Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качество управления — динамическая характеристика.

Поиск

Ее изменение во времени обусловлено как процессами, протекающими во внешней среде, так и переменами в использовании внутренних факторов управления. Она связывается с формированием и переводом потенциала управления и всего предприятия в новое состояние, сопровождающееся ростом рыночных возможностей предприятия. Принимая во внимание нарастающую сложность, динамичность и неопределенность внешней среды, формирование перспективной (стратегической) модели поведения компании на рынке представляется весьма трудным делом и опирается на концепцию стратегического управления, которая определяется некоторыми специалистами как вершина менеджмента.

Определяя содержание категории «качество управления предприятием», следует использовать принцип многоуровнего описания объекта исследования, представив его в виде иерархической структуры.

Ниже представлены составляющие качества управления предприятием.

Составляющие качества управления предприятием
Качество функционирования Качество роста Качество развития
Качество системы управления Качество управления объектом  
Качество управления функциональными областями: исследованиями и разработками, производством, сбытом, обслуживанием, финансами    
Качество управления ресурсами: материальными, трудовыми, информационными    
Качество труда групп    
Качество труда отдельных исполнителей    
Ситуационные факторы управления качеством    
       

При формировании новых (стратегических) рыночных возможностей компании приходится решать проблемы уникальные: установление особенностей будущего рынка, проектирование нового продукта с требуемыми техническими, экономическими характеристиками, изучение отраслевых конкурентов и их возможных действий, изыскание способов влияния на рынки. Это делает особенно важным ресурсом интеллект работника, характер его знаний и умений. Зачастую решение этих проблем происходит в условиях нехватки информации, отсутствия четких критериев, интерактивности (вызванной начальной неопределенностью, большим числом неформализуемых процедур и необходимостью внесения коррективов по мере изменения исходных условий).

  Для иллюстрации меняющегося характера управления и требований к его качеству выберем два направления в деятельности предприятий, которые, осуществляясь параллельно, по-разному обусловливают его функционирование и развитие. Если первое направление деятельности реализует имеющиеся возможности предприятия, то второе связано с поиском факторов конкурентных преимуществ и созданием будущих возможностей, экономическим ростом предприятия.    

   Соотношение относящихся к этим направлениям проблем и, следовательно, характера принимаемых управленческих решений зависит от ряда факторов: стадии жизненного цикла предприятия и отрасли, особенности продукции, интенсивности конкурентной борьбы.

Важнейшие отличия выбранных для сравнения направлений деятельности системы управления о тражены в Таблице.

Характеристики факторов управления Действующая модель поведения предприятия на рынке Проектируемая модель развития рыночных возможностей
1.Определяющий фактор деятельности Плановые задания Будущие потребности покупателей
2. Цель деятельности Обеспечение выполнения требований плановых заданий Создание конкурентных преимуществ, укрепление позиций предприятия на рынке
3. Содержание деятельности Реализация потенциала в рамках сформированной модели деятельности и занимаемой позиции на рынке Выявление будущего потенциала на основе поиска новых рыночных возможностей
4. Оценка результатов деятельности В соответствии с выполнением плановых заданий, экономичность использования ресурсов В соответствии с положением предприятия на будущем рынке относительно конкурентов
5. Факторы успеха Своевременность и качество выполнения заданий Будущие запросы клиентов, преимущества в их удовлетворении
6. Степень изученности проблем Хорошо изученные, ситуации высокой определенности Уникальные, слабо структурированные, мало изученные, ситуации высокой неопределенности
7. Технологии управления основаны на: Разделении и кооперации труда, власти и ответственности, регламентации процессов Интеграции интересов и ценностей работников, привлечении персонала к процессу принятия решений, социальном партнерстве, лидерстве

 

  Решение задач, отнесенных ко второму направлению деятельности, потребует иных, чем ранее применявшихся, средств и механизмов менеджмента: организационной культуры, деловой этики, мотивации, отбора и соответствующей подготовки управленческих работников, обладающих особым складом ума и мышлением. «Надо изменить качество мышления — вот путь позитивных преобразований в России».

В литературе часто отмечается умение отечественных менеджеров хорошо справляться с текущими задачами функционирования предприятий и недостаточную их готовность решать стратегические проблемы рыночного развития. Уверен, именно эта неготовность служит основной причиной управленческого кризиса на отечественных и зарубежных предприятиях.

Именно этот недостаток имел в виду американский специалист в области менеджмента Р. Ансофф, когда говорил, что менеджеры больше стараются управлять ситуацией правильно, нежели пытаются управлять правильной ситуацией.

Качество управления относительно, поскольку может быть оценено только сравнением с образцом. Базой для сравнения могут быть требования, качество управления на предприятиях-конкурентах, номенклатура и значение показателей, задаваемых менеджментом предприятия.

Качество управления необходимо оценивать, поскольку оно выступает главным условием, определяющим текущее состояние и перспективы развития предприятия.

В настоящее время распространение получила методика оценки качества управления на основе критериев, учитываемых при премировании предприятий за качество.

Известная Американская национальная премия имени Малкольма Болдриджа учитывает 7 критериев.

Премия Правительства РФ по качеству включает 9 критериев, которые оцениваются в баллах: 1 - лидирующая роль руководства; 2 - политика и стратегия в области качества; 3 – персонал (состав кадров); 4 - партнерство и ресурсы; 5 - процессы, осуществляемые организацией; 6 - удовлетворенность потребителей; 7 - удовлетворенность персонала; 8 - влияние организации на общество (социальная отвтственность бизнеса); 9 - результаты работы организации.

Эти критерии используются для оценки достижений предприятий в отдельных областях деятельности (стратегическом планировании, управлении персоналом, управлении процессами) и успешности работы предприятия в целом, а также для сравнительной оценки работы предприятий.

Вместе с тем научный и практический интерес представляет оценка качества управления с позиций выработки эффективных решений на происходящие изменения среды, создания благоприятных условий для укрепления позиций предприятия на рынке как следствия уровня функциональной и структурной организованности потенциала системы, рациональности построения механизмов самоорганизации. Подобная оценка необходима и ориентирована на лучшее использование ресурсов, дает возможность целенаправленно работать над укреплением конкурентной основы и рыночным развитием предприятия.

Сущностная определенность качества управления проявляется в особенностях реакций управления на изменения среды, применяемых способах и методах воздействия на основные и обслуживающие процессы создания продукта, характере действий по определению и обоснованию целей деятельности, содержании и организации работ по формированию конкурентных преимуществ.

 Поэтому главное назначение оценки состоит в выявлении содержания деятельности и установлении рациональности выбранных подходов по решению возникающих проблем. Подобная оценка требует обоснования и разработки особой методики ее проведения. Дело в том, что качество управления в общем случае нельзя выразить в стоимостных показателях.

Для оценки качества управления недостаточно знать только значения и уровень достигнутых экономических показателей, характеризующих какую-либо сторону деятельности предприятия. Необходима интегральная оценка, учитывающая совокупность показателей.

Метод исходит из того, что измерение и оценка качества управления могут осуществляться с помощью распознавания образов. Распознавание образов заключается в сравнении оцениваемой структуры показателей (за определенный период) с одной из возможных структур, определяемой как эталон (норматив).

Структура показателей — это расположение (соотношение) показателей в совокупности, в зависимости от приоритетов изменения их значений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.76.163 (0.008 с.)