Биосферная теория культуры. Человек и будущие космические цивилизации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биосферная теория культуры. Человек и будущие космические цивилизации.



Русские ученые Циолковский, Чижевский, Вернадский первыми обрати­ли внимание на те с ную связь между историей человечества и космическими явлениями и геологическими процессами, происходящими на планете Земля.

Циолковского интересовала проблема контакта с представителями дру­гих миров и взаимосвязь всего живого и неживого в космосе. Он считал, что воля человека, его мысли, переживания, истины, заблуждения - это также го­лос Вселенной. Человечество составляет ничтожно малую часть всех ра­зумных существ, населяющих космос.

Чижевский в своей работе «Эхо солнечных бурь» подчеркивает зависимость человечества от ближнего и дальнего космоса. Он высказал идею зависимости человеческой истории от периодичности космических факторов. Он считал, что имеется связь периодичности изменений солнечной активности с настроением и поведени­ем масс: бушует природа солнца и Земли - волнуются и люди.

Чижевский считал, что от космических и солнечных факторов зависит частота преступлений и несчастных случаев, рождаемость на Земле, распро­странение эпидемий.

Вернадский подчеркивает, что ноосфера является последней из многих состояний эволюции биосферы, когда человек становится могучей и всерастущей геологической силой. Он верил, что у нашей цивилизации есть пер­спектива перерасти в космическую.

Искусство.

Искусство - это вид духовного освоения мира человеком, его способ­ность творчески преобразить окружающий мир и самого себя по законам красоты. Искусство позволяет познавать мир чувствами, а не разумом. Суще­ствует несколько теорий происхождения искусства: религиозная теория, теория сна, теория страха, эротическая теория, происхождение искусства в процессе труда  и от биологически врожденного чувства пре­красного.

Художественно-творческая деятельность человека развёртывается в многообразных формах, которые называют видами искусства, его родами и жанрами.

К ним относятся литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие виды человеческой деятельности, которые отражают мир в образах.

Искусство выполняет   познавательную, воспитательную, коммуникативную функции.

Кла́ссика, класси́ческое иску́сство — ("относящийся к первому классу, образцовый") — термины качественной оценки произведений искусства как откровения о высших ценностях жизни. Человек стремится видеть в искусстве образцовое начало существования. Сложность выявления произведений, относимых к классическому искусству, состоит в том, что понятие классики имеет вневременно́й характер, однако в каждую эпоху в разных этнических культурах существовали свои образцы для подражания. Эстетические теории XX века мало опираются на предшествующую традицию, Их характерной чертой является быстрое чередование, ротация и параллельное сосуществование противоположных подходов. Редкому эстетическому направлению или течению удается быть авторитетным свыше 20-25 лет.

Искусство и религия в ходе их исторического развития проникали в друг друга, переплетались между собой, образуя такое явление, как религиозное искусство.

Особенно бурным было развитие искусства в эпоху Возрождения. В это время бурно развивается светское (внецерковное) искусство, религиозные традиции перестают оказывать определяющее влияние на произведения ис­кусства.

Наука.

Наука - это форма духовной культуры, деятельности людей, направлен­ная на производство знаний о природе, обществе и самом познании.

Наука - это и творческая деятельность по получению новых знаний, и ре­зультат такой деятельности.

Главная цель науки - это описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, т. е. в широком смысле, теоретическое отраже­ние действительности.

Как специфическая форма познания и социальный институт, наука воз­никла в 16-17 вв. в эпоху становления капитализма.

В науке получение знаний - главная и непосредственная цель. Результат научной деятельности заранее неизвестен.

Роль науки в настоящее время сильно возросла. Будущую цивилизацию называют «обществом знания». В грядущем обществе знание станет массовым. Главным ресурсом цивилизации будут научные кадры. Поэтому важной задачей станет подготовка кадров.К. Маркс предсказал воз­растание роли науки и выразил это формулой: превращение науки в непо­средственную производительную силу.

Наука выполняет ряд социальных функций, которые изменяются и разви­ваются, как и сама наука: культурно-мировоззренческая,функция, наука как непосредственная производительная, наука как социальная сила.

 

Мораль.

Мораль - это совокупность правил по­ведения, норм, требований, принципов, регулирующих взаимоотношения между людьми и их отношение к окружающему миру.

Мораль включает в себя как идеологическую сторону (моральное сознание), так и практическую сторону (моральное отношение, моральное повеление).

Главную роль в возникновении морали сыграла трудовая деятельность людей. Мораль была необходима для нарождающегося общества, как средст­во, помогающее в борьбе с природой, ибо без взаимопомощи человек не мог бороться за свое существование.

В отличие от права, которое опирается на принуждение со стороны го­сударства, мораль поддерживается силой общественного мнения. Нравствен­ность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая обществен­ная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающееся на мировоззрение и чувство совести.

Безнравственный индивид может иметь ясное представле­ние о нормах нравственности. Но человек не может быть безнравственным, ес­ли у него развито нравственное чувство, совесть. Одна из важнейших нравст­венных заповедей гласит: «Чего не желаешь себе, не делай другим».

Этика- учение о нравственности, оценивающее человеческую деятельность с точки зрения добра и зла. Нравственный человек обычно соотносит своё поведение с ценностными установками, которые он воспринимает  как святыни. Одни философы полагают, что ценности вырастают из веры. Другие, что моральные установки формируются благодаря разумности. Нравственное поведение, следовательно, непременно учитывает доводы рассудка, который, в свою очередь, обращается к истинам науки. Добро и зло – важнейшие категории этики. Добро -это основная моральная ценность. Зло-противоположность добру. Красота -характеристика прекрасного, одно из принципиальных понятий эстетики. Она неотъемлемая часть человеческого опыта.

а) Мораль и религия.

Сторонники религиозного обоснования нравственности выдвигают сле­дующие аргументы: исторически первые моральные предписания сформули­рованы в религии; нравственные предписания имеют смысл лишь в том слу­чае, если они имеют божественное происхождение.

Эту мысль опровергали философы Древней Греции, И. Кант, француз­ские просветители. И. Кант писал, что мораль независима от религии.

Материалисты противопоставили религии теорию «разумного эгоизма», указывая, что человек, разумно понимающий свои интересы, будет подлинно моральной личностью, постольку нарушение нравственных требований по­влечет за собой ущерб для его же собственных интересов.

Действительным источником моральных представлений является реаль­ная жизнедеятельность людей, общественные потребности и интересы. Рели­гия включает в свои заповеди лишь то, что стихийно вырабатывалось мо­ральным сознанием общества.

б) Долг, совесть, честь, справедливость.

Понятие мораль связано с проблемами долга, совести, чести,справедливости.

Долг - это превращение требований нравственности в личную задачу данного конкретного индивида.

Долг - это отношение личности к обществу, это определенные мораль­ные обязанности личности перед обществом. Личность осознает их и реали­зует в своей деятельности. Категория долга связана с такими понятиями, как ответственность, совесть, самосознание.

Совесть - опора нравственности. Совесть характеризует способность личности осуществлять моральный самоконтроль и производить самооценку совершаемых поступков. Совесть может проявляться и в форме эмоциональ­ных переживаний, например, в чувстве угрызений совести или в спокойной
совести.                                                      

Честь раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Понятие «честь» связано с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним мо­ральными заслугами. Понятие чести дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Поэтому честь требует от человека поддерживать ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к кото­рому он принадлежит.

В условиях социального расслоения общества понятие чести может вы­рождаться в высокомерие, чванство, тщеславие, ложное самолюбие. Честь — важный стимул общественного поведения. Справедли́вость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём.

Лабораторные работы/ Практические занятия – не предусмотрено

Задания для самостоятельного выполнения:

- информации и фактов к круглому столу по теме 4.3.Философское понятие культуры. Цивилизация и культура:

Ø Что  представляет собой русская культура, русский менталитет (и, следовательно, к какому типу цивилизационного развития тяготеет Россия)?

Ø Прокомментируйте слова Ф.Тютчева:

Умом Россию не понять.

        Аршином общим не измерить:

        У ней особенная стать-

        В Россию можно только верить.

Ø Может ли в этом противоречивом и изменчивом мире быть непротиворечивой и стабильной культура?

Ø Чем угрожает нам массовая культура?

Ø Что такое цивилизация? Чем различаются цивилизация и культура?

Ø Из чего складывается духовная жизнь человека?

Ø Как Вы понимаете следующие слова поэта  Н.Заболоцкого:

                          …. что есть красота

                           И почему ее обожествляют люди?

                           Сосуд она, в котором пустота,

                           Или огонь, мерцающий в сосуде?

- Подготовить сообщение «Вандализация культуры как глобальная опасность.

Форма контроля самостоятельной работы:

- Устный опрос.

-Защита сообщений.

 

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Что означает понятие «культура»?

2.Какие точки зрения существуют в философии на культуру?

3.В чём суть пессимистической точки зрения на культуру?

4.С чем связывали развитие культуры сторонники оптимистической точки зрения?

5.Как рассматривали проблему цивилизации О. Шпенглер и А. Тойнби?

6Может ли быть человек с утонченными манерами безнрав ственным?

7.Что, по вашему мнению, наложило отпечаток на духовный мир российского человека?

8.Назовите положительные и отрицательные стороны массовой культуры?

9.1.Способность личности осуществлять моральный самоконтроль - это

А) честь

Б) совесть
В) мораль

9.2.Назвать автора теории сна (теории происхождения искусства) является

А) З. Фрейд

Б) Д. И. Менделеев

В) Ч.Дарвин

9.3. Коммуникативную функцию искусства характеризует следующее определение:

А) искусство расширяет и углубляет знания личности об окружающем мире

Б) искусство сближает народы, помогает им понять друг друга

В) искусство утверждает в сознании человека определённые ценностные ориентации, формирует отношение человека к миру по-своему, своими методами и способами

9.4. Наука как социальный институт возникла в

А) 17-18веке

Б) 19-20 веке
В) 16-17 веке

10.5.Деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее – это

А) любовь

Б) творчество

В) счастье

9.6. Совокупность правил поведения, норм, требований, принципов, регулирующих взаимоотношения между людьми и их отношение к окружающему миру, называется

А) совесть

Б) долг

В) мораль

9.7. Превращение требований нравственности в личную задачу данного конкретного индивида – это

А) мораль
Б) совесть
В) долг

9.8. Получение знаний – это цель

А) науки
Б) искусства

В) религии

9.9. Назвать автора теории происхождения искусства в процессе труда

А) Ч.Дарвин

Б) З. Фрейд

В) Ф.Энгельс

9.10.Форма духовной культуры, деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании называется

А) наукой

Б) моралью

В) искусством

9.11. Мораль определяется условиями жизни…

А) природными

Б) материальными
В) эстетическими

9.12.Теория, которая рассматривает человека как существо, зависящее от внешних обстоятельств и сил, называется………………………………..

9.13.Перечислите функции науки……………………………………………

  Умения, сформированные у студента после изучения раздела 4:

1.Умеет находить нужную информацию из множества источников.

2.Анализирует и сопоставляет различные точки зрения.

3.Умеет из множества мнений выбрать самое существенное.

4.Способен делать выводы и умозаключения.

5.Умеет находить сходство и различие между различными формами общественного сознания.

6.Находит аргументы и факты для подтверждения своего мнения.

7.Умеет связывать философию со своей будущей профессиональной деятельностью.

8.Умеет находить причинно- следственные связи.

9.Умеет применять полученные знания о морали, чести, долге, справедливости в своей личной и профессиональной деятельности.

10.Способен дать оценку поступкам и поведению людей с точки зрения морали.

        

 

                              КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

                                        ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

                                      Текущий контроль

   

Перечень точек рубежного контроля:

№ ТРК Наименование ТРК (в соответствии с КТП) Форма контроля знаний
1 Мифология и религия как первые формы философии  Письменная работа
2 Основные этапы в развитии  философской мысли                                                                    Тестирование    
3 Человек как главная философская проблема Письменный опрос

Итоговый контроль по дисциплине

 

По итогам изучения дисциплины выставляется дифференцированный зачет на основании оценок за практические работы и точки рубежного контроля. 

 

 

                                                  ГЛОССАРИЙ

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.051 с.)