Солидарность и общественное развитие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Солидарность и общественное развитие



СОЛИДАРНОСТЬ И ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Д.В.Владимирский (1974)

Личность

Введение

Изучая многовековую историю человечества, мы отмечаем непрерывную цепь из ряда вон выходящих событий: войн, революций, восстаний, катастроф, переворотов и, наряду с этим, картины мирной эволюции, строительства и высочайших достижений человека в самых разнообразных областях. Однако, мы часто склонны забывать, или почти забываем, что вся эта бесконечно длинная и пестрая цепь событий творилась человеком, создавалась миллионами человеческих существ, живших, страдавших и переживавших крупные и мелкие события истории, как свое личное. Человек — участник истории, человек — ее объект, но человек и ее создатель. Его руками создавалось и великое, и страшное в истории, его руками, его — творческой силой созидалось все то, чем мы гордимся и любуемся сейчас. Его страданиями, кровью и слезами окупалось все темное, все ужасы и преступления. В конечном счете, вся величественная картина истории человечества может быть разложена на бесконечно малые величины — на переживания, страдания и стремления миллионов человеческих личностей. Из этих переживаний соткана вся картина, — через призму личного восприятия, усилий и стремлений каждого человека преломляются все самые грандиозные события истории.

Обращаясь к истории человечества, мы устанавливаем существование многочисленных, разнообразных видов общественного порядка и государственного строя. Изучая их, изучая теории и учения, на основе которых делались те или иные попытки построения человеческих взаимоотношений, ми видим, что характер человека, его данные, его способности, его качества всегда окрашивали общественный или государственный строй в тот или другой цвет; и эта «окраска» является, в конечном счете, решающей для определения полезности того или иного строя, его успеха или провала. Самая чистая и возвышенная идея может быть опошлена, изгажена и загублена, если ее будет осуществлять негодный, недостойный ее, человек. И наоборот, отрицательные и тяжелые условия общественной жизни могут быть сделаны сносными и терпимыми, если у власти будут стоять хорошие, честные люди. Христианство, при всей его высоте и идейной чистоте, превращалось порой в ханжество, глумление, когда к этой идее прикасались низкие и недостойные люди. И вместо счастья и мира — пылали костры инквизиции, велись войны, страдали и гибли люди. Но даже в тюремной камере, в тягчайших условиях существования, может создаться терпимая обстановка, если налажены хорошие взаимоотношения, если есть самоотверженные и честные люди среди заключенных. Все то, от чего больше всего страдало человечество — насилие, разбой, эксплуатация, грабеж, террор и пр., — происходило, по большей части, не только в силу принципов системы, или строя, но и в силу того, или иного, качества людей, стоящих во главе общественной формации, зависело от подбора этих людей.

Увлекаясь формами, теориями и программами, современный мир обычно забывает автора и проводника всех этих теорий и программ — Человека. Забывает, что всякая форма наполняется жизненным содержанием — живым Человеком, его волей, его стремлениями; что касается живой, несовершенной человеческой личности отражаются в каждом его предприятии, на каждом шагу борьбы за будущее.

Поэтому, приступая к теме, мы должны начать с рассмотрения человека, как такового, его свойств и качеств, так как человеческая личность, в конечном счете, является определяющей величиной в сложном и многообразном процессе жизни и развития общества.

Исходное положение, в этом ходе мыслей, следующее: человек, и при этом каждый человек, является неповторимым и своеобразным явлением, представляющим определенную и незаменимую ценность. Рассуждая о будущем счастье и благополучии, увлекаясь перспективами разнообразных учений, мы не имеем права забывать, что каждый из гибнущих сейчас миллионов людей, — человек, и другого такого нет, не было и не будет, подобно тому, как нет и не может быть одинаковых, двух тождественных людей во всем мире. Это исходное положение требует от нас внимательного отношения к определению свойств и признаков человеческой личности, или путей развития ее.

Развитие личности

Развитие

Человеческая личность не является неизменной. В мире нет не только двух одинаковых людей, но каждый человек в разные периоды своего существования не одинаков. Изменение качество и характера личности обуславливается ее развитием. В значительной степени разница между людьми, помимо личных качеств, объясняется также разной степенью развития.

Под «развитием» разумеется, обычно, чрезвычайно широкое и разно-толкуемое понятие, даже ряд понятий. Развитие это — и историческая эволюция человека, это — и развитие ребенка во взрослого человека. Для нас важно уточнить это понятие в смысле духовного, внутреннего развития личности.

Развитие, в этой плоскости, не исчерпывается понятиями образования, воспитания или внешней цивилизации, внешнего лоска, хотя все эти факторы имеют, в различной мере, значение и оказывают влияние на процесс развития. В самом деле, представим себе человека, усвоившего весь характер жизни современного города, хорошо одетого, прилично воспитанного и образованного; но круг его интересов ограничен мелкими заботами о личном заработке, личном устройстве и благополучии; его духовная энергия находит свое выражение только в стремлении устройства личной жизни; для него даже семья — есть лишь один из элементов личного удовлетворения. И хотя этот человек обладает иногда хорошим образованием и цивилизован до последней степени, — можно ли говорить о высоком уровне его внутреннего развития? В минуту кризиса или опасности такой человек, скорее всего, проявит полностью свою эгоистическую природу.

Можно себе представить и другую крайность — человека, лишенного и образования, и лоска, и хороших манер; но этот человек всю свою жизнь служит какой-то высшей ценности, забывая ради нее о себе, о своем благополучии. В тяжелую минуту такой человек проявляет, обычно, примеры смелости и жертвенности.

Подлинное развитие, превращающее человека действительно в Человека, относится не столько к внешним, сколько к внутренним его свойствам, затрагивает самые глубины его существа. Примеры высокого уровня развития личности мы можем найти и среди известных всему миру людей (которые силою своего духа, своего творчества добивались все новых и новых побед, каких бы областей это ни касалось) и среди никому неизвестных людей, не оставивших потомству даже своих имен. Из тех, о ком мы думаем, как о серых, неинтересных личностях, часто, при особых обстоятельствах, выдвигаются люди, которые по своему героизму, нравственной силе и воле стоят настолько высоко, что перед ними бледнеют и некоторые общепризнанные авторитеты.

Развитие человеческой личности не только создает разные характеры, разные духовные горизонты, оно создает и разную степень духовной силы человека. Именно поэтому материальные условия, среда, быт не играют для каждого человека одинаковой роли. Чем ниже уровень развития человека, чем слабее его духовное содержание, тем в большей зависимости находится он от этих внешних факторов. И обратно: чем сильнее он сам, как личность, тем менее значимы они для него и тем легче он преодолевает их влияние.

Приведенную мысль легко пояснить примерами. Попробуем лишить ребенка привычной ему и любимой им игрушки или обещанного подарка, и мы причиним ему тем самым сильное горе, которое иногда может привести даже к физиологическим последствиям. У взрослого же человека потеря, например, самопишущей ручки, или отсутствие обещанного подарка может вызвать лишь чувство легкого сожаления и не приведет к трагическим последствиям.

Для некоторых людей, лишенных их привычных условий (хорошей квартиры, возможностей развлечений и др.), является серьезной жизненной драмой, а иногда приводит и к потере смысла жизни, и даже — к самоубийству. Для людей другого типа, — подобного рода потери могут не вызвать никакой реакции, кроме неизбежного чувства сожаления и усиленной деятельности по восстановлению необходимых условий материального благополучия.

Воспитание и самовоспитание

Из внешних факторов значительную, часто даже главную, роль в развитии личности играет воспитание. При этом под воспитанием следует понимать не только буквально «воспитание» человека, по мере его роста, кем-либо из наставников или руководителей, но и самовоспитания человека, т. е. процесс его внутренней работы над собой. В результате и того и другого воздействия на психику и складывается духовный облик человека, его отношение к тем или иным явлениям мира, его восприятие этих явлений и его зависимость от них. Воспитательное значение имеют, конечно, и условия существования, быт, обстановка, среда, и работа, и т. д. Но одно из важнейших воспитательных условий — это идеи и принципы, на которых воспитывается человек, при помощи которых он приучается подходить к миру и другим людям, при посредстве которых он, в конечном счете, определяет свое место и положение в мире. В этом смысле огромную роль играют те или иные идейные (философские, религиозные) положения, приобретшие характер норм.

Воспитание, в этом широком смысле слова, не только определяет взгляды или убеждения человека, не только создает то или иное его субъективное отношение к миру и людям, но и объективно творит тот или иной тип человека.

Т. о., подлинное развитие личности есть развитие его внутреннего духовного сознания, внутренних качеств и свойств его психики; оно не только определяет собой разницу между отдельными людьми, или между разными состояниями одного человека, но ми внутреннюю силу человека.

Эта внутренняя сила человека, однако, сама по себе еще не определяет его положения в обществе и говорит только о пригодности личности для общественного творчества. Эта сила может быть направлена на служение только личному, даже на противопоставление личности и общества. Тогда эта сила становится силой антиобщественной и общество естественно стремится уменьшить действие ее.

Далее, эта сила может быть направлена на служение неправильно понятым идеалам, на служение отвлеченным теориям устройства общества, далеким от подлинных стремлений его, и тогда эта сила становится вредоносной силой и общество на путях своего естественного развития вступает в борьбу с ней.

И только когда сильная личность найдет правильные пути служения обществу, когда пути этой сильной личности будут совпадать с путями развития всего общества, тогда только творчество этой личности получит свою наивысшую степень развития, ибо оно будет поддержано обществом полностью. Этот путь лежит в плоскости альтруистических тенденций общественного инстинкта личности, развития их в осознанную солидарность и преодоления эгоистических тенденций. Развивающееся общественное сознание личности приходит в этом ей на помощь.

Тогда, в солидаристическом творчестве, внутренние силы человека найдут свое наивысшее выражение, причем созвучность их развития с развитием общества не только не лишает личности ее внутренней силы, но укрепляет ее, увеличивая уверенность в правильном ее применении. Этим самым общество поднимает личность на еще большую высоту.

Социальная личность

Социальная личность

Каждая нормальная человеческая личность постоянно ощущает себя не просто как «я», но как «я» — такой-то: я — русский, я француз, я — врач, я — отец семейства и т. д. Этим каждая личность относит себя к какому-то коллективу, к какому-то общественному единству, или даже, обычно, к нескольким общественным единствам сразу. Это общественное единство отражается в сознании личности в виде, общего для всех, коллективного сознания, которое уже выражается не в «я», а в «мы»: мы — русские, мы — врачи и т. д.

Коллективы, к которым принадлежит человек, чрезвычайно разнообразны. Для нас сражу же важно отметить существование, во-первых, искусственно созданных, внешне объединенных коллективов: — это — некоторые из существующих деловых и коммерческих организаций (например, акционерные общества), или случайные объединения людей на улице (уличная толпа), в театре, в вагоне и др. Эти коллективы не затрагивают глубоко человеческой психики, легко распадаются, носят временный, случайный, часто узкий утилитарный, характер. И во-вторых — имеются общественные единства, отличающиеся не только постоянством и длительностью существования, глубиной влияния на психику каждой входящей в них человеческой личности, но и постепенностью образования идущего из поколения в поколение, путем преемственной передачи и усиления объединяющих признаков, путем органическим. Примерами такого рода единств могут служить: — семья, род, племя, нация и, в более или менее близком будущем, «человечество».

Следует указать так же, что в некоторых случаях искусственно образованные группы, в случае наличия в них необходимых для этого предпосылок, постепенно тоже могут стать группами органическими. Таким примером может служить армия — искусственно образованная общественная группа. Служба в армии ведет к большим последствиям, хотя бы в смысле влияния на душевный мир своих членов. Хотя такая группа и не может быть названа в точном смысле слова — органической, но прочность ее связей и важность ее в жизни общества заставляют предполагать наличие у нее известных признаков органических групп.

Наконец, имеют место насильственные образования общественных групп и целых общественных формаций. Такое образование, при известных обстоятельствах, может также превратиться в органическое, но чаще всего это ведет к длительному применению насилия и принуждения, к террору против сопротивляющихся, число которых растет со временем, к войнам и революциям, наконец освобождающим общество от насильственных форм и позволяющим ему вернуться на естественный путь развития.

Общественные единства органического типа и являются тем обществом, которое служит основным предметом нашего рассмотрения.

Органически возникшее общественное единство настолько сильно в смысле внутренней связи и ряда общих признаков, что понятие личности, установленное выше для отдельного человеческого индивида, можно условно отнести и к этому типу общественного единства, называя его «личностью социальной».

В самом деле, — у органической общественной группы есть коллективное сознание «мы», отличное от сознания «я», но играющее для социальной личности такую же роль психического центра, вокруг которого сосредотачивается и согласовывается деятельность, входящих в нее людей. Это сознание не витает где-то над коллективом, но присуще каждой отдельной личности, входящей в коллектив

Общественное единство

Общественное единство есть тоже нечто более сложное, чем простая сумма индивидов, она не равна простой сумме их, не равна по очень простой причине: по той, что в первом случае изолированные индивиды не взаимодействуют, во втором — взаимодействуют. В последнем случае присоединяется новое условие — взаимодействие. Его наличность превращает простую сумму индивидов в общество, в коллективное единство [Сорокин, «Система социологии», т. 1, Соц. Аналитика].

Существование общественного организма немыслимо без согласованной работы всех составляющих его групп, так же как немыслимо нормальное существование обособленных человеческих индивидов и групп без их связи между собой и всем целым. Правильность этого утверждения видна из всех примеров общественных единств: рабочая артель, семья и пр., в особенности на примерах групп, возникших в силу разделения труда. Наконец, наиболее полная (на данном этапе общественного развития) из органических групп — нация — по своей структуре предполагает ту же картину согласованной работы огромного количества взаимосвязанных и взаимозависимых групп и индивидов. Ученый, рабочий, крестьянин, художник, учитель — все они в каком-то смысле связаны друг с другом, и так же,как ученый не мог бы существовать без рабочего, как рабочий без ученого, так и весь коллектив — без них обоих. Своеобразие частей общественного организма и смысл сочетания в одном целом заключается не только в согласовании функций. Каждый индивид представляет собой особое явление — имеет свои, отличные от других, качества и свойства. В органически слитной группе все эти разные качества и свойства, сочетаясь друг с другом, дают общий колорит, общую окраску общества, смысл и красота которой заключается именно в этом гармоническом сочетании разных индивидуальностей. как мозаика, составленная из разноцветных камней, представляет целое художественной произведение и при этом каждый камень сохраняет собственную красоту и ценность, так и личность в обществе не пропадает и не теряется, но своей личной красотой и сочетанием с другими создает картину согласованного общества.

Приведенными примерами достаточно как будто пояснена мысль об аналогии общества с организмом. Как мы уже указали, аналогия эта не может идти дальше определенного предела. Организм построен на непосредственной физической связи всех его органов, т. е. на связи биологической. Общественный организм объединяет членов, разбросанных иногда на больших пространствах и связь между ними носит характер психический. Далее, всякая животная клетка является членом всегда одного определенного организма, тогда как человек входит в состав нескольких общественных организмов одновременно, например, — семья, трудовая группа, народ, нация. Аналогия с организмом помогает лишь уяснить характер общественной группы и ее внутренние свойства.

Общественное развитие

Развитие

Органическое объединение людей ведет к появлению осознанной общественной солидарности, как следствие альтруистических тенденций человека. Общественный эгоизм возникает, как следствие эгоистических тенденций.

Солидарность ведет к подъему всех форм общественного развития культуры, цивилизации, техники, общественного сознания и др. которые по существу являются функциями солидарности. Без солидарности ни одна из этих форм нормально, естественно и свободно развиваться не может. С другой стороны все формы общественного развития и каждая из них в отдельности способствуют солидаризации, способствуют росту и развитию солидарности.

Общественный эгоизм ведет к антагонизму между разными общественными образованиями, к столкновению их, к борьбе, к войнам. Высокое развитие общественного сознания является тормозящей силой общественного эгоизма. Чем выше общественное сознание личности или социальной личности, тем меньшую роль играет общественный эгоизм.

Эгоистические тенденции личности или социальной личности ведут к антагонизму внутри общества и, являются причиной разрушительной борьбы (например, классовая борьба) и подрывают всю общественную формацию.Органическое общество не может нормально развиваться, если в нем будут преобладать эгоистические тенденции составляющих его групп.

Таким образом, степень развития общественной солидарности определяет темп естественного роста всех общественных форм (культуры, техники, цивилизации, материального благосостояния и пр.).

Подобно тому, как личность не является величиной неизменной, так и общество — социальная личность — непрерывно претерпевает глубокие внутренние изменения. Это как изменение форм общественной жизни, смена общественных порядков, так и вопросы более частного порядка (рабочий вопрос, развитие техники, цивилизации, производственных отношений и др.). Поскольку все видоизменения человеческого общества представляют собой переход к более сложным формациям, если взять весь процесс в целом, то, так же как у личности индивидуальной, все общественные изменения могут быть определены, как развитие общества. Но если у индивидуальной личности вопрос развития сравнительно ясен и прост, то в отношении личности социальной — вопрос значительно более сложен так как при определении понятия «общественное развитие» необходимо учесть и данные, вытекающие из существа «личности социальной».

Представим себе некоторое общество, где бы нормальным, общепринятым явлением были грабежи, убийства, насилия; где каждый индивид, исполненный ненависти ко всем остальным, только и смотрит, как бы кого-нибудь убить и ограбить, чтоб не быть убитым самому; где каждый удовлетворяет свои потребности путем насилия, грабежа и хищничества; где отсутствует всякое понятие о праве, договоре, честности, взаимопомощи; где царит право сильного, неограниченное ничем, где выживает только сильнейший, где царит война всех против всех.

В таком же чисто теоретическом порядке представим себе другое общество — прямо противоположное: — общество, спаянное в единый монолит предельной солидарностью своих членов, основанное на честности, взаимопомощи и полном доверии: где каждый исполняет предельно честно и добросовестно свою работу, помогая всем и каждому и получая такую же помощь от других; где ничего не делается насилием, но все — путем права, договора и соглашения, где отношения людей основаны на любви, доверии и дружбе.

Если взять две эти, одинаково теоретические и в жизни не осуществленные картины в виде полюсов, между которыми располагаются действительные состояния человеческого общества, то будет ясно, который из полюсов является положительным. Вряд ли найдется хоть один человек, который искренно предпочел бы первую картину второй.

Выражая эту мысль иначе, общественное развитие может быть определено, как процесс роста и развития общественной солидарности. все остальные понятия: — любовь, честность, доверие и пр. неразрывно связаны с понятием солидарности и сопутствуют ей. Особенно важно отметить здесь то, что и общественное развитие невозможно в обществе первого типа. Едва ли найдутся сомневающиеся в том, что развитие культуры, искусства, материального благосостояния, науки, техники, цивилизации возможны только тогда, когда есть для этого условия, хоть немного похожие на условия общества нашего второго примера.

 Необходимо оговориться, что приведенные выше картины состояния общества являются лишь абстрактными построениями. Лишь в плане отвлеченной мысли — мы можем себе представить чистую и полную солидарность. В жизни, мы можем говорить о преобладании того или иного момента, того или иного стремления.

Солидарность

Солидарность

Как мы уже указали, общественный инстинкт человека в своем развитии имеет как эгоистические тенденции, так и альтруистические. Индивиды, образуя общество, взаимодействуют не только своими альтруистическими тенденциями, но и эгоистическими. Альтруистические тенденции одной личности, переплетаясь с альтруистическими тенденциями другой, образуют, новую силу — общественную солидарность. Эта сила являясь выражением естественных стремлений личности к творчеству, растет и укрепляется в процессе этого творчества. Она способствует творчеству и развитию всех форм общественной жизни, но и само творчество и все развивающиеся формы общественной жизни способствуют развитию солидарности.

Эгоистические тенденции одной личности, переплетаясь с эгоистическими тенденциями другой, порождают общественный эгоизм, как стремление в процессе общего творчества иметь что-то и для себя. Таким образом, взаимодействие личностей образуется не только на базе альтруистических тенденций их, но и эгоистических. До тех пор, пока эти силы не выходят из рамок равновесия, пока эгоистические тенденции не преобладают — можно продолжать говорить о данной группе, как об органическом образовании.

Солидарность, в порядке общего служения, объединяет людей делом, служением одному предмету и внешне, чаще всего выражается в форме сотрудничества. В этом смысле солидарность является основой всех трудовых и творческих коллективов, включая сюда и нацию. Ни общее приобретение, ни общее использование экономических благ так не сближает людей, как сотрудничество, ибо в этих случаях мы имеем лишь условное объединение, в котором люди отделены один от другого своими эгоистическими интересами. Солидарное сотрудничество, напротив, никогда не остается на уровне только технического взаимодействия и согласования. Так как в процессе труда люди сближаются много полнее и глубже, тем более, что в результате совместного труда — его производительность — значительно выше при уже наличном объединении людей. Недаром первые кооперативные сообщества Шульце-Делича и Райфейзена возникли в рамках уже существующих религиозных общин; недаром такие прекрасные примеры сотрудничества, как артели рабочих старообрядцев, имели в свое основе и личную любовь, и дружбу, и уважение. Все эти понятия неотделимы от понятия сотрудничества в полном смысле слова.

Подлинная солидарность, как явление значительно более глубокое, чем только внешний образ действий, затрагивает все стороны психики человека — и эмоциональную (любовь, симпатия), и волевую, и интеллектуальную — общественное сознание. Если про части машин можно сказать, что они взаимодействуют, то нельзя сказать, что они солидарны. Про сообщества же людей можно сказать и то, что они взаимодействуют между собой, и то, что они солидарны, — но это не одно и то же. Солидарность не есть простое взаимодействие индивидов, но более глубокая форма совместного творчества. Естественное влечение человека к творчеству есть основной мотив возникновения солидарности.

Солидарность и борьба

Дарвинизм

Против выдвинутых нами положений о солидарности, как необходимом факторе общественного развития могут быть выдвинуты и, очевидно, будут выдвигаться положения о том, что основным фактором развития является борьба. В частности, наши критики будут ссылаться на положения Дарвина о том, что борьба — закон жизни. В связи с этим необходимо уточнить понятие борьбы.

Под борьбой в широком смысле слова следует понимать динамический акт сознательный или бессознательный, направленный на устранение препятствий по пути к цели. Эта борьба неизбежно сопутствует любому животному организму в течении всей его жизни. В животном мире эта борьба носит примитивный характер борьбы за существование. В человеческом же общества, наделенным разумом и общественным сознанием, борьба эта может идти по разным путям и иметь различный характер. В другом случае это может быть разрушительный акт, направленный во вред другим и всему обществу с целью удовлетворения только собственных личных, классовых, сословных и других эгоистических интересов. Первый вид борьбы неразрывно связан с общечеловеческой солидарностью, в то время, как во втором случае борьба носит разрушительный, антагонистический характер. Солидарность может быть ей противопоставлена, несмотря на то, что внутри борющихся групп тоже существует солидарность, основанная на эгоистических тенденциях.

Эгоизм личности еще не ведет обязательно к этого рода разрушительной борьбе, так как, образуя общественное единство, человек естественно стремится согласовать свои эгоистические тенденции с эгоистическими тенденциями других, так как иначе объединение не состоится. В процессе дальнейшего развития общественного единства это стремление остается прежним, так как иначе объединение распадется. Руководящим началом в этом процессе является солидарность, возникшая в объединении и укрепляющаяся с развитием совместного творчества.

Разрушительная борьба внутри общества начинается тогда, когда одна, или несколько общественных групп нарушили принцип солидарного взаимодействия и противопоставили ему свой общественный эгоизм, затрагивающий интересы всего общества или других входящих в него групп.

Эта борьба ведет к разрушению общества, к замедлению развития всех его форм и, в конечном счете, к распаду общественной формации. Такое противопоставление общественного эгоизма солидарному взаимодействию является источником классовой борьбы, и других разрушительных явлений, причем такая борьба имеет и положительное значение, если она ведет к восстановлению солидарного взаимодействия, и отрицательное, — если она ведет к удовлетворению эгоистических интересов отдельных общественных групп.

Солидарность и дарвинизм

Что касается философских утверждений Дарвина, то мы считаем необходимым отметить, что его теория имеет мало общего с вульгарными представлениями о ней. Дарвину обычно приписывается обоснование и научная разработка принципа борьбы за существование, как закона жизни. Однако, сам Дарвин трактовал этот принцип гораздо более широко. В его изложении борьба понимается как общая необходимость, но средствами этой борьбы являются не столько взаимное уничтожение, сколько объединение, солидарность, во многих случаях гораздо более действительная как средство борьбы, чем просто уничтожение.

 Тем не менее, вывод из трудов Дарвина, сделанный отчасти его учениками и популяризаторами, отчасти политико-социальными учениями, носит совсем другой характер. Борьбы за существование — есть закон жизни — гласит этот вывод, воспринимаемый некоторыми, как догма, или как «научно-доказанная» истина. Поколения людей воспитывались и воспитываются на этом положении. В их сознании, само по себе отвлеченное положение, приобретает еще более острый характер. Если борьба за существование есть закон, то этот закон применяется ко всем — ко мне, к тебе, — уже в качестве нормы личных отношений. «ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ — ВОЛК» — вот что полусознательно считается сейчас определяющим в отношениях человека к человеку. На этом положении воспитывают, а такое воспитание ведет и к реальным изменениям отношений в жизни. Человек действительно может сделать из себя ВОЛКА по отношению к другим.

Лубочные представления о мире животных свидетельствуют о хищной и жестокой борьбе в этом мире, не оставляющей место таким сентиментальным и «отсталым» явлениям, как взаимопомощь. Это в такой же степени неверно, как если бы мы рисовали себе природу, как мир сплошной гармонии и мира. Согласно всем исследованиям, касающимся природы, факты взаимопомощи, солидарности и общественности в мире природы очень часты. Достаточно вспомнить семьи животных, стада, рои пчел, муравейники, — с их сложной социальной организацией, самопожертвованием и взаимопомощью.

Хорошо, хотя и с другой стороны, развивает эту мысль известный идеолог анархизма Крапоткин. В своей книге «Взаимопомощь, как фактор эволюции» он дает огромный материал об этом. Основная мысль, которую он развивает в первой части своего труда, сводится к следующему: — хотя сам Дарвин для своей специальной цели и употребил слова «борьба за существование» преимущественно в узком их смысле, он предупреждал, однако, своих последователей от ошибки в которую, видимо, он сам чуть было не впал одно время — от слишком узкого понимания этих слов. В своем более позднем труде «Происхождение человека», однако, Дарвин написал несколько прекрасных, сильных страниц для того, чтобы разъяснить истинный, широкий смысл борьбы. Он показал, как в бесчисленных животных сообществах борьба за существование между отдельными членами совершенно исчезает и как, вместо борьбы, появляется содействие, кооперация, ведущая к такому развитию, которое обеспечивает данному виду наилучшие шансы жизни и распространения. Он указал, что в этих случаях «наиболее приспособленными оказываются вовсе не те, кто физически сильнее, или хитрее, а те, кто лучше умеют соединяться и поддерживать друг друга — как сильных, так и слабых — ради блага всего общества». «Те общества — писал он — которые содержат наибольшее количество сочувствующих друг другу членов, будут более процветать и оставлять по себе наибольшее количество потомства».

«Выражение, заимствованное Дарвиным из Мальтусовского представления о борьбе всех против каждого, потеряло, таким образом, свои узость, когда оно переработалось в уме человека, глубоко понимавшего природу» [П. Крапоткин, «Взаимопомощь, как фактор эволюции»].

Дарвин, именем которого так злоупотребляют при утверждениях «беспощадной борьбы», в книге «Происхождение человека» говорит: — «Многие виды животных общественны. Известны случаи, что разнородные группы держатся вместе, как, например, некоторые американские обезьяны, или соединенные стаи галок, ворон и скворцов. Самая обыкновенная услуга, оказываемая друг другу высшими животными — это предупреждение о грозящей опасности, которая выслеживается соединенными силами всех...» «Животные оказывают друг другу и более важные услуги; так волки и некоторые хищные животные охотятся сообща и помогают один другому при нападениях на добычу... Общественные животные защищают друг друга...» [Дарвин, «Происхождение человека»].

«Неправы те, кто в явлениях человеческой истории видят только борьбу и антагонизм, кто основным фактором эволюции считали и считают борьбу за существование, но неправы и те, кто придерживается противоположной точки зрения. Антагонизм и солидарность — явления коррелятивные и относительные. Одни и те же индивиды в одном отношении могут быть антагонистами, например, по религиозным убеждениям, в другом — солидарными, например, в деле преследования общего врага, добывания хлеба и т. д. В борьбе одной группы с другой индивиды различных групп находятся в антагонистическом взаимодействии друг с другом, но в силу этого взаимоотношения индивидов в пределах каждой группы дают взаимодействие солидарное: — борьба нескольких лиц против общего врага есть взаимная помощь этих лиц друг другу...» [Сорокин, «Система социологии»].

Этика и солидарность

Разбирая понятие солидарности, необходимо указать на наличие в нем этического элемента и на глубокую связь этики с солидарностью.

Объединительный процесс, происходящий между людьми, требует, прежде всего, определенных условий общения. Такими условиями являются: — прекращение вражды, обоюдное уважение прав, известная способность к самоограничению во имя интересов другого. При солидаризации, осуществляемой по мере развития творчески-трудового процесса, требуется еще больше: — помощь одного другому, уверенность в том, что эта помощь будет во время и хорошо оказана, уверенность в том, что задача соседа будет выполнена также хорошо, как и моя собственная. Требуется, иными словами, принятие на себя определенных обязательств и честность при их выполнении, так как без определенного доверия, немыслимо никакое сотрудничество, никакая солидарность. Самый процесс взаимодействия, сотрудничества предполагает уверенность в ответном действии, чего бы это ни касалось.

Для осуществления солидарности требуется, таким образом, признание не только обязанностей, но прав и интересов другого, т. е. — ряд условий этического порядка, ряд этических норм. Чем шире общение и солидарность, тем шире, следовательно, должно быть понятие этики, морали, тем более должна быть развита духовная сторона жизни человека.

Далее, никакая солидарность не может существовать без понятия справедливости. Нарушение ее ведет к вражде, несогласию, борьбе, — нарушению солидарности.

Никакое солидарное объединение немыслимо без, хотя бы неосознанного, ощущения несправедливости этого объединения и принципов его устройства. Рабочая артель тогда представляет собой солидарное объединение и дает полный эффект своей работе, когда каждый из ее членов признает справедливость распределения функций и благ. Трудно себе представить солидарность между, скажем, эксплуататором и эксплуатируемым, так как здесь отсутствует элемент справедливости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.05 с.)