Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подчиненный характер солидарностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Повторяем, что борьба не всегда отрицательное явление. Наоборот, можно утверждать, что она нужна и оправдана в том же процессе общественного развития. Оценка борьбы станет ясной, если мы возьмем борьбу с разнообразными проявлениями зла, неправды и болезней: борьба с преступностью, или преступниками, с проституцией, с угнетателями, с тиранами и т. д. Ясно, что у нас сейчас, в большинстве случаев, нет других средств и способов искоренения зла, как путем силы, т. е. борьбы. Но это не отрицает, а наоборот, утверждает высказанное выше положение. Всюду, где есть зло, всюду, где есть несправедливость или неправда, всюду, где нарушена гармония солидарности — возникает борьба, как необходимое и оправданное явление. Но сама по себе она является либо мерой ограждения и защиты, либо мерой укрепления созидательных сил и солидарности. Иногда борьба занимает даже главенствующее положение, скажем, при защите отечества. Мало того, в определенное время и солидарность может служить борьбе: «Объединимся все для защиты от врага». Классовая борьба, которая марксистской диалектикой возведена в ранг закона общественного развития, также отвечает характеру нашего определения. Она возникает всюду, где есть угнетение, несправедливость, бесправие, т. е. — острые симптомы социальных заболеваний. Классовая борьба есть борьба угнетенных с угнетателями, она обусловлена болезнью общества и есть признак наличия болезни. Революция, как острая вспышка борьбы, также возникает там, где есть высокая степень социальной несправедливости — гнет, тирания и т. д., то есть опять-таки в том случае, когда налицо — острая степень социального зла и вопиющего нарушения солидарности. Долго накопляющиеся силы протеста взрываются в виде революционного движения или вспышки. Законность и правомочность революции ясна. Хотя она и является обязательным этапом, но часто бывает необходима и восстанавливает нарушенную солидарность. Невольно возникает вопрос: — если приведенное объяснение правильно, почему история дает нам картину потрясений, революций, восстаний, переворотов, смен режима, войн, тираний и т. д., в гораздо большей, судя по впечатлению каждого, степени, чем явлений мирной жизни и строительства. Думается, что история отмечала до сих пор лишь гребни волн общественных движений, т. е. то, что выдвигалось над нормальным течением жизни. Жизнь же глубин, жизнь народных масс, так мало отразившаяся в истории, по существу является значительно более мирной, чем все те потрясающие события, которые мы знаем из истории. И течение этой мирной жизни народных масс гораздо больше проникнуто солидарным творчеством, созиданием и мирной работой, чем борьбой и насилием. Основываясь на вышесказанном, мы утверждаем, что солидарность является основным творческим созидательным принципом. Этика и солидарность Разбирая понятие солидарности, необходимо указать на наличие в нем этического элемента и на глубокую связь этики с солидарностью. Объединительный процесс, происходящий между людьми, требует, прежде всего, определенных условий общения. Такими условиями являются: — прекращение вражды, обоюдное уважение прав, известная способность к самоограничению во имя интересов другого. При солидаризации, осуществляемой по мере развития творчески-трудового процесса, требуется еще больше: — помощь одного другому, уверенность в том, что эта помощь будет во время и хорошо оказана, уверенность в том, что задача соседа будет выполнена также хорошо, как и моя собственная. Требуется, иными словами, принятие на себя определенных обязательств и честность при их выполнении, так как без определенного доверия, немыслимо никакое сотрудничество, никакая солидарность. Самый процесс взаимодействия, сотрудничества предполагает уверенность в ответном действии, чего бы это ни касалось. Для осуществления солидарности требуется, таким образом, признание не только обязанностей, но прав и интересов другого, т. е. — ряд условий этического порядка, ряд этических норм. Чем шире общение и солидарность, тем шире, следовательно, должно быть понятие этики, морали, тем более должна быть развита духовная сторона жизни человека. Далее, никакая солидарность не может существовать без понятия справедливости. Нарушение ее ведет к вражде, несогласию, борьбе, — нарушению солидарности. Никакое солидарное объединение немыслимо без, хотя бы неосознанного, ощущения несправедливости этого объединения и принципов его устройства. Рабочая артель тогда представляет собой солидарное объединение и дает полный эффект своей работе, когда каждый из ее членов признает справедливость распределения функций и благ. Трудно себе представить солидарность между, скажем, эксплуататором и эксплуатируемым, так как здесь отсутствует элемент справедливости. Солидарность немыслима без этики. Понятие солидарности базируется на этических нормах. На сказанное можно бы возразить, что сейчас нет ни одного, самого солидарного объединения, где бы осуществлялась полностью справедливость, где бы не было той или иной степени ее нарушений, особенно если мы возьмем крупные общественные единства. Это верно. Но ни одно из существующих объединений и не является ведь полностью солидарным, так как солидарными мы в настоящее время называем те группы, где солидаристические тенденции только преобладают над тенденциями антагонистическими. Следовательно, касаясь справедливости или иных этических норм, можно говорить лишь об их преобладании над противоположными элементами. При достижении большей степени справедливости, почти автоматически достигается и большая солидарность. Человеку, работающему над собой, во имя справедливого духовного идеала, прежде всего, необходимо поставить свои взаимоотношения с другими лицами в зависимость от этических норм, а это требует самоограничения, честности, доверия, любви и т. д., то есть всего того, что необходимо для развития солидарности. Именно поэтому достигают такой крепости солидарные объединения, построенные на служении высшим ценностям, а не чисто утилитарным целям. Мы приводили уже примеры религиозных общин, из которых возникали кассы взаимопомощи, или рабочие артели. Но и современность дает много подобных примеров: — группа фанатиков-революционеров, отдающая все для служения идеалу, объединяется в крепко слитое целое, члены которого становятся родными на всю жизнь; творчески-созидательная группа, которая занята каким-то большим общим делом и т. д. во всех подобных случаях служения высшим интересам и целям мелкие личные интересы, амбиции, самолюбия и прочее, отступают на задний план. Беря, в свете высказанных соображений, значение солидарности, как принципа, можно сказать, что для ее осуществления необходимо также широкое применение этических норм. И чем выше эти этические моменты, тем сильнее солидарность, тем легче ее осуществление. Эта взаимозависимость между этикой и солидарностью есть одно из основных положений правильного подхода к вопросу. К сказанному надо, однако, добавить, что одно дело — теоретические рассуждения об этике, другое — практическое осуществление законов этики в жизни. Человек, очень хорошо говорящий о любви и солидарности, далеко не обязательно будет любить других и, особенно, жертвовать для них своими интересами. Оттого так часто, именно там, где так много говорят о любви и взаимопомощи, часто встречается ханжество и лицемерие, но нет ни самоотречения, ни любви, путь для действительного осуществления принципов солидарности и любви — в творчестве и воспитании. Мы указали, — какое значение имеют для воспитания философские положения и нормы. В этом — оправдание приведенных выше рассуждений и доказательство их необходимости. Понимание основ этики есть только необходимое предисловие к жизни и работе, претворение же их в действительность — личное дело каждого человека в отдельности. естественно, что и общество не может оставаться в стороне и обязано всемерно содействовать росту этического сознания личности. Резюмируя, можно сказать, что вопрос взаимоотношений человека с человеком и одной общественной группы с другой является основным для развития солидарного творчества, и он может быть правильно разрешен только в свете этики. Поэтому, развитие этического сознания человека играет значительную и необходимую роль в процессе общественного развития человечества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.107 (0.006 с.) |