Основные методологические принципы отечественной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методологические принципы отечественной психологии.



Принцип детерминизма, все явления объективного мира (включая и психические) взаимосвязаны и подчиняются причинно-следственным законам, которые могут быть выявлены. Выявление таких законов – основная цель науки. Это общенаучный принцип, отказ от которого ведет к тому, что научное познание полностью теряет свое значение. Любой закон природы, выявленный в процессе научного исследования, представляет собой причинно-следственную связь.

Принцип системности, для объяснения психических явлений необходимо установление разноуровневых и разнонаправленных причинно-следственных связей,

• которые обеспечивают единство функционального состава и структуры явления;

• которые обеспечивают функциональные связи изучаемого явления с другими явлениями;

• на основе которых изучаемое явление включается в состав более сложных явлений.

Принцип формирования и развития психики в деятельности (принцип единства сознания и деятельности): психика представляет собой ориентировочно-исследовательские компоненты (составляющие) действий живого организма, результатом которых выступает постоянно совершенствующийся образ окружающего мира. По мере развития образ мира, в свою очередь, выступает ориентировочной основой для планирования и организации все более сложных форм поведения и деятельности.

Принцип активности: психическая ориентировка живых организмов носит активный ориентировочно-исследовательский характер, направленный на исследование окружающей среды и на прогнозирование ее возможных изменений.

Следует отметить, что наличие внутренних форм физиологической активности, направленных на сохранение постоянства внутренней среды (поддержание гомеостаза), – один из существенных признаков, отличающих живые явления от неживых. При этом эволюционное усложнение живых организмов связано с совершенствованием и распространением поведенческой активности и жизнедеятельности на различные условия и предметы окружающего мира. В свою очередь, более сложные механизмы поведения в среде, необходимо требуют эволюционного совершенствования способов активной предварительной ориентировки в окружающей среде. У человека относительно самостоятельную активность по мере психического развития приобретают также и формы выполнения действий во внутреннем, умственном, плане.

Вместе с тем активность как существенное свойство жизни до настоящего времени не находит своего объяснения: как из неживой и неактивной материи формируются живые активные организмы – одна из центральных нерешенных проблем биологии.

Принцип развития: объяснение психических явлений и процессов возможно только при изучении закономерностей их формирования и развития:

• в филогенезе и антропогенезе (эволюционное развитие и антропогенез);

• в процессах социогенеза, в процессах исторического развития человечества;

• в онтогенезе, в процессах индивидуального развития психики.

Только методы, направленные на исследование генезиса психических явлений, обеспечивают необходимые условия для установления объективных психологических законов и объяснения особенностей человеческой психики.

Принцип историзма: объяснение особенностей и законо­мерностей развития психики человека возможно только при учете конкретно-исторических условий его индивидуально­го развития. Каждая эпоха развития человечества и специфика конкретных социальных условий существенным образом определяют качественные особенности формирующейся в онтогенезе психики каждого человека.

Наряду с научными общепсихологическими принципами некоторые авторы формулируют также методологиче­ские принципы, которые фиксируют специфические особенности отечественного культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений.

А. Г. Асмолов

Принципы психологического анализа в деятельностном подходе к объяснению психических явлений:

• принцип предметности как оппозиция принципу стимульности;

принцип активности как оппозиция принципу реактивности;

• принцип неадаптивной природы предметной деятельности человека как оппозиция принципу адаптивности;

• принцип опосредствования как оппозиция принципу непосредственных ассоциативных связей;

• принцип интериоризации-экстериоризации деятельности как оппозиция принципу социализации;

• принцип психологического анализа по единицам как оппозиция принципу анализа по элементам;

• принцип зависимости психического отражения от места отображаемого объекта в структуре деятельности.

А. А. Леонтьев

Обобщенные постулаты, на которые опирается деятельностный подход к анализу и объяснению психических явлений:

• человеческие отношения к окружающему миру опосредствованы активной деятельностью (преодоление постулата непосредственности);

• деятельность есть исходный источник и (вторично) результат единства процессов преобразования и отражения действительности;

• «внешняя» деятельность есть исходный источник и (вторично) результат «внутренних», умственных, форм деятельности (процесс интериоризации);

• деятельность есть исходный источник и (вторично) результат единства субъективного и объективного, индивидуального и социального.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.005 с.)