Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контрольная работа №5 по теме: «Типы взаимоотношений организмов»↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Укажите в таблице, получают ли виды (A и B), Вовлеченные в каждое из взаимодействий, преимущество (отметьте +), им наносится ущерб (отметьте –) или они не подвергаются воздействию (отметьте 0). Определите также тип взаимодействия, выбрав из предоставленных ниже вариантов от I до VII. (итого за задание –12 баллов.) Задание 33.
Взаимоотношения между представителями разных видов обозначают как межвидовые соотношения. Некоторые из этих взаимоотношений перечислены ниже.
1. Мхи (A), растущие на стволах и ветках деревьев (B);
2. Женская особь бабочки (A), являющаяся единственным опылителем, садится на цветок Qucca (B) с комком пыльцы Qucca. Она размещает эту пыльцу на рыльце и затем начинает откладывать яйца в некоторые, но не все семяпочки. Развитие ее потомства убивает семена, которыми оно питается. Если убито слишком много семян, растение сбрасывает плод, убивая развивающиеся личинки бабочки;
3. Wolbachia, риккетсия-подобная бактерия (A), заражает некоторых насекомых (B). Инфицированные самцы или погибают или развиваются как самки, вызывая нарушения численного соотношения полов в популяции (превосходящая численность женских особей);
4. Некоторые растения (A) привлекают муравьев (B) внецветковыми нектарниками для отпугивания травоядных животных.
Варианты: I. Аменсализм; II. Комменсализм; III. Соревнование; IV. Мутуализм; V. Паразитизм; VI. Хищничество.
Для каждой формы биотических отношений подобрать соответствующие примеры. (итого за задание –5 баллов.) Задание 34. Отношения: А) Конкуренция; Б) Хищник-жертва; В) Симбиоз; Г) Комменсализм; Д) Аменсализм; Е) Паразитизм.
Пример: 1) Вещества, выделяемые некоторыми плесневыми грибами, губительно действуют на бактерии, хотя наличие в окружающей среде бактерий безразлично для данных грибов; 2) Лисы питаются мышевидными грызунами; 3) Чрезмерное развитие сорняков может привести к гибели культурных растений; 4) В норах грызунов находят приют многие виды беспозвоночных животных, наличие которых в норе безразлично для хозяина; 5) Некоторые птицы очищают буйволов от паразитов, выбирая их из шерсти и из кожи.
С человеком и его жилищем тесно связаны многие виды насекомых (1 – 5). Выберите из перечня (А–Д) тип возникающих при этом взаимоотношений с человеком. (итого за задание –5 баллов.) Задание 35.
Задание 36. «Контроль»
Известно, что в случае взаимоотношения «хищник-жертва», популяция «хищника» оказывает влияние на численность популяции «жертвы», которая, в свою очередь оказывает влияние на численность популяции «хищника». В первом случае осуществляется нисходящий контроль, а во втором – восходящий (они так названы по направлению потока энергии в биосфере). В стабильном сообществе восходящий и нисходящий контроль уравновешивают друг друга, и численности популяций «хищника» и «жертвы» остаются постоянными. Но в реальных сообществах часто наблюдаются отклонения от равновесия, когда одна из форм контроля начинает превалировать над другой.
Отметьте знаком «Х», и выпишите цифру контроля (восходящий – 1, нисходящий - 2) какая их форм контроля будет превалировать в данных ситуациях. Каждый правильный ответ – 1 балл. Итого за задание – 4 балла.
Задание 37. «Третий лишний?» На рисунке ниже представлена пищевая цепь: В результате неконтролируемого отлова была резко снижена численность консумента 3. Как это повлияет в ближайшее время на численность остальных звеньев пищевой цепи. Отметьте верный ответ знаком «Х» и выпишите цифру 1 (численность понизится) или 2 (численность повысится). Каждый правильный ответ – 1 балл. Итого за задание – 4 балла.
Задание 38.
Обоснуйте, что произойдет с численностью продуцентов в предыдущей задаче и почему? Примерный вариант ответа: т.к. по условию задачи в результате неконтролируемого отлова была резко снижена численность консумента 3, то численность консументов 2 порядка (плотоядные животные) будет увеличиваться, которые в свою очередь будут уменьшать численность консументов 1 порядка (травоядные животные). Это повлечет за собой увеличение численности продуцентов (растений). Задание 39.
Взаимоотношения гиен и львов относят к конкуренции.
Примерный вариант ответа:
Это неправильное утверждение (1 балл). Взаимоотношения гиен и львов это пример комменсализма. (2 балл). Гиена доедает остатки пищи за львом (3 балл). Задание 40. Взаимоотношение между совой и лисицей является примером гетеротипической коакции.
Примерный вариант ответа: Да, т.к. гетеротипические коакции – это взаимоотношения организмов (представителей разных видов) в какой-либо среде обитания. Вставьте пропущенное слово/данные или продолжите фразу (правильный ответ – от 0 до 3 баллов) Задание 41.
Устойчивость природных экосистем базируется, прежде всего, на экологических связях в них. Пример такой связи – взаимоотношение между хищником и жертвой. Это тип связи?..............................................................................................................................
Ответ: отрицательная обратная связь. Ответьте на вопрос (0-1-2-3 балла) Задание 42.
Объясните, как осуществляется регуляция численности насекомых, насекомоядных и хищных птиц в экосистеме смешанного леса, если численность насекомых возрастает. Примерный вариант ответа: 1. При увеличении численности насекомых увеличивается численность насекомоядных птиц, что приводит к уменьшению численности насекомых.
2. Увеличение численности насекомоядных птиц приводит к увеличению численности хищных птиц, что приводит в дальнейшем к сокращению численности насекомоядных птиц.
3. Уменьшение численности насекомоядных птиц приводит в дальнейшем к возрастанию численности насекомых. Ответьте на вопрос (ответ – 0-1-2-3 балла) Задание 43. Когда в 1995 году четырнадцать волков были выпущены на волю в Йеллоустонском национальном парке, ученые и не подозревали, что это кардинально изменит всю экосистему парка. Волков не было в парке 70 лет, и все это время там царствовали олени и другие копытные. За шесть последующих лет количество деревьев увеличилось в пять раз. Появились бобры, которым деревья нужны для постройки плотин. В заводях завелись ондатры, утки и рыбы. Но самое удивительное, волки изменили течение рек. Их русла стабилизировались, уменьшилась эрозия берегов. Почему это случилось?
Примерный вариант ответа:
Влияние волков на копытных (1 балл) привело к взрывному росту деревьев и травы по берегам рек (1 балл), что привело к их укреплению (1 балл). Ответьте на вопрос (0-1-2-3 балла) Задание 44.
Определите, в чем заключается выгода отношений между водорослью зоохлореллой и амебой, в которой поселяется водоросль. Примерный вариант ответа: 1. Амеба защищает зоохлореллу от внешних условий и поставляет ей необходимый для питания азот.
2. Животное получает от водоросли сахар, образованный в процессе фотосинтеза (амеба прозрачна, и фотосинтез идет нормально).
3. Кроме того, при фотосинтезе водоросль выделяет кислород, и животное использует его для дыхания.
Задание 45. Опаснейшими врагами тлей являются наездники, личинки которых развиваются в теле тли, пожирая ее изнутри. Бактерия гамильтонелла, живущая в клетках тлей, вырабатывает токсины, смертельные для личинок наездников. Американские энтомологи из университетов Джорджии и Аризоны экспериментально показали, что эффективную защиту тлей от наездников обеспечивают не любые бактерии, а только зараженные вирусом-бактериофагом APSE. Гены токсичных белков, необходимых для уничтожения личинок наездника, находятся в геноме вируса, а не бактерии. Это один из первых описанных случаев, когда именно благодаря вирусу между насекомым и бактерией обеспечиваются отношения:
а) мутуализма; б) комменсализма; в) аменсализма; г) нейтрализма. Примерный вариант ответа:
Ответ а) является верным.
Обитание в организме тли бактерии, инфицированной вирусом, является полезным как для насекомого (борьба с наездниками), так и для самой бактерии (среда обитания). Следовательно, речь идет о мутулизме – взаимополезном сожительстве, когда присутствие партнёра становится обязательным условием существования каждого из них.
Задание 47.
Летучие мыши охотятся на мотыльков при помощи эхолокации. Однако некоторые виды мотыльков «слышат» ультракороткие волны и опускаются на землю избегая быть пойманными. Это является примером: а) мутуализма; б) межвидовой борьбы; в) комменсализма; г) коэволюции. Примерный вариант ответа: Ответ г) является верным. Это пример коэволю́ции (совместной эволюции биологических видов, взаимодействующих в экосистеме) в системе «хищник - жертва». В данном примере летучие мыши испускают ультракороткие волны при эхолокации, чтобы поймать жертву мотылька. Жертва «слышит» волны и опускается на землю, чтобы не быть пойманной.
Задание 48.
Возбудителем малярии является малярийный плазмодий. Переносчиками малярии от одного организма к другому выступают комары. Предположим, что малярийные комары обитают в лесу, в котором также живут два вида обезьян X и Y. Вид X имеет иммунитет к малярии, Y - нет. Малярийными комарами питается определенный вид птиц, обитающих в этом лесу. Если все птицы в лесу будут отстрелены охотниками, какой результат мы вскоре будем наблюдать?
а) Увеличится смертность вида X; б) Увеличится смертность вида Y; в) Увеличится смертность малярийных комаров; г) Не будет увеличения смертности ни у вида X, ни у вида Y.
Примерный вариант ответа:
Ответ б) является верным. Резко возрастёт численность малярийных комаров, так как все птицы в лесу будут отстрелены, в том числе и определённый вид, питающийся малярийными комарами. В дальнейшем увеличиться смертность вида Y, который не имеет иммунитета к малярийному плазмодию. Задание 49. Долгое время в нашей стране поощрялась охота на волков и за каждого убитого зверя выдавали премию. В настоящее время разрешают отстреливать только незначительную часть волков. Это объясняется тем, что волки: а) поддерживают оптимальную численность и состояние здоровья популяций крупных фитофагов; б) не представляют интереса как объекты промысла; в) не представляют угрозы для человека; г) не являются переносчиками опасных болезней.
Примерный вариант ответа:
Ответ а верный. Хищники поддерживают оптимальную численность популяций жертв. В данном типе проявляется саморегуляция в экосистеме (высокая численность жертвы снижается до среднего значения хищником, что является показателем устойчивости). Хищник убивает самых слабых, больных и трусливых особей, что является важнейшим фактором «оздоровления» и устойчивости популяций жертв.
Задание 50. «Книга джунглей»
В знаменитом рассказе из «Книги джунглей» английского писателя Редъярда Киплинга встречаются несколько главных героев: молодой мангуст Рикки-Тикки-Тави, птица-портная Дарси, мускусная крыса Чучундра и кобра Нагайна. При этом взаимоотношения между мангустом и коброй можно отнести к:
а) нейтрализму: б) комменсализму; в) конкуренции; г) хищничеству.
Примерный вариант ответа: вариант ответа г верен (1 балл). Мангуст является всеядным организмом. Способен питаться растительной (2 балл) (ягоды, плоды, корни) и животной (грызуны, птицы, насекомые, змеи) пищей. (3 балл) По сюжету книги Рикки-Тикки-Тави выясняет, что кобры хотят убить живущих в доме людей. Он вступает в поединок с Нагайной, а после уничтожает их невылупившихся детёнышей, чтобы спасти своих друзей. Задание 51.
К группе биологических методов борьбы с вредителями сельского и лесного хозяйства относится: а) использование животных - консументов; б) использование животных - продуцентов; в) внесение органических удобрений; г) уничтожение сорняков пропалыванием.
Примерный вариант ответа: Вариант ответа а) верен. (1 балл). Биологические меры борьбы осуществляются путём применения хищных и паразитических насекомых (энтомофагов), насекомоядных птиц и других позвоночных животных. (2 балл). Все эти организмы относятся к консументам. (3 балл).
Задание 52. По отношению к популяции обычно выделяют три экологических возраста: предрепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный. Личинки подёнки развиваются в течение нескольких лет. Взрослые же насекомые после размножения на протяжении всего нескольких дней почти сразу погибают. Таким образом, для подёнки продолжительность периодов развития убывает в следующем ряду: а) репродуктивная стадия > предрепродуктивная стадия > пострепродуктивная стадия; б) пострепродуктивная стадия > предрепродуктивная стадия > репродуктивная стадия; в) предрепродуктивная стадия > пострепродуктивная стадия > репродуктивная стадия; г) предрепродуктивная стадия > репродуктивная стадия > пострепродуктивная стадия.
Примерный вариант ответа: Ответ г) является верным. Предрепродуктивный возраст соответствует длительному развитию личинок подёнки; репродуктивный – период размножения взрослых особей (несколько дней); пострепродуктивный – жизнь взрослых особей после размножения (практически сразу погибают). То есть, по продолжительности предрепродуктивная стадия > репродуктивная стадия > пострепродуктивная стадия. Задание 53. «Значение мирмеков» По словам мирмеколога А.А. Захарова «значение муравьёв в жизни экосистем суши столь велико и многообразно, что его приходится учитывать при самых различных направлениях деятельности человека». В лесных сообществах господствующее положение занимают рыжие лесные муравьи, отдельные семьи которых насчитывают несколько миллионов рабочих особей и используют для охоты участки размером около 2-3 га. Поэтому антропогенная деградация комплекса муравейников рыжих лесных муравьев, которая чаще всего происходит вследствие интенсивной рекреационной нагрузки, изменяет жизнь обитателей леса, увеличивая численность: а) мирмекофильных тлей Aphis grossulariae Kalt.; б) пядениц, пилильщиков, пауков, сенокосцев; в) серого дятла, желны, куропаток, перепелов; г) зелёной жабы, квакши, травяной лягушки.
Примерный вариант ответа:
Ответ б правильный. В природе значение муравьёв огромно. Муравьи прекрасно борются с вредителями растений, питаются различными беспозвоночными и их личинками, ведя хищный образ жизни. Поэтому при разрушении муравейников увеличивается численность хищных беспозвоночных (пауков, сенокосцев), так как уменьшается пресс конкуренции и выедание со стороны муравьев. Увеличивается также численность хвое- и листогрызущих насекомых (пядениц и пилильщиков), поскольку также уменьшается выедание со стороны муравьев. При вспышках численности филлофагов муравьи способны почти полностью переключаться на питание этими жертвами.
Задание 54. «Сосна – кедровка - кукша» В природе широко распространены взаимовыгодные отношения видов – мутуализм. Пример – отношения между сибирской кедровой сосной и гнездящимися в кедровниках птицами – кедровкой и кукшей. Польза таких отношений для сосны заключается в том, что эти птицы: а) уничтожают пядениц и коконопрядов, повреждающих хвою сосны; б) распространяют семена сосны вместе с помётом, ускоряя прорастание; в) прячут мелкие порции семян сосны под слой мха и лесного опада; г) расклёвывают шишки, способствуя тем самым расселению сосны. Примерный вариант ответа: Ответ в правильный. Всё дело в специфике условий кедровников для прорастания семян – почва закрыта толстым слоем опада и мха. Поэтому менее обязательны, но чрезвычайно существенны мутуалистические отношения между сибирской кедровой сосной и гнездящимися в кедровниках птицами — кедровкой и кукшей. Эти птицы, питаясь семенами сосны, обладают инстинктами запасания кормов. Они прячут мелкие порции «орешков» под слой мха и лесного опада. Значительную часть запасов птицы не находят, и семена прорастают. Деятельность этих птиц способствует, таким образом, самовозобновлению кедровников, так как семена не могут прорастать на толстом слое лесной подстилки, преграждающей им доступ к почве.
Задание 55. «Тупик или защита?» Толстая скорлупа ореха или волокнистая шишка, в которой упрятаны семена сосны, увеличивают время, затрачиваемое животным на извлечение единицы «настоящей пищи» (подобная особенность, приводящая к тому, что потребителю остается меньше пищи), представляет собой: а) тупиковую ветвь развития «жертвы»; б) тупиковую ветвь развития «потребителя»; в) средство физической защиты «жертвы»; г) средство химической защиты «жертвы».
Примерный вариант ответа: Ответ в правильный. Организм («жертва») может обладать множеством особенностей строения или образа жизни, повышающих энергетические траты его потребителя на поиск добычи или на расправу с ней. Любая из таких особенностей, приводящая к тому, что потребителю достается меньше пищи: Толстая скорлупа ореха или волокнистая шишка, в которой упрятаны семена сосны, увеличивают время, затрачиваемое животным на извлечение единицы «настоящей пищи». В результате число поедаемых орехов или семян понижается. Почти все зеленые растения с некоторым избытком обеспечены энергией, содержащейся в лигнине и в целлюлозе. Образование вокруг семян чешуй или скорлупок – сравнительно «недорого», если защитные образования содержат сравнительно немного белка (или иных лимитирующих компонентов питания), а то что защищается, есть подлинная ценность – зародыши и меристемы. Предкам человека было известно, что содержимое наиболее прочных «биотических контейнеров» зачастую никак иначе не защищено. Как правило, единственные семена, которые можно съесть без опасений – те, что заключены в прочные и толстые оболочки. «Неприступная крепость» (организм «жертвы») может использовать другие средства защиты – отравляющие вещества.
Задание 57. «Сады дьявола» Сады дьявола — участки в амазонских лесах, на которых растёт только один вид деревьев (Duroia hirsuta) и никакой другой. Название происходит от поверия местных жителей, считающих, что в этих местах живёт злой лесной дух Чулячаки. Ранее считалось, что образование «садов» связано с негативным воздействием Duroia hirsuta на другие виды растений. Однако в 2005 году биологи из Стэнфордского университета установили, что появление «садов» обусловлено отношением Duroia hirsuta с муравьями вида Myrmelachista schumanni («лимонные муравьи»), которые живут в полых стеблях этих деревьев. Как показали опыты с высаживанием соперничающих растений в «Садах дьявола», рабочие особи лимонных муравьёв убивают зелёные ростки иных видов, чем Duroia hirsuta, впрыскивая в их листья муравьиную кислоту, как ядохимикат. Таким образом, с точки зрения экологических отношений данный пример относится к: а) комменсализму; б) паразитизму; в) протокооперации; г) мутуализму.
Примерный вариант ответа:
Ответ в является верным. Протокооперация – взаимовыгодный, но не обязательный тип симбиоза. Муравьи дают своим любимым деревьям свободно разрастаться без конкуренции. Взамен они используют полые стебли Duroia hirsuta в качестве места жительства и строительства гнёзд. Выберите два правильных ответа из четырёх возможных и обоснуйте, почему эти ответы вы считаете правильным, а также в чём заключается ошибочность двух других предложенных вариантов ответа (итого за задание – 9 баллов)
Задание 58. «Скажи мне, кто твой друг?»
Рыбы-клоуны из рода амфиприон (Amphiprion) постоянно держатся рядом с актинией, плавая между её щупальцами. В свою очередь актиния не пытается их схватить или наоборот, свернуться и поджать щупальца. Можно утверждать, что таким образом амфиприоны: а) спасаются от хищных рыб под защитой актинии; б) очищают тело и щупальца актинии от паразитов; в) совместно с актинией ловят добычу, обеспечивая себя и ее пищей; г) защищают актинию, отгоняя от нее рыб-бабочек (род Chaetodon);
Примерный вариант ответа: Ответ А верный: рыбы – клоуны действительно спасаются от хищных рыб, плавая между щупальцами актинии, усаженными стрекательными клетками. Они сильно «жалят» хищников, при этом у самих амфиприонов выработался иммунитет к яду полипов. Ответ Б не верный: яд стрекательных клеток кишечнополостных животных «отпугивает» паразитов. К тому же, паразиты актиний в науке неизвестны.
Ответ В не верный: в условии задачи сказано, что рыбки постоянно держатся рядом с актинией. Тип отношений между ними симбиоз, но он связан не с совместной охотой. Актинии предоставляют защиту амфиприонам, рыбки же защищают актинию, отгоняя от нее рыб-бабочек.
Ответ Г верный: в условии задачи сказано, что рыбки постоянно держатся рядом с актинией. Тип отношений между ними симбиоз. Актинии предоставляют защиту амфиприонам, рыбки же защищают актинию, отгоняя от нее рыб-бабочек.
Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и обоснуйте, почему этот ответ вы считаете правильным, а также в чём заключается ошибочность трёх других предложенных вариантов ответа(итого за задание – 9 баллов) Задание 59. «Вредное животное» Озерная лягушка – одна из распространенных амфибий нашей страны. Во времена «борьбы с природой» это животное считали вредным по той причине, что: а) кожные покровы (как и у всех бесхвостых амфибий) выделяют секрет фринолизин, вызывающий у человека кожные заболевания; б) поедание ядовитой лягушки вызывает гибель промысловых рыб и птиц; в) личинки (головастики) конкурируют из-за пищи с мальками рыб; г) личинки (головастики) подрывают кормовую базу промысловых птиц.
Примерный вариант ответа:
Ответ а) не является верным. Кожный секрет бесхвостых амфибий не представляет опасности для человека. Распространенные представления о том, что соприкосновение с лягушками, жабами, жерлянками вызывает у человека кожные заболевания, не соответствуют действительности.
Ответ б) не является верным. Напротив, как взрослые лягушки, так и их личинки (головастики) служат пищей для многих рыб и птиц, в том числе промысловых (щука, сом, судак, налим; утки).
Ответ в) является верным. Личинки лягушек (головастики), питаясь водорослями, могут конкурировать с мальками промысловых рыб из-за пищи.
Ответ г) не является верным. Напротив, личинки лягушек (головастики) служат пищей для многих птиц (чайки, цапли, кулики, зимородки), в том числе промысловых (утки).
Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и обоснуйте, почему этот ответ вы считаете правильным, а также в чём заключается ошибочность трёх других предложенных вариантов ответа (итого за задание – 9 баллов) Задание 60. «Экологическая причина» В тропических лесах Венесуэлы у некоторых видов деревьев часть корней растет вверх по собственному стволу. Экологической причиной этого является:
а) плотность и сухость почвы; б) чрезмерная насыщенность почвы минеральными солями; в) бедность почвы биогенами и их наличие в дождевой воде; г) насыщенность почвы ядовитыми веществами.
Примерный вариант ответа: Ответ «а» неправильный, так как сухая почва стимулирует рост корней растений в вглубь почвы к залегающим глубоко водоносным слоям. Если же почва очень плотная, то корни растений могут замедлить свой рост или совсем перестать расти. Ответ «б» неправильный, так как чрезмерная насыщенность почвы минеральными солями останавливают рост корней растений или их отмирание. При этом растение может погибнуть. Ответ «в» правильный, так как почва, содержащая мало питательных веществ, заставляет растения приспосабливаться к условиям олиготрофности. Одним из таких приспособлений у некоторых видов растений, произрастающих в тропических лесах Венесуэлы, является рост корней вверх для поглощения питательных веществ из дождевой воды. Ответ «г» неправильный, так как почва, перенасыщенная ядовитыми веществами затормаживает рост корней растений и их отмирание с последующей гибелью растений. Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и обоснуйте, почему этот ответ вы считаете правильным, а также в чём заключается ошибочность трёх других предложенных вариантов ответа (итого за задание – 9 баллов) Задание 61. «Топические связи»
Топические связи в сообществе характеризуют: а) любое – физическое или химическое – изменение условий обитания одного вида в результате жизнедеятельности другого вида; б) расселительные возможности и участие одних видов в расселении других, обеспечивая преодоление больших расстояний; в) благоприятное для данного вида сочетание факторов, при котором он испытывает наименьшее давление со стороны конкурентов; г) косвенные или прямые связи в связи с воздействием одного вида на поедаемость другого вида или доступность для него пищи.
Примерный вариант ответа:
Ответ «а» правильный, так как топическими называют такие связи в сообществе, которые возникают в случае, когда какой-либо вид изменяет физические или химические условия существования другого (или других) видов, населяющих данное местообитание и образующих сообщество. Объект топических отношений в сообществе – экологические условия местообитания (экотоп). Вид, который способный существенно повлиять на условия обитания других, совместно населяющих с этим видом данный биотоп, называют эдификатором, то есть средообразователем. Примеры видов-эдификаторов: ель, дуб, берёза и другие растения. Животные также способны существенно изменить среду обитания, сообразуясь только со своими потребностями. Например: суслики, коралловые полипы, человек.
Ответ «б» неправильный, так как в данном ответе характеризуется совсем другой тип биотический связей – форический. Объектом этого типа связей, возникающих в сообществах между особями разных видов, является перемещение в пространстве на большие расстояния, которое обеспечивает расселение одних видов за счёт других. Зоохория – расселение организмов различных систематических групп (растений, животных, грибов, микроорганизмов) при помощи животных. Анемохория – расселение при помощи воздушных масс.
Ответ «в» неправильный, так как речь идёт о так называемом синэкологическом оптимуме, который может быть достигнут не только за счёт топических отношений с другими видами. Кроме того, топические связи характеризует не соотношение между фундаментальной и реализованной нишами, о котором, по сути, говорится в данном ответе, а отношения между соседствующими видами, связанные с влиянием одного из них на абиотические условия биотопа.
Ответ «г» неправильный, так как в данном случае речь идёт о пищевых (трофических) связях в сообществе – влияние одного вида на поедаемость другого вида или доступность для этого вида пищи.
Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и обоснуйте, почему этот ответ вы считаете правильным, а также в чём заключается ошибочность трёх других предложенных вариантов ответа (итого за задание – 9 баллов) Задание 62. «Интенсивный лов»
Интенсивный лов трески в Баренцевом море в середине ХХ века способствовал: а) развитию прудового рыболовства; б) разведению молоди сельди в воспроизводственных целях; в) разрастанию водорослей в прибрежной зоне; г) увеличению популяции мойвы.
Примерный вариант ответа:
Ответ а неправильный. Прудовое и морское (океаническое) рыболовство никак не связаны. Морское рыболовство в ХХ веке добывало большую часть рыбных ресурсов, а прудовое – лишь небольшой процент. Ответ б неправильный. Разведение молоди трески в нашей стране не практиковали. Разводили мальков преимущественно осетровых рыб. В мире также развивалось такое направление рыболовства, как марикультура – культивирование морских организмов в искусственных или «полуискусственных» условиях (лососевые и др.). Ответ в неправильный. Разрастание водорослей может быть только связано с притоком питательных веществ, а не интенсивным ловом рыбы, тем более, что лов трески производиться не в прибрежной зоне. Ответ г правильный. Треска является хищной рыбой. С уменьшением ее численности начинает увеличиваться численность меньшего размера рыб, на которых она ранее охотилась, например, мойвы, минтая, хека и т.д.
Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и обоснуйте, почему этот ответ вы считаете правильным, а также в чём заключается ошибочность трёх других предложенных вариантов ответа (итого за задание – 9 баллов)
Задание 63. «Обжора обжора»
«Ещё есть в Литве и Московии весьма прожорливое и бесполезное животное, не встречающееся в других местах, по имени росомаха. Величиной она с собаку. С кошачьей мордой, телом и хвостом похожа на лисицу, черного цвета; питается трупами», – писал известный польский историк и географ XVI века Матвей Меховский. На латыни название этого животного звучит как «обжора обжора» (Gulo gulo). Первые описания росомахи утверждали, что она поглощает пищу до тех пор, пока не начнет лопаться. Здесь есть доля правды – аппетит у зверя отменный. Она с одинаковым удовольствием ловит рыбу, птиц и грызунов, ест падаль, личинок, ягоды, кедровые орехи и мёд. Реже нападает на крупных копытных, особенно больных или детенышей. А если на её пути встретилось стадо северных оленей, застрявших в снегу, то держись. Кочевники говорят, что за несколько дней она в одиночку может съесть целое стадо. Таким образом, с экологической точки зрения росомаха является типичным:
а) фитофагом;
б) фототрофом;
в) полифагом;
г) автотрофом.
Ответ а) не является верным. Фитофаги (греч. растение + съесть) (1 балл) – животные, питающиеся исключительно растительной пищей (растительноядные, травоядные) (1 балл). Поскольку росомаха употребляет в пищу и животных (рыбу, птиц, грызунов, личинок, крупных копытных), она не является типичными фитофагом (1 балл).
Ответ б) не является верным. Организмы, которые используют свет для получения энергии, в том числе в процессе фотосинтеза (1 балл), называются фототрофы (греч. свет + питание) (1 балл). Росомаха не является фототрофом, поскольку питается готовым органическим веществом (1 балл).
Ответ в) является верным. Полифагия, или многоядность (1 балл) – использование животными различной растительной и животной пищи (1 балл). Поскольку росомаха употребляет в пищу как растительную (ягоды, кедровые орехи), так и животную пищу (рыбу, птиц, грызунов, крупных копытных), она является типичным полифагом (1 балл).
Ответ г) не является верным. Автотрофы (греч. сам + пища) (1 балл) – организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. Автотрофы являются первичными продуцентами органического вещества, обеспечивая пищей гетеротрофов (1 балл). Получая с пищей готовое органическое вещество, росомаха выступает в качестве гетеротрофа (1 балл).
Контрольная работа №5 по теме: «Типы взаимоотношений организмов» Тип задания: выберите один правильный ответ из четырёх. 1. Во время летних каникул Рома с Лилей отправились в саванну изучать типы биотических связей местных животных. О
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.181 (0.014 с.) |