Кирьянова Евгения Александровна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кирьянова Евгения Александровна



Бюджетное законодательство Российской Федерации направлено на повышение эффективности бюджетного планирования и реализации бюджетной политики. Бюджет представляет собой главный финансовый механизм реализации государственных задач общеэкономического и социального характера, определяет возможности улучшения основных макроэкономических показателей развития страны.

Ключевым документом в вопросах регулирования бюджетных отношений в Российской Федерации выступает Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ. «Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации».

В ст. 28 Бюджетного кодекса отражены основные принципы бюджетной системы Российской Федерации: «единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированности бюджета; эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов; единства кассы».

Проблема эффективности реализации данных принципов основана на трехступенчатом построении самой бюджетной системы в стране. Данная система имеет три уровня: первый — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, второй — бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, третий – местные бюджеты, включающие бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов. Такая сложная структура обуславливает определенные сложности в вопросах координации и своевременного реагирования в вопросах финансового планирования и реализации задач бюджета на местах.

Источник информации: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/policy/

Итоги реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2019-2020. Реализация бюджетной политики в 2019 и 2020 годах происходила в принципиально разных условиях. В течение 2019 и начала 2020 года ключевой задачей единой экономической политики (бюджетной, монетарной и структурной) было содействие достижению национальных целей развития страны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития: · На это были сконцентрированы управленческие и финансовые ресурсы на всех уровнях публичной власти, выстроена система мониторинга реализации соответствующих мероприятий – в т.ч. в рамках национальных проектов. По мере вступления в более активные фазы реализации национальных проектов темпы экономического роста устойчиво ускорялись: если в 1кв’19 рост ВВП составил 0,4% г/г, то к 4кв’19 он ускорился до 2,1% г/г. · Дополнительный импульс достижению национальных целей развития придали мероприятия, вытекающие из Послания Президента Федеральному Собранию, в целях реализации которых был уточнен федеральный бюджет и соответствующие государственные программы на федеральном и региональном уровнях. В 2020 году условия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции. Меры, направленные на сдерживание ее распространения, привели к беспрецедентному в послевоенной истории сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках. В связи с этим экономическая политика в этот период, в первую очередь, ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития. В части бюджетной политики это обеспечивается за счет: 1. Сохранения предсказуемой и устойчивой экономической среды с низким уровнем восприимчивости внутренних экономических условий к состоянию внешней конъюнктуры. Этому способствовало проведение бюджетной политики на основе «бюджетных правил» (наряду с политикой инфляционного таргетирования и свободного курсообразования), с введением которых в 2017 году подверженность экономики конъюнктуре сырьевых рынков принципиально снизилась. Так, несмотря на беспрецедентное падение цен на нефть в 1 полугодии 2020 года, национальная валюта и финансовые рынки сохраняли стабильность, инфляция и инфляционные ожидания оставались под контролем. Обеспечение ценовой и финансовой стабильности в результате создало условия для проведения эффективной контр-циклической экономической политики – как бюджетной, так и денежно-кредитной. 2. Обеспечения контр-циклической направленности бюджетной политики в целях минимизации влияния краткосрочного падения экономической активности на средне-(долго)срочный потенциал экономики. · Дополнительные расходы на финансирование антикризисных программ наряду со встроенными контр-циклическими механизмами обеспечивают соразмерность бюджетного импульса масштабам краткосрочного шока. Совокупный фискальный импульс превышает 9% ВВП. · Фокус антикризисных программ на поддержке наиболее уязвимых граждан, пострадавших отраслей и укреплении системы здравоохранения, наряду с их своевременностью повышает действенность бюджетного импульса. Это позволяет не допустить неконтролируемого роста заболеваемости и смертности, избежать стрессового развития ситуации на рынке труда, обеспечить условия для быстрого восстановления деловой активности после снятия административных ограничений.

Условия реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2021-2023. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021-2023 гг. разработаны на основании базового варианта прогноза социальноэкономического развития РФ на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Базовый прогноз построен с учетом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474. Среди основных внешнеэкономических предпосылок базового прогноза: · сокращение мирового ВВП в 2020 году (на 4,0-4,5% г/г), связанное с введением многими странами карантинных мер, направленных на борьбу с распространением вируса; · затяжной период восстановления глобальной экономики на фоне разрыва глобальных производственных цепочек и сохранения ограничений на деятельность ряда отраслей (туризм, авиаперевозки, сфера досуга и развлечений); · добыча нефти в соответствии с текущими условиями сделки ОПЕК+ и стабильная ценовая конъюнктура на рынке нефти (цена Юралс 45-48 $/барр.); · стабильные внешнеэкономические условия и курсовые соотношения: курс доллара США к рублю в диапазоне 72-74 рублей за доллар США; · сохранение ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении России, на протяжении всего прогнозного периода. Благодаря реализации антикризисных мер в 2020 году российской экономике удаётся избежать развития ситуации по негативному сценарию. В отсутствии новых эпидемиологических шоков снижение ВВП по итогам 2020 года оценивается на уровне -3,9%, что лучше ожидаемой динамики в других странах. В 2021 году темпы роста экономики ускорятся. Восстановлению в том числе будет способствовать реализация мер Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения. В среднесрочной перспективе темпы роста ВВП стабилизируются на уровне выше 3,0%. Выходу российской экономики на траекторию более высоких темпов роста будет способствовать реализация национальных проектов и других мероприятий по достижению национальных целей развития. Восстановление экономики будет сопровождаться улучшением ситуации на рынке труда. К концу 2021 года численность занятых (по методологии МОТ) практически достигнет докризисного уровня 2019 года (в среднем за 2021 год – 71,7 млн. чел.). Средний уровень безработицы в 2021 году составит 5,2%, причем к концу года показатель опустится чуть ниже 5%, что соответствует «естественному» уровню безработицы. После адаптации рынка труда к новым условиям в 2022 - 2023 годах уровень безработицы опустится до 4,7% и 4,6% соответственно. На фоне повышения экономической активности и роста занятости в 2021 году ожидается умеренный рост реальных заработных плат (+2,2% г/г) и восстановление реальных располагаемых доходов населения (+3,0% г/г) с последующим их выходом на траекторию устойчивого роста на уровне 2,4–2,5% в 2022-2023 гг. Улучшение ситуации с доходами граждан будет способствовать устойчивому повышению потребительского спроса: после компенсационного роста в 2021 году (+5,1% г/г и +6,7% г/г по розничной торговле и платным услугам населению соответственно) в среднесрочной перспективе потребительские расходы продолжат расти на 2,8–3,1% в год. Инвестиции при этом будут расти опережающими темпами (+3,9%, +5,3% и +5,1% в 2021- 2023 гг. соответственно), отражая постепенный переход к инвестиционной модели роста, основанной на повышении капиталовложений частного сектора. В 2022 году дополнительный вклад в ускорение инвестиций внесет завершение сделки ОПЕК+ и сопутствующее восстановление инвестиций в нефтедобыче.

Цели и задачи бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021-2023. 1. Борьба с пандемией и содействие восстановлению экономики; 2. Структурная трансформация экономики; 3. Операционная эффективность использования бюджетных средств; 4. Развитие межбюджетных отношений; 5. Таможенно-тарифное регулирование.

Сформированный на основе изложенных выше основных направлений бюджетной политики проект федерального бюджета на 2021-2023 годы должен стать одним из ключевых инструментов экономической политики, обеспечивающей переход от фазы восстановления экономики и доходов граждан к повышению потенциала развития экономики и достижению национальных целей развития. Бюджетные параметры предусматривают финансирование дополнительных расходов, связанных с временной поддержкой граждан, отраслей и экономики в период восстановления после пандемии (2020-2021 гг.) с постепенной нормализацией бюджетной политики и выходом на соблюдение «бюджетных правил» к 2022 году. Формирование бюджета на основе обозначенных подходов, с одной стороны, позволит обеспечить поддержку экономики в период восстановления, а с другой стороны, будет содействовать устойчивому развитию и структурным изменениям в экономике на среднесрочном горизонте. Неотъемлемым условием эффективной реализации, обозначенной бюджетной политики, является обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.009 с.)