Слово о полку Игореве (текст). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слово о полку Игореве (текст).



ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие №1

«Слово о полку Игореве» как литературный памятник XII в.

План

1. Историческая основа «Слова», ее связь с основной идеей сочинения. Подготовьте исторический комментарий основных лиц и событий «Слова»: что мы знаем о походе князя Игоря, его причинах, ходе и участниках.

2. «Слово о полку Игореве» и летописные повествования о походе князя Игоря.

3. Система образов «Слова». Персонажи и способы их изображения. Отношение автора «Слова» к князю Игорю и князю Всеволоду. Образ Бояна. Образ Ярославны.

4. Сюжет и композиция «Слова».

5. Проблема жанра «Слова».

6. Художественно-стилевое своеобразие «Слова». Символический план «Слова».

 

Литература

Слово о полку Игореве (текст).

2. Адрианова-Перетц, В.П. «Слово о полку Игореве» и устная народная поэзия// Древнерусская литература и фольклор. – Л.: Наука, 1974.

3. Гаспаров, Б.М. Поэтика «Слова о полку Игореве» [Текст] / Б.М. Гаспаров. –М.: Аграф, 2000.

4. Демин, А.С. Поэтика древнерусской литературы (XI–XIII вв.) – М., 2009.

5. Древнерусская литература XI–XVII вв. [Текст] / под ред. В.И. Коровина. – М.: Владос, 2003

6. История русской литературы XI–XVII вв. / под ред. Д.С. Лихачева. –М.: Просвещение, 1980.

 

 

Практическое занятие №2

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

План

1. Карамзин как глава русского сентиментализма. Общественные и литературные позиции Карамзина (статья «Что нужно автору?»),

2. Повесть «Бедная Лиза» как образец сентиментально-психологической повести. Смысл заглавия.

3. Проблематика повести, основная идея.

4. Особенности и идейно-композиционная роль пейзажа в повести и образа повествователя.

5. Образ Лизы. Художественные приемы раскрытия характера героини, ее чувств и переживаний (проследить по тексту, как Карамзин последовательно показывает зарождение и развитие чувств любви у Лизы и какие с этой целью используются художественные средства? (выписать примеры).

6. Образ Эраста, средства его создания.

7. Роль образа автора. Язык повести.

 

Литература

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза» (текст).

2. Александрова К. Грех или добродетель? (опыт христианского прочтения повести «Бедная Лиза») // Литература: приложение к газете «Первое сентября». – 1995, № 8.

3. Валицкая А.П. Русская эстетика 18 века. – М., 1983.

4. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. - М., 1999.

5. Кочеткова Н.Д. Карамзин и литература сентиментализма // Русская литература и фольклор (11 – 18 век). – Л., 1970.

6. Кулакова Л.И. Эстетические взгляды Н.М. Карамзина // 18 век. Сборник 6. – М.-Л., 1964.

7. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. - М., 2003 или электронный ресурс: http://www.libs-web.ru/philol/lebedeva/index.html

8. Лотман Ю.М. Об одном читательском восприятии «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина (к структуре массового сознания 18 века.) // Лотман Ю.М. Карамзин. – СПб., 1997.

9. Орлов П.А. Русский сентиментализм. - М., 1977.

 

Практическое занятие №3

Комедия А. Грибоедова «Горе от ума» и ее оценка в критике.

План

1. История создания комедии «Горе от ума».

2. Проблематика и система образов. Развитие сюжета, его основные этапы. Двуплановость композиции как основа развития сюжета комедии.

3. Конфликты комедии и их социальная природа.

4. Традиционное и новаторское в комедии. Особенности языка комедии. «Вольный» стих и его характер.

5. Критика о комедии. Современные интерпретации комедии.

 

Литература

1. Грибоедов А.С. «Горе от ума» (текст)

2. Белинский В.Г. Горе от ума https://ilibrary.ru/text/1007/p.1/index.html

3. Билинкис Я.С. На повороте истории, на повороте литературы (О комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума») // Русская классическая литература: разборы и анализы. – М., 1969.

4. Гончаров И.А. Мильон терзаний https://ilibrary.ru/text/1075/p.1/index.html

5. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». – М., 1971.

6. Соловьев В.И. Живые и жильцы (Фолософия и композиция «Горя от ума») – Вопросы литературы. – 1970. – №11.

Практическое занятие №4

«Повести Белкина»

План

1. История работы Пушкина над «Повестями Белкина». Новый этап в творческой эволюции поэта.

2. «Повести Белкина» как цикл. Понятие цикла, циклизации. Композиция цикла.

3. Особенности сюжета и композиции повестей цикла.

4. Система персонажей. Приемы социальной и психологической характеристики персонажей разного типа (Вырин, Дуня, Марья Гавриловна, Сильвио и др.).

5. Автор и рассказчик в «Повестях Белкина».

 

Литература

1. Пушкин А.С. «Повести Белкина» (тексты).

2. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (Статьи 1-11).

3. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. Очерки / С. Г. Бочаров. – М.: Наука, 1974.

4. Коровин В.И. История русской литературы XIX в. Ч. 1: (1795-1830 годы): учебник. – М.: Владос, 2005.

5. Лебедев Ю. В. История русской литературы XIX века: в 3 ч. – Ч. 1: 1800–1830-е годы. – М.: Просвещение, 2007.

6. Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 30-е годы. – Л.: Художественная литература; Ленингр. отд-ние, 1974.

7. Степанов Н.Л. Проза Пушкина. – М.: Изд-во АН СССР, 1962.

 

Практическое занятие №5

«Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»

План

1. План романа, причины изменения в нем, их влияние на структуру «Евгения Онегина».

2. Жанровая природа романа в стихах.

3. Эпическая линия романа, ее роль в композиции произведения. «Зеркальность» сюжета «Евгения Онегина».

4. Лирическая линия романа, роль лирических отступления в романе.

5. Онегинская строфа как содержательная единица романа. Роль эпиграфов.

6. Автор как организующий центр романа: двойная функция образа автора (романный персонаж и демиург романного мира). Образ читателя.

7. Автор и герои в романе. Образы Онегина и Ленского, Татьяны и Ольги.

 

Литература

Практическое занятие №6

План

1. Творческая история романа «Герой нашего времени».

2. Тема, идея и проблематика романа.

3. Особенности сюжета и фабулы. Композиция романа.

4. Понятие психологизма в литературоведении. Принципы психологизма в романе «Герой нашего времени».

5. Система персонажей в романе.

6. Психологический портрет Печорина. Печорин глазами других героев.

7. Значение «Журнала Печорина». Автопортреты Печорина в романе. Исповедальность дневниковых записей героя.

8. Роман Лермонтова «Герой нашего времени» в оценке современников.

Литература

Практическое занятие №7

План

1. Гоголь о драматургии и театре. Причины обращения Гоголя к жанру комедии.

2. История создания комедии «Ревизор». Постановка пьесы в Петербурге и Москве.

3. Природа конфликта в комедии (истинный и мнимый конфликт).

4. Композиция и динамика сюжета. Кульминационная сцена в «Ревизоре».

5. Система персонажей в комедии. Смех как положительный герой комедии. 

6. Образ Хлестакова. Сущность «хлестаковщины». Чиновники как социальная среда, питающая «хлестаковщину».

7. Значение «немой сцены» в комедии.

8. Поэтика «Ревизора». Принципы создания комического. Авторские ремарки и их функции.

 

Литература

Практическое занятие №8

План

1. Основные этапы работы Гоголя над поэмой «Мертвые души». Замысел Гоголя в контексте его историософских размышлений о России.

2. Жанровая специфика произведения.

3. Образы помещиков в поэме. Нисходящая градация изображения персонажей, ее значение.

4. Образ Чичикова (имя, телесность, костюм, атрибуты, биография и др.).

5. Мотив дороги в поэме Гоголя.

6. Символика «Мертвых душ» (смысл названия, национально-философские и общечеловеческие символы в поэме).

7. Автор в художественной системе поэмы. Роль лирических отступлений в «Мертвых душах».

 

Литература

Критика

Практическое занятие №9

План

1. Основной конфликт романа Тургенева «Отцы и дети». Трагический смысл конфликта.

2. Базаров перед лицом крестьянской и дворянской России.

3. Сила и слабость нигилизма Базарова.

4. Любовная интрига в романе: Базаров – Одинцова.

5. Духовный кризис Базарова.

 

Литература

Практическое занятие №10

План

1. Творческая история романа «Обломов».

2. Актуальность проблемы героя времени на рубеже 50 - 60-х гг.

3. Обломов и «обломовщина» в романе Гончарова и в критических оценках (Добролюбов, Дружинин).

4. Смысл антитезы Обломов – Штольц.

5. Женские персонажи, их роль в решении проблемы героя времени.

 

Литература

Практическое занятие №11

План

1. Место драмы «Гроза» в дореформенном творчестве Островского.

2. Н.А. Добролюбов о «Грозе» как о «самом решительном произведении Островского» (Статья «Луч света в тёмном царстве»).

3. Смысл и причины спора Д.И. Писарева с Н.А. Добролюбовым.

4. Место пьесы «Бесприданница» в пореформенном творчестве Островского. Сущность конфликта, особенности жанра «Бесприданницы».

5. Лариса, Паратов и Карандышев как главные участники любовной интриги, её психологический смысл и драматизм:

а) внутренняя противоречивость Ларисы как источник драматизма её судьбы;

б) своеобразие характера Паратова как «самого холодного человека» в пьесе;

в) Карандышев: психологическая сложность характера «смешного человека».

6. Мотив торга и его организующая роль в пьесе.

 

Литература

Практическое занятие №12

«Сказки» – «малая энциклопедия» М.Е. Салтыкова-Щедрина

План

1. Причины обращения писателя к жанру сказки. Итоговый характер цикла сказок Салтыкова-Щедрина.

2. «Сказки» как особый сатирический жанр. Их связь с фольклорной и басенной традицией, политическая острота и философская насыщенность «Сказок».

3. Основные исторические циклы и сатирические персонажи щедринских сказок. Обличение власти, привилегированных сословий, либералов, обывателей.

4. Народ в «Сказках». Позиция автора.

5. Сказки на религиозные и моральные темы.

6. Роль гротеска в «Сказках», мастерство «эзопова языка».

 

 

Литература

Салтыков-Щедрин М.Е. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве», «Орёл-меценат», «Вяленая вобла», «Пропала совесть» (тексты).

2. Базанова В. И. «Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина. – Л., 1966.

3. Бушмин А.С. М.Е. Салтыков-Щедрин: Искусство сатиры. – М., 1976.

4. Бушмин А.С. Сказки Салтыкова-Щедрина. – М., 1962.

5. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. — М.: Изд-во МГУ, 1997.

6. М.Е. Салтыков-Щедрин и русская сатира XVIII—XX вв. — М., 1998.

7. Николаев Д.П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики. — М., 1988.

 

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие №1

«Слово о полку Игореве» как литературный памятник XII в.

План

1. Историческая основа «Слова», ее связь с основной идеей сочинения. Подготовьте исторический комментарий основных лиц и событий «Слова»: что мы знаем о походе князя Игоря, его причинах, ходе и участниках.

2. «Слово о полку Игореве» и летописные повествования о походе князя Игоря.

3. Система образов «Слова». Персонажи и способы их изображения. Отношение автора «Слова» к князю Игорю и князю Всеволоду. Образ Бояна. Образ Ярославны.

4. Сюжет и композиция «Слова».

5. Проблема жанра «Слова».

6. Художественно-стилевое своеобразие «Слова». Символический план «Слова».

 

Литература

Слово о полку Игореве (текст).

2. Адрианова-Перетц, В.П. «Слово о полку Игореве» и устная народная поэзия// Древнерусская литература и фольклор. – Л.: Наука, 1974.

3. Гаспаров, Б.М. Поэтика «Слова о полку Игореве» [Текст] / Б.М. Гаспаров. –М.: Аграф, 2000.

4. Демин, А.С. Поэтика древнерусской литературы (XI–XIII вв.) – М., 2009.

5. Древнерусская литература XI–XVII вв. [Текст] / под ред. В.И. Коровина. – М.: Владос, 2003

6. История русской литературы XI–XVII вв. / под ред. Д.С. Лихачева. –М.: Просвещение, 1980.

 

 

Практическое занятие №2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.038 с.)