Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование консервативной идеологии↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Формирование консервативной идеологии https://magisteria.ru/russian-conservatism/rise-of-cons Большие идеологии XIX века Здравствуйте! Тема сегодняшней лекции – формирование консервативной идеологии. Прежде всего необходимо начать с того, что когда мы говорим о больших идеологиях, то все они относятся к XIX в. Поэтому и принято говорить, отчасти характеризуя XIX в., что это век идеологий. А под большими идеологиями понимаются, собственно говоря, три. Либерализм, консерватизм и социализм. Собственно, эти три большие идеологии, влиятельные на протяжении XIX-ХХ вв. и отчасти, можно сказать, по сей день, формируются в ситуации, созданной Великой французской революцией. Можно сказать, что по крайней мере две последние идеологии выступают как реакция на Великую французскую революцию, а первая, либерализм, является отчасти идеологией самой революции, отчасти той идеологической формой, в которой осмысляется революция уже в ближайшей перспективе. В первом приближении можно сказать, что у всех этих трех больших идеологий есть своеобразные отношения с лозунгом Великой французской революции «Свобода, равенство, братство». Каждая из этих идеологий так или иначе не принимает или испытывает сложности с одним из членов этой триады. Собственно, в этой формуле получается, что для либеральной идеологии проблемное поле – братство, для консерватизма – это поле равенства, и, наконец, для социализма мы видим возникающее напряжение в трактовке свободы. В этом смысле каждая из этих трех идеологий в той или иной степени отбрасывает или сокращает значимость одного из трех лозунгов Великой французской революции. Множественность консерватизмов Итак, обращаясь к формированию консервативной идеологии, напомню, что консерватизм реактивен. Он выступает ответом на Французскую революцию, и из этого же вытекает изначальная множественность консерватизмов, множественность даваемых ответов в самом конце XVIII – начале XIX в. Нам достаточно сложно за пределами общего пространства, всего лишь минимального набора формул и подходов говорить о каком-то едином консерватизме. Для простоты дальнейшего анализа будет удобным остановиться на двух наиболее ярких проявлениях консервативной мысли, двух версиях консерватизма, которые возникают в последнее десятилетие XVIII столетия как прямая реакция на Великую французскую революцию. Это, во-первых, консерватизм Эдмунда Бёрка. Во-вторых, это консерватизм, который ассоциируется в первую очередь с именем Жозефа де Местра и того круга авторов, которые так или иначе образуют достаточно общее идеологическое пространство, в первую очередь мы должны назвать Бональда и круг авторов второго порядка. Консерватизм Эдмунда Бёрка Характеризуя взгляды Эдмунда Бёрка, необходимо отметить, что само его консервативное выступление 1790 г. и то, что он окажется консервативным автором, было достаточно неожиданно в свете его интеллектуальной биографии. Выходец из Ирландии, сын англиканина и католички (его сестра была воспитана в католическом вероисповедании, сам он был воспитан в англиканстве), он получает первую известность благодаря своему по сей день остающемуся заметным «Философскому исследованию о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного». Этот текст окажет огромное влияние на развитие эстетической мысли. В частности, именно в нем Бёрк впервые сформулирует по сей день сохраняющее силу противопоставление возвышенного и прекрасного, которое затем ляжет в основание кантовской эстетики и последующей традиции эстетического размышления. Политическая карьера, которую Бёрк начнет делать в конце 50-х годов XVIII в., в позднейшей оптике может быть определена как либеральная. Напомню, что в ситуации восстания тринадцати североамериканских колоний, которое потом в американской историографии будет названо Войной за независимость США, и в ситуации предшествующего кризиса Бёрк сначала последовательно выступает за поиск компромисса с североамериканскими колонистами, а затем будет выступать в оппозиции действующему правительству за признание независимости североамериканских колоний. Другой важнейший этап его биографии – это многолетняя борьба за реформу колониального управления в Индии, которая закончится его громким успехом. Это последовавшее в 1785 г. отстранение и последующий суд над наместником в Ост-Индии Уорреном Гастингсом. В конце концов Бёрку удастся восторжествовать над своим многолетним врагом и противником. Причем Бёрк выступит как защитник справедливости и права управления колониями, за установление гражданского контроля, за реформу управления в Ост-Индии, в том числе за учет интересов местного населения, за то, чтобы прекратить беззаконие местной ост-индской администрации. А Гастингс будет настаивать на том, что законы и права, которые существуют для английских граждан, никак не применимы к местному туземному индийскому населению. Собственно, та репутация, которая существует у Бёрка к началу французской революции – это репутация последовательного борца за свободу. Когда в 1790 г. Бёрк опубликует свой совсем небольшой памфлет «Размышления о французской революции», то, что в нем содержится, произведет столь большое впечатление в том числе и благодаря авторству. Чтобы понять этот эффект, необходимо остановиться на самом первом восприятии французской революции. Еще раз обращаю ваше внимание на то, что памфлет Эдмунда Бёрка выходит из печати в 1790 г., т.е. в самом начале французской революции. Это романтический период, то время, когда у большинства наблюдателей с французской революцией связаны самые прекрасные надежды. Кто-то настроен более или менее скептично, кто-то оптимистично. Но общий фон – это фон принятия, радостного ожидания. Более того, в 1790 г. все чаще раздаются голоса о том, что французская революция, собственно говоря, закончилась. Вот сейчас Национальное собрание примет конституцию Франции, и страна наконец вступит в желанный период гражданского правления. Наступит разделение властей, наступит благословенная конституционная монархия, то, о чем так долго дискутировали. В Англии многими это воспринимается аналогично. Более того, для самих французских революционеров пример именно Англии, в частности, тот образ английской конституции, который создал Шарль Луи Монтескьё в своем трактате «О духе законов», воспринимается как идеальный. Отсылки к Англии выступают здесь как отсылки к идеальному правлению, к тому самому осуществленному разделению властей, конституционной монархии, независимости суда, должному гражданскому порядку, существующему в обществе. При этом для многих английских интеллектуалов французская революция выглядит как расширение либерального порядка. Это не просто движение в нужном направлении, но и проведение тех реформ, тех изменений, которые были бы желательны и для самой Англии, где стоило бы сократить аристократические привилегии. Это некоторая перекличка через Ла-Манш с двух сторон: французские революционеры постоянно отсылают к славному английскому опыту, а для многих английских наблюдателей благополучное движение дел во Франции в 1789-1790 гг. кажется примером для своих собственных местных дел, направлением, куда им необходимо двинуться. На этом фоне Бёрк выступает против французской революции, с решительным осуждением и целым градом мрачных пророчеств. Они содержатся, в частности, в его «Размышлении» и придают этому тексту особые вес и значение. Бёрк успеет собрать славу и успех после первоначального отчуждения, возникшего после публикации памфлета, еще при жизни. Он увидит фактическое осуществление целого ряда тех бед, которые он предрекал Франции. Правда, не увидит финала. Он напишет, что в конце концов ход событий приведет к военной диктатуре, к цезарианскому правлению, и то, что начинается столь радужно, с ожидания и восторга от полученных свобод, закончится установлением тиранического военного правления. Понятно, что Бёрк оглядывается в своем пророчестве на опыт английской революции, или, как принято говорить в английской историографии, «великого мятежа». Действительно, это та эволюция, которую мы можем наблюдать на примере Англии XVII в., начавшаяся конфликтом между королем и парламентом и заканчивающаяся кромвельской диктатурой и последующей Реставрацией. Но основной политический смысл текста Эдмунда Бёрка отнюдь не в этой проекции, не в этом наложении. Историзм и множественность Эта связка консерватизма с историзмом глубоко закономерна. Я напомню, что исторический образ видения рождается именно в рамках консервативного взгляда. С консервативной мыслью будет связан расцвет исторического мышления в первые десятилетия XIX в., что, собственно говоря, и создаст XIX в. как «век исторический». Во многом в ответ на вызовы консервативного мышления возникнет уже затем либеральная историография, которая воспримет целый ряд тем и сюжетов, связанных с консервативной мыслью. Другой важный момент, рифмующийся с историзмом и основной линией бёрковского консерватизма – это логика множественности. А именно, поскольку мы говорим о разных сообществах, практиках, рутинах, то каждый конкретный случай индивидуален. Следовательно, то, что работает в одном обществе, в одной ситуации, автоматически не означает, что будет работать в другом. Перед нами есть история про множественность. Здесь мы можем увидеть и разрыв самого Бёрка теперь уже со своим предшествующим мышлением. Всего за несколько лет до этого, атакуя Гастингса, выступая против практик Ост-Индской компании в Индии, Бёрк апеллировал к универсальному, естественному праву, равному для всех людей. Теперь Бёрк в своей реакции на французскую революцию и на английский контекст французской революции, на ту социальную нестабильность, которая наблюдается теперь уже и в Англии и оказывается также внутрианглийским делом, говорит о том, что никакой универсальности, собственно, не существует. Одни и те же нормы, одни и те же правила, одни и те же подходы в каждой ситуации, в каждый момент времени, в каждом сообществе действуют иначе. Собственно говоря, контекст определяет то, как мы действуем, и то, как мы понимаем. Это одна из ключевых линий последующего консерватизма. Новая забытая традиция Соответственно, вопрос, который возникает для де Местра – куда надо вернуться? Где и что пошло не так? Для де Местра история пошла не так с того момента, как возникает разрыв между папством и империей. В этом плане вся европейская история, которую мы знаем как историю Нового времени, история Реформации и последующих веков, идущая не в должном направлении, начинается едва ли не в XI-XII вв. Соответственно, для де Местра речь идет о восстановлении подлинной традиции. Но эта подлинная традиция находится столь глубоко, что существующий порядок вещей, окружающая реальность не имеет с ней ничего общего. В этом смысле де Местр демонстрирует нам совершенно другую консервативную оптику, чем Бёрк. Это история про сокрушение существующего, про восстановление изначальной традиции, изначального порядка вещей. В своем радикализме он оказывается не менее последовательным и жестким, чем его революционные оппоненты. Опять же мы можем видеть своеобразное смыкание крайностей. Деместровское идеальное устройство – это переустройство всего существующего порядка вещей, возврат к практически забытой традиции, к должным отношениям. Это действительно новое видение. Я позволю себе напомнить: когда мы говорим о союзе трона и алтаря применительно к первой половине XIX в., когда мы говорим об этих версиях консервативного восстановления, то это не будет восстановлением, отсылающим нас к XVIII в. Идеология трона и алтаря, активное подчеркивание религиозных оснований власти, связка власти монарха и власти Божьей, история про легитимизм и обоснование власти правящих, власти монархической как отражения власти божественной в этих интерпретациях является новым историческим феноменом. Это то, с чем мы встречаемся действительно после французской революции, на волне романтического утверждения совершенно другого видения природы власти, природы церкви. Мы одновременно сталкиваемся и с новым представлением о католической церкви, о королевской власти в Европе, о власти царя, например, применительно к России. В этих линиях мы уже можем увидеть, сколь сложен и многообразен консерватизм. Понятно, что никакой прямой переход от Бёрка к де Местру невозможен. Перед нами разные логики обоснования и утверждения. Общее для них – отвержение либеральной программы, другая интерпретация свободы. Либо историзирующая, либо укореняющая в традиции, либо, как у де Местра, утверждение подлинной свободы как рабства Божьего, через обращение к августиновскому истолкованию, растворение своей воли в должном порядке, нахождение своего места в общем августиновском ordo.
Литература Берлин И. Философия свободы. Европа. – М.: Новое литературное обозрение, 2001. Валлерстайн И. Мир-система Модерна. Т. 4. Триумф центристского либерализма, 1789-1914. - М.: Русский Фонд Содействия образованию и науке, 2016. Манхейм К. Идеология и утопия // К. Манхейм. Диагноз нашего времени. – М.: Юристъ, 1994. Руткевич А.М. Что такое консерватизм. – СПб.: Университетская книга, 2000. https://magisteria.ru Курс: "Русский консерватизм в эпоху империй". Лекция: "Формирование консервативной идеологии" Формирование консервативной идеологии https://magisteria.ru/russian-conservatism/rise-of-cons Большие идеологии XIX века Здравствуйте! Тема сегодняшней лекции – формирование консервативной идеологии. Прежде всего необходимо начать с того, что когда мы говорим о больших идеологиях, то все они относятся к XIX в. Поэтому и принято говорить, отчасти характеризуя XIX в., что это век идеологий. А под большими идеологиями понимаются, собственно говоря, три. Либерализм, консерватизм и социализм. Собственно, эти три большие идеологии, влиятельные на протяжении XIX-ХХ вв. и отчасти, можно сказать, по сей день, формируются в ситуации, созданной Великой французской революцией. Можно сказать, что по крайней мере две последние идеологии выступают как реакция на Великую французскую революцию, а первая, либерализм, является отчасти идеологией самой революции, отчасти той идеологической формой, в которой осмысляется революция уже в ближайшей перспективе. В первом приближении можно сказать, что у всех этих трех больших идеологий есть своеобразные отношения с лозунгом Великой французской революции «Свобода, равенство, братство». Каждая из этих идеологий так или иначе не принимает или испытывает сложности с одним из членов этой триады. Собственно, в этой формуле получается, что для либеральной идеологии проблемное поле – братство, для консерватизма – это поле равенства, и, наконец, для социализма мы видим возникающее напряжение в трактовке свободы. В этом смысле каждая из этих трех идеологий в той или иной степени отбрасывает или сокращает значимость одного из трех лозунгов Великой французской революции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.54.199 (0.008 с.) |