Этап – материальный (или материализованный) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап – материальный (или материализованный)



После ознакомления с учебным заданием ученик переходит к непосредственному выполнению самого действия

Сначала такое действие должно было быть обязательно действием с материальными предметами.

В старшей школе вместо предметов ученик начинает пользоваться их изображениями; схемами, чертежами, описаниями, символами и так далее.

Материализованное действие

Материализованное действие является начальным этапом формирования любого умственного действия и обучать минуя его нельзя

Именно на этом этапе действие подвергается развертыванию и обобщению.

Развернуть действие – значит показать все его операции в их взаимной связи. Так, объясняя сложение, учитель вначале формирует из предметов отдельные слагаемые, затем соединяет их в общую группу и затем пересчитывает ее с начала до конца.

Обобщить действие – значит выделить из многих свойств объекта именно те, которые необходимы и достаточны для выполнения действия

Этап – внешнеречевой

На этом этапе действие выполняется без опоры на материальные или материализованные объекты, сопровождается устной или письменной речью, которая выполнят функцию ООД.

При пропуске этого шага навык становится неустойчивым. неуверенным, совершается с массой ошибок, сопровождается постоянным стремлением вернуться к действию с предметами.

Пропуск при обучении громкоречевого этапа вызвал увеличение ошибок в 3-4 раза по сравнению с группой детей, которая прошла все этапы.

Ребенка следует специально учить проговариванию вслух.

При этом могут быть ошибки:

1. заучивание правил без умения пользоваться ими;

2. неумение объяснить действие, практическое выполнение которого, на первый взгляд, освоено учащимся.

Этап – связан с буззвучной устной речью (речь про себя).

Он отличается от предыдущего большей скоростью и сокращенностью действий. Правильность каждой операции и конечного результата контролируется учителем.

На этом и последующем этапах действия учащегося меньше поддаются контролю и управлению.

Но если заложен надежный фундамент правильного выполнения умственного действия на предыдущих этапах, то вероятность успеха велика.

Этап – умственного, или внутреннего действия.

на этом этапе действие максимально сокращается, автоматизируется.

Можно говорить о самостоятельном и освоенном действии.

Контролю учителя подвергается лишь конечный результат.

 

Лекция №17 «Диагностика качества обучения»

Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом.

Диагностика – это точное определение результатов дидактического процесса.

Диагностика включает контроль, проверку, оценивание; накопление статистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактического процесса.

Важным компонентом диагностирования является контроль.

Контроль – это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков.

Составной частью контроля является проверка.

Проверка – система действий и операций для контроля за усвоением знаний. умений и навыков.

Контроль обеспечивает установление обратной связи, то есть получение информации о результате учебной деятельности обучаемых.

Обучающий устанавливает, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новых знаний.

Преподаватель получает сведения о характере самостоятельной работы учащегося.

Виды контроля

· предварительный

· текущий

· периодический

· тематический

· итоговый

· отсроченный

 

Предварительный контроль – имеет диагностические задачи. Проводится с целью выявления имеющихся знаний. умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет обучающему находить наиболее эффективные методы и формы работы.

Текущий контроль – осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, навыков, их глубину и прочность, возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся. Стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию.

Периодический контроль – подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти. полугодия.

Тематический контроль – осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых.

Итоговый контроль – призван определить конечные результаты обучения, охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.

Отсроченный контроль – контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более), соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.

Формы контроля:

· индивидуальный (позволяет получить более полные и точные данные об уровне усвоения. оставляет пассивными на уроке других учеников)

· фронтальный (комбинированный) опрос занимает всех учащихся сразу, но дает более поверхностное представление об усвоении ими знаний.

Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

Методы контроля:

устный

письменный

практический

машинный

самоконтроль

устный контроль – осуществляется в процессе устного пороса обучаемых. Позволяет выявить знания, проследить логику, умение использовать знания для выражения и доказательства своей точки зрения.

письменный контроль – предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ и так далее). позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий.

Практический контроль – применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигательных навыков.

Машинный контроль – экономит время учащихся и преподавателя.

Комбинированный (уплотненный) контроль – сочетание различных методов контроля (сочетание устного и письменного опроса).

Педагогические требования предъявляемые к контролю:

· индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого ученика, за кго личной учебной деятельностью);

· систематичность. регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

· разнообразие форм проведения контроля (выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля;

· всесторонность контроля (проверка теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся);

· объективность контроля (исключает субъективные и ошибочные суждения и выводы);

· дифференцированный подход (учитывает индивидуальные личностные качества обучаемых);

· единство требований со стороны обучающих.

Тестовый контроль – основным инструментом такого контроля является тест.

В зависимости от предмета измерения выделяют следующие тесты:

· педагогические

· психологические

· социологические

· социально-психологические

· культурологические и другие

Негативные стороны тестирования:

трудно проверить глубину понимания вопроса. логику мышления;

существует вероятность случайности;

тестовые задания не позволяют проверить творческое применение усвоенных знаний в новой ситуации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.008 с.)