Часть вторая - Настольные ролевые игры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть вторая - Настольные ролевые игры



Настольные ролевые игры, они же – НРИ или Tabletop role-playing games/pen&pencil RPG (Настольные РИ/с ручкой и карандашом) формально появились как жанр только с выпуском первой редакции правил Dungeons&Dragons (D&D/ДнД) – культовой настольной игры от компании TSR Inc. И хотя технически уже до этого существовал такой стратегический жанр, как Варгеймы (от англ. Wargame – военная игра), в которых игроки могли примерить на себя роль полководца большим или не очень войском, фактически именно ДнД, появившаяся благодаря им, стала первой полноценной настольной ролевой игрой и повлекла за собой развитие всех РИ в целом.

В НРИ история преподносится игрокам за счет описания экспозиции мастером и, иногда, визуализации происходящего на столе с помощь небольших фигурок персонажей и окружения, называемых миниатюрами. И хотя зрелищность подобного процесса зависит исключительно от воображения участников, именно НРИ по праву можно назвать самыми увлекательными за счет безграничных возможностей в плане доступных игрокам выборов и решений.

Словесная ролевая игра

Словесную ролевую игру (т.н. словеску) сложно отнести к одному из типов РИ. С одной стороны, она играется без какого-либо инвентаря, и все что для нее нужно – собраться группой в одной комнате и подключить фантазию или, как вариант, использовать для общения чаты в социальных сетях. Как итог, вся ролевая система держится на мастере и его решениях о результатах действий игроков. Чем-то подобный процесс схож с НРИ, а чем-то – с павильонными играми живого действия. Для нас же словески интересны скорее, как явление, ввиду отсутствия каких-либо прописанных правил.

Dungeons & Dragons (Подземелья и драконы) – 1 редакция – 1974

В 1971 году Гари Гигакс и Джефф Перрен выпускают настольный варгейм под названием «Chainmail» (Кольчуга), посвященный средневековым баталиям. Особенностью же игры становится наличие в ней модуля (дополнение к базовой игре) для сражений фентезийных существ и использования магии, что сделало Кольчугу самым первым фентезийным варгеймом, а заодно натолкнуло Гари Гигакса на мысль о том, что данный модуль можно преобразовать в полноценные правила для новой РИ, где участники будут вместе играть за группу героев, отважно исследующую подземелья и сражающуюся с драконами.[15] Так появились первые правила D&D, впоследствии породившие пять полноценных редакций и ставшие основой для множества игр и ролевых систем.

В отличие от LARP, в НРИ (впрочем, как и в компьютерных играх) вы не можете напрямую выполнять действия за своего героя, а значит их успешность зависит от прописанных в специальных «листах персонажей» их черт и способностей. Именно поэтому в подобных играх ролевая система уделяет большое внимание характеристикам, являющимся реальными физиологическими и психологическими способностями, позволяющими задать почти любое живое существо, участвующее в игре. В ДнД этот набор атрибутов персонажей состоит из Силы (отвечает за физический урон и грузоподъемность), Телосложения (здоровье в хитах и устойчивость к негативным воздействиям), Ловкости (акробатика, фехтование, мелкая моторика), Интеллекта (логика, магия), Мудрости (знания, религия) и Харизмы/Обаяния (Социальные навыки). Все характеристики задаются персонажу случайно броском кубиков и определением значений, наиболее подходящих выбранным классу и расе[16]. Увеличение характеристик происходит с повышением уровня героя, меняющемся с получаемыми от боёв и квестов очками опыта.

В самой первой редакции ДнД было всего три класса – «пользователи» магии, воины и жрецы, причем различным расам они были доступны по-разному. В РИ расы – один из важнейших параметров персонажа, позволяющий отыграть не только привычного человека, но и пронырливого полурослика, вечномолодого эльфа, детеныша Ктулху, бородатого гнома, зелёного марсианина и других фантастических созданий. В угоду РС, каждая раса имеет собственные преимущества и недостатки, что сказывается на игровом процессе за нее. Разнообразие классов и рас для персонажей в ДнД и других РИ дают огромные возможности для реиграбельности (возможности перепрохождения игры для получения совершенно иного опыта и впечатлений), что во многом определяет популярность всего жанра.

Наконец, в основе почти всех НРИ лежит система дайсов (от англ. Dice – игровая кость), пришедшая в ДнД из варгеймов и позволяющая фактору случайности решить исход тех или иных действий игрока. Помимо базовых кубиков (d6), это кости - тетраэдры, октаэдры, декаэдры, додекаэдры и икосаэдры, называемые кратко d4, d8, d10, d12 и d20 соответственно (где d-dice, а число – количество граней)[17]. В игромеханике почти все действия сопровождаются броском указанного в РС дайса, увеличением или уменьшением выпавшего результата на соответствующий процентный модификатор, зависящий от сложности действия и величины характеристики персонажа, и сравнением полученного значения с необходимым. То же работает и для боевой системы, пошаговой, в условиях настольной игры.

Во многом правила случайности станут основой для большинства первых ролевых игр и систем. В основном главную роль будет играть d20 (d20 system, Star frontiers, Pathfinder и др.), но в некоторых представителях жанра он уступит роль d10 (НРИ по Миру Тьмы, Cyberpunk2020) и d100 - процентной системе, где два десятигранника кидаются для получения числа от 1 до 100, означающего соответствующую вероятность (Basic Roleplaying system[18], легшая в основу множества РИ от компании Chaosium).

Интересно также то, что первая редакция ДнД предполагала игру исключительно внутри вселенной, прописанной на основе первой партии Гигакса и его товарищей. Задачу разнообразить количество сеттингов взяли на себя многочисленные игроки и писатели, благодаря которым современный правообладатель Подземелий и драконов – компания Wizard of the coast - выпускает также книги и материалы по фентезийным мирам «Забытые королевства», «Эберрон», «Рейвенлофт» и многим другим[19].

G. U. R. P. S. - 1986

Generic Universal Role-Playing System (или сокращенно – GURPS) была разработана геймдизайнером Стивом Джексоном и издана его компанией в 1986 году. Исходя из названия можно понять, что эта система позиционирует себя как общая (generic) и универсальная (universal) для различных сюжетов и сеттингов. Если до этого все настольные ролевые системы разрабатывались специализированно для отдельных жанров (e.g. D&D – фентези, Star Frontiers – научная фантастика), то GURPS предлагает механики для создания любого желаемого персонажа в любой выдуманной или реальной вселенной.[20]

Хотя GURPS все еще использует механику бросков дайсов для определения результатов действий (но только обычные кубики d6), принцип создания персонажа значительно отличается. Если в предыдущих упомянутых НРИ характеристики определяются случайно, то здесь каждый из четырех базовых атрибутов (Сила, Ловкость, Интеллект и Здоровье), а также зависящие от них черты и способности определяются количеством потраченных на них очков, имеющихся у игрока изначально. Они же тратятся на стартовые социальный статус и богатство. Помимо этого, GURPS одна из первых ввела систему негативных черт. В случае если вы добавляете герою какие-либо отрицательные характеристики (плохое зрение, полнота, зависимости и т.д.), усложняющие жизнь персонажа, то вы добавляете себя очки, которые затем можно потратить на преимущества и увеличение атрибутов[21]. Это сделано в угоду реализму и предоставления возможности сделать абсолютно любого персонажа.

Благодаря своей универсальности, GURPS позволила своим фанатам создавать огромное количество модулей, содержащих в себе готовых персонажей, предметы и локации для различных сеттингов и сюжетов, полностью вписанных в ролевую систему. Многие из таких дополнений стали официальными и курируются напрямую издателем GURPS - Steve Jackson Games.

Cyberpunk 2020 - 1988

Вдохновленный фильмом Риддли Скотта «Blade runner» 1981 года, Майк Пондсмит разработал и уже в 1988 году издал книгу правил для НРИ под названием Cyberpunk 2013[22], в жанре, внезапно, киберпанк (повествующем о мрачном будущем, где в мире царят корпорации, технологии, кибернетические протезы и нравственное разложение). Чуть позже будут выпущены две редакции правил, в честь первой из которых станет принято называть всю серию.

Сами правила базируются на одной из двух принадлежащих компании-издателю R.Talsorian Games ролевых систем – Interlock system, которая была адаптирована и доработана для вселенной Cyberpunk. В отличие от той же D&D, развитие персонажа происходит посредством приобретения новых навыков – так называемая скилловая система (от англ. Skill – навык), а не скачкообразно с получением уровней. Эти самые навыки также дают большую свободу герою, не ограниченному ростом в пределах одного класса, хотя в самой Cyberpunk есть так называемые профессии (корпораты, хакеры, полицейские, СМИ и другие), которые, впрочем, представляют из себя скорее предыстории, влияющие лишь на начальные параметры, имущество и социальный статус.

Главным же дополнением Cyberpunk 2020 к Interlock system стала боевая система «Friday Night Firefight» (Перестрелка вечерком в пятницу), целью которой было сделать не столько развлекательную, сколько максимально реалистичную ролевую систему стрельбы из огнестрельного оружия, метания гранат и рукопашного боя. Дабы не основываться на художественном изображении перестрелок (кино, популярная литература) авторы собирали информацию и статистику из отчетов ФБР и у ветеранов SWAT, благодаря чему выстрел из серьезного оружия действительно будет фатальным, а не просто отнимет десяток другой хитов.[23] В частности, это сказывается на модификаторах при броске d6 для скорострельности, точности, дальности стрельбы и других ТТХ различного вооружения. Прописаны также и бонусы для одиннадцати видов рукопашного боя от карате до капоэйры, что позволяет значительно разнообразить доступный героям подход к схваткам.

Промежуточные выводы (ч.2)

НРИ – это крайняя точка в развитии настольных игр, в которых может произойти абсолютно все, лишь бы этого желали игроки. И хотя первые P&P RPG были скорее про математику и подсчеты вероятностей (очень многое зависело от цифр, задававших персонажей, и результатов, выпадающих на дайсах), к данному моменту подобные РИ могут предоставить разнообразнейший игровой опыт, тщательно прописанный в многостраничных мануалах (от англ. Manual – руководство) и книгах правил. Основными же чертами ролевых систем НРИ являются:

· Использование дайсов и случайности для определения успеха/провала различных действий персонажей, так как игроки не совершают их напрямую.

· Огромная зависимость от мастера, ведь без того, кто осведомлен обо всех сюжетных деталях и отыгрывает неограниченное число NPC, невозможно само продвижение по истории.

· Значительное влияние на развитие оказывают сами игроки, которые в процессе проведения своих игровых сессий находят и исправляют недочеты в балансе игры, добавляют собственные материалы и сеттинги, расширяя ту или иную ролевую систему.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.217.163 (0.009 с.)