Методическая разработка по предмету однкнр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическая разработка по предмету однкнр



Методическая разработка по предмету ОДНКНР

Мировые религии. Религиозная толерантность.

(5 класс, II четверть учебного года)

 

Сухих Анастасия Алексеевна

Учитель истории

I квалификационная категория

 

 

Г. Сарапул

Г.

Содержание

Введение   3
Урок 1. Зарождение религии и роль религии в развитии культуры 5
Урок 2. Культура буддизма 12
Урок 3. Культура христианской Руси 18
Урок 4. Культура ислама 23
Урок 5. Культура иудаизма 28
Заключение   34
Список литературы   35
Приложения   36

 


 

Введение

Религия с древних времен была и остается фактором, объединяющим или раскалывающим общества. Религиозная нетерпимость даже в современных обществах становилась причиной братоубийственных войн и бедствий. Неприятие и нетерпимость к религиозным чувствам и ценностям иноверцев приводили к кровопролитным войнам, расколу государств и наций.

Сегодня все большее распространение среди молодежи имеет недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.

Прививка веротерпимости с детства немаловажный процесс в педагогической деятельности не только исторических дисциплин, но и в обучающем процессе в целом.

Цель разработки — формирование межконфессиональной и межэтнической толерантности, уважения к существующим религиям.

Задачи:

обучающие:

1. сформировать целостное представление о религии в мировой культуре;

2. познакомить учащихся с терминологией;

3. представить религию как динамический процесс в единстве;

4. развить умения судить о фактах, связанных с межрелигиозными вопросами;

5. развить рефлексивное мышление по теме религиозной толерантности.

развивающие:

1. дать возможность прикоснуться к вечным проблемам духовной жизни человечества, его истории и культуры, закрепить представления о нравственных и духовных ценностях;

2. поощрять любознательность учащихся к религиям через подготовку сообщений и презентаций;

3. способствовать выбору учащихся с помощью изучения религиозных и нравственных норм.

воспитательные:

1. приобщение учащихся к культуре родного края, воспитание чувства бережного отношения к памятникам, народным традициям, религиозным традициям;

2. воспитание самостоятельности, инициативности, коммуникативных навыков.

Данная разработка актуальна к использованию по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. Включает в себя разработку уроков в количестве 5 часов по модулю «Религия и культура».

Наиболее подходящими формами уроков являются беседа, дискуссии, индивидуальная и групповая работа с дополнительным материалом, решение познавательных задач.

Во время занятий используются технические средства (компьютер, проектор, интерактивная доска, аудио и видео - носители) и дополнительная литература.


 

Урок 1. Зарождение религии и роль религии в развитии культуры

Цель урока: дать целостное представление о религиозной культуре, помочь учащимся осознать значение религии в жизни человека, взаимосвязь культуры и религии.

Задачи:

обучающие:

1. раскрыть понятия «культура», «религия», «ритуал», «мировые религии», «толерантность»;

2. рассмотреть влияние религии на культуру.

развивающие: через различные формы работы на уроке способствовать мыслительной деятельности учащихся.

воспитательные:

1. воспитание нравственности, толерантности, умения работать в группе, выслушивать мнение одноклассников;

2. воспитание культуры речи;

3. эстетическое воспитание.

4. Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки, дополнительный текстовый материал.

Ход урока.

Организационный момент.

Рассказ учителя сопровождается презентацией.

Учитель читает в виде эпиграфа стихотворение:

Слайд 1.

Единство вер - нет ничего вернее

Обнимутся ислам, буддизм,

все христиане, иудеи.

Неважно как ты кличешь свою веру,

Как нареклась религия твоя.

Лишь веру верой надо мерить,

На вере верно каждому стоять.

Михаил Перченко

 

Слайд 2. Карточка 1.

Покровитель дома. Славяне верили, что им становится после смерти первый хозяин дома. Обычно он невидим, но иногда показывается людям в виде старика с длинными седыми волосами. (Домовой)

Слайд 3. Карточка 2.

Старик с бородой из колосьев. Он дует и свистит, вызывая ветер, или бегает, поднимая облако пыли, чтобы его было трудно увидеть. В дар ему приносили пару яиц или старого петуха. А на зиму оставляли на поле сноп сена и пучок колосьев, в которых он и прятался до следующего года. (Полевик)

Слайд 4.Карточка 3.

Следит за животными и деревьями, наказывает тех, кто без надобности губит природу. Может принимать различный облик - бесхвостого медведя, ягненка, коня, кота, совы или даже гриба, и легко меняет свой рост: в поле ниже травы, а в лесу выше деревьев. Но может также обернуться стариком с длинной бородой, или человеком в лаптях, надетых не на ту ногу. (Леший)

Карточка 4.

Лохматый бородатый старик, покрытый тиной или рыбьей чешуей. Голова огромная, выпученные мутные глаза, как у рыбы, зеленые волосы, а между пальцев утиные перепонки. Иногда он появляется среди людей, как обычный человек, но одежда у него мокрая, в заплатках и надета наизнанку. На земле он слабеет и спешит укрыться под воду. (Водяной)

Объясните как вы догадались, что речь идёт именно об этом духе?

Подумайте почему наши предки старались задобрить духов, приносили им дары?

Как вы думаете, почему древние люди почитали священных животных?

Со временем на смену веры в духов пришла вера во множество богов, многобожие. На уроках истории вы уже познакомились с некоторыми из них. Вспомните каких богов вы изучали проходя Древний Египет.

Существует притча о возникновении религий. Давайте прочтем ее.

Слайд 5.                   

Слайд 6.

Религия — это вера людей в сверхъестественные силы и поклонение им.

Ритуал — участие людей в религиозных действиях.

Национальные религии — это религии, которые распространены в пределах одного народа.

Мировые религии — религии, распространившиеся среди народов разных стран и континентов и объединяющие людей общей веры, независимо от их этнической, языковой и политической принадлежности.

Слайд 7. Существуют три мировых религии: буддизм, христианство, ислам. Учащиеся записывают в тетради схему.

 

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

 

 


Учитель: Более подробней о мировых религиях мы поговорим на следующих уроках. А теперь давайте разберемся в понятии «культура». В самом начале изучения курса ОДНКНР мы с вами дали определение понятию культура. Давайте вспомним, что такое культура.

Слайд 8. Культура — это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении всей жизни. Культура бывает материальной и духовной. Что же относится к материальной культуре? (Учащиеся пытаются вспомнить понятия, относящиеся к той или иной культуре).

Слайд 9. Давайте попробуем к каждой букве слова «КУЛЬТУРА» придумать слова, связанные с этим словом.

К — красота

У — устои

Л — любовь, личность

Ь

Т — традиции

У — уважение, уникальность

Р — развитие

А — архитектура

Слайд 10. Задание: соотнести с видами культуры слова,  изображенные на слайдах (искусство, монеты, посуда, традиции, театр, здание, литература, украшения и тд.)

Как же культура связана с религией?

Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для ее существования.

В каждой религии нужно было иметь место для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания, которые должны были служить этим целям. Люди до сих пор с удовольствием посещают сохранившиеся величественные храмы Древней Индии, Древней Греции. В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней. На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман. Сейчас буддистские, исламские, христианские храмы можно встретить повсюду.

В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. И у нас в республике имеются великолепные храмы.

 А у нас в городе есть храмы?

Где он находится? Как называется?

Живописцы всех времен часто обращались к религиозным сюжетам в своих картинах (показ репродукций). В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты.

И в России мы можем привести праздники, где участие принимают духовные лица. Например, Крещение Господне, когда священник освещает воду, и она становится целебной.

А какие еще религиозные праздники вы знаете?

Таким образом, религия и культура тесно связаны между собой. Без религиозных обрядов, сюжетов наша культура была б бедней, скучней.

Рефлексия.

У вас на столах лежат термины, вам необходимо провести соответствие с их определением.

Религия — это вера людей в сверхъестественные силы и поклонение им.

Ритуал — участие людей в религиозных действиях.

Национальные религии — это религии, которые распространены в пределах одного народа.

Мировые религии — религии, распространившиеся среди народов разных стран и континентов и объединяющие людей общей веры, независимо от их этнической, языковой и политической принадлежности.

Культура — это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении всей жизни. Культура бывает материальной и духовной.

5. Домашнее задание.

Подготовить сообщение по теме на выбор:

1. Памятники духовной культуры города.

2. Памятники материальной культуры города.


 

Ход урока

Организационный момент.

Сверчок – мой друг, помощник в просветленье.
«Будь бдительным!» - Стрекочет по ночам.

Актуализация знаний.

На предыдущем уроке мы с вами разбирались в понятии «религия». Давайте вспомним определение этому понятию. Какие мировые религии мы узнали? Как связана культура с религией?

Изучение нового материала.

Сегодня я вас познакомлю с одной из древнейших мировых религий — буддизм. Для этого мы совершим путешествие в удивительную и сказочную страну Индию. А вы слышали что-нибудь про Индию? (Учитель на предыдущем уроке дал подготовить сообщение об Индии одному из учащихся).

Именно здесь в 1 тыс. до н.э. Возникла такая религия, как буддизм. Эта религия основана на учении удивительного человека Будды, именно он является основателем этого учения.

Сейчас я предлагаю посмотреть отрывок (14 мин.) из видеоролика о становлении буддизма (https://www.youtube.com/watch?v=vvglEWYhXZk) и ответить на несколько вопросов:

1. Как звали Будду до просветления?

2. Кем он являлся в мирской жизни?

3. Сколько встреч было у будущего Будды, перед тем как он решил изменить свою жизнь.

4. Кто такой отшельник?

5. Как называлось дерево, где пришло просветление Будды?

6. Что означает имя Будды?

7. Какие истины познал Будда?

Будда сформулировал четыре благородные истины:

1. в жизни существуют страдания;

2. причина страданий — желания;

3. избежать страданий можно лишь отказавшись от желаний;

4. существует путь, который избавляет от страданий.

Как вы считаете, что такое страдание?

Будда говорил, есть четыре главных страдания: рождение, старение, болезнь и смерть. Поэтому нельзя убежать от страданий, но можно понять их природу. Чтобы прекратить наши страдания, необходимо отречься от желаний, очиститься от загрязнения сознания, нужно успокаивать свой ум. Когда человек очистит свой ум, пройдет путь, он получит избавление от страданий и достигнет полного освобождения, то есть нирваны.

А сейчас давайте разберем несколько притч из учения Будды. И попытаемся раскрыть суть его истин.

Ядовитая змея

Некогда Будда путешествовал по стране царя Прасенджиты и обнаружил в земле сокрытый клад, в котором было полно драгоценностей. Будда спросил Ананду:

- Видишь ли ты, что это ядовитая змея?

Ананда ответил:

-Вижу.

А в это время некто, следовавший за Буддой, услышав эти слова, решил подойти и посмотреть. Увидел, что это сокровища, и пренебрёг словами Будды, сочтя их пустым звуком: ведь на самом деле это драгоценности, а он называет их ядовитой змеёй! И тогда этот человек тайно созвал домочадцев и забрал сокровища.

Семья его разбогатела, но вскоре нашёлся человек, сказавший царю, что добытый клад не передан властям. Царь велел схватить нашедшего. Тот клялся, что всё уже отдал, но царь никак не верил этому.

Бедняга испытал яды всех страданий, но так ничего и не сказал. Царь разгневался и хотел наказать семь колен его рода. Когда его повезли на казнь, царь послал слугу разведать, что тот будет говорить по дороге. Осуждённый сказал:

-Будда говорил верно, это действительно ядовитая змея.

Учение Будды — это учения о жизни, о человеке. Он учил любить всех, живущих рядом, никому не причинять вреда, не обзывать друг друга, не обижать.

40 лет проповедовал Будда своим ученикам, которых становилось больше год от года. И всем он давал мудрые советы. Так буддизм как религия распространился на многие территории разных государств.

Отличительными являются культовые сооружения буддистов. Отличительными особенностями буддийских храмов являются многоуровневые крыши, свисающие карнизы, позолоченные столбы и деревянные украшения в виде мифических животных.

Буддисты пользуются лунным календарем, а потому праздники в нем скользящие – каждый год они приходятся на разные даты. К наиболее важным торжествам относятся:

· Весак – День рождения, Просветления и смерти Будды;

· Асалха – день первой проповеди Будды;

· Асола Перахара – праздник зуба Будды;

· Саагалган – буддийский Новый год;

· Праздник слонов – день памяти об одной из важнейших проповедей Гаутамы;

· Бун-Катхин – день одаривания монахов.

Праздники всегда сопровождаются красивыми шествиями, совместными молитвами, проповедями учения Гаутамы.

Пища буддистов: не едят мяса, убиенного живого существа. Не едят рыбу (рыба тоже живое существо). Основная еда – рис, саго, просо, пшено, овощи, фрукты.

А теперь работаем в парах. Давайте составим синквейн к слову «буддизм».

4. Рефлексия. Домашнее задание.

Символом Будды является лотос. На ваших столах лежат лепестки лотоса с советами Будды. Давайте озвучим каждый и соберем на доске целый цветок.

1. Спокойствие находится внутри вас. Не ищите его вовне.

2. Когда ум ясен, радость следует за вами, словно тень, и никогда не покидает вас.
3. Мы сформированы из наших мыслей. Мы становимся тем, о чем думаем.
4. Секрет здорового ума и тела заключается в том, чтобы не сокрушаться над прошлым, не слишком беспокоиться о будущем и осознанно жить настоящим моментом.
5. Злиться — это все равно, что держать раскаленный уголь в своих ладонях, намереваясь бросить его в кого-то. Но обжигает он в первую очередь вас.
6. Ваше предназначение в жизни — найти свое предназначение и посвятить ему все свое сердце и душу.
7. Глупец, который знает свою глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрым, воистину, как говорится, глупец.
8. Каждое утро мы рождаемся вновь. Только то, что вы делаете сейчас, имеет настоящее значение.
9. На свете не существует пожара более сильного, чем страсть, акулы более свирепой, чем ненависть, и урагана более опустошительного, чем жадность.
10. Счастье не зависит от того, кто вы есть или что у вас есть. Оно зависит исключительно от того, что вы думаете.
11. Вы не будете наказаны за свой гнев, вы будете наказаны вашим гневом.
12. Понять все — значит простить все.
13. Лучше ошибиться тысячи раз, приняв негодяя за святого, чем один раз, приняв святого за негодяя.
14. Ненависть никогда не истребится ненавистью, а только любовью.
15. Все, что мы есть, — это результат наших мыслей.
16. Весь секрет существования заключается в избавлении от страхов. Не бойся того, что с тобой будет, твое будущее от этого не изменится, зато настоящее станет спокойным.
17. Нет пути к счастью. Счастье и есть путь.
18. Боль неизбежна. Но страдание — личный выбор каждого.
19. Счастье никогда не придет к тому, кто не ценит того, что уже имеет.
20. Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь ее не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься.
21. Если рука не ранена, можно нести яд в руке. Яд не повредит не имеющего ран. Кто сам не делает зла, не подвержен злу.
22. Даже разумный человек будет глупеть, если он не будет самосовершенствоваться.
23. Одно полезное слово, услышав которое становятся спокойными, лучше тысячи речей, составленных из бесполезных слов.
24. Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя.
25. Победи себя, и выиграешь тысячи битв.

Пример:

Давайте подведем итоги нашего урока.

Итак, продолжите предложение:

Я запомнил сегодня на уроке....

Меня удивило...

Мне захотелось...

5. Домашнее задание: попробуйте изобразить Будду, каким вы его себе представляете. Сделать рисунок Будды на альбомном листе.

 


 

Задачи:

обучающие: выявление характерных особенностей христианских традиций в культуре Руси;

развивающие: развитие творческого мышления учащихся;
развитие самостоятельности; развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;

воспитательные: воспитание чувства патриотизма и сопричастности к родной истории.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки, дополнительный текстовый материал.

 

Ход урока

Организационный момент.

На прошлом уроке мы с вами изучили одну из мировых религий буддизм. Давайте вспомним основные моменты.

Устный опрос:

1. родина зарождения буддизма?

2. Основатель учения?

3. Основные положения буддизма?

4. Чем уникальна культура буддистов?

Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся еще с одной из древних мировых религий. Однако она появилась позже буддизма. А что за это религия мы поймем посмотрев небольшой мультфильм (https://www.youtube.com/watch?v=bSvXwIggH_0).

Как вы уже догадались, мы сегодня будем говорить о вере в Иисуса Христа — христианстве и распространении религии на территории России.

Как мы уже поняли из мультфильма Иисус сын божий, рожденный в семье Иосифа и Марии. Будущий спаситель человечества. Всю свою жизнь он спасал людей от бед, давал советы и вел по божьему пути. Его наставления мы знаем в виде заповедей божьих. У каждого на столе лежат эти заповеди. Давайте прочтем и поразмышляем над ними.

1. Я – Господь твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме меня

2. Не создавай себе кумира…

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно

4. Не проводи субботу в повседневной работе, посвяти ее Богу

5. Почитай отца и матерь свою…

6. Не убивай

7. Не прелюбодействуй

8. Не кради

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

10. Не завидуй

Первая заповедь

Первая звучит: «Я – Господь твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме меня». Это означает, что Бог является источником всех благ и руководителем всех человеческих поступков. И поэтому человек всю свою жизнь должен направить на познание Бога и своими благочестивыми поступками прославлять имя его. В этой заповеди указывается, что Бог един на всем белом свете и других богов иметь недопустимо.

Вторая заповедь

Во второй заповеди говорится: «Не создавай себе кумира…» Богом запрещается человеку создавать себе воображаемых или вещественных кумиров и преклоняться перед ними. Кумирами для современного человека стало земное счастье, богатство, физическое удовольствие и фанатичное преклонение перед своими лидерами и вождями.

Третья заповедь

Третья говорит: «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно». Человеку запрещается употреблять имя Господа неблагоговейно в житейской суете, в шутках или пустых разговорах. Грехами являются богохульство, кощунство, клятвопреступление, нарушение обетов, данных Господу и т.д.

Четвертая заповедь

В четвертой говорится о том, что надо помнить день субботний и свято проводить его. Шесть дней нужно работать, а седьмой посвятить Богу своему. Это значит, что шесть дней в неделю человек трудится, а в седьмой день (субботу), должен изучать слово Божие, молиться в храме, а значит, посвящать день Господу. В эти дни нужно заботиться о спасении души своей, вести благочестивые беседы, просвещать ум религиозными знаниями, посещать больных и заключенных, помогать бедным и т.д.

Пятая заповедь

В пятой говорится: «Почитай отца и матерь свою…» Бог повелевает всегда заботиться, уважать и любить своих родителей, не оскорблять их ни словом, ни делом. Великий грех - неуважение отца и матери. В Ветхом Завете за этот грех наказывали смертью.

Шестая заповедь

Шестая гласит: «Не убивай». Эта заповедь запрещает забирать жизнь у других и у себя. Жизнь - великий дар Божий, и только он устанавливает человеку пределы земной жизни. Поэтому самоубийство - это есть самый тяжелый грех. В самоубийство кроме самого убийства вкладываются еще и грехи маловерия, отчаяния, ропот против Господа и восстание против его промысла. Всякий, кто питает чувство ненависти к другим, желает смерти ближним, заводит ссоры и драки, тот грешит против этой заповеди.

Седьмая заповедь

В седьмой написано: «Не прелюбодействуй». В ней указывается, что человеку нужно быть, если он не женат, целомудренным, а если женат, хранить верность мужу или жене. Чтобы не грешить, не нужно устраивать бесстыдные песни и танцы, смотреть соблазнительные фотографии и фильмы, слушать пикантные анекдоты и т.д.

Восьмая заповедь

Восьмая говорит: «Не кради». Бог запрещает присваивать имущество другого. Нельзя заниматься воровством, грабительством, тунеядством, взяточничеством, лихоимством, а также уклоняться от долгов, обвешивать покупателя, утаивать найденное, обманывать, удерживать зарплату наемного работника и т.д.

Девятая заповедь

Девятая указывает: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Господь запрещает человеку давать ложные показания против другого на суде, совершать доносы, клеветать, сплетничать и злословить. Это дело дьявольское, ведь слово «дьявол» означает «клеветник».

Десятая заповедь

В десятой заповеди Господь учит: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его…» Здесь людям указывается на то, что надо учиться воздерживаться от зависти и не иметь нехороших желаний.

Откуда же на Русь пришло христианство?

На Руси христианство распространилось под влиянием богатой сильной большой империи Византии. Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга. Случилось это в середине X века в городе Константинополе. Но народ не спешил принимать новую веру, даже сыновья Ольги осуждали её за отказ от язычества (многобожия). Только десятилетия спустя, в 988 году, христианство пришло на Русь. Это произошло во времена правления Великого князя Владимира Красное Солнышко – внука княгини Ольги.

Давайте поработаем с фрагментом исторического документа «Повестью временных лет» и попробуем ответить на вопрос, почему же Владимир решил принять православие?

«В год 6495 (987).И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам: «говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме… И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…»

И крестился Владимир в граде Константинополе, а русичей крестил в реке Днепр. Всех идолов приказал снести. С этого времени стали русские православными. Вместе с тем стали воздвигать храмы, открывать школы, переводить священные книги с греческого на славянский.

Православные храмы или церкви величественны, красивы. Главной внешней особенностью храмов являются купола, которые заканчиваются крестом. Неотъемлемой частью православного храма являются купола.

Ребята, скажите, когда звонят в церкви колокола? (во время службы, церковных праздников).

В древнее время у людей не было часов. Колокольный звон оповещал людей о начале службы или о каком-либо другом событии.
В настоящее время колокольный звон в церкви обычно употребляется для:
1) для призыва христиан к богослужению и для оповещения о времени его начала;
2) для возвещения не присутствующим в храме момента совершения наиболее важных молитвословий и священнодействий во время литургии и других богослужений;
3) для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан, в наиболее великие праздники — помимо богослужения.

Благовест - это когда сначала производится три редких, медленных протяжных удара по одному колоколу, а затем следуют мерные удары. Благовест возвещает о начале службы (дети прослушивают колокольный звон).
Звон колокола сопровождает всю жизнь православного человека — с колокольным звоном совершается таинство крещения, венчание, отпевание. При победе над врагом радостным звоном встречали победителей (слушание свадебного звона).

Перезвон — звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого, повторяющийся несколько раз. Совершается на литургии и в особых торжественных случаях (слушание Перезвона).

Перебор — это погребальный, печальный звон, он звучит после отпевания. В переборе другая очередность звона в колокола — с маленького до большого, что как бы символизирует человеческую жизнь от младенчества до старости, и под конец — удар во все колокола — обрыв, смерть (слушание погребального Перебора).

В трезвоне участвуют все группы колоколов, вплетающих свои голоса в общий хор. Это самый сложный и радостный звон (слушание трезвона к литургии).

Набат - это очень частый, который бывает во время тревоги (слушание набата).

Колокол – это предмет церковный. И прежде, чем подняться на колокольню, колокол всегда освящается священником, то есть ему испрашивается Божие благословение и сила, для чего существует специальный чин освящения, после которого колокольный звон уже не может быть пуст и прост. Вот он и утешает, прекращает бури, освящает своим звоном воздух, а человека укрепляет в благочестии и вере, наставляет молитвою и славословием противостоять диавольским наветам. Слыша колокольный звон, в старое время народ снимал шапки и крестился, призывая благодать Божию и благодаря за нее. Колокола на Руси сопровождали человека от рождения до его смерти.

Один из учеников читает стихотворение со слайда:

Храм божий на горе стоит,

Небесным светом освещённый.

Секреты древности хранит,

Луной и солнцем озарённый.

Добро несёт в своих чертах

И звук, застывший в нём навеки.

Звук, что звучит в наших сердцах,

Лишь только прикрываем веки.

Мы слышим песню, что ведёт

Нас к храму праведного света.

И этот свет в себе несёт

Красу зимы, весны и лета

И осени златой букет,

Что в куполах находит отраженье.

Так сохрани же этот свет

И это вечное видение…

Давайте вместе сочиним поэтические строки о православном храме (дети составляют синквейн).

Выразительно прочтите, что у вас получилось.

Рефлексия.

Давайте подведем итоги нашего урока.

Кто такие христиане?

Когда и откуда к нам пришло православие?

Что такое храм?

Зачем люди строили храмы?

Когда люди строили храм, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны? Вот это и есть пример того, что религия тесно связана с культурой.

4. Домашнее задание.

Подготовить сообщение об одном из храмов нашего города.

По окончании модуля «Религия и культура» запланирована экскурсия в православный храм.


 

Урок 4. Культура ислама.

Цель урока: познакомить учащихся с основами исламской культуры.

Задачи урока:

обучающие: сформировать представление о новой мировой религии;

развивающие: развитие творческого мышления учащихся;
развитие самостоятельности; развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;

воспитательные: воспитание чувства патриотизма и сопричастности к родной истории.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки, дополнительный текстовый материал.

 

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний.

На предыдущих уроках мы познакомились с двумя мировыми религиями. Давайте вспомним, что такое религия? Что значит мировая религия? Какие мировые религии существуют? Опишите кратко, в чем заключается суть религии буддизма и православия?

Изучение новой темы.

Сегодня мы познакомимся с более молодой мировой религией ислам. Но сначала давайте обратимся к карте. Покажите, где на карте находится Аравийский п-ов? Какими морями омывается?

В давние времена на этой территории жили арабы-бедуины, кочевники. И были они язычниками, верили во множество богов. Поклонение разным божествам разобщали арабский народ и приводили к вражде.

Главной святыней арабов была Кааба, черный камень, предположительно упавший метеорит, вокруг которого располагались разные статуи богов. Существует легенда, что камень почернел от слез и грехов молящихся. Тысячи арабов со всего острова стекались для поклонения в Мекку. Богатые купцы, ржавшие власть в Мекке, извлекали из этого немалую выгоду.

Но однажды житель Мекки Мухаммед призвал всех арабов отказаться от поклонения многочисленным богам, а верить лишь в единого Бога- Аллаха. Эта проповедь вызвала недовольство купцов, они стали преследовать Мухаммеда, боявшись, что своими проповедями он запретит людям приходить к Каабе. Поэтому Мухаммеду с его сторонниками пришлось бежать в другой город Медину. Это событие, хиджра, стало точкой отсчета мусульманского летосчисления.

Давайте узнаем, каким же был пророк Мухаммед. На ваших столах лежат тексты, описывающие пророка. Давайте прочтем и ответим на несколько вопросов по тексту.

Где родился Мухаммед?

Во сколько лет пророк остался сиротой?

Чем занимался Мухаммед?

Как звали ангела, который явился Мухаммеду?

Как назвал ангел Мухаммеда?

Священный город пророка?

Пророк Мухаммед

Пророк Мухаммед родился в Мекке приблизительно в 570 или 571 году. Отец Мухаммеда умер незадолго до его рождения, а когда мальчику было 6 лет, он потерял мать. Спустя два года скончался дедушка Мухаммеда, который отечески заботился о нем. Юного Мухаммеда воспитал его дядя Абу Талиб.

В 12 лет Мухаммед вместе с дядей отправился по торговым делам в Сирию, и окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, иными вероисповеданиями. Мухаммед был погонщиком верблюдов, затем торговцем.

Когда ему исполнился 21 год, он получил место приказчика у богатой вдовы Хадиджи. Занимаясь торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. В 25 лет он женился на своей хозяйке. Брак был счастливым. Но Мухаммеда влекло к духовным исканиям. Он уходил в пустынные ущелья и в одиночестве погружался в глубокое созерцание.

В 610 году в пещере горы Хира Мухаммеду явился ангел Джабраил, посланный Аллахом, с первыми аятами Корана, который приказал ему запомнить текст откровения и назвал его «Посланником Аллаха». Начав проповедовать среди близких, Мухаммед понемногу расширял круг приверженцев. Он призвал своих соплеменников к единобожию, к праведной жизни, соблюдению заповедей при подготовке к грядущему божьему суду, рассказывал о всемогуществе Аллаха, создавшего человека, все живое и неживое на земле. Свою миссию он воспринимал как поручение от Аллаха, а своими предшественниками называл библейских персонажей: Мусу (Моисей), Йусуфа (Иосиф), Закарию (Захария), Ису (Иисус). Особое место в проповедях было отведено Ибрахиму (Авраам), который был признан праотцом арабов и евреев и первым, кто проповедовал единобожие. Мухаммед заявлял, что его миссия заключается в восстановлении веры Авраама.

Аристократия Мекки усмотрела в его проповедях угрозу своей власти и организовала заговор против Мухаммеда. Узнав об этом, соратники пророка уговорили его покинуть Мекку и перебраться в город Ясриб (Медина) в 622 году. В дальнейшем древнее языческое святилище Кааба в Мекке было объявлено мусульманской святыней, и с этого времени мусульмане стали молиться, обращая свои взоры на Мекку. Незадолго до своей кончины пророк посетил Мекку, где сломал все языческие идолы, стоявшие вокруг Каабы.

Мухаммед 8 июня 632 года завершил свой земной путь и был похоронен в Медине.

В последующие годы большинство арабов приняли ислам. А всех сторонников ислама стали называть мусульманами, т. е. покорные Аллаху.

Священная книга ислама — Коран. Коран содержит в себе основные принципы и идеи вероучения, которые, согласно мусульманской традиции, были переданы пророку Мухаммеду самим Аллахом, через ангела Джабраила.

Делится Коран на 114 глав(сур). Мусульмане считают, что содержание Корана не может быть изменено, так как Всевышний пообещал его охранять вплоть до Судного дня.

Каждый мусульманин несёт следующие обязанности перед Кораном:

· Верить в то, что Благородный Коран является Словом Всевышнего Аллаха



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.194 с.)