Понятие системного научного исследования, основы системного подхода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие системного научного исследования, основы системного подхода



  в социально-экономических исследованиях

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

 

Отличительные признаки научного исследования:

 

        целенаправленный процесс достижения осознанно поставленной цели и четко сформулированных задач;

        процесс, направленный на поиск нового, на творчество, наоткрытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;

        процесс, характеризующийся систематичностью (т.е. здесь

упорядочены и приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты);

 процесс, которому присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов

 

Основные средства научно-теоретического исследования

 

 совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую

систему;

 

 совокупность строго определенных понятий и терминов, их номинирующих.

 

Классификация научных исследований

 

1. По источнику финансирования:

- бюджетные;

- контрактные;

-нефинансируемые;

 

2. По целевому назначению:

 

-фундаментальные;

       -прикладные;

-поисковые;

- разработки.

 

3. По длительности:

- долгосрочные;

-краткосрочные;

-экспрессисследования.

 

4. По формам и методам:

- экспериментальные;

-методические;

-описательные;

 

-экспериментально-аналитические;

-историко-биографические;

-смешанного типа.

 

Уровни исследований

1. Теоретический - преобладают логические методы познания, полученные факты

исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления

 

2. Эмпирический - преобладает чувственное познание (изучение внешнего мира посредством органов чувств). При этом формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение

 

Структурные компоненты теоретического познания

1. Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью.

2. Гипотеза есть требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.

3. Теория – это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности.

 

Структура теории

  ПОНЯТИЕ – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества (класса) предметов или явлений

 ПРИНЦИП – это руководящая идея, основное исходное положение теории

 СУЖДЕНИЕ – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо

 АКСИОМА – это положение, которое является исходным, недоказываемым и из которого по установленным правилам выводятся другие положения

  ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – это относительно устойчивая и регулярная взаимосвязь между явлениями и объектами реальности, проявляющая в процессах изменения и развития

 ЗАКОН – это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами

 УЧЕНИЕ – совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности

Структуру теории образуют:

 ПОЛОЖЕНИЕ – научное утверждение, сформулированная мысль

ИДЕЯ – это:

1) новое интуитивное объяснение события или явления;

Определяющее стержневое положение в теории.

КОНЦЕПЦИЯ – это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей.

Понятие методологии

 

Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т.д.) определяется целым рядом факторов. Конечный результат этой деятельности зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается

данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода. Понятие метод (греч. - способ познания) - означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того,

каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения

тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, продвигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.

Ф.Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем.

Изучением методов занимается целая область знания, которую принято именовать

Методологией.

Методология дословно означает «учение о методах». Изучая закономерности познавательной человеческой деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления.

  Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности других характеристик методов познания.

При проведении системного научного исследования используется научный метод.  Признаки научного метода: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность.

Научный метод – это система правил и предписаний, направляющих человеческую деятельность (производственную, политическую, культурную, научную, образовательную и т.д.) к достижению поставленной цели.

Если методология – это стратегия научных исследований, обеспечивающих достижение цели, сформулированной в гипотезе предполагаемых научных результатов (генеральный путь познания), то метод – это тактика, показывающая как лучше всего идти этим путем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.008 с.)