Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты системного подхода

Поиск

1. Системный подход – одна из форм методологи­ческого знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам (первая черта систем­ного подхода).

2. Вторая черта системного подхода – иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучения самого предмета – «собственный» уровень; изучения этого же предмета как элемента более широкой системы – «вышестоящий» уровень и, наконец, изучения этого предмета в соотношении с составляю­щими данный предмет элементами – «нижестоящий» уровень.

3. Следующая черта системного подхода – изучение интегративных свойств и закономерностей систем и комплексов систем, раскрытие базисных механизмов интеграции целого.

4. Важной чертой системного подхода является его нацеленность на получение количественных характеристик, создание мето­дов, сужающих неоднозначность понятий, определений, оценок. Системный подход требует рассматривать проблему не изолиро­ванно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущ­ность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями. Все это формирует особый метод мышления, позволяющий гибко реагировать на изменения обстановки и принимать обоснованные решения.

При исследовании объекта системный подход использует различ­ные науки и методы. К ним относятся: информатика; исследование операций; теория управления; теория организации; общая теория систем; системотехника и др.

Общая теория систем (ОТС) – подход к науке о системах, выдвинутый австрийским биологом Л. Берталанфи, в соответст­вии с которым системы любой природы могут быть изучены путем отыскания структурного сходства законов, установлен­ных в различных дисциплинах, обобщения этих законов, вы­вода обобщенных закономерностей.

Принцип единства логического и исторического. Предполагает:

· - сочетание изучение генезиса объекта и его теории (структуры, функций, связей в его современном состоянии)

Принцип альтернативности (альтернативного характера научного поиска). Означает:

· - выделить и оценить все известные и возможные варианты решения проблемы

· -проанализировать не только близкие или совпадающие, но и противоположные решения

· - выдвижение альтернативных гипотез

Принцип научности. Предполагает

· - конкретно-историческое исследование явлений, когда одинаковые по форме явления наполняются конкретным материалом

· - диалектическое соотнесение общего, особенного и единичного в педагогических явлениях

· - раскрытие законов и закономерностей

Принцип учета естественного изменения исследуемых элементов. Подразумевает

· - на изучаемое явление воздействуют специально созданные в исследовании условия и факторы

· - вместе с тем система и каждый ее элемент находится в непрерывном развитии и изменяется под влиянием объективных процессов

· - в эксперименте часто обеспечивается через наличие контрольных и экспериментальных групп

·

Принцип концептуального единства. Означает

· - исследователь в процессе научной работы защищает определенную концепцию – систему взглядов

· - концепция может быть авторской или можно присоединиться к одной из существующих. При этом должна быть обеспечена непротиворечивость подходов и оценок

· - в исследовании принятые исходные положения проверяются, развиваются, уточняются в ходе научного поиска

·

Принцип соотнесения должного и сущего. Заключается

· - любое педагогическое явление может быть понято и оценено только в сопоставлении с нормой (должное)

· - педагогические инновации могут быть поняты и приняты только после сопоставления с существующим состоянием современной теории и практики

Принцип позволяет избегать спекулятивных теоретических построений, оторванных от реальности, а также создавать эмпирические построения, лишенные глубины и перспективы

Принцип единства исследовательской и практической учебно-воспитательной работы. Означает

· - ОЭР должна способствовать совершенствованию практики образования

· - прогнозирование возникновения негативных тенденций и стремления их избежать

·



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.60 (0.006 с.)