Тема 4.2.Социальная философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4.2.Социальная философия



План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1.Предмет социальной философии. Человек как социальное существо. 

2.Типы общностей в природе и культуре. Семья, род, племя, народность  как традиционные формы общностей.

3.Концепции формирования народов; теория Л.Н. Гумилёва. Факторы и виды движения общества. Элита и народ. Сферы общества, социальная организация. Общественное и массовое сознание, формы и способы манипуляции сознанием. Философский анализ общества в теориях М. Вебера, позитивистов и постмарксистов. Гражданское общество.

 

Основные понятия и термины по теме: общество,семья, род, племя, народность, нация,пассионарность, общественное сознание, гражданское общество.

Краткое изложение теоретических вопросов:

1.С оциальная философия изучает человека и мир, который он создаёт и в котором живёт. Социальная философия изучает общие принципы жизни и развития общества, закономерности всемирной истории человечества.

Проблема социальной философии состоит в том, чтобы философски осмыслить, что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чём состоит его истинное существо, к чему оно обязывает человека и в свою очередь каковы обязанности человека перед обществом.

Элементы исторического сознания возникли вместе с формированием человеческого общества. Общество -социально-культурная система, представляющая собой совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Стадный человек осмысливал мир в рамках того, что он видел и слышал. Усложнившаяся жизнь родоплеменного периода обусловила появление потребности думать о прошлом семьи, рода, племени. Колоссальную роль в этом сыграл язык, особенно зачатки письменности. С помощью письма люди стали фиксировать и датировать наиболее значительные в жизни общества события.

 Люди достигли осознаниятого, что у них есть не только настоящее, но прошлое и будущее. История – это общественная память человечества, его самопознание и самосознание: исчезнувшее в действительности живёт в сознании. Знание прошлого имеет колоссальное значение для созидания настоящего. Человечество стало осознавать, что прошлое рождает настоящее, настоящее готовит будущее, не заглядывая в которое невозможно во всей полноте осмыслить не только настоящее, но и прошлое.

По своему историческому происхождению, по способу жизнедеятельности, по характеру развития  человек является общественным существом. Эти свои социальные качества он приобретает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, которые для человека являются жизненной потребностью. Человек не способен жить в одиночку. Он - социальное творение.  

2. В обществе формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые: роды, племена, народности, нации, классы, семьи и т.д.

В доклассовом  обществе – род и племя. Род -объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Более высокой формой общностью людей явилось племя -это союз нескольких родов. В основе племени продолжают оставаться кровнородственные связи. Возникает парная семья- это общность людей, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, предполагающая общность быта и ответственность за воспитание детей. Отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими регулировались обычаями и традициями. Между различными родами и племенами возникают экономические связи, происходит смешение людей различных родов. С развитием хозяйственных отношений всё большую роль начинает играть территориальная близость, даже если она связывает людей, не являющихся родственниками. Образуется народность -это исторически сложившаяся общность людей, объединённая общей территорией, языком, психическим складом. Она складывается в феодальном обществе и не является устойчивой общностью, т.к.у неё ещё нет общей экономики, которая появляется только в эпоху капитализма, с  развитием которого формируется более высокая общность-нация. Нация -это исторически сложившаяся, устойчивая форма общности людей характеризующаяся следующими признаками: общность языка, общность территории, общность психического склада (в основном выражается общностью культуры), экономическая общность(экономические связи).

3. Генеральной идеей творчества Л.Н.Гумилёва было евразийство.Гумилёв рассматривает историю как историю взаимодействия этносов. (Этнос-это исторически возникший вид устойчивой группировки людей, племён, народностей, наций). Огромную роль в образовании социальных связей играет так называемая пассионарность, т.е.страсть людей, их энергия. Она лежит в основе всех человеческих деяний, которые оставляют следы в истории. Пассионарность формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии Космоса. Пассионарные толчки порождают повышенную социальную активность, которая способствует образованию новых этносов. В философии существует множество предположений, которые объясняют социальность как феномен. Полагают, что в основе человеческого сплочения лежат социальные инстинкты, сознание, общественный договор, совместная деятельность, огромная пассионарная энергия. Исчерпывающей же концепции, которая раскрывала бы происхождение общества как феномена, пока нет.

Общество непрерывно меняется. Философы придавали огромное значение духовным, географическим и материальным факторам, но особые акценты каждый мыслитель, как правило, делал на чём-то одном. Маркс, например, считал, что вся общественная жизнь обусловлена тем, как складывается фундамент общества, как он выполняет свою функцию, т.е. тем, в каком состоянии прежде всего сфера экономики. Социальные, политические и духовные процессы обусловлены материальными факторами. М.Вебер оспаривает это положение Маркса. По его мнению, главным является культурный фактор. Общественные изменения начинаются в сфере сознания, в сфере ценностных представлений людей. Основоположник позитивизма О.Конт полагал, что прогресс общества определяет прогресс знаний.  Движение общества может происходить революционным (скачкообразным) или эволюционным (постепенным) путём. Субъектами социального развития являются народ, нация, класс, элита и т. П. Народ есть социальная целостность, характеризующаяся общей исторической судьбой и отражающей её исторической памятью, общей верой и единой идеей, общей исторической перспективой. Народ играет решающую роль в историческом процессе и прежде всего в главной, определяющей сфере жизни общества - в сфере производства материальных благ, а также в сфере общественно-политической жизни Господствующие классы вынуждены учитывать отношение народа к своей политике. Первостепенная роль принадлежит народным массам и в развитии духовной культуры. Решающая роль народа в истории не означает отрицания или принижения роли элиты-законодателей, полководцев, мыслителей, личностей и т.п. Появление выдающихся личностей вызывается определёнными историческими условиями и историческими потребностями (потребностями народных масс). Наряду с материальным производством в обществе существует и духовное производство, т.е. производство отношений между людьми. Общественное сознание выступает как необходимая сторона общественно-исторического процесса, как функция общества. Общественное сознание – это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном или искусственном языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом. Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями (обыденный, теоретический, идеологический, психологический). Формами общественного сознания являются политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и философское. В течение длительного времени было выработано множество приемов манипулирования общественным сознанием. К ним относятся не только прямая подтасовка фактов, замалчивание неудобной информации, распространение лжи и клеветы, но и более тонкие способы: полуправда, когда наряду с достоверной информацией подается ложь с заданной направленностью, наклеивание ярлыков, вызывающие у людей определенный негативные ассоциации (человек, отстаивающий национальные интересы, называется «фашистом», «шовинистом», «красно-коричневым» и т.д.).

Гражданское общество – это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно возрастает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния культуры и самосознания народа. Обязательным условием возникновения гражданского общества является повышение возможности у всех граждан экономической самостоятельности, возрастание значения человеческой личности. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности.

Гражданское общество – это негосударственная часть общественной жизни, целая система независимых от государства общественных институтов и отношений. В него входят не только индивиды, но и семьи, различные производственные объединения и организации (трудовые коллективы, фирмы, акционерные общества и т.д.), классы, этнические, религиозные, социальные группы, общественные движения, творческие союзы и т.д.

Таким образом, гражданское общество включает в себя элементы 3х основных сфер:

- экономической;

- политической;

- духовной.

Но наличие этих элементов еще не есть гражданское общество. Главное – их самостоятельность и независимость от политической власти, торжество прав человека, социальных групп и т.д.

Практическое занятие:

Подготовка и проведение социологического исследования к теме: « Социальная философия».

Задания для самостоятельного выполнения:

1.Анализ и обработка результатов социологического исследования по теме: «Социальная философия» в рабочей тетради.

Примечание:

Уважаемый студент! Для того, чтобы провести социологическое исследование методически грамотно, необходимо следовать следующим правилам:

1.определить предмет исследования,

2.составить план исследования:

Ø сформулировать цель и задачу исследования,

Ø составить план и определить метод исследования: опрос (анкета, интервью), наблюдение  и др.,

Ø определить группы и количество респондентов,

  3.обработка и анализ полученных социологических данных,

  4.формулировка обобщений и выводов.

Форма контроля самостоятельной работы:

- Защита социологических исследований.

- Проверка рабочей тетради.

- Устный опрос

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Что такое «род», «племя»?

 2.По каким признакам мы различаем такие общности как «народность» и «нация»? 

3. Какие факторы влияют на развитие общества?

4.Каковы положительные и отрицательные стороны революции?

5.Что такое «пассионарность» Л. Гумилёва?

6.Что такое общественное сознание и каковы методы манипулирования им?

7.Что такое «гражданское общество»? Назовите его черты.

 8.При каких условиях личность может оказать заметное воздействие на ход исторического развития?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.019 с.)