Проверка гипотезы – подтверждение или опровержение её истинности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проверка гипотезы – подтверждение или опровержение её истинности



Пример: Графическое сравнение обобщенных результатов исследования и гипотезы

     
 


Уровень терпимости к

ближайшему социальному

окружению

                                                             Степень неуважения

 

Критика индуктивно-эмпирической модели

Это – модель «методологического                                     индивидуализма»

а) Социологические законы не действуют на индивидуальном уровне, они действуют на массовом уровне и носят вероятностный характер, характер тенденций.

б) Происходит Атомизация общества.

в) Происходит Психологизация индивида.

г) Происходит Смешение целого и единичного.

Возможное применение индуктивно-эмпирической модели – поисковые исследования.


Интерпретивизм

 

Исходные посылки Интерпретивизма

g Социальные Законы не существуют, потому что социальные действия состоят из ситуационных толкований, основанных на человеческой субъективности (смысловых мирах);

g Общество замкнуто в мире дискурса (стиль мышления, способ аргументации): общество есть род текста, который мы в разное время читаем по-разному;

G Обществу присущ Исторический релятивизм – существуют только исторически особенные явления, нет общих законов.

Пример: Борода как социальная значимость в настоящее время и в конце X V II века, в допетровские времена, имела разный смысл, переживалась по-разному.

Следовательно, при исследовании необходимо толкование субъектом объекта исследования, так как мы живем в мире значений, символов, которые отсутствуют в материальном, природном мире – это искусственный мир.

Нельзя использовать принципы позитивизма, поскольку субъективное толкование не подлежит проверяемости.

Логическая схема исследования в рамках

Парадигмы интерпретивизма

Интерпретивистская парадигма реализует прямое постижение социальной реальности в противоположность выводному знанию и объяснению, характерному для неопозитивистской и номиналистской парадигм. Данная парадигма воплощается в «понимающей» модели исследования, обобщенную логическую схему которой можно представить в виде следующей схемы.

     
 

Познающий             Процесс понимания -                   Познаваемый

Субъект                                                                                                                Объект

                                     взаимное переживание

                                         смысла существования                                  

 

Процесс исследования в соответствие с интерпретивистской парадигмой базируется на «методологии понимания»: исследователь и исследуемый должны найти правильный язык толкования смысла происходящего, с помощью которого они должны прийти к общему пониманию значения того, что с ними происходит.

Слабые стороны интерпретивизма, с точки зрения её критиков, заключаются в том, что данная парадигма сводит социальную реальность к языку, в результате чего исчезает объективная реальность, которая от языка не зависит. Абсолютизируется субъективная сторона восприятия социального мира и уникальность его явлений, отрицается независимость их существования от познающего субъекта. В социальном мире гипертрофируется, выпячивается индивидуальное и не признается общее. Это, по существу, делает невозможным объективное, общее знание. Знание индивидуализируется и становится относительным во временном, историческом и пространственном смыслах.

При всех слабостях понимающей модели исследования, она расширяет возможности социологической науки при исследовании явлений, связанных с пониманием структуры сознания людей, механизмов формирования в нем смысловых значений социальных явлений, окружающих человека, влияния идеальных смыслов на реальные социальные действия людей. Интетерпретевистский подход имеет скорее социально-психологическую значимость и охватывает микроуровень общественной организации.

Роль понимающей модели исследования будет возрастать в связи с широким распространением в современном обществе информационно-рекламных технологий, необходимостью исследования их социальной эффективности.

Критика интерпретивизма как

«методологии понимания»

а) Реальность сводится к языку.

б) Поскольку нет реального Объекта, а есть только воспринимающий Субъект, то исследователь впадает в солипсизм.

Применимость парадигмы Интерпретивизма – исследование значений, смыслов, например, при исследовании восприятия рекламы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.007 с.)