Традиционное» понимание текстуальности: критерии выделения параметров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционное» понимание текстуальности: критерии выделения параметров



Форма подачи информации сегодня кардинально изменилась, так как на первое место журналисты выносили интересные аспекты репортажа, что привлекало аудитории и выводило их на самые высокие рейтинги. В конце 80-х и начале 90х годов началось стремительное развитие информационных технологий.  Данное обстоятельство повлекло за собой глобальную трансформацию медиа среды:  в новостей стремительно стали проникать современные средства монтажа, стали активно использовать фотографии и видеорепортажи, применять технологии, постепенно новостные программы стали приближаться по своему содержанию к информационно-развлекательным и информационно-новостным, что существенно расширило аудиторию.

Постепенно с расширением количества сайтов стало публиковаться еще больше текстов в сети Интернет, которые со временем стали пересекаться по смыслу и содержанию, также эти тексты содержали в себе большой объем такой информации, которая ранее использовалась в других публикациях, художественных произведениях и газетных статьях.

В связи с этим возникло такое понятие, как текстуальность.

Текстуальность – одна из спорных категорий, привлекающих пристальное внимание современных исследователей.

Данную категорию изучали такие исследователи, как В.П. Москвина, Н.С. Олизько, Ю.С. Степанова, Н.А. Фатеевой, В.Е. Чернявской, G. Allen и др.). Хотя такое понятие, как диалогическая перекличка текстов, а также классическая  теория интертекстуальности не являются новыми,  однако глобальное исследование данных категорий и концепции очень актуальны для нашей современности, когда огромная аудитория читателей переместилась в сеть Интернет. Под интертекстуальностью вслед за Е.А. Баженовой мы понимаем «текстовую категорию, которая отражает  соотнесенность одного текста с другими на предмет повторяющихся фрагментов, а также на предмет диалогического взаимодействие текстов в процессе их функционирования, обеспечивающее приращение смысла произведения» [2, с. 104].

Данная категория сегодня играет огромную роль в развитии интернет коммуникаций, потому что современное развитие и распространение интернет-пространства открывает уникальные возможности для публикации текстов, их открытости, возможности пересекаться и быть взаимосвязанными в сети Интернет, а также дает возможность развития различных вариантов трансформации форм текстуальности.  

Далее определим наиболее яркие проявления текстуальности:

– существенное увеличение степени открытости текстов, их взаимосвязь в сети Интернет,  а  также яркое проявление возможности глобального и быстрого  автоматического создания устойчивых  межтекстовых связей;

– существенное усиление и проявление глобального  влияния в построении  современных  интернет коммуникация такой фундаментальной категории, как «диалогичность»;

– кардинальная, существенная трансформация фигур интертекста, что влияет на его смысл, сюжетную компоненту  (например,  существенное увеличения различных цитат в тексте, высказываний);

 – глобальное  увеличение коммуникативного пространства прецедентности, а также существенный прирост в последнее время в интернет публикациях  ссылок на всевозможные (возникающие в процессе создания текста и его публикации) прецедентные феномены.

Сеть Интернет в содержимом всевозможных сайтов размещает  огромное количество информации, названий, ссылок на разные первоисточники (например, когда публикуется новость о важном политическом событии). Сегодня в интернете существуют уже миллионы разных новостных и журналистских сайтов, а также современные поисковые системы, которые применяют возможности искусственного интеллекта, широко используются эффективные системы автоматических алгоритмов, которые наделены возможностью так  структурировать информацию. Таким образом, сегодня можно с уверенностью утверждать, что все тексты можно   систематизировать по тематике, количеству слов, стилистике, дате размещения на сайте, типом текста (статья, научная публикация, монография, исследование и т.д.). Таким образом, сегодня Интернет превратился в электронную библиотеку глобального масштаба, где каждый документ  благодаря автоматической системе поиска проиндексирован таким образом, то его можно найти в глобальной сети  системе по ключевым словам и фразам. То есть искусственный интеллект пришел на замену обычным бумажным носителям информации и систематизировал современную публицистику.

Сеть Интернет сформирована таким образом, что любой текстовый фрагмент имеет связи с содержимым других текстов, то есть можно сказать, что в сети Интернет формируются устойчивые межтекстовые связи. Пользователь, который задает запрос в поисковой системе, на выходе получает исчерпывающий перечень документов, которые содержат информацию по запросу пользователя. При правильно заданном поисковом запросе и ключевых словах можно найти практически любой текст и на любую тематику. 

      Например, если  в поисковую систему ввести запрос «Гений чистой красоты», то вполне ожидаемо, что мы получим перечень ссылок на текст со стихотворением А.С. Пушкина.

      Однако система Яндекс выдала 1 млн. ответов на запрос «Гений чистой красоты», где были найдены многие другие тексты. Из многочисленных текстов – это была ссылка на произведение В.А. Жуковского «Лалла Рук», из которого заимствованы следующие слова: «Ах! не с нами обитает Гений чистой красоты; Лишь порой он навещает Нас с небесной высоты; Он поспешен, как мечтанье, Как воздушный утра сон; Но в святом воспоминанье Неразлучен с сердцем он!»

      Результаты запросов поисковой системы «Яндекс» демонстрируют огромное число разножанровых текстов современности, которые содержат это знаменитое словосочетание  или текстовую аппликацию.

      Вот фрагменты текстов, где содержится эта фраза:

1. Юмористическое стихотворение Г. Подольского «Размышления на кухне»: Привычно жарила котлеты Супруга, стоя у плиты, И вспомнил я слова Поэта: – Как гений чистой красоты! Шипело в сковородке масло, И вся изящна и проста Моя жена смотрелась классно, А также новая плита… [9, с.54].  Данный фрагмент стихотворения говорит о том, что Г. Подольский грамотно и гармонично «вписал» в свой авторский текст знаменитого А. С. Пушкина, причем сделал это так, что невозможно обвинять его в плагиате. Фраза «Гений чистой красоты» здесь усилила смысловую составляющую стихотворения. 

2. Публикация «Гений чистой красоты» про художницу Надю Рушеву на женском интернет портале “my.julia.ru”: периодически а нашу жизнь приходят необычные, особенные люди. Одна из таких людей - Надя Рушева, которая пришла в искусство и стала знаменитой в середине XХ века, в тот период, когда в обществе трансформировались идеалы и духовные ориентиры. Она, словно «гений чистой красоты», пришла во взрослый мир, принеся в него своё уникальное представление о прекрасном [7, с.54].

3. На страницах интернет портала Woman.ru есть отдельная рубрика «Гений чистой красоты», где публикуются рекомендации косметологов и визажистов об уходе за внешностью. То есть на этом сайте фразу классика использовали для  привлечения целевой аудитории, так как знаменитая фраза, которая известна со школьно скамьи, привлекает чистательниц, на жто и рассчитывали авторы сайта.

Таким образом, благодаря  современным системам поиска в сети Интернет легко стало обнаружить межтекстовые связи, которые автор  вторичного текста не желает афишировать, так как многие из них содержат многочисленные случаи плагиата. Благодаря сети Интернет можно найти практически любой текст, причем результаты поиска могут быть такими, что один и тот же текст может быть найден на тысяче сайтов, что свидетельствует о наличии в интернете множества гиперссылок на текст.  

Подобных случаев огромное множество. Любая поисковая система выдаст целый список ссылок на источники, то есть при наборе небольшого фрагмента текста по результатам поиска будет выдан целый список источников, откуда взялся данный текст. А если в тексте содержатся грамотно выстроенные ключевые фразы, то его можно будет найти по самым верхним срокам в результатах поисковых запросов. Но совершенно очевидно, что современные поисковые системы Интернета способны только найти эксплицитные межтекстовые связи, которые традиционно могут проявляться в виде буквальных совпадений (повторов) определенных фрагментов текста в составе текста-реципиента и текста донора. Поисковая система еще не настроена таким образом, чтобы полностью распознавать менее очевидные межтекстовые связи (это ассоциативные переклички текстов, а также заимствование ключевого смысла, которые сопровождаются перефразировкой определенного фрагмента текста-реципиента).

 Интернет существенно расширяет возможности, например, любая информация, любой текст, размещенные во всемирной Сети, могут вызывать диалогические реакции пользователей Интернета. Многочисленные интернет журналы вызывают у читателей жажду общения непосредственно в режиме он-лайн, желание вести диалог, дискутировать на самые «горячие» темы на портале.  Современные интернет издания формируют свой контент таким образом, что, по сути,  они являются диалогически ориентированными.    Диалогически ориентированными сегодня можно считать многочисленные интернет-издания, а также электронные версии традиционных изданий, блоги,  также диалогически ориентированными считаются блоги, чаты и социальные медиа издания. Многочисленные пользователи таких ресурсов приходят не просто ознакомиться с информацией, но также найти для себя таких же, как и они, которые интересуются определенной тематикой (будь то хобби, политика, иные тематики). Сегодня многочисленные блоги, форумы оснащены кнопкой «комментировать», то есть открывают возможность для полноценного диалога, который может перерасти в полноценную дискуссию.

Импульсом к открытию диалога на форуме в Сети может стать любое интересное событие, как в общественной, так и политической,  политической, культурной, научной жизни. К примеру, в июле 2013 г. интернет-сообщество бурно обсуждало ситуацию по продвижению закона о реформировании РАН. Были тысячи комментариев от пользователей сети интернет на статью Александра Рубцова «No pasa РАН», которая была  в «Новой газете» от 5 июля 2013 г., материалы Леонида Радзиховского «Компромисс слона с посудной лавкой». В сети развернулась целая дискуссия по данной проблеме.  

Понятие гипертекста сегодня можно отнести к востребованным, его понимание и осознание, а также глубинный смысл  подвергается широкому обсуждению многими экспертами через призму разных научных взглядов.    

Термин «гипертекст» на сегодняшний день широко применим  для обозначения публикаций, авторских произведений, которые размешаются в сети интернет. Явление гипертекста трактуется неоднозначно и современнее эксперты его изучают с точки зрения следующих сторон:

1) Информационно-технический аспект  (T.N. Nelson, М.М. Субботин, В.Л. Эпштейн и др.);

2)  философский, культуроведческий, эстетический (В.В. Негуторов, В.В. Бычков, В.П. Руднев, Е.Ю. Чилингир и др.);

3) литературоведческий (М. Визель, С. Корнев и др.);

4) лингвистический аспект (О.В. Дедова, М.В. Масалова, А.С. Махов и др.).

Гипертекст можно понимать и определять по-разному:

– как результат  компьютерных технологий, которые дали возможность такого хранения информации, которая грамотно  структурирована, причем как линейно, так и нелинейно;

 – это такой новый «способ коммуникации в обществе,  которое сегодня нацелено на восприятие огромного количества множественных потоков самой разнонаправленной тематике и информации;

 – это некий сверхтекст, который создан человечеством в течение длительного времени своего развития;

 – это совокупность множественных текстов, которые отличаются тем, что содержат огромное число гиперссылок на другие тексты, источники (это могут быть словари, энциклопедии). Эти ссылки могут использоваться в любой последовательности и пересекаются между собой;

– собрание текстов, которых может объединять единый смысл, сюжетная составляющая, либо они могут быть объединены по персонологическому, или хронологическому принципам (например, несколько произведений одного и того же автора, либо аналогичного  одного литературного направления, одного хронологического периода);

 – глобальная совокупность всех текстов сети Интернет.

На самом деле диапазон понятия «гипертекст»  очень широк, но можно увидеть четкую линию раздела между двумя ипостасями данного феномена: гипертекст, который изучают в традиционной коммуникации и гипертекст в сети Интернет (это электронный гипертекст). В первом случае гипертекст можно рассматривать и оценивать как некую конструкцию с нечеткой и размытой семантикой. Во втором случае гипертекст представляет собой вполне четкое такое явление, которое в общих чертах ясно и понятно для любого пользователя сети Интернет. Дефиниции электронного гипертекста могут быть на самом деле очень понятными и простыми. Автор термина Теодор Нельсон (Theodor Nelson) дает следующее определение гипертексту: это «форма текста, который ветвится и осуществляется по запросу». Пол Делани (Paul Delaney) и Дж. Ландау (George Landow) определяют гипертекст как «как вариативную структуру, которая представляет совокупность текстов и объединяющих  электронных связей» [26, с. 200].

     Эксперты сходятся во мнении, что наиболее исчерпывающая и полноценная характеристика концепции электронного гипертекста была дана в работах О.В. Дедовой:

      1. «… гипертекст – это нечто превосходящее и по принципам своей организации, и по своей информационной сущности текст, понимаемый как феномен, чья обособленность от других текстов в той или иной степени интуитивно осознается всеми. В результате гипер- (сверх-, над-) текст обозначает собой некое информационное пространство, позволяющее разрушить формальную обособленность отдельного, конкретного текста, в него помещенного, за счет создания системы переходов, служащей объединению этих отдельных текстов в сверхтекстовые единства» [11, с.54]. 2. Гипертекст – это «модель организации электронного текста, характеризующаяся специфической структурированностью и разветвленной системой программно поддерживаемых внутритекстовых и межтекстовых переходов, предполагающая возможность читательского интерактивного воздействия на последовательность воспроизведения композиционных единиц». То есть это глобальный текст, который можно прочесть в сети Интернет и увидеть все межтекстовые связи между его фрагментами.

То есть электронный гипертекст можно считать не каким то абстрактным явлением, а воспринимать его как имманентное свойство интернет-среды, когда миллионы людей каждый день сталкиваются с ним.  Особенность электронного гипертекста в том, что формально это совокупность взаимосвязанных между собой гиперссылок, многочисленных текстов, что дает интернет пользователю легко строить цепочку взаимосвязанных текстов и переходить от текста к тексту в зависимости от ссылок. Иными словами, можно утверждать, что электронный гипертекст в глобальном понимании является бесконечным, если оценивать можно с точки зрения многочисленных объединяемых ими текстов. То есть каждый текст переходит от одного к другому чрез гиперссылки.

       Гипертекст – это открытая система, он гибкий и совершенно открыт для изменений и дополнений, это не замкнутая система, наоборот гипертекст очень гибкий и его модно легко дополнить или изменить. Таким образом, электронный гипертекст становится маркером того, что интернет прочно вошел как в нашу жизнь, так и в средства массовой информации. То есть инновационные технологии и возможности сети Интернет на сегодня дают уникальные возможности для создания взаимосвязанных интертекстов. Интернет создает глобальные интертекстульные взаимодействия,           

Текст автор всегда  создает для того, чтобы донести до аудитории конкретные мысли, информацию, факты, события. Через авторский текст читатели узнают о личности его создателя, его желании поделиться определенной информацией с огромной аудиторией.  Автор создает саму концепцию текста, который приобретает некий смысл, связанный с тематикой, он несет своим читателям некий посыл.  Через авторский текст его создатель транслирует авторский замысел, передает собственные мысли, делится знаниями, опытом, своими мыслями об окружающем мире.

Важными и глобальными критериями текста являются автор, аудитория, смысл текста, его сюжетные компоненты, отображаемая информации, которую автор транслирует для аудитории, а также языковые средства, которые автор применяет для создания текста.

Существуют несколько подходов к изучению текста:

- лингвоцентрический (аспект «язык – текст»), наиболее традиционный, логика которого основана на изучении функционирования языковых единиц в тексте и их взаимосвязи;

-текстоцентрический (текст как автономное целое вне соотнесения с участниками коммуникации), основу которого составляет взгляд на текст как на структурно-семантическое целое,

- антропоцентрический (аспект «автор – текст – читатель»), связан с порождением (позиция автора), восприятием и пониманием текста (позиция читателя),

- когнитивно-дискурсивный («автор – текст – внеязыковая деятельность»; концепт, картина мира).

В антропоцентрическом направлении важными являются следующие идеи. Во-первых, текст как двуединый процесс: текст – есть процесс создания текста и результат речевой деятельности; наличие в сознании человека замысла, концепции, которая реализуется в тексте, восприятие и понимание. Во-вторых, текст как сложный речевой акт, который осуществляется с определенными намерениями и целями воздействия на адресата (прагматика), и как коммуникативное образование.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.029 с.)