Исчезновение логотипа и 100 миллионов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исчезновение логотипа и 100 миллионов



 

Блаттера терзают не только призраки почившего ISL. Есть еще одно существо, которое всякий раз появляется, исчезает из поля зрения и возвращается вновь. Это существо реально. Имя ему – Жером Вальке. Даже по меркам ФИФА француз построил весьма своеобразную карьеру.

В апреле 2001 года он впервые объявился с командой своего прежнего работодателя Vivendi в тонущем ISL. Он проверял бухгалтерские книги, чтобы выкупить агентство. О том, что к жизни его уже не вернуть, он узнал довольно скоро. Но видит ли Вальке во время своей проверки те подозрительные выплаты, какие увидел после него конкурсный распорядитель Бауэр? Видит ли он имена руководителей ФИФА? Все участники это оспаривали. Еще более странно, что через некоторое время Блаттер обвиняет его в оказании давления на руководство ФИФА. Происходит обмен гневными письмами. Адвокаты лихорадочно проводят переговоры. Затем снова воцаряется спокойствие, ФИФА вместе с персоналом обанкротившегося ISL создают собственное маркетинговое агентство. И летом 2003 года у него появляется новый руководитель: Жером Вальке.

Неужели в час ссоры они познали особую человеческую ценность? Откуда такая внезапная близость? Теперь Вальке заключает новые контракты со спонсорами на два четырехлетних периода, с ЧМ в Германии до Бразилии 2014 года. При этом он демонстрирует такой стиль ведения переговоров, который наряду с невероятным упадком имиджа в итоге приносит федерации убытки более чем на 100 миллионов долларов. Вместе с тем исчезает известный на весь мир логотип ФИФА с двумя мячами, символизирующими земной шар. Нью-йоркский суд порицает неоднозначные переговоры Вальке с операторами платежных систем MasterCard и Visa, с которыми ФИФА обошлась непорядочным образом. Вальке выставляют истинным духом лжи 49. Наглядный случай управленческой ошибки? Да, даже по меркам ФИФА: в декабре 2006 года Вальке и троих его сотрудников увольняют без предупреждения. Квартет, как говорится в пресс-релизе от 15 декабря 2006 года, нарушил деловые принципы, с чем ФИФА не может мириться. Увольнение за это следует незамедлительно.

Лишь один человек в ФИФА этого не понимает: Зепп Блаттер. Спустя шесть месяцев президент принимает Вальке обратно. И не куда-нибудь, а на пост генерального секретаря. Разве Вальке не был уволен совсем недавно? Блаттер изворачивается перед прессой, когда речь заходит о возвращении блудного сына. Он демонстрирует ту черту, за которой знатоки уровня Румменигге сравнивают его с «угрем»: вдруг выясняется, что Вальке «никогда не увольняли, а временно отстранили». Представители прессы гадают, какое из двух красных лиц на сцене горит ярче, Блаттера или Вальке. Уволенный директор по маркетингу и новоиспеченный генеральный секретарь прячет глаза за сложенными ладонями. У Блаттера трясутся губы, когда он произносит: «Мы говорим о настоящем, а не о прошлом. Господин Вальке брал тайм-аут. Теперь он снова с нами, и мы несказанно рады!»

Так рады возвращению человека, которого совсем недавно признали виновным в аферах с Visa и MasterCard и уволили без предупреждения. Очередная махинация, достойная фильма. Чем именно привлек Блаттера человек, которого он окрестил шантажистом, уволил за причиненный громадный ущерб репутации и состоянию ФИФА? Почему теперь он радостно заключает его в объятия? Блаттер отмахивается от расспросов. ФИФА смотрит в будущее. Впрочем, о странном человеколюбии Блаттера ходит немало догадок – стоит лишь вспомнить случай с арбитром Люсьеном Бушардо. После короткой беседы Блаттер вручил ему, совершенно незнакомому человеку, чек на 25000 долларов. Из человеколюбия, как он утверждает. Или же были другие причины? Быть может, Блаттер купил улики против конкурента? Что, если и в случае с Вальке спрятан скелет в шкафу?

Неприятности с финансовыми корпорациями обеспечивают ФИФА славой во всех мировых СМИ. При этом проявляется не только дерзость, с которой Международная федерация стравливает две конкурирующие корпорации, но и то, насколько она беспринципна, эта отрасль. И поэтому находит в ФИФА достойного партнера для рекламы. Ведь, несмотря на все это безобразие, никто не выступил с обвинениями против ФИФА. Никто не помог MasterCard, никто не возмутился или даже не напомнил о требованиях деловой этики. Потому что никому не хочется упустить выгодную сделку с футбольным монополистом. Поэтому Блаттер и Вальке могут манипулировать не только этими двумя корпорациями, но и всей беспринципной сферой спонсорства.

Да, сложившийся вокруг ФИФА деловой мир составляет значительную часть общей проблемы: спонсоры, которые закрывают глаза на сомнительные действия функционеров. До тех пор пока ситуация не изменится, руководство ФИФА будет продолжать в том же духе. На них оказывают давление за кулисами, утверждают фирмы в кризисные времена. Это вызывает сомнения. О чем бы ни говорилось за кулисами, на сцене ничего не меняется. В случае сомнения спонсор предпочтет и дальше ютиться с продажным партнером, чем совсем откажется от выгодной сделки. Если «Кока-кола» вдруг сморщит нос, ФИФА всегда может переметнуться к «Пепси». Если «Адидас» или Sony пригрозят выйти из игры, «Найк» и Samsung тут как тут.

Где в этом грязном бизнесе проходит граница, через которую нельзя переступать? Там, где покупатель понимает, что его дурачат, что матерые профессионалы используют его любимый вид спорта и лозунги в попытках привлечь внимание к своим товарам. Спонсор начинает беспокоиться, когда покупатель принимается задавать вопросы. Именно это переживает ФИФА осенью 2011 года, испытав на себе давление всего мира. Бутрос Бутрос, вице-президент по связям с общественностью одного из главных спонсоров Emirates Airline, объявляет: «Мы всерьез подумываем не продлевать сотрудничество с ФИФА в 2014 году». Авиакомпания, как и другие премиум-партнеры, «Адидас», «Кола» Hyundai, Sony и Visa, вложила целое состояние в рекламную кампанию 2014 года, порядка 195 миллионов долларов. И теперь за приобретенную по такой цене близость к ФИФА на авиакомпанию наседают клиенты. «Чтобы мы получали в социальных сетях негативные отзывы от наших пассажиров, которые спрашивают, почему мы поддерживаем эту организацию, – такого еще не было», – сетует Бутрос. Корпорация, тесно связанная со спортивным рынком, проверит, не повлечет ли ее сотрудничество с ФИФА убытки для бренда в долгосрочной перспективе. Кроме того, менеджер авиакомпании возмущен внутренними действиями ФИФА. «Будучи спонсором, ожидаешь, что тебя оповестят о кризисе. Но они ведут себя так, будто спонсоров это дело совершенно не касается» 50. Значит, чтобы спонсор выражал возмущение, исключено – это возложено на покупателей.

«Адидас», где четко различают поддержку футбола от поддержки ФИФА, решается на изобличительное заявление: они не в восторге от махинаций ФИФА, связанных с подкупом. Однако в компании подчеркивают, что хотят и впредь сотрудничать с федерацией и что «вероятная коррупция не принесет пользу ни футболу, ни партнерам ФИФА» 51.

Все актеры: федерации, спонсоры, СМИ, лицензиаты – играют на грани фола эмоциями людей, создают потенциально прибыльных героев и героические истории. А за кулисами простирается «кровавое поле битвы спортивного рынка», которое описал в книге Майкл Пейн, бывший менеджер ISL и директор по маркетингу в МОК. Кроме того, Пейн рассказывает, как в 1985 году корпорация Visa потеснила главного спонсора МОК и своего конкурента American Express. Цена в 14,5 миллиона долларов показалась тогда наблюдательному совету Visa слишком высокой. Но потом директор по маркетингу, который уже начал агрессивную рекламную кампанию, предложил грубый, но убедительный аргумент: Visa «всадит нож в спину American Express» 52. Как бы то ни было: жесткий удар губит и MasterCard.

К тому времени, когда MasterCard хочет воспользоваться своим гарантированным по договору преимущественным правом приобретения, их тесное сотрудничество с ФИФА длится уже 16 лет. Но ФИФА втайне заключает договор с их главным конкурентом – Visa и демонстрирует при этом такие финты и фолы, от которых любому игроку на поле станет не по себе. В своей переписке по электронной почте даже ловкие ребята из ФИФA Marketing AG гадают, как им удалось придать этой «лаже такой вид, будто мы что-то понимаем в деловой этике». Когда дело оказывается в суде, присяжные представляют два договора с различными датами – и различными подписями председателя правления Visa. Один из договоров поддельный.

Судья Лоретта Преска и ее ассистент разоблачают эту грязную сделку 53. У Visa, исходя из обычной деловой практики, с самого начала были сомнения относительно преимущественного права MasterCard. Жером Вальке развеивает их сомнения. Это удается и Зеппу Блаттеру, который в начале 2005 года приглашает в Цюрих председателя правления Visa Кристофера Родригеса. За обедом он обхаживает нового потенциального партнера, то же самое делает Вальке на деловом уровне. Начинаются двойные переговоры, люди ФИФА постоянно информируют Visa о делах с MasterCard. В отношении последних все держится в строжайшей тайне. Почему же ФИФА хочет заключить сделку с Visa – дело не в лучших финансовых условиях нового партнера. Это напоминает фиктивные переговоры ФИФА по правам на трансляцию и рекламу, которые, несмотря на множество предложений от конкурентов, всегда доставались ISL. Теперь, в махинации с финансовыми организациями, цифры по предложению MasterCard неизменно выше – лишь в последний момент Visa сравнивает показатели и приписывает к предложению загадочную добавленную стоимость. Фиктивную стоимость, как обеспокоенно утверждает юрист ФИФА.

В MasterCard ничего не подозревают. Осенью 2005 года финансовый директор ФИФА Хулио Грондона даже публично поздравляет компанию с продлением договора. Затем, 7 декабря, исполнительный комитет санкционирует продление контракта с MasterCard. Позднее эта встреча в Цюрихе привлечет особое внимание суда в США. Ему хотелось бы перепроверить главные эпизоды по протоколу заседания, когда MasterCard выигрывает торги. Но судьи терпят неудачу. Именно этот протокол в ФИФА утерян. Ни единого проблеска надежды – в аудиозаписи заседания именно на том участке, где зафиксирована сделка с MasterCard, обнаруживается лакуна.

Несмотря на решение правления в пользу MasterCard, Вальке бесцеремонно продолжает переговоры с Visa. Дверь еще открыта, еще ничего не подписано. Но время не терпит. В начале марта 2006 года MasterCard направляют окончательную версию спонсорского договора на 180 миллионов долларов. Менеджеры в США довольны «порядочным отношением» друзей из ФИФА, переговоры в поистине партнерском духе. Но Вальке продолжает зазывать Visa: Родригесу стоило бы созвониться с Блаттером.

13 марта 2006 года на заседании финансового комитета и правления ФИФА внезапно все выясняется. Visa, заявляет Вальке, тоже заплатит 180 миллионов долларов и еще 15 миллионов по «добавленной стоимости». Как именно это выглядит? Уполномоченный по этому делу юрист ФИФА не видит в этом никакой ценности. Все равно. В любом случае должна быть Visa. Это значит, что теперь нужно как-то отозвать уже готовый контракт с MasterCard. Но как? У людей Вальке есть повод: ведь имеет место «старое дело по торговым маркам», докладывают они шефу. Действительно, шесть или семь лет назад возникал спор между ФИФА и MasterCard из-за логотипов. На логотипе платежной системы изображены два пересекающихся круга, красный и желтый. ФИФА уже многие годы носит похожий логотип, известный по всему миру: два пересекающихся круга, символизирующие два полушария Земли. Это не понравилось MasterCard, это и стало предметом спора, произошедшего несколько лет назад и улаженного в угоду партнерским отношениям.

Теперь же на заседании в середине марта 2006 года Блаттер вдруг преподносит это дело своим функционерам, словно только что обо всем узнал. Он заявляет озадаченным членам правления, ссылаясь на старый спор, будто он и не знал, что партнеры ФИФА выступали против федерации с нападками и что ФИФА не станет мириться с угрозами. Позднее, во время судебного разбирательства, Блаттер признает, что обо всем знал.

Но сейчас необходимо отделаться от MasterCard. В протоколе заседания упомянут спор по торговым маркам, помогает и верный генеральный секретарь Линси: MasterCard никогда не была простым партнером. У членов правления вызывает негодование такой строптивый спонсор, у которого еще и проблемы с логотипом ФИФА. Блаттер и Вальке добиваются зеленого света для Visa – для договора, которого еще не существует в природе.

Вальке снова совещается со своими людьми по электронной почте. Теперь необходимо найти отговорку для MasterCard, почему сделка с ними все же не состоится. У одного из лжецов дурное предчувствие: «Скверная выйдет история!» Затем следует фраза, которую позднее приведет суд: кто-то в MasterCard должен был это предвидеть. Ну, разумеется! До тех пор пока руководство Visa не одобрит сделку, надо потянуть с MasterCard. И тогда маркитанты ФИФА наглым образом напоминают о забытом споре. Теперь сделка в кармане, и Вальке вежливо благодарит Visa за «честные переговоры».

 

Четвертого апреля 2006 года председатель правления MasterCard Роберт Селандер, неприятно удивленный, направляет Блаттеру факс, в котором угрожает иском, в случае если ФИФА заключит сделку с Visa и аннулирует их преимущественное право. Пятого апреля кабинет Блаттера шлет ответный факс: простите, но договор с Visa уже подписан. Очередная ложь: лишь на следующий день глава Visa и президент ФИФА подписывают контракт в Цюрихе.

Спустя две недели исковое заявление MasterCard поступает в суд Манхэттена, Нью-Йорк. Судебная коллегия под председательством Лоретты Прески требует договора ФИФА с Visa. Судья делает странное открытие. На экземпляре Visa стоит дата 6 апреля 2006 года и подпись генерального директора Кристофера Родригеса. Значит, в ФИФА соврали, заявив 5 апреля MasterCard, что контракт уже подписан? Вот еще! В ФИФА никогда не лгут. У них тоже есть экземпляр договора, и на нем стоит более приемлемая дата: 3 апреля 2006 года! Разумеется, и на этом документе есть необходимая подпись Кристофера Родригеса. Вот только выглядит она несколько иначе, чем на первом экземпляре. Значит, это подделка.

В исковом заявлении адвокаты MasterCard указывают на потрясение и невосполнимый ущерб, а также неслыханную злонамеренность ФИФА. Суд требует от ФИФА описать весь процесс, от электронных писем до личных записок. Но следствие по делам ФИФА, как всегда, вязнет, нет протоколов и документов. Летом 2006 года представитель ФИФА Петер Нобель просит отсрочки, так как начинается ЧМ по футболу. В то же время федерация пытается перенести дело в Швейцарию. Насколько лестно это для швейцарского правосудия, что Блаттер и его приспешники так на него рассчитывают?

Американцы принимают решение: дело остается у них. И боссы ФИФА вынуждены идти в наступление. Для этого выбирается человек из комитета по маркетингу, который обладает особым талантом в роли свидетеля: Чак Блейзер, который в 2002 году помог Блаттеру вывести из строя комиссию по внутреннему аудиту прежде, чем она смогла проникнуть в тайны федерации. Впрочем, Блейзер поможет Блаттеру и в 2011 году. До него дойдут слухи, что противник Блаттера, бин Хаммам, устраивает на Карибских островах коррупционную вакханалию. Блейзер уведомит об этом ФИФА.

Чак Блейзер, универсальный свидетель ФИФА, должен покинуть свои роскошные апартаменты в Трамп-Тауэр и предстать перед судьей Преской. Адвокат MasterCard хочет знать, как он относится к тому, что Вальке неделями держал компанию в неведении, чтобы дать больше времени Visa.

– По-моему, – начинает Блейзер поучительным тоном, – это нормально. – Вернуться и на определенном этапе принять решение, как пришлось бы сделать всякому, если бы обстоятельства сложились иначе.

– Что, простите? – бросает озадаченный адвокат.

– Слишком рано давать ответ на этот вопрос. Не хочу, чтобы его вытягивали силой.

– Ума не приложу, что вы сейчас имели в виду, мистер Блейзер.

Блейзер продолжает нести чушь, пока не вмешивается судья Преска, требуя объяснений его болтовни. И ничего не добивается.

Вальке и Блаттера тоже вызывают в Нью-Йорк под угрозой серьезных обвинений от адвокатов MasterCard. Они также производят жалкое впечатление. Вальке считает нарушение договора – что важно для всех рекламных партнеров – «нормальной практикой в этом деле». Кроме того, руководство, в принципе, постоянно держали в курсе. В конце концов, на боссов ФИФА обрушиваются судейские упреки. «Посредники ФИФА систематически обманывали руководство MasterCard», – говорится в обвинении. И «они ввели в заблуждение Visa». Заявление Прески относительно Блейзера даже попадает на YouТube: «некоторые из его высказываний отклонены, как ложные», в остальном же его показания не заслуживают доверия, учитывая поведение и уклончивые ответы».

Ее сокрушительный приговор: «Показания свидетелей ФИФА не заслуживают доверия». Блаттер и Вальке «манипулировали» во время внутреннего заседания. Кроме того, Блаттер признался, что с самого начала знал о давнем споре с MasterCard, который был предложен в качестве аргумента членам правления. А пропавшая аудиозапись? «ФИФА не дала этому объяснений», – заключает судья Преска. Как и тому, почему письменный протокол не совпадает с аудиозаписью.

Столько темных загадок в империи короля Зеппа, который так красиво сочиняет оды об этике, уважении и воспитании. Разве может быть хуже? О да. Ведь есть еще два документа с подписями директора Visa. «Даже невооруженным глазом видно, что подпись на договоре от 3 апреля, представленном ФИФА, заметно отличается от подписи господина Родригеса на экземпляре Visa», – констатирует судья Преска. Он датирован, как уже упоминалось, 6 апреля, реальным днем подписания. Чем объяснить этот феномен? Невидимые чернила? Судья не верит в оккультизм. «Никто из свидетелей ФИФА не дает объяснений, почему их экземпляр договора датирован 3 апреля 2006 года». Поэтому справедливо полагать, что кто-то в ФИФА составил документ от 3 апреля задним числом, чтобы все выглядело так, будто документ подписан до угроз Селандера». Как и судья в США, позднее в интервью BBC подделку подтвердил и швейцарский юрист Марко Балмелли. Подписи не совпадают. Балмелли является советником фонда знаменитого Базельского института управления.

Махинация с платежными системами показывает, какая криминальная атмосфера царит в ФИФА: согласно судебному постановлению, ФИФА под руководством Блаттера подделывала документы. Это считается преступлением, в том числе и в Швейцарии. Даже «значительное преступление», как говорит специалист по деловой этике Балмелли, и за него грозит до пяти лет заключения. Прокуратура Цюриха в очередной раз проводит предварительное дознание. Но и в этот раз все впустую, официальное дело так и не открывают. Об этом заявляет прокурор Цюриха Урс Хубман. Основание для этого: «Так как в MasterCard не проявили интереса, для расследования нет повода». Но MasterCard уже преспокойно ведет с ФИФА переговоры по мировой сделке – о каком интересе в расследовании может идти речь? Они предлагают финансовые услуги, а не проповедуют библейские заповеди. Разве подделка документов не входит в компетенцию следственных органов? Юрист Балмелли отвечает: «Подделка документов преследуется по закону» 54.

Сдержанность MasterCard очевидна. Согласно приговору от 7 декабря 2006 года ФИФА должна подтвердить договор с MasterCard и покрыть расходы компании. У MasterCard все козыри на руках. Кроме того, по мировой сделке предусмотрен отказ от принятия правовых мер.

Для внешнего мира ФИФА на краткий миг примет позу – подаст жалобу и, естественно, возьмет верх, ведь она с самого начала действовала из лучших побуждений. Затем Вальке и его люди вылетят из федерации. А что с Блаттером? Ничего не происходит. Суд в США подчеркивает, что Блаттер настоял на решении ФИФА в пользу Visa и подтасовал результаты. Но такие вещи никого не волнуют. Это его ФИФА, его семья, он сам всего этого достиг. Он был сотрудником под номером двенадцать, когда пришел сюда в 1975 году. Отсюда его вытеснит только один человек: прокурор.

ФИФА договаривается с MasterCard во внесудебном порядке, детали не разглашаются. Официально заявлено лишь одно: MasterCard получает 90 миллионов долларов, гигантская компенсация подлежит к уплате немедленно. Более того, судебные издержки обошлись в миллионы, и, наконец, в течение года, пока шло разбирательство, ФИФА без поддержки платежных систем теряла по два миллиона спонсорских средств в месяц.

Во что же в итоге обошлось ФИФА все удовольствие? Джек Уорнер, в силу своих должностных обязанностей вовлеченный в дело, говорит: «Насколько я знаю, будучи тогда исполнительным директором финансового комитета, Блаттеру в общем и целом пришлось заплатить 120 миллионов долларов» 55. Это куда больше, чем заявленные ФИФА и MasterCard 90 миллионов, которые в мире спорта сами по себе являются недосягаемой суммой понесенных по собственной вине убытков. Еще 10 миллионов упущенной прибыли плюс судебные и прочие издержки. Но 120 миллионов? Вероятно, сюда следует включить и моральный ущерб. Это подтверждает Уорнер, об этом говорят многие представители отрасли. Но компенсации тогда никто не получил.

В мае 2007 года после своего переизбрания, впервые никем не оспоренного, Блаттер, выступая перед футбольной братией, сильно преуменьшает значение махинации – и подробно ее анализирует. Финансовые убытки после неприятностей с MasterCard составляют всего 60 миллионов долларов. Он даже считает это успехом, так как MasterCard требовала компенсации в размере 270 миллионов 56. В то же время он неожиданно предлагает новый слоган ФИФА. До сих пор девиз звучал как «For the Good of the Game» («Во благо игры»). Теперь это «For the Game. For the World» («За игру. За мир»). Что вы? О том, что с логотипа исчезнут мячи, Блаттер не говорит. Остаются лишь четыре жирные буквы. Мир как-нибудь с этим смирится.

 

Куда подевались мячи? В MasterCard говорят, что во время переговоров с ФИФА был улажен и спор за логотип. В начале 2012 года в корпорации утверждают, что ФИФА тогда согласилась выплатить MasterCard в общей сложности 90 миллионов долларов, чтобы уладить все споры между сторонами. Это касалось, прежде всего, разногласий по поводу логотипа, которые послужили ФИФА основанием для отзыва контракта с MasterCard. «Значит, был улажен и спор, касающийся логотипов?». «Да, – поясняют в MasterCard, – все прояснилось» 57. Причем таким образом, что с логотипа ФИФА исчезли оба мяча – логотип MasterCard по сей день остается без изменений. Не только Уорнер, но и другие источники в ФИФА говорят, что мячи с логотипа убрали тайно. Предположительно, это было оценено в 15 миллионов долларов. Кроме того, в хорошо осведомленных кругах говорят, что ФИФА непременно хотела удержать сумму мировой сделки в пределах 100 миллионов. Реакция общественности на трехзначную сумму убытков была бы еще более катастрофической. И как бы выглядел тогда первый годовой баланс при новом генеральном секретаре Вальке?

Баланс на 2007 год показывает: будь убытки немного выше, ФИФА могла уйти в небольшой минус. Результаты хозяйственной и финансовой деятельности показывают жалкие 17 миллионов. Годом раньше цифра равнялась 267 миллионам, как и в 2004 году показатели в 187 миллионов, а в 2005 году в 140 миллионов были значительно выше. Вместе с тем расходная часть бюджета на 2007 год была превышена на 118 миллионов.

Однако в ФИФА отрицают, что исчезновение мячей с логотипа как-то связано с жутко дорогими неприятностями с MasterCard. Это очередное загадочное совпадение. «Решение изменить логотип было частью крупномасштабных преобразований и не имеет никакого отношения к MasterCard. Они проводились различными международными агентствами» 58. Для этого имели место масштабные изыскания. Примечательно, что обширная экспертиза товарных знаков сотрудниками международных агентств и их рассмотрение исполнительным комитетом и комитетом по маркетингу неизбежно совпало бы по времени с судебным разбирательством, которое в конце 2006 года завершилось сокрушительным приговором для ФИФА. Получается, в ФИФА по собственной воле, как там сказали, работали над тем, чтобы оставить логотип без мячей, – и в то же самое время использовали эти мячи в качестве аргумента, чтобы пояснить переход от MasterCard к Visa. Насколько это было бы подло? На суде Блаттер и Вальке назвали спор за логотип «высокоэмоциональным» делом для ФИФА – и одновременно попыткой избавиться от мячей? Или же масштабные преобразования произошли сразу же после приговора нью-йоркского суда. Ведь новый девиз был представлен в мае 2007 года. И по чистому совпадению параллельно шли переговоры с людьми MasterCard, во время которых была улажена давняя проблема с логотипами.

Помимо неудовлетворительной оценки рынка, в качестве обоснования смены логотипа и исчезновения мячей ФИФА приводит большое сходство с другими торговыми знаками, включая логотип Международной федерации по плаванию ФИНА. Весьма благородно со стороны сильной футбольной федерации тягаться с пловцами именно в вопросе символических мячей. Символ, с давних пор украшавший ФИФА, в старой штаб-квартире под мячи были стилизованы даже ручки двустворчатых дверей. Интересно, какова была реакция футбольной семьи в новом храме ФИФА, когда отказ от мячей был обоснован уважительным отношением к федерации по плаванию? Прежний эксперт по маркетингу ФИФА даже назвал символические мячи «Святым Граалем» – и всякая попытка изменить их отметалась «под угрозой санкций» 59.

Забудьте о священных мячах, забудьте о сотне миллионов. Забудьте. Что стоит мир, когда восторженные партнеры выстраиваются в очередь как в области рекламы, так и в области телевидения? На конгрессе 2007 года Блаттер смог воззвать к своим избирателям: «Нам это обойдется в определенную сумму, но вам это ничего не будет стоить! Вам не придется платить из собственных карманов! Мы снова раздобудем откуда-нибудь деньги!» Пусть расплачивается кто-нибудь другой. В рекламном деле хватает представителей, которые с радостью это сделают.

О том, как работают главные спонсоры, члены футбольной семьи, рассказывает известный знаток в этой области. Во время переполоха в МОК, вызванного коррупционным скандалом вокруг Солт-Лейк-Сити в 1999–2000 гг., Джон д’Алессандро, председатель правления главного олимпийского спонсора, попытался сподвигнуть на протест своих порядочных коллег. Ничего не вышло. «Во время заседаний они сетуют: мол, не происходит никаких реформ, некоторые из спонсоров даже воспользовались этим аргументом, чтобы снизить цену. Но на публике они этого не делают», – возмутился страховщик из США. Вместо того чтобы публично требовать преобразований, спонсоры сами себя загнали в тупик. При этом ясно, что без реформ довольно высока вероятность вляпаться в очередной скандал. Выступление д’Алессандро действительно вызвало открытую реакцию спонсоров. Она последовала со стороны Дика Эберсола, главы отдела спорта американской телекомпании NBC: «Мне надоело выслушивать заявления этого грубияна. Мой ответ звучит так: закрой рот! Его ругань наносит вред американскому спорту!» 60

Получатся, правда наносит вред спорту. Образ мыслей в точности как у продажных функционеров, которые этим спортом прикрываются. Кроме того, это образ мыслей тех, кто вкладывает миллиарды в сомнительное дело, чтобы продать это профессионально поставленное шоу.

 

Этика по-домашнему

 

Человек, который в летописях ФИФА предстает то шантажистом, то виновником потери сотни миллионов, благополучно выбирается из переделки с операторами кредитных карт. В кругах Блаттера это, похоже, равносильно рекомендации для руководства. Спустя семь месяцев после увольнения Жером Вальке становится вторым человком в ФИФА и получает новый контракт, разумеется, при более щедром окладе. Вальке, по словам Блаттера, занимает «главенствующее положение». Это более чем правдоподобно – за кулисами. В официальной биографии Вальке нет ни слова о том, что его увольняли из федерации. Зато сказано, что он сумел построить блестящую карьеру.

Летом 2007 года этот «выдающийся менеджер» сменяет Урса Линси, неловкого, осмеянного в футбольном мире и нелюбимого в ФИФА генерального секретаря. Впереди переизбрание Блаттера, оно было перенесено на год и теперь пройдет в порядке опроса. Генерал Линси, согласно официальным документам, за пять лет на посту затосковал «по новым задачам». Тоска эта свалилась на него буквально в одночасье. Ведь перед самым увольнением Линси лично оформил новый контракт сроком на восемь лет. В денежных вопросах он хорошо подкован. Теперь ФИФА скрашивает его уход восьмилетним окладом, что составляет восемь миллионов франков.

Блаттер. Вальке. Сделка стоимостью в 100 миллионов. Логотип. Компенсация Линси. Подделка документов. Расследование по делу ISL. Не должно ли все это послужить поводом к разбирательству для комитета по этике? Конечно, должно. И действительно, осенью 2006 года в ФИФА, которую Блаттер в очередной раз пообещал сделать открытой, создают подобный орган. Одновременно в те дни внутри ФИФА курсирует один важный бюллетень: организация информирует всех своих сотрудников об ужесточении собственного антикоррупционного законодательства. Линси указывает на характерное нововведение: отныне взяточничество при исполнении служебных обязанностей наказуемо в отношении всех сотрудников ФИФА. Полезно знать! Бюллетень получает и руководство. Правда, для руководящих «шишек» швейцарское отделение Transparency International делает частичное послабление: «покупка» голосов на выборах или при определении хозяев ЧМ допустима и впредь. Такую свободу действий предоставляет, вероятно, обновленный швейцарский антикоррупционный закон 61.

 

Новый комитет по этике прозябает без дела. Принцип весьма прост: моралисты могут действовать лишь в том случае, если поступит распоряжение от Блаттера и его приближенных. Во главе органа стоит лорд Себастьян Коэ, также в состав комитета входит Гюнтер Хирш, президент Федерального суда в Карлсруэ. В то время как махинации с операторами платежных систем вызывают возмущение по всему миру, группа моралистов наконец получает свое первое задание: им необходимо расследовать «случаи злоупотреблений». Не в Цюрихе. В Кении. Там что-то неладно с арбитрами. Ценности футбола в опасности, и Блаттер посылает своих людей к подножию Килиманджаро.

По возвращении из далекой Африки Коэ и его команду ждет новая миссия, еще более драматичная. В этот раз они должны положить конец проискам мошенника, который потрясает устои ФИФА. В феврале 2007 года шотландца Дэвида Уилла, представлявшего в правлении ФИФА футбольные федерации Шотландии, Англии, Уэльса и Северной Ирландии, сменяет его земляк Джон МакБет. В конце мая, когда Блаттер заступает на свой третий срок, МакБет попадает в исполком. Но незадолго до этого он позволил себе нечто непростительное: собственное мнение. В интервью шотландским газетам он высказывает свое возмущение по поводу коррупции в ФИФА и обеспокоенность алчностью функционеров из стран третьего мира 62.

Он метит в функционеров Африки и Карибских островов, чьи махинации как раз всплыли на поверхность. Во время ЧМ в Германии функционер Исмаил Бхамджи из Ботсваны попался на продаже двенадцати билетов. Ему пришлось подать в отставку, что не слишком-то его печалит, поскольку срок его полномочий все равно подходил к концу. Кроме того, его коллеге по исполкому Джеку Уорнеру тоже устроили нечто вроде внутреннего разбирательства. В отличие от мелкой сошки Бхамджи, в случае с главой КОНКАКАФ речь идет о четырех десятках голосов и билетах на миллион. Дисциплинарный комитет выясняет, что «Джек-Потрошитель», как всегда, не сделал ничего предосудительного. Только его сын Дарриан, через турфирму которого совершались сделки, должен перечислить миллион долларов детским деревням SOS – ориентировочная прибыль от грязной сделки. На счета поступила лишь небольшая часть суммы.

Вот что сказал о своих впечатлениях честный МакБет: «В ФИФА есть несколько человек, пожав руки которым я на всякий случай пересчитываю пальцы». В отношении Блаттера шотландец также вспоминает нечто весьма примечательное. Он называет его «легкомысленным малым» и порицает красноречие президента: Блаттер говорит «то на одном языке, то на другом. И, если переспросить его о чем-то на том языке, на котором он только что говорил, он отвечает: мол, это не совсем то, что он имел в виду». Подобными наблюдениями делятся многие, кто имел дело с президентом ФИФА, не принимая при этом денег и не добиваясь прав на трансляцию. «Скользкий, как угорь» – так называет его президент ФК «Бавария» Румменигге. Изворотливость Блаттера и его манера говорить постоянно создают недоразумения вокруг этого безобидного человека. Прекрасным примером подобной стратегии является фраза: «Я зарабатываю миллион. Может, чуть больше». Ведь три, восемь или двенадцать миллионов тоже «чуть больше» одного. Неважно, сколько их там в действительности, – он никогда не лгал.

Прозорливый шотландец МакБет покидает поле с неприкрытой угрозой: «Если я сталкиваюсь с явлениями коррупции, – говорит он, – то обязан изобличить ее. Должен попытаться отстоять свои ценности и не позволить ввести себя в искушение». Изобличить коррупцию – он имеет в виду: предать огласке? В ФИФА, по словам Блаттера, «все разногласия должны улаживаться внутри семьи». Как он сам однажды поступил, вручив бедному арбитру из Нигера 25000 долларов, чтобы тот не рассказал прессе о коррупции в африканском футболе.

Не успевает отщепенец МакБет попасть в исполком, как тут же его покидает. После его откровенных интервью ФИФА сообщает на своем сайте о совместном решении в отношении «преступника». Стороны сошлись на том, что «недавние высказывания МакБета перед шотландской прессой проверит комитет по этике ФИФА». Прием оказался весьма элегантным: расистский подтекст находили в высказываниях МакБета, касавшихся именно особо коррумпированных спортивных деятелей. Кстати, в ноябре 2011 года, когда Блаттер своим утверждением о том, что в футболе не бывает случаев расизма, вызывает волну возмущения по всему миру, комитет по этике остается безучастным, как и в случае с Хулио Грондоной. Второй человек в ФИФА в эфире аргентинского телеканала как-то обронил фразу о еврейских арбитрах: «Не думаю, что еврей смог бы стать арбитром такого уровня (высшая лига), поскольку это тяжкий труд. А евреи, как все знают, не любят тяжелой работы» 63. За столь вольные заявления ему пришлось просить прощения в Центре Симона Визенталя. Вместо обвиненного в расизме МакБета, в ФИФА приходит англичанин Джефф Томпсон. Британские федерации проявляют покорность, они опасаются «довольно серьезного положения» 64. Несчастные трясутся за положенный им по регламенту пост вице-президента в корпорации Блаттера.

Эти события показывают, какие именно этические проблемы есть у ФИФА. А также то, что Блаттер не наблюдает безучастно, какие фигуры представляют в ФИФА региональные конфедерации. При необходимости он сам дергает за нитки. В случае с УЕФА в 2007 году ему удалось избавиться от заклятого врага Юханссона. В течение долгих месяцев помощник Блаттера Мишель Платини тайно навязывал свою кандидатуру монархам Восточной Европы. На выборах он обходит шведа, который до последнего отказывается воспринимать вызов, с 27 голосами против 23. Это стало последним поражением Юханссона, унизительным завершением карьеры функционера. С тех пор в УЕФА господствует новая Европа: Дикий Восток. Главенствующая роль достается таким людям, как Мариос Лефкартис, кипрский нефтяной магнат с хорошими деловыми связями, или Григорий Суркис, строительный магнат из Украины, которому однажды сошла с рук даже махинация его киевского «Динамо», связанная с подкупом арбитров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.04 с.)