Общественный инстинкт человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественный инстинкт человека



Понятие человеческой личности не исчерпывается, конечно, понятием о физическом теле. Мы говорим: — «мое тело», «моя рука» или «моя нога». Но то, что выражается словом «я» — есть нечто иное, более полное. Это понятие — «я» — психический центр личности, который каждый из нас сознает именно как «я». Психический центр (душа, сознание личности, сознание «я») — неотъемлемый признак личности.

Одним из основных свойств личности является ее потребность действия. Эти потребность к активности появляется с момента рождения человека и заканчивается только с его смертью. В начале жизни она выражается в неосознанных движениях, затем переходит в игры, в учение и, в конечном счете, претворяется в труд и творчество.

Однако, процесс расходования заложенной в человеке энергии, если он происходит только за счет мускульной энергии, не удовлетворяет личность. Он стремится всегда присоединить к этому и расходование психической энергии, дополнить ею затрату мускульной, и осветить ее осмысленной целеустремленностью, превратить механическую работу в созидательное творчество. Эта потребность к творчеству свойственна каждому человеку, но у каждого она проявляется, конечно, в разной степени в зависимости от внутренней сущности личности, повышаясь с развитием этой личности.

Наибольшее удовлетворение получает человек в том случае, когда его труд является для него созидательным и творческим, когда он из обязанности и необходимости превращается в потребность и переходит в творчество для общего блага. Такое творчество постепенно перестраивает весь внутренний мир человека, превращая его из замкнутого в самом себе индивида в непосредственного участника жизни всего общества. В процессе этом в человеке широко развивается заложенный в нем общественный инстинкт и он отводит на второй план свои индивидуальные эгоистические потребности, выдвигая на первое место творчество, как неотъемлемое от личности служение выше стоящим, надличным ценностям.

Этот предмет служения может быть выражен различно (у одних — высокий идеал, у других — практическая деятельность, у третьих — хотя бы только любовь или привязанность к какому-то существу, забота о нем, помощь ему), но он всегда определяется личностью, как предмет высший. Очевидно, что последовательное приближение человека к наивысшей стадии — бескорыстному творчеству для общества — и является тем развитием личности, которое гармонично сочетается с развитием общества, без всякого ущемления самой личности.

Конечно, это развитие неотделимо от материальных условий существования человека, и улучшение этих условий повышает творческие возможности личности, коэффициент ее полезного действия, освобождая ее от забот о повседневных житейских мелочах. Использование материальных ценностей свойственно каждому человеку, но становится порочным и вредным для общества тогда, когда превращается в единственную цель жизни человека и когда все его творчество направляется только на накопление материальных благ для самого себя. Тогда человек уходит от общества, замыкается в своей личной жизни, его общественный инстинкт начинает развиваться преимущественно в направлении эгоистическом, в обществе он начинает видеть своего врага, тормозя, вместе с тем, развитие общества и предъявляя к нему только одни свои требования.

Из всего сказанного ясно, что в человеке всегда заложен общественный инстинкт (проявляться он может в форме более или менее альтруистической). В своей общественной жизни человек всегда выкажет в какой-то, пусть даже минимальной, степени солидарность (следствие заложенных в нем, альтруистических тенденций), которая и определяет уровень развития его общественного сознания.

Развитие личности

Развитие

Человеческая личность не является неизменной. В мире нет не только двух одинаковых людей, но каждый человек в разные периоды своего существования не одинаков. Изменение качество и характера личности обуславливается ее развитием. В значительной степени разница между людьми, помимо личных качеств, объясняется также разной степенью развития.

Под «развитием» разумеется, обычно, чрезвычайно широкое и разно-толкуемое понятие, даже ряд понятий. Развитие это — и историческая эволюция человека, это — и развитие ребенка во взрослого человека. Для нас важно уточнить это понятие в смысле духовного, внутреннего развития личности.

Развитие, в этой плоскости, не исчерпывается понятиями образования, воспитания или внешней цивилизации, внешнего лоска, хотя все эти факторы имеют, в различной мере, значение и оказывают влияние на процесс развития. В самом деле, представим себе человека, усвоившего весь характер жизни современного города, хорошо одетого, прилично воспитанного и образованного; но круг его интересов ограничен мелкими заботами о личном заработке, личном устройстве и благополучии; его духовная энергия находит свое выражение только в стремлении устройства личной жизни; для него даже семья — есть лишь один из элементов личного удовлетворения. И хотя этот человек обладает иногда хорошим образованием и цивилизован до последней степени, — можно ли говорить о высоком уровне его внутреннего развития? В минуту кризиса или опасности такой человек, скорее всего, проявит полностью свою эгоистическую природу.

Можно себе представить и другую крайность — человека, лишенного и образования, и лоска, и хороших манер; но этот человек всю свою жизнь служит какой-то высшей ценности, забывая ради нее о себе, о своем благополучии. В тяжелую минуту такой человек проявляет, обычно, примеры смелости и жертвенности.

Подлинное развитие, превращающее человека действительно в Человека, относится не столько к внешним, сколько к внутренним его свойствам, затрагивает самые глубины его существа. Примеры высокого уровня развития личности мы можем найти и среди известных всему миру людей (которые силою своего духа, своего творчества добивались все новых и новых побед, каких бы областей это ни касалось) и среди никому неизвестных людей, не оставивших потомству даже своих имен. Из тех, о ком мы думаем, как о серых, неинтересных личностях, часто, при особых обстоятельствах, выдвигаются люди, которые по своему героизму, нравственной силе и воле стоят настолько высоко, что перед ними бледнеют и некоторые общепризнанные авторитеты.

Развитие человеческой личности не только создает разные характеры, разные духовные горизонты, оно создает и разную степень духовной силы человека. Именно поэтому материальные условия, среда, быт не играют для каждого человека одинаковой роли. Чем ниже уровень развития человека, чем слабее его духовное содержание, тем в большей зависимости находится он от этих внешних факторов. И обратно: чем сильнее он сам, как личность, тем менее значимы они для него и тем легче он преодолевает их влияние.

Приведенную мысль легко пояснить примерами. Попробуем лишить ребенка привычной ему и любимой им игрушки или обещанного подарка, и мы причиним ему тем самым сильное горе, которое иногда может привести даже к физиологическим последствиям. У взрослого же человека потеря, например, самопишущей ручки, или отсутствие обещанного подарка может вызвать лишь чувство легкого сожаления и не приведет к трагическим последствиям.

Для некоторых людей, лишенных их привычных условий (хорошей квартиры, возможностей развлечений и др.), является серьезной жизненной драмой, а иногда приводит и к потере смысла жизни, и даже — к самоубийству. Для людей другого типа, — подобного рода потери могут не вызвать никакой реакции, кроме неизбежного чувства сожаления и усиленной деятельности по восстановлению необходимых условий материального благополучия.

Воспитание и самовоспитание

Из внешних факторов значительную, часто даже главную, роль в развитии личности играет воспитание. При этом под воспитанием следует понимать не только буквально «воспитание» человека, по мере его роста, кем-либо из наставников или руководителей, но и самовоспитания человека, т. е. процесс его внутренней работы над собой. В результате и того и другого воздействия на психику и складывается духовный облик человека, его отношение к тем или иным явлениям мира, его восприятие этих явлений и его зависимость от них. Воспитательное значение имеют, конечно, и условия существования, быт, обстановка, среда, и работа, и т. д. Но одно из важнейших воспитательных условий — это идеи и принципы, на которых воспитывается человек, при помощи которых он приучается подходить к миру и другим людям, при посредстве которых он, в конечном счете, определяет свое место и положение в мире. В этом смысле огромную роль играют те или иные идейные (философские, религиозные) положения, приобретшие характер норм.

Воспитание, в этом широком смысле слова, не только определяет взгляды или убеждения человека, не только создает то или иное его субъективное отношение к миру и людям, но и объективно творит тот или иной тип человека.

Т. о., подлинное развитие личности есть развитие его внутреннего духовного сознания, внутренних качеств и свойств его психики; оно не только определяет собой разницу между отдельными людьми, или между разными состояниями одного человека, но ми внутреннюю силу человека.

Эта внутренняя сила человека, однако, сама по себе еще не определяет его положения в обществе и говорит только о пригодности личности для общественного творчества. Эта сила может быть направлена на служение только личному, даже на противопоставление личности и общества. Тогда эта сила становится силой антиобщественной и общество естественно стремится уменьшить действие ее.

Далее, эта сила может быть направлена на служение неправильно понятым идеалам, на служение отвлеченным теориям устройства общества, далеким от подлинных стремлений его, и тогда эта сила становится вредоносной силой и общество на путях своего естественного развития вступает в борьбу с ней.

И только когда сильная личность найдет правильные пути служения обществу, когда пути этой сильной личности будут совпадать с путями развития всего общества, тогда только творчество этой личности получит свою наивысшую степень развития, ибо оно будет поддержано обществом полностью. Этот путь лежит в плоскости альтруистических тенденций общественного инстинкта личности, развития их в осознанную солидарность и преодоления эгоистических тенденций. Развивающееся общественное сознание личности приходит в этом ей на помощь.

Тогда, в солидаристическом творчестве, внутренние силы человека найдут свое наивысшее выражение, причем созвучность их развития с развитием общества не только не лишает личности ее внутренней силы, но укрепляет ее, увеличивая уверенность в правильном ее применении. Этим самым общество поднимает личность на еще большую высоту.

Социальная личность

Социальная личность

Каждая нормальная человеческая личность постоянно ощущает себя не просто как «я», но как «я» — такой-то: я — русский, я француз, я — врач, я — отец семейства и т. д. Этим каждая личность относит себя к какому-то коллективу, к какому-то общественному единству, или даже, обычно, к нескольким общественным единствам сразу. Это общественное единство отражается в сознании личности в виде, общего для всех, коллективного сознания, которое уже выражается не в «я», а в «мы»: мы — русские, мы — врачи и т. д.

Коллективы, к которым принадлежит человек, чрезвычайно разнообразны. Для нас сражу же важно отметить существование, во-первых, искусственно созданных, внешне объединенных коллективов: — это — некоторые из существующих деловых и коммерческих организаций (например, акционерные общества), или случайные объединения людей на улице (уличная толпа), в театре, в вагоне и др. Эти коллективы не затрагивают глубоко человеческой психики, легко распадаются, носят временный, случайный, часто узкий утилитарный, характер. И во-вторых — имеются общественные единства, отличающиеся не только постоянством и длительностью существования, глубиной влияния на психику каждой входящей в них человеческой личности, но и постепенностью образования идущего из поколения в поколение, путем преемственной передачи и усиления объединяющих признаков, путем органическим. Примерами такого рода единств могут служить: — семья, род, племя, нация и, в более или менее близком будущем, «человечество».

Следует указать так же, что в некоторых случаях искусственно образованные группы, в случае наличия в них необходимых для этого предпосылок, постепенно тоже могут стать группами органическими. Таким примером может служить армия — искусственно образованная общественная группа. Служба в армии ведет к большим последствиям, хотя бы в смысле влияния на душевный мир своих членов. Хотя такая группа и не может быть названа в точном смысле слова — органической, но прочность ее связей и важность ее в жизни общества заставляют предполагать наличие у нее известных признаков органических групп.

Наконец, имеют место насильственные образования общественных групп и целых общественных формаций. Такое образование, при известных обстоятельствах, может также превратиться в органическое, но чаще всего это ведет к длительному применению насилия и принуждения, к террору против сопротивляющихся, число которых растет со временем, к войнам и революциям, наконец освобождающим общество от насильственных форм и позволяющим ему вернуться на естественный путь развития.

Общественные единства органического типа и являются тем обществом, которое служит основным предметом нашего рассмотрения.

Органически возникшее общественное единство настолько сильно в смысле внутренней связи и ряда общих признаков, что понятие личности, установленное выше для отдельного человеческого индивида, можно условно отнести и к этому типу общественного единства, называя его «личностью социальной».

В самом деле, — у органической общественной группы есть коллективное сознание «мы», отличное от сознания «я», но играющее для социальной личности такую же роль психического центра, вокруг которого сосредотачивается и согласовывается деятельность, входящих в нее людей. Это сознание не витает где-то над коллективом, но присуще каждой отдельной личности, входящей в коллектив



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.017 с.)