Общее представление о психологическом тестировании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее представление о психологическом тестировании



Психологическое тестированиеэто метод измерения и оценки психологических характеристик носителей психики с помощью специальных методик, именуемых тестами. Практика тестирования демонстрирует в основном интерес к личности человека, поэтому всю совокупность тестовых методик обычно рассматривают как систему способов изучения личности.

Что касается предмета тестирования, то это могут быть любые психологические характеристики человека в форме психических процессов, состояний, свойств, конструктов, отношений. Но подавляющее большинство тестов нацелено на измерение психических свойств личности.

Психологический тест – это стандартизированная система вопросов или заданий, позволяющая обнаружить и измерить уровень развития различных психологических характеристик человека.

Совокупность получаемых от испытуемого ответов на вопросы или результатов выполнения заданий дает основания для оценки исследуемого у него качества. Эта оценка является результатом сопоставления полученных данных с выработанной для применяемого теста шкалой значений изучаемого психологического признака. Эти шкалы показывают «нормальные» (как правило, среднестатистические) значения для определенных контингентов испытуемых (по полу, возрасту, образовательному уровню и т. д.).

Анализ различных подходов к классификации тетов позволяет выделить следующие разновидности тестов, объединенных в группы по нескольким основаниям:

1. по предмету тестирования или направленности (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста): тесты отдельных психических функций (интеллектуальные), тесты личности, межличностные тесты;

2. по особенностям используемых в тесте задач: практические, образные и вербальные, физиологические;

3. по форме представления тестового материала испытуемым: бланковые, технические и сенсорные;

4. по объекту оценивания: процессуальные тесты, тесты достижений, тесты состояний и свойств;

5. по адресату тестового материала: сознательные и бессознательные;

6. по характеру данных, используемых для выводов о результатах психодиагностики: объективные и субъективные;

7.по внутреннему строению методики: мономерные и многомерные;

8.по наличию в методике тестовых норм психодиагностические методики делятся на имеющие подобные нормы и не располагающие ими

9. по форме процедуры обследования: групповые и индивидуальные;

10. по наличию или отсутствию ограничения во времени: тесты скорости и тесты результативности.

1. по направленности

Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов, таких, как восприятие, внимание, воображение, память, речь. Личностные тесты связаны с психодиагностикой устойчивых индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки; сюда относятся тесты темперамента, характера, мотивации, эмоций, способностей. Среди тестов встречаются такие, которые дают разностороннюю, комплексную оценку состояния личности или степени развитости ее отдельных свойств. Комплексными, например, являются тест Кеттела, MMPI и другие. К числу частных можно отнести тесты, с помощью которых оцениваются отдельные черты личности человека, мотивы, эмоции, например, акцентуации характера, тревожность, локус контроля, мотив достижения успеха, агрессивность и другие.

Межличностные тесты позволяют оценивать человеческие отношения в различных социальных группах, например, социометрический тест, тест социально-психологической самоаттестации группы как коллектива.

2. по особенности тестовых задач

Практические тестовые задания включают в себя задачи и уп­ражнения, которые испытуемый должен выполнить в наглядно- действенном плане, т.е. практически манипулируя реальными ма­териальными предметами или их заменителями.

Образные задания содержат в себе упражнения с образами, с картинками, рисунками, схемами, представлениями. Они предполагают активное использование воображения, мысленных пре­образований образов.

Вербальные тесты включают в себя задания на оперирование словами. Они предполагают, например, определение поня­тий, умозаключения, сравнение объема и содержания различных слов, выполнение с понятиями различных логических операций ит.п.

Физио логические задания (в данном случае психодиагностика производится на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма человека).

Многие задания, которые используются в тестах, имеют ком­плексный характер, т.е. включают в себя и практические, и тео­ретические, и образные, и вербальные действия и упражнения. Это связано с тем, что большинство задач, с которыми сталкива­ется человек в реальной жизни, являются комплексными по ха­рактеру, а тестирование проводится для того, чтобы предсказать поведение и возможные достижения человека не в искусствен­ной лабораторной ситуации, а в реальной жизни.

3. По форме представления тестового материала испытуемым

бланковые (представ­ляют собой тестовый материал в письменной или какой-либо иной знаковой форме: рисунок, схема и т.п.),

технические (презентируют испытуемому тестовый материал в аудио-, видео- или киноформе, а также через иные технические устройства и машины),

сенсорные (представляют материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств).

4. по объекту оценивания

Процессуальными называют тесты, с помощью которых исследуется какой-либо психологический или поведенческий про­цесс, и ему в результате дается точная качественная или количественная характеристика, например процесс запоминания человеком материала, процесс межличностного взаимодействия индивидов в группе.

К группе тестов достижений относят такие тесты, в итоге применения которых оцениваются успехи человека в том или ином виде деятельности, в той или иной сфере познания, ска­жем продуктивность памяти, логичность мышления, устойчи­вость внимания, уровень развития вербального мышления и др.

Тесты состояний и свойств касаются диагностики более или менее стабильных психологических качеств человека, таких, на­пример, как черты личности, свойства темперамента, способнос­ти и т.п.

5. по адресату тестового материала

сознательные апеллируют к сознанию испытуемого (опросники)

бессознательные направленны на неосознаваемые реакции человека. (проективные методики).

6. По характеру данных, используемых для психодиагностических выводов, объективные методики исполь­уются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора (тесты, включающие анализ физиологических, рефлексивных показателей или практических результатов деятельности испытуемого);

субъективные употребляются данные, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого, относящиеся к их внутреннему опыту и зависящие от него (в основном опирается на интроспекцию и выводы, делаемые на базе интуиции и внутреннего опыта).

7. по внутренней структуре

мономерные ( диагностируется и оценивается единственное качество или свойство)

многомерные. ( предназначены для психодиагностики и оценки сразу нескольких однотипных или разнотипных психологических качеств человека. В данном случае психодиагностическая методика подразделяется, как правило, на несколько частных методик — подшкал, оценивающих отдельные психологические качества.

8. По критерию наличия тестовых норм психодиагностические методики делятся на имеющие подобные нормы и не располагающие ими.

9. по форме процедуры обследования: групповые и индивидуальные;

Одна и та же психодиагностическая методика одновременно может рассматриваться и квалифицироваться с разных сторон, по различным критериям. Поэтому почти любую методику можно отнести не к одной, а сразу к нескольким классификационным группам.

Психодиагностические методики могут быть основаны на качественном и количественном анализе экспериментальных данных. В первом случае диагностируемое свойство описывается в известных научных понятиях, а во втором случае — через относительную степень его развития у данного человека по сравнению с другими людьми. Иногда количественные и качественные характеристики сочетаются в рамках одной и той же методики, так что в итоге изучаемое свойство получает двойную, количественно-качественную характеристику (Например, ПДО).

Все методы психодиагностики можно также разделить на на учные и практические, хотя такое деление условно: большинство известных психодиагностических методик используется как в практической психодиагностике, так и в научно-исследовательском экспериментировании. Однако между ними все же есть разница, которая заключается в том, что научно-исследовательские методики главным образом ориентированы на выявление и последующее изучение того или иного психологического качества в целях его сугубо научного познания, а практические — на оценку степени его развития и использования в практических целях. Кроме того, научная методика может быть уникальной, трудоемкой и применяться только в рамках научного исследования, будучи из-за указанных ее качеств непригодной для широкой практической психодиагностики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.008 с.)