Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логика ограниченного реформированияСодержание книги Поиск на нашем сайте
В той версии консерватизма, которую нам предлагает Бёрк, мы можем увидеть несколько важных моментов. Он фактически предлагает нам видение консерватизма как защиты существующего порядка с целым рядом действительно существующих либеральных импликаций. Это логика реформирования, а не революции, и реформирования всегда ограниченного. Если мы недовольны существующим, а согласно Бёрку, нет ничего более резонного и более верного, чем недовольство существующим, мы постоянно меняемся. Мы живем в истории, а она связана с переменами. Здесь мы видим фундаментальный историзм Бёрка. Поскольку мы живем в истории, то, соответственно, перед нами возникают все новые и новые задачи. Еще раз подчеркну, что участниками общественного договора, по Бёрку, являемся не только мы, живущие здесь и сейчас, и не только умершие, но еще и не родившиеся. Собственно, в план Бёрка включается горизонт будущего. Это другие потребности, меняющаяся реальность. С одной стороны, нерожденные – это те, перед кем мы в ответе, те, кому мы должны оставить мир. А с другой стороны, это новые реалии, вступающие в нашу жизнь. Да, реальность постоянно меняется. Но то, что мы меняем, должно определяться одним руководящим принципом – не навреди. Соответственно, если перед нами стоит задача реформирования, то эта реформа, по возможности, должна быть ограниченной. Например, мы можем, но не должны реформировать всю систему государственного управления разом. Желательно это сначала опробовать в каком-то локальном варианте, в частном случае. Например, в одной или в немногих провинциях. Потому что если что-то пойдет не так, если мы получим те результаты, которые не предвидели (реальность всегда сложнее любого нашего представления), то у нас будет возможность вернуться, именно потому что общий порядок, общая ткань существования останется ненарушенной. У нас сохранятся порядки обычного взаимодействия. Да, у нас окажется возможность отмотать ситуацию назад. Общая реформа, радикализм общего действия, не только привносит нам новое – она точно так же сокрушает все прошлое. А человек существует во времени и в опоре на традицию. Историзм и множественность Эта связка консерватизма с историзмом глубоко закономерна. Я напомню, что исторический образ видения рождается именно в рамках консервативного взгляда. С консервативной мыслью будет связан расцвет исторического мышления в первые десятилетия XIX в., что, собственно говоря, и создаст XIX в. как «век исторический». Во многом в ответ на вызовы консервативного мышления возникнет уже затем либеральная историография, которая воспримет целый ряд тем и сюжетов, связанных с консервативной мыслью. Другой важный момент, рифмующийся с историзмом и основной линией бёрковского консерватизма – это логика множественности. А именно, поскольку мы говорим о разных сообществах, практиках, рутинах, то каждый конкретный случай индивидуален. Следовательно, то, что работает в одном обществе, в одной ситуации, автоматически не означает, что будет работать в другом. Перед нами есть история про множественность. Здесь мы можем увидеть и разрыв самого Бёрка теперь уже со своим предшествующим мышлением. Всего за несколько лет до этого, атакуя Гастингса, выступая против практик Ост-Индской компании в Индии, Бёрк апеллировал к универсальному, естественному праву, равному для всех людей. Теперь Бёрк в своей реакции на французскую революцию и на английский контекст французской революции, на ту социальную нестабильность, которая наблюдается теперь уже и в Англии и оказывается также внутрианглийским делом, говорит о том, что никакой универсальности, собственно, не существует. Одни и те же нормы, одни и те же правила, одни и те же подходы в каждой ситуации, в каждый момент времени, в каждом сообществе действуют иначе. Собственно говоря, контекст определяет то, как мы действуем, и то, как мы понимаем. Это одна из ключевых линий последующего консерватизма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.255.122 (0.008 с.) |