Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции и основные проблемы рассмотрения методологии.
3. Методологические, теоретические и методические проблемы психологии. 4. Соотношение понятий «методология», «наука», «философия» и «мировоззрение». 1. Существует целый ряд определений понятия «методология» наиболее распространенными являются следующие: • «Методология — 1) учение о научном методе познания; 2) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке». • «Методология — 1) совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке; 2) область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности. Так, методология науки изучает научное знание и научную деятельность». • «Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе... методология получила философское обобщение в методологии диалектического материализма». • • «Методология (психологический аспект) — система принципов и способов организации и построения теоретической практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности... Поэтому методология, функционируя в качестве общей системы объяснительных принципов и регулятивов, применяется в психологии соответственно своеобразию ее предмета, что требует разработки и применения специальной конкретно-научной методологии. В качестве опорного определения методологии может рассматриваться определение, данное П. Копниным и А. Спиркиным, «методология есть применение принципов мировоззрения к процессу познания».
2. Обобщение научных взглядов на категорию «методология», показывает, что, она выполняет две глобальные функции: 1. служит теоретико- мировоззренческой (идеологической) основой научного познания, выступает как учение о методе познания 2. по степени общности методология может представляться как понятие всеобщее, общенаучное и частное. Следовательно, главная роль методологии науки заключается в определении того, что должна исследовать данная наука, то есть ее предмета и в выработке «типичных для данной науки способов получения новых знаний». Как теоретико-мировоззренческая основа научного познания методология раскрывается через систему соответствующих понятий (убеждения, принципы, теория и др.).
В качестве учения о методе познания методология, как любая наука, имеет круг специфических проблем. Важнейшими среди них являются следующие: 1) анализ принципов, концепций, теорий, подходов; 2) проработка понятийного аппарата познавательного процесса и соответствующей терминологии, связь исследований; 3) описание и анализ исследовательского процесса его этапов и фаз; 4) изучение сфер применимости различных методов, процедур, технологий; 5) разработка отдельных методов (от частных до всеобщих). 3. Методология науки — это система знаний о принципах построения, формах и способах организации научного познания, а также о способах установления степени достаточной обоснованности и верифицированности знаний, получаемых в процессе научного исследования естественных (природных) и социальных явлений. Методология психологии, в частности, — система принципов и способов организации и построения теории и практики отдельных психологических наук, их отраслей и всех их в целом, а также учение об этой системе. Когда рассматриваются методологические основания современной научной психологии, часто собственно методологические проблемы смешиваются с проблемами теоретическими, с одной стороны, и с проблемами методическими, с другой стороны. Эти две группы проблем необходимо различать. Методологические проблемы психологии, как правил о, связываются с поиском ответов на два центральных для психологии вопроса: • Что выступает предметом исследования в психологии? Что такое психика? • Как добиться научной достоверности и объективности знаний, получаемых в процессе исследования психических явлений? Теоретические проблемы психологии, как и любой другой науки, возникают в связи с построением конкретных психологических теорий, направленных на объяснение определенной группы психических явлений, и с ответами на вопросы: • Как объяснить особенности состава, структуры, функций, происхождения, формирования и развития различных психических явлений?
• Какие закономерные, причинно-следственные связи лежат в основе формирования, развития психических явлений? Методические проблемы связаны с планированием, организацией и анализом конкретных способов получения новых научных результатов, с ответами на вопросы: • Какие существуют конкретные способы (методы) получения новых научных данных? • Как могут быть организованы конкретные условия и какие средства могут быть использованы для получения новых научных данных?
4. Содержание методологии как идеологической основы научного познания раскрывается через систему соответствующих понятий. К таким понятиям относятся «наука», «философия» и «мировоззрение» Исходным в этой системе является понятие мировоззрение. Это высший уровень осознания действительности, представляющий достаточно устойчивую целостную систему взглядов (знаний, мнений, отношений) человека на мир и на себя. Формируется мировоззрение в результате обобщения индивидуальных и общественных знаний и опыта во всех сферах бытия под влиянием жизненных условий (естественных и социальных, макро- и микросредовых). Мировоззрение определяет позиции человека по отношению ко всем явлениям действительности в виде его ценностных ориентаций и принципов деятельности (в том числе познавательной). Вопросы соотношения философии и науки, их специфика широко обсуждаются в современной философской литературе. В западной философии существуют две тенденции в решении вопроса осоотношении философии и науки. С одной стороны, такие иррационалистические концепции, как экзистенциализм, философия жизни, философская антропология, полностью отвергают значение науки для формирования философского мировоззрения и даже рассматривают ее как враждебную человеку силу. С другой стороны, неопозитивизм (прежде всего сциентизм) признает собственно научное познание высшей культурной ценностью, способной без других форм общественного сознания обеспечить ориентацию человека в мире. Согласно второй точке зрения, философия должна отбросить мировоззренческие аспекты и ценностные подходы, выступая при этом лишь в функции логики и методологии науки. И в том и в другом случае отрицается внутренняя взаимосвязь, растущая заинтересованность науки и мировоззрения друг в друге. Философия — высший уровень сознательно отрефлексированного и теоретически оформленного мировоззрения, изложенного в систематической форме. Принципиальное отличие философии от любой науки сводится к различию самих объектов частных наук и философии. Философия имеет своим специфическим объектом не просто действительность, освоенную в других формах сознания; она сопоставляет тип ориентации, задаваемый наукой, и все иные типы ориентации. Потому философия и является самосознанием культуры и еще шире — эпохи в целом, а не одной только науки. Философия как теоретически оформленное мировоззрение опирается на всю совокупность общественной практики. Необходимо разводить понятия «философия» и «методология». Иногда можно встретиться с утверждением, что методология — это и есть совокупность философских вопросов данной науки. Однако, кроме философского уровня методологический анализ науки включает в себя и ряд других уровней.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.43.17 (0.005 с.) |