Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика исторического источника
Работа и источниками — важнейшая часть учебного процесса на историческом факультете. Анализ источников лежит в основе семинарских, контрольных, курсовых и дипломных работ. Исторический источник — это то, что наиболее непосредственно отражает определенный момент исторического процесса и служит для его изучения. Следует четко различать источники, исторические исследования, художественную историческую литературу (в источниковедческом плане). Последние представляют собой отражение прошлого, опосредованное сохранившимися источниками. Правильная интерпретация источника и использование его данных для реконструкции исторического процесса возможны лишь при условии применения научной критики. При этом выясняется: 1. Публикация (указать выходные данные). 2. Классификация: а) группа источника (письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фотокинодокументы, фонодокументы. В нашей учебной практике используются главным образом письменные источники. б) тип источника. В частности, для письменных: законодательные, актовые, статистические, делопроизводственная документация, нарративные (повествовательные) и др.; в) вид источника. В частности для нарративных: литературные памятники, трактаты, летописи, агиография, частная переписка, мемуары, публицистика и др. является ли первоисточником. 3. Место и время находки источника, его внешний вид (в т.ч. указать, к какому типу источников в зависимости от материала письма он относится: папирологическим, эпиграфическим, нумизматическим, рукописным, печатным). 4. Установление подлинности и степени сохранности. 5. Место и время создания. 6. Авторство. 7. Язык подлинника. 8. Переводы на русский язык. 9. Характер публикаций (научный, научно-популярный, учебный). 10. Принцип отбора материала издателем. 11. Форма и структура. 12. Терминология источника. Летоисчисление, обозначения мер веса, площади, географические названия и т.д. (Составить словарик терминов).
После «внешней» характеристики источника следует «внутренняя» критика, т.е.: 1. Выявление первоисточника; история информации до ее аккумуляции в тексте (какими источниками пользовался автор). 2. Определение исторических условий (ситуации), в которых появился источник.
3. Цель его создания. 4. Социальная (партийная) направленность. 5. Политические позиции и, шире, мировоззрение автора. Его социальная среда. 6. Качество информированности автора. Степень его объективности и тенденциозности. 7. Полнота, точность, достоверность сведений, содержащих в источнике. 8. Выявление истинного смысла содержания источника: толкование «эзоповского» языка, выявление подтекста, тех сведений, о которых «неумышленно» проговорился» автор, терминологический анализ и т.п..
В заключение необходимо сделать вывод степени важности рассматриваемого источника для изучения данного вопроса, его месте в совокупности всех источников по этой теме. В дальнейшем при анализе источника и использовании его данных необходимо руководствоваться полученными выводами. Предложенным планом необходимо руководствоваться при подготовке к практическим занятиям и при написании раздела «Характеристика источников» в контрольной работе. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Контрольная работа призвана научить студента трем основным вещам: 1. извлекать сведения из источников; 2. использовать научную литературу; 3. структурировать и оформлять плоды своих умственных усилий. Соответственно, техническая сторона дела имеет значение не меньшее, чем глубина идей и количество изученного материала. Умение излагать и оформлять свои мысли – вопрос профессионализма историка. В основе контрольной работы лежит анализ источников, в результате которого дается ответ на вопрос, заложенный в формулировке темы. Необходимо опираться на научную литературу. Не забывайте, что точки зрения разных исследователей совсем не обязаны совпадать. Структура контрольной работы (эта структура должна найти отражение и в оформлении контрольной работы: на второй странице, которая обозначается «Оглавление»). Введение (не более ¼ общего объема работы): 1. Характеристика эпохи. 2. Характеристика источников. 3. Историографический обзор Глава 1 … (название главы). (при необходимости возможно деление глав на параграфы).
Глава 2 / -- / -- / -- / (всего – 2-4 главы, в зависимости от темы). Заключение. Источники (перечень). Литература (список). Приложения (если нужны). Это – универсальная структура любой научной работы. Рассмотрим ее более подробно. Введение. Одна из самых распространенных ошибок неопытных студентов – слишком большое, по сравнению с главами, введение, занимающее иногда больше половины работы. Введение должно быть емким и кратким. Характеристика эпохи пишется очень кратко (1,5 – 2 стр.). Необходимо создать фон, на котором Вы будете раскрывать свою тему. Поэтому содержание этого раздела во многом зависит от специфики темы; здесь необходимо выделить прежде всего аспекты, для нее важные, но при этом дать и целостное представление о стране и эпохе Затем следует характеристика источников. Пишите коротко и четко, выделяя главное и отсекая лишнее (3–5 стр., не больше). Обязательные сведения: издания источника (особо – то издание, которым вы пользуетесь); язык источника и имеющиеся переводы; время создания; тип источника; структура; авторство; какие проблемы можно поставить, используя данный источник, и какие проблемы ставите вы, в связи с вашей темой; трудности, возникающие при работе с данным источником. Следует группировать однородные источники, давая их общую характеристику. Обзор литературы – одна из самых сложных частей контрольной работы (2-4 стр.). Умение хорошо написать его – показатель уровня студента. Примерная схема его такова. Сначала – вводная фраза, дающая представление о том, ученые какого профиля занимаются вопросами, близкими вашей теме. Потом рассматриваете зарубежную и отечественную литературу – последовательно, в соответствии с временем написания и концепциями, которые выдвигались авторами. Основное внимание уделяйте тем ученым, книги которых Вы читали. Во введении обязательны ссылки на литературу, а там, где это необходимо, и на источники. Ссылки даются внизу каждой страницы. Введение как таковое должно занимать не более ¼ общего объема работы. После введения следуют 2-4 главы, посвященные раскрытию темы. Это и есть суть работы, ее главная часть. Каждая глава начинается с формулировки конкретной задачи, затем следует ее выполнение: анализ источников, с привлечением мнений коллег-историков; в конце главы – выводы. Анализ источников и выводы по нему должны быть как можно более самостоятельны. Не бойтесь высказывать свою точку зрения, проявляйте себя как автор. Разумеется, ваше мнение должно быть хорошо аргументировано; без глубокого знания научной литературы здесь не обойтись. Излагайте и сравнивайте взгляды разных исследователей на рассматриваемую проблему. Напоминаем еще раз, что ссылки следует давать не только при цитировании, но и при пересказе чужих мыслей. В конце каждой главы должны быть выводы. В основной части контрольной работы обязательными являются ссылки на источники (без них контрольная работа не будет зачтена), желательны и ссылки на литературу (постраничные). В заключении суммируются выводы по главам и дается подведение итогов по всей теме (без ссылок). Затем следует алфавитный перечень источников с указанием публикаций и алфавитный же перечень литературы, в который включается вся использованная Вами литература (а не только цитированная). Приложением к контрольной работе могут являться карты, схемы, хронологические таблицы, список сокращений.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1921; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.01 с.) |