умениями, в неумении их творческого использования, самостоятельного переноса. Студент не способен выполнять задания творческого характера, в своей профессиональной деятельности не выходит за рамки известных профессиональных умений, действует по шаблону. Он, как правило, проявляет негативное или пассивное отношение к процессу формирования профессиональных умений, испытывает определенные трудности в ситуациях, требующих применения профессиональных умений, нуждается в посторонней помощи. Интерпретирующе – конструктивный уровень сформированности готовности к профессиональной деятельности свидетельствует о репродуктивно – поисковом характере деятельности студента, который проявляется в некоторых профессиональных умениях. Студент легко осуществляет выбор и использование профессиональных умений при решении учебных задач, способен к самостоятельному переносу профессиональных умений в новую ситуацию, выполняет задачи творческого характера, но его решения не отличаются оригинальностью, следуют предложенным образцам. Мотивация в целом положительная, но не устойчивая, зависит от обстоятельств. Ситуации, требующие применения профессиональных умений, не вызывают затруднения. Обладает некоторой степенью самостоятельности.

Креативно – моделирующий уровень сформированности готовности к профессиональной деятельности характеризуется творческим характером деятельности студента, который проявляется во владении им профессиональными умениями и применении их в различных ситуациях. Выполнение им заданий и решение задач творческого характера отличаются оригинальностью. У студента наблюдается устойчивая положительная мотивация к процессу формирования профессиональных умений. Ситуации, требующие применения профессиональных умений, не вызывают у него затруднения. Для него характерна высокая степень самостоятельности. Студент придерживается художественно – творческого, партнерского стиля взаимодействия, умеет совмещать личные и коллективные интересы, берется за решения проблемно – поисковых и аналитико – рефлексивных задач.

Методики выявления уровней сформированности у студентов готовности к профессиональной деятельности:

1. Анкетный опрос, направленный на изучение мотивационной сферы личности студентов.

2. Фонд комплексных контрольных заданий для оценки уровня профессиональной подготовки специалиста, разработанный В. А. Триадским.

3. Творческие задания на выявление осознания студентами целей режиссерской деятельности.

4. Творческое задание, направленное на изучение инновационного характера деятельности студентов – будущих режиссеров.

5. Задания, направленные на определение режиссерского стиля художественного мышления на основе владения формами хореографии.

6. Исследование, направленное на изучение владения технологией решения учебных задач.

1. Анкета, направленная на изучение мотивационной сферы личности студентов.

Основная цель анкетного опроса – определение уровня сформированности готовности студентов режиссерских специальностей вуза культуры и искусств к профессиональной деятельности, с помощью следующих полученных источников информации: о мотивах выбранной профессии, о наличии необходимых профессиональных качеств, о сформированности основных компонентов мотивационной сферы, об информированности о профессии. Интерпретации и операционализации было подвергнуто понятие «профессионализм». Все основные блоки вопросов анкеты были направлены на его раскрытие.

Структура анкеты:

1. Социально-демографические вопросы

1.1  Пол

1.2  Образование

1.3  Где жили до поступления

1.4  Место работы родителей

1.5  Образование родителей

1.6  Семейное положение

2. Мотивация выбора профессии

2.1 Прямая методика

2.1.1 Социальные мотивы

2.1.2 Познавательные мотивы

2.1.3 Профессиональные мотивы

2.2 Проектная методика

2.2.1 Выявление внутренних или внешних преград, релевантных мотивам

2.2.2 «Продукты» деятельности в профессиональной области

2.2.3 Временные параметры (как проявление профессиональных интересов)

2.2   Любимые предметы и оценки по ним

2.3   Влияние на выбор профессии социальных институтов воспитания, средств массовой информации, практической деятельности в профессиональной области

2.4   Наличие ценностных ориентаций, связанных с профессиональной деятельностью

2.4.1 Представление об идеале профессионала

2.5  Соотношение образа «Я» с образом профессионала

2.6.1 Предполагаемая будущая работа

2.6.2 Возможная другая профессия

2.6  Информированность о профессии

4.  Наличие личностных и профессиональных качеств, необходимых профессионалу

3.1 Общее представление о профессии «режиссер театрализованных представлений и праздников»

3.2  Практический опыт в профессиональной области

3.3 Черты личности, необходимые специалисту – профессионалу.

2. Фонд комплексных контрольных заданий для оценки уровня профессиональной подготовки специалиста.

Для получения объективных данных используется фонд комплексных контрольных заданий, разработанный В.А. Триадским. Он состоит из 31 вопроса, объединенных в три группы: теоретические знания режиссуры; теоретические понятия режиссерского творчества; проблемы гражданской, нравственно-этической, профессиональной сторон деятельности режиссера.

 

 

3. Творческие задания на выявление осознания студентами целей режиссерской деятельности.

Цель задания – изучить и проанализировать уровень готовности студентов к выполнению заказа общества в высокохудожественных, духовнонасыщенных праздничных мероприятиях и произведениях театрального искусства; уровень осознания влияния владения навыками хореографического искусства на профессиональную культуру, на творческую позицию режиссера как художника; уровень тяготения к самореализации.

Задания при выполнении творческой работы на групповых занятиях по теме «Сценическая атмосфера».

 

Творческие задания «Сценическая атмосфера»

Критерии Методы определения Задания
Осознание целей режиссерской деятельности Наблюдение за студентами, выполнение творческих заданий, оценка педагогом, оценка независимых экспертов – педагогов кафедры, самоанализ. 1.Создать хореографический текст к отрывку выбранного произведения, придумать мизансцену на сценическую атмосферу с использованием различных форм хореографии.  2. Описать, как вы представляете себе будущую профессиональную деятельность? 3. Описать, как влияет танцевальная культура режиссера на творческий процесс? 4.Создать мизансцену на сценическую атмосферу с использованием хореографии.

 

Педагогам необходимо фиксировались все формы хореографического искусства, используемые студентами в своих работах. На индивидуальных занятиях анализировать причины неудовлетворительного исполнения заданий. В творческие задания входит работа над этюдом по созданию хореографического текста к отрывку выбранного произведения, придумывались и создавались мизансцены с использованием различных форм хореографии. Творческие работы записываются на видеокамеру, затем просматриваются на занятиях, где дается самооценка и оценка педагогом, оценка независимых экспертов – педагогов кафедры. Результат складывается из трех оценок (по пятибалльной системе).

5. Творческое задание, направленное на изучение инновационного характера деятельности студентов – будущих режиссеров.

В задачи входит определение: уровня активности участия студента в жизни творческого коллектива; роста творческих устремлений, выявления оценки студентами отношений во время репетиций.

В ходе самостоятельной работы студентам предлагается ввести «Творческий дневник режиссера», где анализируются способности и возможности студента – будущего режиссера. Анализ проводится по схеме, предложенной в табл.

 

 

 

Творческое задание " Творческий дневник режиссера"

Постановка цели Что хотел сделать Что получилось Что получилось ненамеренно
1 2 3 4
1.Замысел выполнения творческого задания Создание сценарного плана Анализ воплощения литературного материала на сцене Оценка уровня импровизации в сценической ситуации
2.Выбор участников творческого задания, распределение ролей Обоснование выбора актеров, определение творческих задач Разбор ситуации творческого общения с группой Осознание проблемной ситуации общения и прогнозирование последующих действий
3. Результат выполнения творческого задания Прогнозирование творческого процесса от замысла к воплощению Идейно -действенный анализ сценического произведения, умение делать выводы Выяснение собственных позиций в творческой работе и позиций коллектива, осознание методов работы с коллективом

Помимо учебных заданий студентам предлагается вести карту педагогической оценки и самооценки готовности к профессиональной деятельности режиссера. Она представлена в таблице.

Карта педагогической оценки и самооценки готовности студента к профессиональной деятельности режиссера

Инструкция. Оцените себя по 5-балльной шкале по каждому показателю и определите уровень сформированности у себя умений и навыков готовности к профессиональной деятельности. Предложите также оценить себя по этой карте коллегам. Сравните результаты и сделайте выводы.

1. Мотивационный компонент (7 – 35 баллов)

1. Осознание личной и общественной значимости профессиональной деятельности режиссера 2345
2. Наличие стойких познавательных интересов 2 3 4 5
3. Чувство долга и ответственности 2 3 4 5
4. Любознательность 2 3 4 5
5. Стремление получить высокую оценку своей профессиональной деятельности режиссера 2 3 4 5
6. Ранговое место профессиональной деятельности режиссера среди 9 наиболее значимых для вас видов деятельности 2 3 4 5
7. Уверенность в своих силах 2 3 4 5

 

 

2. Когнитивный компонент (6- 30 баллов)

1. Уровень общеобразовательных знаний 2 3 4 5
2. Уровень общеобразовательных умений 2 3 4 5
3. Уровень педагогических знаний и умений 2 3 4 5
4. Уровень психологических знаний и умений 2 3 4 5
5. Уровень методических знаний и умений 2 3 4 5
6. Уровень специальных знаний /теории режиссуры и технологии актерского мастерства; театральной педагогики; особенностей форм, методов и технологий работы режиссера с актером; художественной этики и дисциплины; методики преподавания театральных дисциплин 2 3 4 5

      

3. Гностический компонент (14- 70 баллов)

1. Умение ставить и решать познавательные задачи 2 3 4 5
2. Гибкость и оперативность мышления 2 3 4 5
3. Наблюдательность 2 3 4 5
4. Способность к анализу педагогической деятельности 2 3 4 5
5. Способность к синтезу и обобщению 2 3 4 5
6. Креативность и ее проявления в профессиональной деятельности режиссера 2 3 4 5
7. Удовлетворение от познания 2 3 4 5
8. Умение слушать 2 3 4 5
10. Умение выделять и усваивать определенное содержание 2 3 4 5
11. Умение доказывать, обосновывать суждения 2 3 4 5
12.Умение систематизировать, классифицировать 2 3 4 5
13. Умения видеть противоречия и проблемы. 2 3 4 5
14. Умения переносить знания и умения в новые ситуации 2 3 4 5

 

4. Коммуникативные способности (5- 25 баллов)

1. Способность аккумулировать и использовать опыт профессиональной деятельности коллег 2 3 4 5
2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональной деятельности режиссера 2 3 4 5
3. Способность организовать профессиональную деятельность других (прежде всего обучаемых) 2 3 4 5
4. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий 2 3 4 5
5. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности 2 3 4 5

 

Итоговые данные:

Высокий уровень –118 – 160 баллов.

Средний уровень – 75 –117 баллов.

Низкий уровень – 32 – 74 балла.

Выводы, которые может сделать студент на основе анализа данной таблицы: соотнести самооценку с оценками экспертов, увидеть тенденцию к занижению или завышению; определить направления в своей деятельности, по которым дается согласованная высокая оценка, и описать результаты этой работы, пути их достижения (например, показатель 4); увидеть результаты деятельности, которая требует особого внимания и внесения корректив (например, показатель 7); зафиксировать все расхождения в оценке деятельности со стороны с самооценкой и попытаться определить причину различий с тем, чтобы в дальнейшем устранить эти причины.

5. Задания, направленные на определение режиссерского стиля художественного мышления на основе владения студентами формами хореографии.

Целью изучения является определение уровня владения студентами формами хореографии в различных ситуациях режиссерского решения спектакля, проявления у них авторского стиля, пластического воображения, умения, верно определить художественную форму спектакля, владения культурой движения. Необходимо осуществить следующую систему контроля: ежемесячную аттестацию студентов, самоаттестацию, где учитывается выполнение ими творческих заданий, участие в учебном процессе, профессиональная культура режиссера. Контроль проходит по схеме, представленной в таблице.

Карта контроля

Виды деятельности

Баллы:

2 3 4 5
1. Выполнение творческого задания        
2.Степень участия в учебном процессе        
3.Профессиональная культура режиссера        

6. Изучение владения студентами технологией решения учебных задач.

Его цель состоит в анализе самостоятельной деятельности студентов, в оценке знаний, умений и навыков по применению средств хореографии в творческих ситуациях различной степени сложности. В самостоятельную творческую работу входит постановка эпизодов, номеров, этюдов по программе предмета режиссуры, включающих выразительные средства и приемы хореографического искусства. Анализ данного вида деятельности проводится педагогами, группой и режиссером на обсуждении творческого показа с последующей фиксацией результатов в личных карточках режиссера. В оценку входят такие показатели, как:

- умение использовать профессиональные законы режиссуры и хореографии в их сочетании;

-  соответствие выполнения заданий обозначенной теме;

- умение организовать и профессионально провести репетиционный период;

- умение самостоятельно мыслить и внедрять свои идеи во время постановочного процесса.

Оценивался каждый показатель по пятибалльной системе.

ПРИЛОЖЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.075 с.)