Урок 2. Культурные традиции буддизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 2. Культурные традиции буддизма



Цель урока: познакомить учащихся с мировой религией буддизм.

Задачи:

обучающие: познакомить учащихся с основателем буддизма, культурными традициями религии.

развивающие: через различные формы работы на уроке способствовать мыслительной деятельности учащихся.

воспитательные:

воспитание нравственности, толерантности, умения работать в группе, выслушивать мнение одноклассников;

воспитание культуры речи;

эстетическое воспитание.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки, дополнительный текстовый материал.

 

Ход урока

Организационный момент.

Сверчок – мой друг, помощник в просветленье.
«Будь бдительным!» - Стрекочет по ночам.

Актуализация знаний.

На предыдущем уроке мы с вами разбирались в понятии «религия». Давайте вспомним определение этому понятию. Какие мировые религии мы узнали? Как связана культура с религией?

Изучение нового материала.

Сегодня я вас познакомлю с одной из древнейших мировых религий — буддизм. Для этого мы совершим путешествие в удивительную и сказочную страну Индию. А вы слышали что-нибудь про Индию? (Учитель на предыдущем уроке дал подготовить сообщение об Индии одному из учащихся).

Именно здесь в 1 тыс. до н.э. Возникла такая религия, как буддизм. Эта религия основана на учении удивительного человека Будды, именно он является основателем этого учения.

Сейчас я предлагаю посмотреть отрывок (14 мин.) из видеоролика о становлении буддизма (https://www.youtube.com/watch?v=vvglEWYhXZk) и ответить на несколько вопросов:

1. Как звали Будду до просветления?

2. Кем он являлся в мирской жизни?

3. Сколько встреч было у будущего Будды, перед тем как он решил изменить свою жизнь.

4. Кто такой отшельник?

5. Как называлось дерево, где пришло просветление Будды?

6. Что означает имя Будды?

7. Какие истины познал Будда?

Будда сформулировал четыре благородные истины:

1. в жизни существуют страдания;

2. причина страданий — желания;

3. избежать страданий можно лишь отказавшись от желаний;

4. существует путь, который избавляет от страданий.

Как вы считаете, что такое страдание?

Будда говорил, есть четыре главных страдания: рождение, старение, болезнь и смерть. Поэтому нельзя убежать от страданий, но можно понять их природу. Чтобы прекратить наши страдания, необходимо отречься от желаний, очиститься от загрязнения сознания, нужно успокаивать свой ум. Когда человек очистит свой ум, пройдет путь, он получит избавление от страданий и достигнет полного освобождения, то есть нирваны.

А сейчас давайте разберем несколько притч из учения Будды. И попытаемся раскрыть суть его истин.

Пристально всматривайтесь в себя

Будда обратился к своим ученикам:

В отношениях с мирскими людьми следует соблюдать величайшую осторожность. Как проходит по тернистому пути босой, осторожно ступая, так должен проходить по деревне мудрец. Как пчела не уничтожает ни краски, ни запаха цветка, но только снимает его нектар и улетает далее, точно так же должен проходить по деревне мудрый. Ученик должен размышлять сам про себя так: когда я шёл через деревню и собирал милостыню, возникли ли в моих помыслах от воспринятых глазами образов удовольствие, вожделение или ненависть, смущение или гнев?

Пристально всматривайтесь в себя, как молодая женщина рассматривает своё лицо в чистом зеркале. Заметив на нём нечистоту или пятно, она старается устранить их, а если не видит никакой нечистоты и никакого пятна, то и радуется: «Вот прекрасно! Как я чиста». Точно так же и ученик, убедившись, что он ещё не свободен от всех дурных побуждений, должен заботиться о том, чтобы стать свободным от них. Если же он увидит, что свободен от всех дурных и вредных побуждений, то должен быть доволен и весел. Блажен человек, приучивший свои помыслы к добру!

Ядовитая змея

Некогда Будда путешествовал по стране царя Прасенджиты и обнаружил в земле сокрытый клад, в котором было полно драгоценностей. Будда спросил Ананду:

- Видишь ли ты, что это ядовитая змея?

Ананда ответил:

-Вижу.

А в это время некто, следовавший за Буддой, услышав эти слова, решил подойти и посмотреть. Увидел, что это сокровища, и пренебрёг словами Будды, сочтя их пустым звуком: ведь на самом деле это драгоценности, а он называет их ядовитой змеёй! И тогда этот человек тайно созвал домочадцев и забрал сокровища.

Семья его разбогатела, но вскоре нашёлся человек, сказавший царю, что добытый клад не передан властям. Царь велел схватить нашедшего. Тот клялся, что всё уже отдал, но царь никак не верил этому.

Бедняга испытал яды всех страданий, но так ничего и не сказал. Царь разгневался и хотел наказать семь колен его рода. Когда его повезли на казнь, царь послал слугу разведать, что тот будет говорить по дороге. Осуждённый сказал:

-Будда говорил верно, это действительно ядовитая змея.

Учение Будды — это учения о жизни, о человеке. Он учил любить всех, живущих рядом, никому не причинять вреда, не обзывать друг друга, не обижать.

40 лет проповедовал Будда своим ученикам, которых становилось больше год от года. И всем он давал мудрые советы. Так буддизм как религия распространился на многие территории разных государств.

Отличительными являются культовые сооружения буддистов. Отличительными особенностями буддийских храмов являются многоуровневые крыши, свисающие карнизы, позолоченные столбы и деревянные украшения в виде мифических животных.

Буддисты пользуются лунным календарем, а потому праздники в нем скользящие – каждый год они приходятся на разные даты. К наиболее важным торжествам относятся:

· Весак – День рождения, Просветления и смерти Будды;

· Асалха – день первой проповеди Будды;

· Асола Перахара – праздник зуба Будды;

· Саагалган – буддийский Новый год;

· Праздник слонов – день памяти об одной из важнейших проповедей Гаутамы;

· Бун-Катхин – день одаривания монахов.

Праздники всегда сопровождаются красивыми шествиями, совместными молитвами, проповедями учения Гаутамы.

Пища буддистов: не едят мяса, убиенного живого существа. Не едят рыбу (рыба тоже живое существо). Основная еда – рис, саго, просо, пшено, овощи, фрукты.

А теперь работаем в парах. Давайте составим синквейн к слову «буддизм».

4. Рефлексия. Домашнее задание.

Символом Будды является лотос. На ваших столах лежат лепестки лотоса с советами Будды. Давайте озвучим каждый и соберем на доске целый цветок.

1. Спокойствие находится внутри вас. Не ищите его вовне.

2. Когда ум ясен, радость следует за вами, словно тень, и никогда не покидает вас.
3. Мы сформированы из наших мыслей. Мы становимся тем, о чем думаем.
4. Секрет здорового ума и тела заключается в том, чтобы не сокрушаться над прошлым, не слишком беспокоиться о будущем и осознанно жить настоящим моментом.
5. Злиться — это все равно, что держать раскаленный уголь в своих ладонях, намереваясь бросить его в кого-то. Но обжигает он в первую очередь вас.
6. Ваше предназначение в жизни — найти свое предназначение и посвятить ему все свое сердце и душу.
7. Глупец, который знает свою глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрым, воистину, как говорится, глупец.
8. Каждое утро мы рождаемся вновь. Только то, что вы делаете сейчас, имеет настоящее значение.
9. На свете не существует пожара более сильного, чем страсть, акулы более свирепой, чем ненависть, и урагана более опустошительного, чем жадность.
10. Счастье не зависит от того, кто вы есть или что у вас есть. Оно зависит исключительно от того, что вы думаете.
11. Вы не будете наказаны за свой гнев, вы будете наказаны вашим гневом.
12. Понять все — значит простить все.
13. Лучше ошибиться тысячи раз, приняв негодяя за святого, чем один раз, приняв святого за негодяя.
14. Ненависть никогда не истребится ненавистью, а только любовью.
15. Все, что мы есть, — это результат наших мыслей.
16. Весь секрет существования заключается в избавлении от страхов. Не бойся того, что с тобой будет, твое будущее от этого не изменится, зато настоящее станет спокойным.
17. Нет пути к счастью. Счастье и есть путь.
18. Боль неизбежна. Но страдание — личный выбор каждого.
19. Счастье никогда не придет к тому, кто не ценит того, что уже имеет.
20. Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь ее не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься.
21. Если рука не ранена, можно нести яд в руке. Яд не повредит не имеющего ран. Кто сам не делает зла, не подвержен злу.
22. Даже разумный человек будет глупеть, если он не будет самосовершенствоваться.
23. Одно полезное слово, услышав которое становятся спокойными, лучше тысячи речей, составленных из бесполезных слов.
24. Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя.
25. Победи себя, и выиграешь тысячи битв.

Пример:

Давайте подведем итоги нашего урока.

Итак, продолжите предложение:

Я запомнил сегодня на уроке....

Меня удивило...

Мне захотелось...

5. Домашнее задание: попробуйте изобразить Будду, каким вы его себе представляете. Сделать рисунок Будды на альбомном листе.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.129 (0.009 с.)