Тема 2. Базовые научно-методологические принципы и основные методы системного научного исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Базовые научно-методологические принципы и основные методы системного научного исследования



Тема 2. Базовые научно-методологические принципы и основные методы системного научного исследования

Понятие системного научного исследования, основы системного подхода

  в социально-экономических исследованиях

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

 

Отличительные признаки научного исследования:

 

        целенаправленный процесс достижения осознанно поставленной цели и четко сформулированных задач;

        процесс, направленный на поиск нового, на творчество, наоткрытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;

        процесс, характеризующийся систематичностью (т.е. здесь

упорядочены и приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты);

 процесс, которому присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов

 

Основные средства научно-теоретического исследования

 

 совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую

систему;

 

 совокупность строго определенных понятий и терминов, их номинирующих.

 

Классификация научных исследований

 

1. По источнику финансирования:

- бюджетные;

- контрактные;

-нефинансируемые;

 

2. По целевому назначению:

 

-фундаментальные;

       -прикладные;

-поисковые;

- разработки.

 

3. По длительности:

- долгосрочные;

-краткосрочные;

-экспрессисследования.

 

4. По формам и методам:

- экспериментальные;

-методические;

-описательные;

 

-экспериментально-аналитические;

-историко-биографические;

-смешанного типа.

 

Уровни исследований

1. Теоретический - преобладают логические методы познания, полученные факты

исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления

 

2. Эмпирический - преобладает чувственное познание (изучение внешнего мира посредством органов чувств). При этом формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение

 

Структурные компоненты теоретического познания

1. Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью.

2. Гипотеза есть требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.

3. Теория – это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности.

 

Структура теории

  ПОНЯТИЕ – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества (класса) предметов или явлений

 ПРИНЦИП – это руководящая идея, основное исходное положение теории

 СУЖДЕНИЕ – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо

 АКСИОМА – это положение, которое является исходным, недоказываемым и из которого по установленным правилам выводятся другие положения

  ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – это относительно устойчивая и регулярная взаимосвязь между явлениями и объектами реальности, проявляющая в процессах изменения и развития

 ЗАКОН – это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами

 УЧЕНИЕ – совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности

Структуру теории образуют:

 ПОЛОЖЕНИЕ – научное утверждение, сформулированная мысль

ИДЕЯ – это:

1) новое интуитивное объяснение события или явления;

Определяющее стержневое положение в теории.

КОНЦЕПЦИЯ – это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей.

Понятие методологии

 

Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т.д.) определяется целым рядом факторов. Конечный результат этой деятельности зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается

данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода. Понятие метод (греч. - способ познания) - означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того,

каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения

тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, продвигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.

Ф.Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем.

Изучением методов занимается целая область знания, которую принято именовать

Методологией.

Методология дословно означает «учение о методах». Изучая закономерности познавательной человеческой деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления.

  Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности других характеристик методов познания.

При проведении системного научного исследования используется научный метод.  Признаки научного метода: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность.

Научный метод – это система правил и предписаний, направляющих человеческую деятельность (производственную, политическую, культурную, научную, образовательную и т.д.) к достижению поставленной цели.

Если методология – это стратегия научных исследований, обеспечивающих достижение цели, сформулированной в гипотезе предполагаемых научных результатов (генеральный путь познания), то метод – это тактика, показывающая как лучше всего идти этим путем.

 

Г л а в н ы е ф у н к ц и и

Теории: объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, законов, причины и т.п.)

Метода: регуляция и ориентация деятельности

Нацеленность:

Теории: на решение проблемы – что собой представляет данный предмет

Метода: на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования

Метод исследования обусловлен ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЙ, т.е. тем, что именно исследуется (отдельные объекты или их классы).

Метод исследования не может оставаться неизменным, всегда равным самому себе во всех отношениях, а ДОЛЖЕН ИЗМЕНЯТЬСЯ в своем содержании вместе с предметом, на который он направлен.

       Обобщим вышесказанное в таблице 1.

Таблица 1 - Основные различия теории и метода

Основные различия теории и метода
Теория Метод
 результат предыдущей деятельности исходный пункт и предпосылка последующей деятельности

Г л а в н ы е ф у н к ц и и

объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, законов, причины и т.п.) регуляция и ориентация деятельности

Нацеленность

на решение проблемы – что собой представляет данный предмет на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования

Метод исследования имеет не только чисто теоретический, но и ПРАКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР: он возникает из реального жизненного процесса и снова уходит в него

  Метод исследования не может быть дан весь, целиком до начала всякого исследования, а в значительной мере ДОЛЖЕН ФОРМИРОВАТЬСЯ всякий раз заново в соответствии со спецификой предмета.

Принцип системного подхода.

Системный подход – подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существен­ным образом влияющие на исследуемые результаты его функ­ционирования, а цели каждого из элементов определены исхо­дя из общего предназначения объекта.

При использовании системного подхода организация рассматривается как система, состоящая из элементов и подсистем, обособленных между собой, но взаимосвязанных и взаимодей­ствующих. Однако, несмотря на то что элементы являются обособ­ленными, изменение одного элемента ведет к изменению в других элементах и подсистемах.
При этом необходимо изучать функционирование системы в динамике.

В основе системного подхода лежат следующие особенности:

– при исследовании объекта как системы каждый элемент описывается с учетом его места в целом;

– в любом системном исследовании возникает проблема управ­ления;

– исследование системы неотделимо от исследования условий ее существования;

– для системного подхода специфична проблема порождения свойств целого из свойств элементов, и наоборот;

– в системном исследовании недостаточны чисто причинные объяснения функционирования и развития объекта (целесооб­разность поведения не всегда соответствует причинно-след­ственным схемам);

– источник преобразования системы или функций находится обычно в самой системе;

– самоорганизация систем связана с целесообразным поведени­ем, допущением множества индивидуальных характеристик и степеней свободы.

Методологического знания

 

1. ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ:

 диалектический

 метафизический

 аналитический

 интуитивный

 феноменологический

 герменевтический и др.

2. ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

 системный

 структурно-

функциональный

 кибернетический

 вероятностный

 моделирование

 формализация и ряд других.

3.ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ:

 физики

 механики

 химии

 биологии

 социально-

гуманитарных наук

4. ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ -

система приемов, применяемых в той

или иной научной дисциплине,

входящей в какую-нибудь отрасль

науки или возникшей на стыках наук.

5. МЕТОДЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ –

совокупность ряда синтетических, интегративных способов,

нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин

 

 

Тема 2. Базовые научно-методологические принципы и основные методы системного научного исследования



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.70.255 (0.025 с.)