Геренчук Екатерина Сергеевна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Геренчук Екатерина Сергеевна



Регулирование финансового рынка состоит из двух частей. Государственное регулирование финансового рынка осуществляется со стороны органов государственной власти, саморегулирование — со стороны участников самого рынка.

Функционирование финансового рынка создает множество отрицательных эффектов в экономике: необоснованно ускоряет темпы роста цен (инфляцию), провоцирует кризисы, лишает реальное производство необходимых финансовых ресурсов. Поэтому возникает необходимость его регулирования со стороны государства.

Основной задачей регулирования финансового рынка является снижение рисков (например, риска банкротства кредитной организации, риска неуправляемого падения цен на фондовом рынке, риска невыполнения страховой организацией своих обязательств перед страхователем, риска резкого изменения курса национальной валюты).

Государственное регулирование финансового рынка представляет собой совокупность правил и инструментов, которые используются органами государственной власти для обеспечения стабильного функционирования финансового рынка и снижения его негативного воздействия на экономику. Целями государственного регулирования финансового рынка являются:

  • снижение систематических рисков, возникающих в процессе функционирования каждой части финансового рынка в общественных интересах;
  • обеспечение эффективной работы каждой части финансового рынка;
  • обеспечение прозрачности функционирования финансового рынка (обеспечение доступности информации об участниках, операциях);
  • защита прав инвесторов (держателей ценных бумаг), вкладчиков, страхователей;
  • предупреждение финансового кризиса;
  • выход из кризиса с минимальными потерями.

Государственное регулирование деятельности институтов финансового рынка осуществляется по следующим направлениям.

  • Введение обязательного лицензирования..
  • Установление минимальных объемов необходимого капитала для деятельности организации в определенном секторе финансового рынка (кредитной организации, страховой организации, профессионального участника рынка ценных бумаг, эмитента) для снижения риска банкротства.
  • Определение круга выполняемых операций.
  • Определение условий ответственности участника финансового рынка за результаты своей деятельности (ограничение круга выполняемых операций, отзыв лицензии, банкротство).
  • Регулирование операций и инструментов финансового рынка предполагает определение типов инструментов, которыми могут оперировать участники финансового рынка.

Современное государственное регулирование финансовых рынков формируется не только на национальном, но и на международном уровне. В результате происходящих процессов глобализации формируется единый общемировой рынок. Национальная экономика зависит не только от возможностей собственного финансового рынка, но и финансовых рынков других стран. Возникает потребность в наднациональном регулировании финансовых рынков. Наиболее известным международным институтом фондом рынка является Международная организация Комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions, IOSCO), а которую входят национальные органы государственной власти, занимающиеся регулированием фондовых рынков, например ФСФР.

Основным механизмом саморегулирования в современных условиях является создание саморегулируемых организаций. Саморегулируемая организация (СРО) — добровольное объединение определенного количества участников финансового рынка по профессиональному признаку в целях установления обязательных правил и стандартов деятельности членов этой организации на финансовом рынке, защиты их профессиональных интересов.

Процесс создания саморегулируемых организаций может исходить от самих предпринимателей, через создание объединяющих их организаций, а также инициироваться государством. Как правило, в странах с развитой рыночной экономикой формирование саморегулируемых организаций инициируется самими профессиональными участниками рынка, в странах с формирующейся рыночной экономикой — инициируется государством. В одних странах любая организация, представляющая профессиональные интересы участников финансового рынка, является саморегулируемой, в других странах, для того чтобы стать саморегулируемой, организация должна соответствовать требованиям, которые установлены законодательством.

В Российской Федерации процессы саморегулирования в экономике, в том числе и на финансовом рынке, закреплены а Федеральном законе о саморегулируемых организациях. Согласно ему все саморегулируемые организации действуют на принципах некоммерческой организации: целью их деятельности не является получение прибыли, полученная прибыль от предпринимательской деятельности не может распределяться среди участников саморегулируемой организации.

Саморегулирование финансового рынка предполагает создание самими участниками рынка условий для стабильности рынка и обеспечение его предсказуемости. Но степень влияния на экономические процессы саморегулирования не столь значительна по сравнению с государственным регулированием финансового рынка. Финансовый кризис 2007—2008 гг. показал, что только саморегулирование финансовых рынков не обеспечило стабильности этих рынков. Решение проблем, возникших в различных сегментах финансового рынка в США, Великобритании, ФРГ и Российской Федерации, взяло на себя государство.

В современных условиях можно выделить две модели, отличающиеся различной степенью использования механизмов регулирования и саморегулирования финансовых рынков. Первая модель основана преимущественно на регулировании финансового рынка органами государственной власти. Саморегулируемые организации занимаются разработкой общих правил организации профессиональной деятельности своих участников, защищают их интересы в парламенте и правительстве. Вступление в саморегулируемые организации необязательно для участников финансового рынка. Помимо саморегулируемых организаций могут действовать и другие общественные организации участников финансового рынка. На таком принципе основан механизм регулирования финансовых рынков во Франции, России.

Вторая модель ориентирована на саморегулирование финансового рынка, основная часть функций по контролю за деятельностью участников рынка передана саморегулируемым организациям. Но и в этом случае государство не остается в стороне от процесса регулирования, оно оставляет за собой функции «регулятора последней инстанции». Государство начинает открыто действовать, если ситуация на финансовых рынках становится разрушительной для экономики. На таком принципе основано регулирование финансовых рынков США. Основным регулятором фондового рынка в США является Комиссия по ценным бумагам (SEC), Именно ее решения обязательны к исполнению всеми участниками фондового рынка, независимо от рекомендаций саморегулируемых организаций дилеров, брокеров и др.

Денежный рынок в США регулируется тремя государственными структурам. Комиссия по ценным бумагам (SEC) осуществляет контроль за крупными финансовыми конгломератами. ФРС (Федеральная резервная система, FRS) за частью крупных потребительских банков. Агентство по финансовой защите потребителей (CFPA Consumer Financial Protection Agency) регулирует оборот любых финансовых инструментов с кредитным риском, превышающим 5 % — от кредитов до облигационных займов, ориентированных на конечного потребителя. Такая модель регулирования финансового постепенно внедряется в механизм регулирования стран с развитой рыночной экономикой. В течение 20 последних лет она используется в Австралии, Великобритании, Германии, Нидерландах, Японии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.206.73 (0.008 с.)