Хореография в современном спортивном празднике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хореография в современном спортивном празднике



 

Каждый жанр искусства характеризуется, прежде всего, своим содер­жанием и формой, которые определяют особенности жанра, технологии и методики постановки. Развитие массовых спортивно-художественных представлений как жанра зрелищного искусства имеет в нашей стране большую историю, данную со становлением спортивной режиссуры, развитием спорта, международных спортивных и молодежных связей и, наконец, с развитием самого Государства и общества.

Анализ жанра спортивной режиссуры показывает, как рождались те или иные новые творческие решения, как шло раз­витие сценарно-режиссерской мысли в построении массовых спортивно-художественных представлений на стадионе и как эта ис­тория влияет на сегодняшнее развитие и дальнейшие перспективы жанра. Становление спортивной режиссуры в России начиналось с Физкультурных парадов на площади. Известно, что хореография обогатила эти парады. Много сделали в этом отношении Касьян Голейзовский и Игорь Моисеев. Постановки И. А. Моисеева на Физкультурном параде 1937 года с режиссером А. А.Губановым на тему «Граница на замке» (делегация Белоруссии), а в 1938 году с М.Окуневым на тему «Если завтра война» (делегация института физической культуры) вошли в историю массовых спортивных зрелищ. Они и до сих пор являются эталонами, по которым можно сверять постановки сегодняшнего дня. И. А. Моисеев продолжал сотрудничество со спортивными режиссерами и в послевоенные годы. Совместно с режиссером Я. Б, Теверовским на Физкультурных парадах 1947 и 1954гг. Он поставил для делегации России очень интересные новаторские композиции. Например, в 1947 году в финале выступления впервые появились мозаичные рисунки, которые составлялись спортсменами с помощью двухсторонних по цвету флажков. В последствии они нашли широкое применение в работе художественного фона и получили название «фонирующие флажки».

    К. Я. Голейзовский совместно с А. А. Губановым представлял спортивную делегацию Белоруссии на физкультурных парадах 1938 и 1939гг. В историю массовых гимнастических выступлений они вошли, как создатели поточных упражнений на специально созданной для этого конструкции (1938г), которая получила название «Белорусская ваза». С тех пор в композициях праздников и массовых представлений появились и до сих пор появляются различные модификации и аналоги этой конструкции – «Кубок», «Фонтан», «Спираль», «Цилиндр», «Павлиний хвост».

Практическая деятельность Моисеева и Голейзовского в постановке массовых спортивных выступлений оказала большое влияние на творчество спортивных режиссеров того времени, а Я. Б. Теверовский и А.А. Губанов, работавшие с ними непосредственно, достойно заняли ведущие позиции в режиссуре массовых спортивных зрелищ в стране.

Эта совместная работа не прошла бесследно и для балетмейстеров. Опыт работы с большими массами участников, овладение выразительными средствами спорта помогают и сегодня в творческой работе И. А. Моисеева, так например хореографическая сцена «Праздник труда» построена на принципах массовых гимнастических упражнений, представляя собой удачное сочетание выразительных средств хореографии и массовых спортивных выступлений. Основные выразительные средства. Массовые спортивно-художественные представления на стадионе по своим выразительным возможностям близки к плакату. Тема представ­ления и мысль режиссера доводятся здесь до зрителя лаконично, масш­табно, с помощью образов, полных символики и обобщения. По своей архитектонике спортивно-художественные представле­ния на стадионе являются монтажными массовыми действами. Они строятся из отдельных массовых эпизодов с участием больших групп участников, а также групповых и сольных номеров спорта и искусства, логично увязанных между собой в единую композицию представления.

В крупных по масштабу и значимости массовых спортивно-художе­ственных представлениях нередко участвуют более 20 000 человек. Та­кая огромная массовость, естественно, оказывает определяющее влия­ние на особенности режиссуры данного жанра, среди которых можно выделить следующие:

а) Главный герой представления – масса. Чтобы уяснить эту особенность массовых спортивно-художественных представлений, давайте понаблюдаем за действиями сотен участников, высту­пающих на поле стадиона. Вот они встали па свои места. Появился очень четкий рисунок в виде прямоугольника с идеальным равнением участников по фронту, в глубину и по диагонали. Звучит мелодия, и участники начинают выполнять упражнение. В начале все наше внимание сосредоточено на учас­тниках. Мы рассматриваем их по отдельности, замечая конкретные детали в осанке или костюме некоторых из них. Вот они все вместе подняли руки в стороны, затем вверх, все одновременно присели, сделали выпад и т.д. Упраж­нения выполняются настолько четко и согласованно, что вскоре мы уже не замечаем отдельных участников. Перед нами ожила вся их масса как единое целое. Сначала мы видим прямоугольник, который то поднимается вверх, то опускается вниз, то сужается к центру, то расширяется, и нам напоминает то поле цветов, то колосящуюся пшеницу, то бушующее море. Но вот прямоу­гольник рассыпался, и перед нами оживает новый рисунок. Мы уже с интере­сом ждем, какое еще превращение произойдет на поле, что будет дальше.

Теперь постараемся вспомнить, какие конкретно упражнения вы­полняли участники. Оказывается, сделать это очень трудно. Но зато ясно можно представить вес, что было связано с движениями всей мас­сы участников. Попросим одного из участников массового представ­ления проделать только что выполненное упражнение. Когда мы смот­рим, как его выполняет один человек, кажется, что это совсем другое упражнение. Оно удивляет нас своей простотой и однообразием дви­жений. Невольно возникает сомнение, это ли упражнение мы только что видели на стадионе.

Этот пример очень точно иллюстрирует особенности выполнения уп­ражнений большой массой людей. Следовательно, для постановщика при разработке массового спортивно-художественного представле­ния особое значение приобретают такие действия участников, кото­рые ведут к изменению положения и движения всей массы высту­пающих. И чем контрастнее и неожиданнее для зрителей эти изме­нения, тем больший эффект и интерес они вызывают.

Таким образом, существование главного действующего лица, т.е. всей массы участников, создающих коллективную образность, является важ­нейшей отличительной особенностью массовых спортивно-художествен­ных представлений. Эта особенность, с одной стороны, значительно рас­ширяет постановочные возможности режиссера, а с другой, - требует от него творческого поиска в использовании выразительных средств с тем, чтобы через действия отдельных участников контрастно и динамично показать главное действующее лицо представления - массу. Чтобы масса участников воспринималась как единое целое, как новое действующее лицо, они должны добиться идеальной согласованности в движениях при сохранении равнения и рисунка построения.

б) Главная сценическая площадка – стадион

Массовость жанра спортивно-художественных представлений опре­делила и адекватную для них сценическую площадку. Наиболее удобной оказалась арена стадиона, где действие может развиваться не только на футбольном поле размером 110 х 70 м, но и на секторах, беговой дорож­ке, верхней галерее и в проходах трибун.

Благодаря трибунам, зрители имеют возможность наблюдать за раз­вертыванием действия сверху и видеть не только отдельные фрагменты композиции, но и всю композицию в целом. Однако спортивной режис­суре до сих пор не удалось полностью использовать это преимущество стадиона, а именно, создать такую композицию представления, которая с любого места на трибуне просматривалась бы равноценно. Отдельные попытки режиссеров выстроить представление равноценно для всех зри­телей пока удались лишь частично. Типичной же является ориентация представления на западную трибуну стадиона.

в) Режиссер - сценарист

Жанр массовых спортивно-художественных представлений не имеет профессиональных сценаристов. Их специально никто не готовит. По­этому эту сложную творческую задачу обычно приходится решать само­му режиссеру-постановщику.

Сольные и групповые номера в композиции массовых спортивно-художественных представлений. Сольные и групповые (вставные) номера в массовых спортивно-ху­дожественных представлениях имеют свои особенности. Решая вполне определенные самостоятельные задачи, связанные с воплощением идей­но-тематической основы замысла, они в то же время находятся в прямой зависимости от композиционного решения эпизода в целом. Успех их в равной мере зависит как от собственного содержания и исполнительско­го мастерства участников, так и от того, насколько умело, они вмонтиро­ваны и показаны в общей композиции эпизода вместе с участниками мас­сового номера.

В зависимости от решаемых задач сольные и групповые номера в массовых спортивно-художественных представлениях делятся на две группы: нетематические и тематические. Главной задачей нете­матических номеров является показ достижений в спорте или ис­кусстве, а тематических -воплощение в действии средствами спорта и искусства определенной авторской мысли сценарно-режиссерского замысла.

Казалось бы, нет ничего проще для режиссера, чем показать высокое мастерство спортсменов или представителей искусства. Ведь как те, так и другие, всегда готовы к этой роли. Однако, как только возникает задача показать их на стадионе, да еще в одной композиции с участниками мас­сового номера, сразу встает вопрос: как это сделать? Мастерство акроба­тов, например, можно показать просто на поле стадиона, вписав их в оп­ределенный рисунок построения участников массового номера, т.е. в ус­ловиях, привычных и для спортсменов, и для зрителей. Но можно и по - другому, например, как это было сделано в уже знакомом нам эпизоде «Мы - покорители космоса!». В этом эпизоде акробаты и гимнасты вы­полняли упражнения на круглых металлических площадках, поднятых с помощью лестниц на пятиметровую высоту. А это было уже ново, инте­ресно, оригинально.Другой вопрос: как на стадионе показать фрагмент всем известного классического балета «Лебединое озеро»? Вначале многим казалось ко­щунством выводить балет, да еще прославленного Большого театра, на стадион. Теперь мнение изменилось. Ушел в историю праздник закры­тия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, но ви­девшие это представление до сих пор с благодарностью вспоминают именно эпизод балета, оставивший яркий след в истории стадионных праздников не столько самим балетным искусством (фрагмент из 2-го акта балета в сокращенном виде специально для стадиона был постав­лен Ю. Н. Григоровичем), сколько масштабным, стадионным образным решением эпизода в целом. В нем приняли участие 80 ведущих артистов балета страны и 10936 физкультурников.

Таким образом, при разработке вставных номеров в массовых спортив­но-художественных представлениях на стадионе перед режиссером-по­становщиком всегда стоит очень сложная проблема подачи номера. Ана­лиз лучших массовых постановок показывает, что эта проблема решает­ся режиссерами двумя основными путями:

· введением в номер оригинальных конструкций, необычных гимнас­тических снарядов или специально придуманных для этой цели предме­тов, которые сначала используются в упражнениях участников массово­го номера, а затем – в сооружении конструкций для вставного номера;

· использованием возможностей участников массового номера в по­даче вставных номеров. Практикой установлено, что первое направление предпочтительно в подаче спортивных номеров, а второе - номеров искусства.Что касается номеров искусства, то их включение в массовые спортив­но-художественные представления на стадионе диктуется в большинстве случаев решением тематических задач. Хотя, если вспомнить праздник закрытия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов, то класси­ческий балет, цирк, хореографический номер преподносились гостям и участникам Фестиваля в Москве, как памятные подарки - сувениры. Од­нако и здесь каждый номер имел свой смысл и свое решение. Так, в ос­нове подачи фрагмента из балета «Лебединое озеро» лежало образное решение. Наиболее частой гостьей в массовых спортивно-художественных пред­ставлениях на стадионе является хореография. Объясняется это ее широ­кими возможностями в решении различных тематических задач. Оста­вили свой след в истории жанра блестящие хореографические сюиты и номера, поставленные в разное время такими известными мастерами, как И. А. Моисеев, Р. В. Захаров. М. С. Годенко, И.М.Шаповалов и др. «Цвети, наша молодость», «Дружба народов», «Времена года», «За антиимпериа­листическую солидарность, мир и дружбу» - вот темы только некоторых массовых хореографических постановок, которые ярко продемонстри­ровали тематические возможности танца на стадионе.

Увлечение в конце 70-х - начале 80-х годов юбилеями городов, про­ведение в связи с этим масштабных стадионных праздников, поставило перед режиссерами-постановщиками новые задачи, связанные с художе­ственным воплощением исторических фактов и современных событий жизни городов-юбиляров. Опыт постановки крупных праздников: 1500-летие г.Киева (1982 г.) и 2000-летие г.Ташкента (1983 г), пока­зал огромные возможности в решении этих задач, так называемых, спортивно-хореографических композиций, которые с полным основа­нием можно считать массовыми одноактными народными балетами. Каж­дая такая композиция имела свою драматургию, героев, действующих лип, для нее специально создавалась музыка.

Спортивно-хореографическая композиция «Навеки вместе!» (главный балетмейстер К.Василенко, композитор К. Доминчен) состояла из трех кар­тин: «Былина о Киеве», «Колокола братания», «Три наций великих, три на­рода». В ней принимало участие более 2000 человек (действующие лица – Ярослав Мудрый и Богдан Хмельницкий со своими свитами, основатели города: Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь, а также 700 профессиональ­ных и самодеятельных танцоров и 1500 физкультурников). Художествен­ный фон, располагавшийся на трибуне стадиона, включал еще 10000 чело­век.

Спортивно-хореографическая композиция «Восточная легенда» (глав­ный балетмейстер И. Исмаилов, композитор А. Мансуров) рассказывала об основных этапах истории Ташкента, дружбе узбекского народа с рус­ским. Композиция состояла из трех частей: «Древний Восток», «Великая борьба», «Разбуженный Восток». В ней приняли участие 400 танцоров самодеятельных коллективов г. Ташкента, более 2000 девушек-физкуль­турниц и художественный фон на трибуне в количестве 6000 человек.

Практика показывает, что как бы интересно и оригинально ни был задуман сам вставной номер, он может не получиться, если режиссер-постановщик не знает, что при этом делать с участниками массового но­мера, находящимися на поле стадиона. Поэтому увязка действий участ­ников вставного и массового номеров является для режиссера важней­шей задачей в решении общего замысла эпизода. Здесь должны быть учтены и различная степень подготовленности участников, и наиболее логичное их взаимное расположение, и вопросы выделения из массы глав­ного действующего лица. т.е. участников вставного номера. А если еще учесть, что многие вставные номера связаны с использованием различ­ных конструкций и спортивных снарядов, то весьма существенными ста­новятся и вопросы монтажа с другими частями представления.

Фон представления.

При разработке композиционно-постановочного плана режиссер-постановщик, выделяя композиции участников вставных номеров, должен также точно определить роль и задачи участников массового номера. Роль участников массового номера в подаче вставных номеров в прин­ципе похожа на роль фонирующей группы в массовых спортивно-художе­ственных представлениях. Действуя на втором плане и создавая фон для вставного номера, участники массового номера, как правило, имеют очень простые построения, как по рисунку, так и по композиционному реше­нию.

С точки зрения композиционного решения фон для вставного номера может быть двух видов: общий и частный.

Общий фон обычно создается для вставного номера в целом. Частный фон создается для отдельных групп, а иногда и для каж­дого участника вставного номера. Чаще всего здесь используются кру­говые открытые и закрытые построения

В отдельных случаях участники массового номера образуют одновре­менно и общий, и частный фон.

Иногда переход от массового номера к вставному происходит доста­точно просто. Композиция рисунков построения массового номера как бы сама выводит на вставной номер. Однако в большинстве случаев при разработке даже простых по ис­полнению рисунков общего фона, не говоря уже о более сложных – тема­тических, переход требует глубоких, коренных изменений в композиции массового номера. Особенно это необходимо, когда для вставного номера на поле выносятся конструкции или спортивные снаряды.

Индивидуальная работа главного режиссера-постановщика с члена­ми постановочной группы проходит постоянно. Главное для него -дер­жать под контролем все направления работы по подготовке представле­ния, а при необходимости – оказывать действенную помощь, учитывая, что в этот период наиболее важными участками являются:

- музыкальное решение представления;

- художественное решение представления;

- работа с режиссерами-постановщиками отдельных массовых эпи­зодов.

    Основные подходы к соединению музыки и движений:

Прежде чем начинать разговор о подборе конкретных движений и технологии объединения их в двигательную композицию, необходимо иметь ввиду, что все действия, происходящие в любом эпизоде массово­го спортивно-художественного представления, имеют музыкальное или шумовое оформление.

Жанр массовых спортивно-художественных представлений допускает три основных подхода к соединении) звука и движений участников:

- подбор или сочинение музыкального произведения на заданную тему с последующей разработкой композиции выступления на это произведе­ние;

- составление конкретной комбинации упражнений с последующим сочинением музыкального произведения по заданным темпо-ритмическим характеристикам;

- составление и выполнение отдельных фрагментов выступления без музыкального сопровождения с использованием в качестве опорных сиг­налов естественных шумов и звуков (хлопки, притопы, подскоки и т.п.).

Последний из названных подходов требует довольно высокого уров­ня двигательной культуры участников, поэтому в практике подготовки массовых спортивных выступлений встречается не часто. Второй, свя­занный с сочинением специальной мелодии для уже разработанной ком­позиции упражнений, влечет ряд других сложностей. Помимо того, что здесь требуются дополнительные финансовые и временные затраты, ав­тор музыки не всегда может создать яркое, интересное, запоминающее­ся произведение, строго ориентируясь на уже заданные режиссером ис­ходные темпо – ритмические характеристики и объем ожидаемой мело­дии.

Самым распространенным в практике подготовки массовых спортив­но-художественных представлений является первый из перечисленных подходов к соединению музыки и движений, суть которого состоит в вы­боре музыкальной композиции и последующем создании на ее основе композиции двигательной, В связи с этим, в данной главе подробно рас­сматривается технология разработки упражнений на примере именно этого подхода, тем более, что основное содержание этапов работы по заполнению движениями определенного отрезка сценария остается оди­наковым для всех представленных подходов.Музыкальный материал выступает своеобразной драматургичес­кой основой будущего упражнения. Даже если заказанная сценарием двигательная композиция не должна быть конкретно тематической, обязательным требованием является соответствие действий участников музыкальной мысли, совпадение выполняемых ими движе­ний с темпом и ритмом звучания музыкального сопровождения.

Основу музыки составляет мелодия, т.е. последовательность звуков определенной высоты и длительности. Мелодия помогает запомнить му­зыку, а следовательно, и упражнение. Зная мелодию произведения, под которое выполняется упражнение, участники могут повторить его без музыки, сохраняя нужный темп, ритм и даже динамические оттенки.

Когда музыкальное произведение наглядно отражено на схеме во всех подробностях, можно приступать к наполнению его музыкальных частей движениями, т.е. собственно к разработке двигательной композиции. При этом режиссер должен учесть задачи данного эпизода, вид массовых уп­ражнений (с предметом или без предмета; с групповым или индивиду­альным предметом; вольные или имитационные; поточные или пирамидковые), а также другие специфические требования сценария к эпизоду.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.035 с.)