Характеристика исторического источника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика исторического источника



 

Работа и источниками — важнейшая часть учебного процесса на историческом факультете. Анализ источников лежит в основе семинарских, контрольных, курсовых и дипломных работ.

Исторический источник — это то, что наиболее непосредственно отражает определенный момент исторического процесса и служит для его изучения. Следует четко различать источники, исторические исследования, художественную историческую литературу (в источниковедческом плане). Последние представляют собой отражение прошлого, опосредованное сохранившимися источниками.

Правильная интерпретация источника и использование его данных для реконструкции исторического процесса возможны лишь при условии применения научной критики. При этом выясняется:

1. Публикация (указать выходные данные).

2. Классификация:

а) группа источника (письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фотокинодокументы, фонодокументы. В нашей учебной практике используются главным образом письменные источники.

б) тип источника. В частности, для письменных: законодательные, актовые, статистические, делопроизводственная документация, нарративные (повествовательные) и др.;

в) вид источника. В частности для нарративных: литературные памятники, трактаты, летописи, агиография, частная переписка, мемуары, публицистика и др. является ли первоисточником.

3. Место и время находки источника, его внешний вид (в т.ч. указать, к какому типу источников в зависимости от материала письма он относится: папирологическим, эпиграфическим, нумизматическим, рукописным, печатным).

4. Установление подлинности и степени сохранности.

5. Место и время создания.

6. Авторство.

7. Язык подлинника.

8. Переводы на русский язык.

9. Характер публикаций (научный, научно-популярный, учебный).

10.  Принцип отбора материала издателем.

11.  Форма и структура.

12.  Терминология источника. Летоисчисление, обозначения мер веса, площади, географические названия и т.д. (Составить словарик терминов).

 

После «внешней» характеристики источника следует «внутренняя» критика, т.е.:

1. Выявление первоисточника; история информации до ее аккумуляции в тексте (какими источниками пользовался автор).

2. Определение исторических условий (ситуации), в которых появился источник.

3. Цель его создания.

4. Социальная (партийная) направленность.

5. Политические позиции и, шире, мировоззрение автора. Его социальная среда.

6. Качество информированности автора. Степень его объективности и тенденциозности.

7. Полнота, точность, достоверность сведений, содержащих в источнике.

8. Выявление истинного смысла содержания источника: толкование «эзоповского» языка, выявление подтекста, тех сведений, о которых «неумышленно» проговорился» автор, терминологический анализ и т.п..

 

В заключение необходимо сделать вывод степени важности рассматриваемого источника для изучения данного вопроса, его месте в совокупности всех источников по этой теме. В дальнейшем при анализе источника и использовании его данных необходимо руководствоваться полученными выводами.

Предложенным планом необходимо руководствоваться при подготовке к практическим занятиям и при написании раздела «Характеристика источников» в контрольной работе.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа призвана научить студента трем основным вещам:

1. извлекать сведения из источников;

2. использовать научную литературу;

3. структурировать и оформлять плоды своих умственных усилий.

Соответственно, техническая сторона дела имеет значение не меньшее, чем глубина идей и количество изученного материала. Умение излагать и оформлять свои мысли – вопрос профессионализма историка.

В основе контрольной работы лежит анализ источников, в результате которого дается ответ на вопрос, заложенный в формулировке темы. Необходимо опираться на научную литературу. Не забывайте, что точки зрения разных исследователей совсем не обязаны совпадать.

Структура контрольной работы (эта структура должна найти отражение и в оформлении контрольной работы: на второй странице, которая обозначается «Оглавление»).

Введение (не более ¼ общего объема работы):

1. Характеристика эпохи.

2. Характеристика источников.

3. Историографический обзор

Глава 1(название главы).

(при необходимости возможно деление глав на параграфы).

Глава 2  / -- / -- / -- /

(всего – 2-4 главы, в зависимости от темы).

Заключение.

Источники (перечень).

Литература (список).

Приложения (если нужны).

Это – универсальная структура любой научной работы. Рассмотрим ее более подробно.

Введение. Одна из самых распространенных ошибок неопытных студентов – слишком большое, по сравнению с главами, введение, занимающее иногда больше половины работы. Введение должно быть емким и кратким. Характеристика эпохи пишется очень кратко (1,5 – 2 стр.). Необходимо создать фон, на котором Вы будете раскрывать свою тему. Поэтому содержание этого раздела во многом зависит от специфики темы; здесь необходимо выделить прежде всего аспекты, для нее важные, но при этом дать и целостное представление о стране и эпохе

Затем следует характеристика источников. Пишите коротко и четко, выделяя главное и отсекая лишнее (3–5 стр., не больше). Обязательные сведения: издания источника (особо – то издание, которым вы пользуетесь); язык источника и имеющиеся переводы; время создания; тип источника; структура; авторство; какие проблемы можно поставить, используя данный источник, и какие проблемы ставите вы, в связи с вашей темой; трудности, возникающие при работе с данным источником. Следует группировать однородные источники, давая их общую характеристику.

Обзор литературы – одна из самых сложных частей контрольной работы (2-4 стр.). Умение хорошо написать его – показатель уровня студента. Примерная схема его такова. Сначала – вводная фраза, дающая представление о том, ученые какого профиля занимаются вопросами, близкими вашей теме. Потом рассматриваете зарубежную и отечественную литературу – последовательно, в соответствии с временем написания и концепциями, которые выдвигались авторами. Основное внимание уделяйте тем ученым, книги которых Вы читали.

Во введении обязательны ссылки на литературу, а там, где это необходимо, и на источники. Ссылки даются внизу каждой страницы.

Введение как таковое должно занимать не более ¼ общего объема работы.

После введения следуют 2-4 главы, посвященные раскрытию темы. Это и есть суть работы, ее главная часть. Каждая глава начинается с формулировки конкретной задачи, затем следует ее выполнение: анализ источников, с привлечением мнений коллег-историков; в конце главы – выводы.

Анализ источников и выводы по нему должны быть как можно более самостоятельны. Не бойтесь высказывать свою точку зрения, проявляйте себя как автор. Разумеется, ваше мнение должно быть хорошо аргументировано; без глубокого знания научной литературы здесь не обойтись. Излагайте и сравнивайте взгляды разных исследователей на рассматриваемую проблему. Напоминаем еще раз, что ссылки следует давать не только при цитировании, но и при пересказе чужих мыслей. В конце каждой главы должны быть выводы.

В основной части контрольной работы обязательными являются ссылки на источники (без них контрольная работа не будет зачтена), желательны и ссылки на литературу (постраничные).

В заключении суммируются выводы по главам и дается подведение итогов по всей теме (без ссылок).

Затем следует алфавитный перечень источников с указанием публикаций и алфавитный же перечень литературы, в который включается вся использованная Вами литература (а не только цитированная).

Приложением к контрольной работе могут являться карты, схемы, хронологические таблицы, список сокращений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1921; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.01 с.)