Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные методологические принципы отечественной психологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Принцип детерминизма, все явления объективного мира (включая и психические) взаимосвязаны и подчиняются причинно-следственным законам, которые могут быть выявлены. Выявление таких законов – основная цель науки. Это общенаучный принцип, отказ от которого ведет к тому, что научное познание полностью теряет свое значение. Любой закон природы, выявленный в процессе научного исследования, представляет собой причинно-следственную связь. Принцип системности, для объяснения психических явлений необходимо установление разноуровневых и разнонаправленных причинно-следственных связей, • которые обеспечивают единство функционального состава и структуры явления; • которые обеспечивают функциональные связи изучаемого явления с другими явлениями; • на основе которых изучаемое явление включается в состав более сложных явлений. Принцип формирования и развития психики в деятельности (принцип единства сознания и деятельности): психика представляет собой ориентировочно-исследовательские компоненты (составляющие) действий живого организма, результатом которых выступает постоянно совершенствующийся образ окружающего мира. По мере развития образ мира, в свою очередь, выступает ориентировочной основой для планирования и организации все более сложных форм поведения и деятельности. Принцип активности: психическая ориентировка живых организмов носит активный ориентировочно-исследовательский характер, направленный на исследование окружающей среды и на прогнозирование ее возможных изменений. Следует отметить, что наличие внутренних форм физиологической активности, направленных на сохранение постоянства внутренней среды (поддержание гомеостаза), – один из существенных признаков, отличающих живые явления от неживых. При этом эволюционное усложнение живых организмов связано с совершенствованием и распространением поведенческой активности и жизнедеятельности на различные условия и предметы окружающего мира. В свою очередь, более сложные механизмы поведения в среде, необходимо требуют эволюционного совершенствования способов активной предварительной ориентировки в окружающей среде. У человека относительно самостоятельную активность по мере психического развития приобретают также и формы выполнения действий во внутреннем, умственном, плане. Вместе с тем активность как существенное свойство жизни до настоящего времени не находит своего объяснения: как из неживой и неактивной материи формируются живые активные организмы – одна из центральных нерешенных проблем биологии. Принцип развития: объяснение психических явлений и процессов возможно только при изучении закономерностей их формирования и развития: • в филогенезе и антропогенезе (эволюционное развитие и антропогенез); • в процессах социогенеза, в процессах исторического развития человечества; • в онтогенезе, в процессах индивидуального развития психики. Только методы, направленные на исследование генезиса психических явлений, обеспечивают необходимые условия для установления объективных психологических законов и объяснения особенностей человеческой психики. Принцип историзма: объяснение особенностей и закономерностей развития психики человека возможно только при учете конкретно-исторических условий его индивидуального развития. Каждая эпоха развития человечества и специфика конкретных социальных условий существенным образом определяют качественные особенности формирующейся в онтогенезе психики каждого человека. Наряду с научными общепсихологическими принципами некоторые авторы формулируют также методологические принципы, которые фиксируют специфические особенности отечественного культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений. А. Г. Асмолов Принципы психологического анализа в деятельностном подходе к объяснению психических явлений: • принцип предметности как оппозиция принципу стимульности; принцип активности как оппозиция принципу реактивности; • принцип неадаптивной природы предметной деятельности человека как оппозиция принципу адаптивности; • принцип опосредствования как оппозиция принципу непосредственных ассоциативных связей; • принцип интериоризации-экстериоризации деятельности как оппозиция принципу социализации; • принцип психологического анализа по единицам как оппозиция принципу анализа по элементам; • принцип зависимости психического отражения от места отображаемого объекта в структуре деятельности. А. А. Леонтьев Обобщенные постулаты, на которые опирается деятельностный подход к анализу и объяснению психических явлений: • человеческие отношения к окружающему миру опосредствованы активной деятельностью (преодоление постулата непосредственности); • деятельность есть исходный источник и (вторично) результат единства процессов преобразования и отражения действительности; • «внешняя» деятельность есть исходный источник и (вторично) результат «внутренних», умственных, форм деятельности (процесс интериоризации); • деятельность есть исходный источник и (вторично) результат единства субъективного и объективного, индивидуального и социального.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.244 (0.005 с.) |