Типы интонационных конструкций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы интонационных конструкций



Общепринятой в современной лингвистике стала именно классификация Е.А. Брызгуновой, к ней мы и обратимся.

Е.А. Брызгунова выделила, как уже сказано, 7 ИК (или ин- тонем) современного русского языка.

ИК (интонема) – это совокупность интонационных диффе- ренциальных признаков, которые способны выразить определён- ный набор синтаксических значений, передать коммуникативный тип высказывания, членение на тему и рему.

У каждой интонемы есть свои дифференциальные при- знаки, дифференциальные характеристики. К ним относят: спе- цифическое движение тона (нисходящая интонация, восходящая, нисходяще-восходящая); наличие центра ИК – ударного слога в слове, которое несёт тактовое или фразовое ударение, именно на этом слоге происходит движение интонации вверх или вниз; на-


14 Пешковский А.М. Интонация и грамматика // Известия по русскому языку и словесности АН СССР. 1928. Т. 1. Кн. 2. С. 458–476.


личие предцентра ИК и постцентра ИК – уровень тона предцен- тра и постцентра тоже дифференциальный признак.

Если направление тона в центре ИК и уровень тона в дру- гих составных частях ИК сходны, то в качестве различительных, дифференциальных признаков используется длительность цен- тров ИК, или усиление словесного ударения центра в результате большей напряжённости артикуляции гласного, или смычка голо- совых связок в конце гласного центра – это воспринимается как резкий перерыв звучания.

Надо заметить, что количество дифференциальных призна- ков в разных ИК может варьироваться.

Итак, Е.А. Брызгунова противопоставляет 7 ИК, но иногда, особенно при обучении русскому языку иностранцев, говорят о 5 основных ИК.

Все русские ИК многозначны. Часто бывает так, что один вид ИК может выражать разные смыслы. Снять многозначность в устной речи помогает лексический, грамматический контекст, си- туация общения.

Охарактеризуем 7 интонационных конструкций русского языка.

 

ИК-1

 

Выражает завершённость мысли в повествовательном пред- ложении. Предцентр произносят на среднем тоне. В ударной час- ти и в постцентре происходит спокойное понижение тона ниже среднего. Ударный гласный в центре ИК значительно длительнее пред- и постударных, он произносится плавно, протяжно.

Пример: Сегодня холодно.

Обычно центр совпадает с последним словом, но иногда мо- жет передвигаться.

Пример: Дайте книги. Тетради тоже дайте.

Наиболее типичные синтаксические конструкции, которые интонируются как ИК-1, следующие:

а) простое повествовательное предложение.


Пример: Он живёт в Омске;

б) предложение с прямой речью, где слова автора – в пре- позиции.

Пример: Иван сказал: «Пойдём побыстрее»;

в) сложное бессоюзное предложение, где вторая часть рас- крывает смысл первой.

Пример: Я выглянул из окна и испугался: мой конь пропал.

 

ИК-2

В отличие от ИК-1 усилено словесное ударение центра; предударная часть, предцентр, произносится на среднем тоне или с незначительным повышением, ударная часть – со спокойным понижением тона или в диапазоне предцентра.

Употребляется в следующих случаях:

а) при выражении вопроса в предложении с вопроситель- ным словом.

Пример: Какая у него специальность?

б) в предложении с требованием, приказом. Пример: З акройте дверь! Назад!

в) при восклицании, выражении активной эмоции. Пример: Сколько можно говорить!

г) при подчёркивании, выделении какого-нибудь слова во фразе.

Пример: Придётся тёте к нам приехать. Придётся тёте

к нам приехать.

В данном случае логическое ударение сигнализирует о но- вом фразовом ударении. Часто в таких конструкциях присутству- ет явное или скрытое противопоставлении (тёте, а не кому-то; к нам, а не…).

Если фраза оформлена как ИК-2, то всегда логическое и фразовое ударения совпадают, как бы логическое поглощает фра- зовое.

Пример: Сегодня семинара не будет, (ИК-2) а не лекции. ( ИК-1)


Подчёркивание, выделение какого-либо слова может дости- гаться при ИК-2 другими фонетическими средствами – ослабле- нием или замедлением голоса.

Пример: Я хотел к вам за-а-автра (медленно) прийти.

 

ИК-3

Характеризуется восходящим движением тона на гласном центра, этот гласный произносится выше предцентра, в пределах ударного слога продолжает повышаться, а уровень тона постцен- тра резко понижается.

Типичным случаем употребления ИК-3 является вопроси- тельное предложение без вопросительного слова.

Пример: Это ваша книга? Вы любите плавать? – это так называемая «вопросительная» интонация.

Интонационный центр в ИК-3 находится на слове, которое несёт основную смысловую нагрузку. Причём этот центр может передвигаться в зависимости от цели высказывания и содержания разговора.

Пример: Вы сегодня приехали? (Да, я). Вы сегодня приехали? (Да, сегодня).

Вы сегодня приехали? (Да, приехали).

Заметим, что ИК-3 может употребляться и в предложениях с другими смыслами:

а) незавершенности.

Пример: Наша собака (ИК-3) ужасно умная (ИК-1). Когда приехал Володя (ИК-3), всё стало ясно (ИК-1); б) мягкой просьбы.

Пример: Сделай это задание;

в) положительной или отрицательной оценки, в зависимо- сти от лексики (со словами так, такой, вот).

Пример: Вот молодец! Вот глупец! Там так красиво! Он

такой вредный!

г) встречается ИК-3 в вопросительных предложениях с союзом «или ».

Пример: Это вам (ИК-3) письмо / или соседу (ИК-2)?


В сложном вопросительном предложении вторая часть как отдельная синтагма обычно не оформляется.

Пример: Ты не знаешь (ИК-3), где моя книга?

ИК-4

Характеризуется нисходяще-восходящим тоном. Предударная часть ИК-4 произносится на среднем тоне с не-

значительным понижением перед ударной частью. Если ударный слог конечный, то тон начинается с более низкой точки по сравне- нию со средним и затем в пределах слога ровно повышается.

Если в ИК-4 есть заударная часть, то ударная произносится с понижением, а заударная – с ровным повышением тона.

Особенности ИК-4: ударный и конечный безударный глас- ный несколько удлиняются.

Типичные случаи употребления ИК-4:

а) вопросительные предложения с союзом «а».

Пример: А вы приедете? А тетради купил? А в кино ус- пеем?

б) вопросы с оттенком требования, незавершённости, офи- циальные сообщения – ИК-4 носит оттенок официальности.

Пример: Ваш билет (ИК-4)? Николаев, директор завода

(ИК-4), / в отпуске;

в) манерность, игривость в вопросах. Пример: А где же это ты был? Прошу вас?

Интересно, что в повествовательных конструкциях ИК-3 и ИК-4 могут взаимозаменяться. ИК-3 – это «неофициальная» речь, а ИК-4 – более официальный тон.

Примеры: Угловая комната (ИК-3, ИК-4) / – это библио- тека (ИК-1).

Мужчина высокого роста (ИК-3, ИК-4) / поднялся с места

(ИК-1).

Уставшие, но довольные (ИК-3, ИК-4), / мы возвращались домой (ИК-1).

Такое отношение к делу (ИК-3, ИК-4) / надо поощрять

(ИК-1).


Точно так же при помощи ИК-3 и ИК-4 интонируются и сложные предложения. Подробнее об этом читайте в рекомендо- ванной книге Ю.Г. Лебедевой (с. 140).

 

 

ИК-5

Имеет два центра: на гласном первого центра – восходящее движение тона, на гласном второго – нисходящее: уровень тона между центрами выше предцентра и постцентра.

ИК-5 употребляется при выражении высокой степени при- знака, действия, состояния, эмоциональной, восторженной оцен- ки (со словами как, какой, сколько):

Пример: Какой у неё голос! Как он учится! Настоящая вес- на! Сколько цветов!

ИК-6

На гласном центра восходящее движение тона выше пред- центра, уровень тона постцентра также выше предцентра. ИК-6 употребляется при выражении незавершенности, но, в отличие от ИК-3 и ИК-4, вносит оттенок приподнятости, торжественности, высокой степени количественного и качественного признака, дей- ствия, состояния.

Вообще ИК-6 отличает несколько значимых признаков, кро- ме основной схемы произнесения, и каждый из признаков и (или) их мена дают разные значения:

а) верхний регистр голоса, увеличение длительности глас- ного центра, увеличение мускульного напряжения всей артикуля- ции дают торжественный тон.

Пример: Московское время (ИК-6) / 12 часов (ИК-1). Все системы космического корабля (ИК-6) / работают (ИК-6) / нор- мально! (ИК-6);

б) то же самое, но без увеличения мускульного напряжения встречается в интонировании сказочных повествований.

Пример: Пришёл Иван-Царевич (ИК-6) / и говорит (ИК-6);


в) значительное увеличение гласного центра и конечного гласного характеризует высказывания с эмоциональной оценкой.

Пример: Кого я вчера встретил! Воды набралось! Море!

г) наконец, верхний регистр голоса и ускорение темпа при этой ИК-6 характерны дл переспрашивания.

Пример: Что ты сказал?

ИК-7

На гласном центра восходящее движение тона выше пред- центра, уровень тона постцентра ниже центра. В отличие от ИК-3 в конце гласного центра происходит смычка голосовых связок. ИК-7 употребляется при выражении экспрессивного отрицания, усиления оценки.

Пример: Какой (ИК-7) ты охотник! Какой (ИК-7) из него музыкант!

Табл ица 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 3657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.018 с.)