Историко-философские традиции в анализе культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историко-философские традиции в анализе культуры.



Особое значение проблемы культуры приобрели в середине XIX века, когда они оказалась тесно связаны с острыми политиче­скими, социально-экономическими преобразованиями в Западной Европе. В это время из философии Просветительства выделились и определились две противоположные точки зрения на культуру:

1. пессимистическая, которая рассматривает культуру как средство закабаления человека;

2. оптимистическая, которая считает культуру средством облагораживания человека.

1-я точка зрения нашла свое выражение в работах Руссо, который рас­сматривал человека как совершенное существо, а культура есть зло и создана для подавления и порабощения человека. Немецкий философ Ницше считал, что культура создала иллюзорные мечты о гуманизме, свободе, справедливости, благодаря которым могут существовать слабые, больные, никчемные люди. Ницше провозгласил свою новую философию сверхчеловека. Только сверхчеловек способен отбросить культурные запреты, мешающие ему жить.

Взгляды Ницше на культуру были разработаны в филосо­фии психоанализа Фрейда, который считал, что западная культура создается теми людьми, которые не нашли подходящего сексуального партнера и вы­нуждены переключить свою энергию на создание больной культуры Запада.

Одним из основателей оптимистической точки зрения на культуру был немецкий философ Гердер, который утверждал, что в основе прогрессивного развития человечества лежит идея гуманизма, которая отличает человека от других живых существ.

Оптимистическая точка зрения на культуру характерна для представите­лей технической интеллигенции Запада, которая связывала проблемы куль­туры с успехами в области науки и техники. Западники считают, что России необходимо как можно скорее усвоить все успехи развития Запада, его технику, демократию и духовную культуру.

Славянофилы считают, что Россия должна идти своим особым самобытным путем, что русские традиции культурной жизни сами могут быть образ­цом для подражания.

Особое место среди теорий русской культуры занимает евразийская кон­цепция Трубецкого. Россия - это мост, связывающий Европу и Азию.

Россия развивает духовность самостоятельно, но находится под влиянием западной и восточной культур, приспосабливая их к потребностям России.

Достоевский предлагал теорию почвенничества: соединение высших слоев общества с великой почвой – русским народом. Добро и зло, существующие в обществе, по его мнению, определяют­ся не культурой или государственным устройством, а зависят от человеческой природы. У каждого есть свобода выбора: выбирать добро или зло.

Философские работы Льва Толстого содержат резкую критику современ­ной западной культуры, которая находится на ложном пути. Она игнорирует интересы простого человека, не улучшает его жизни, служит верхам общест­ва, а не народу, поэтому буржуазная культура бесполезна и не нужна. Он ви­дел смысл жизни в усвоении многовековой народной мудрости и в религиоз­ной вере в учение Христа.

Содержание понятия «культура».

Существуют разные точки зрения па понятие «культура»:

- 1-я точка зрения рассматривает культуру, как форму существования чело­века и общества как деятельность человека, отражающую особенность взаимодействия человека с природой, обществом, самим собой;

- другая точка зрения считает, что культура - это достояние личности, по­этому судить о степени культурного развития общества надо по человеку, его умениям и навыкам, а не по тому, какие материальные богатства накопило общество в целом;

- сторонники ценностной теории считают, что культура — это ориентация людей на определенные ценности, как полезные, так и вредные ценности;

- европейская философия XIX века рассматривает культуру как искание человеческого духа, как область духовной свободы человека. Такое понима­ние культуры до сих пор распространено. Культурным считается тот, кто разбирается в искусстве, понимает музыку. Однако большинство современ­ных специалистов считают, что культура - это совокупность материальных и духовных ценностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.007 с.)