Ограничения и нарушения слогового принципа русской графики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ограничения и нарушения слогового принципа русской графики



Графика (от греческого «пишу») – это свод общих правил о назначении письменных знаков (букв), система соотношений между буквами и фонемами в тексте.

Вопрос о необходимом и достаточном количестве букв ал- фавита ставился уже Бодуэном де Куртенэ; он предполагал вы- вести математическую формулу рационального построения алфа-


вита, но не вывел её. Формулу вывел Николай Фёдорович Яков- лев (1926 г., публикация – 1928 г.) и назвал её «формулой построе- ния наиболее экономного (в отношении числа букв) алфавита». Эта формула носит универсальный характер15. Экономность по- строения русского алфавита достигается тем, что дифференциаль- ные признаки мягкости и твёрдости у согласных фонем обозна- чаются последующими гласными буквами.

Этот способ русского письма назван силлабическим (термин В.А. Богородицкого), или слоговым принципом русской графики.

Итак, в качестве единицы чтения и письма выступает графи- ческий слог.

Сочетание согласной и гласной букв – цельный графиче- ский элемент, «буквосочетание», обе части которого взаимно обу- словлены. Как гласные, так и согласные буквы пишут и читают с учётом соседних букв.

Слоговой принцип русской графики применительно к со- гласным: указание на твёрдость и мягкость согласного осуществ- ляется на письме последующей гласной буквой (пена, пеня). В конце слов и перед согласным мягкость обозначается «ь» (кон, конь).

В русском языке есть смягчающие (указывают на мягкость согласного – е, ё, и, ю, я) и несмягчающие (указывают на твёр- дость согласного – а, о, у, ы, э) гласные. Таким образом, 4 «лиш- них» гласных существуют в русском языке вместо 16 особых со- гласных букв.

Дифференциальный признак твёрдости в конце слов и ме- жду согласными обозначается отсутствием «ь» на конце слова или после твёрдого согласного.

Слоговой принцип графики применительно к гласным осу- ществляется так: гласные прочитываются с учётом соседних букв. Так, буквы е, ё, и, ю, я не только смягчающие, но и йотированные. Существуют позиции, где гласные е, ё, и, ю, я обозначают две фо- немы:

и после ь: соловьиный;


15 Подробнее об этой формуле см.: Иванова В.Ф. Современная русская орфо- графия. М., 1991. С. 38–40.


е, ё, ю, я:

а) в абсолютном начале слова (юла, ель, ёлка, яма); б) после гласных (чтение, паяц, поёт, поют);

в) после ъ и ь (съезд, съёмщик, вьюга, изъять).

Буква й обозначает неосновной оттенок фонемы <j> (и – неслоговой) в конце закрытого слога (большой, майка).

Итак, гласные е, ё, и, ю, я – двузначные, а, о, у, ы, э – одно- значные.

В применении слогового принципа русской графики суще- ствуют ограничения и отступления.

Ограничения, по словам В.Ф. Ивановой, это те случаи нару- шения слогового принципа, когда он бессилен в качестве закона: не может предотвратить неизбежность вариантности написания.

К случаям ограничения относятся:

а) выбор а//я, у//ю, е//э после шипящих и ц; б) выбор ы//и после шипящих и ц;

в) выбор е//о после шипящих и ц. Поясним эти ограничения.

А) Чтение непарных твёрдых ж, ш, ц и непарных мягких ч, щ не зависит от последующего гласного.

Ч, щ и так мягкие, дополнительное обозначение мягкости им не нужно, ж, ш, ц – всегда твёрдые, и писать я, ю после таких со- гласных нерационально. Следовательно, выбран рациональный ва- рианта, у (сравните заимствованные Сен-Жюст, жюри, Цюрих, где ю обозначает мягкость произношения).

Рационален и выбор е после шипящих и ц из пары е//э. Со- гласные перед звуком [э] в русском языке обычно мягкие, по за- конам русского языка могут стать мягкими и твёрдые согласные в заимствованных словах. Поэтому более «нацеленной» на осо- бую функцию оказывается буква э. Она подчёркивает необычную для русского языка твёрдость: пленэр. Но х, ш, ц не требуют спе- циального показателя твёрдости, поэтому логично писать более употребляемую букву е.

Б) Буквы ы//и обозначают чередующиеся фонемы. При этом после ж, ш, ц писать можно и ы, и и – читаться будет только ы, а вот написания чын, мечы, щы почти нечитаемы. Таким образом, после ч, щ можно писать только и. И так как ч, щ уже объединены


в написании с а, у, е с ж, ш, то целесообразно выбрать из пары ы//и написание с и (правильности произношения написание жи//ши не мешает).

Полной аналогии в написании и после ц мешают опреде- ленные морфологические соответствия16.

В) В случае с е//о после шипящих и ц выбор буквы диктует- ся орфографическими правилами. Их появление – необходимость, вызванная особым положением шипящих и ц в системе согласных фонем (их непарностью по твёрдости/мягкости). Слоговой прин- цип здесь не в силах «диктовать» условия написания, и вопрос ре- шается в рамках орфографии.

А теперь обратимся к отступлениям от слогового принципа. Отступления – это те случаи нарушения слогового принци-

па русской графики, когда он может быть соблюдён, но не соблю- дается.

К таким собственно нарушениям относятся:

а) обозначение йота в заимствованных словах (сохраняется международно принятый графический облик слова): йод, йот, Нью-Йорк, йеменский, майор, район, майонез, фойе, фейерверк (сравните: major, rayon).

Или: написание о вместо е после ь (бульон, шиньон, гильо- тина);

б) написание е после букв, обозначающих твёрдые звуки (в заимствованных неассимилированных русским языком словах – написание «авансом»): реквием, кашне, кафе, шоссе. Сравните уже ассимилированные слова с мягким произношением: тема, фанера, крем, пионер.

До 1956 г. в печати было много колеблющихся написаний (адэкватный, бэкон). После реформы 1956 г. оставлено написание с э лишь в трёх нарицательных существительных (пэр, сэр, мэр) и однокоренных с ними.

Особый вопрос: новые заимствования типа хэппи-энд и хеппи-энд – это варианты; нарицательные от собственных имен – тэтчеризм; слова, образованные от названий букв – кавээн, мэ- нээс, чепэ;

16 Об этом подробнее см.: Иванова В.Ф. Современная русская орфография.

С. 107.


в) написание е после гласных и в начале слова без обозна- чения йотирования по причине колебания в произношении: про- ект, диета, еканье (произносится то с j, то без него);

г) слоговой принцип не действует и в написании сложносо- кращенных слов: сельисполком, связьиздат, главювелирторг, минюст, иняз.

Эти слова читают как цепочку отдельных слов с сохране- нием законов чтения на стыках слов.

Таким образом, сделаем вывод: слоговой принцип русской графики действует лишь внутри слов, на границе же даже сокра- щенных слов не действует.

Итак, графика – вторая составляющая письма как целого (первой составляющей, напомню, был алфавит).

Третьей категорией письма является орфография, о прин- ципах которой пойдет речь в следующей теме.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение термину «письмо». Какие типы пись- ма существуют? Кратко охарактеризуйте их.

2. Перечислите основные категории письма.

3. Расскажите о слоговом принципе русской графики. В чём его суть?

4. Какие отступления от слогового принципа существуют?

5. Объясните причины нарушений слогового принципа рус- ской графики.

 

Задания

Задание 1. Найдите в тексте отступления от слогового прин- ципа русской графики. Приведите написания, которые соответст- вовали бы ему.

1) Даже специалист по эстетике поражён вашей эрудици- ей в области импрессионистической живописи.

2) При обыске полицейские изъяли не разрешённые цензурой книги и брошюры революционных организаций.

3) Лишь железная воля к жизни давала юноше силы бороть- ся с тяжёлой болезнью.


4) Работы пастелью и гуашью смотрятся у вас интерес- нее, нежели чересчур тщательные рисунки карандашом.

Задание 2. Существует два способа чтения аббревиатур:

1) читать как обычное слово, т. е. по буквам; 2) создавать слово, складывая имена букв, т. е. читать каждую букву в аббревиатуре как слог. Например, название МХТ (Московский Художествен- ный театр) раньше читалось скорее по второму способу, правда, не полностью (должно было бы читаться как эм-ха-тэ), но после того, как театру присвоили звание академического, его название, сохранив старое звучание, стало читаться по первому способу (как МХАТ).

Найдите в данных аббревиатурах те, которые читаются как обычные слова, и те, в которых буквы стали знаками слогового письма. С чем обычно связана разница в чтении аббревиатур? Дай- те фонетическую транскрипцию аббревиатур и покажите с помо- щью слогоразделов членение на слоги. Совпадает ли оно с имена- ми букв?

СССР, ВЛКСМ, ГУМ, МТС, ЖСК, МГУ, ПТУ, ТЮЗ, МФТИ, МИМО, РУДН, МГПИ, МИСИ, нэп, ГЭС, КВН, США.

Задание 3.

А. В данных стихотворных строках И. Анненского найдите все случаи реализации фонемы <j>. Какими буквами передана здесь эта фонема? Все ли способы передачи соответствуют пра- вилам русской графики?

Я полюбил безумный твой порыв,

Но быть тобой и мной нельзя же сразу, И, вещных снов иероглифы раскрыв, Узорную пишу я чётко фразу.

Б. Объясните случаи употребления Ь. Какую «работу» вы- полняет здесь эта буква? Во всех ли случаях её употребление продиктовано правилами графики?

Ты говоришь… Вот счастье бьётся К цветку прильнувшее крыло,

Но миг – и ввысь оно взовьётся Невозвратимо и светло.


А сердцу, может быть, милей Высокомерие сознанья,

Милее мука, если в ней

Есть тонкий яд воспоминанья.

Литература

Иванова В.Ф. С. 10–77. Раздел «Графика».

Князев С.В., Пожарицкая С.К. С. 256–265.

Осипов Б.И.2 С. 27–57. Глава I. «История графики».

Русский язык. Энциклопедия. С. 339–344. Статья «Письмо».


Тема 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.013 с.)