Объекты международного морского права: открытое море, архипелажные воды, Район. Новеллы Конвенции 1982г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объекты международного морского права: открытое море, архипелажные воды, Район. Новеллы Конвенции 1982г.



Открытое море – это водная часть морских пространств (за исключением морского дна, которое имеет особый правовой статус), находящаяся за пределами национальных юрисдикций, открытая для использования всем государствам.

В Конвенции по морскому праву 1982 г. отсутствует определение открытого моря. Закреплен усложненный пространственный признак: положения Конвенции, относящиеся к открытому морю, применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в ИЭЗ, ни в территориальное море (ст. 86). Морские пространства, за пределами которых находится открытое море, можно обозначить как территории, на которые распространяется юрисдикция (суверенитет) прибрежного государства в полном объеме (внутренние, архипелажные и территориальные воды) либо в объеме, установленном международным правом (континентальный шельф и ИЭЗ).

И Женевская конвенция об открытом море, и Конвенция по морскому праву закрепляют принцип свободы открытого моря для всех государств – прибрежных и внутриконтинентальных. Внутриконтинентальные государства должны иметь доступ к открытому морю; они имеют безусловное право на то, чтобы суда под их флагами ходили в открытом море. В этих целях внутриконтинентальные страны заключают с прибрежными государствами соглашения о транзите через их территорию, доступе к морским портам и возможности их использования (например, Чехия на основе соглашения для выхода в открытое море использует польский порт Щецин). В таких соглашениях одновременно решается вопрос о транзитном сообщении между неприбрежным государством и морским портом.

Ни одно государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Женевская конвенция об открытом море закрепила перечень свобод открытого моря:

Ø Свобода судоходства;

Ø Свобода полетов;

Ø Свобода рыболовства;

Ø Свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов;

Ø Свобода возводить искусственные острова и другие установки;

Ø Свобода научных исследований;

Ø Свобода разведки и разработки естественных ресурсов (имеет определенные ограничения; требует особого режима).

Перечень свобод является открытым, неисчерпывающим, а сами свободы не имеют абсолютного характера.

Свобода судоходства предполагает право всех государств на то, чтобы суда под их флагами ходили в открытом море. Судно имеет национальность того государства, под флагом которого оно вправе ходить, и является условной территорией данного государства. И в Женевской конвенции 1958 г., и в Конвенции 1982 г. содержится требование, чтобы между судном и флагом существовала реальная связь (государство флага должно эффективно осуществлять юрисдикцию, административный, технический и социальный контроль над судном). Судно вправе ходить под флагом только одного государства, не может произвольно менять его, кроме случаев перехода права собственности или перерегистрации судна в другом государстве.

Требование реальной связи представляет собой попытку ограничить использование "удобных флагов" (судно, принадлежащее компании одного государства, регистрируется в морском офшоре, предоставляющем упрощенный и льготный режим регистрации, предоставления флага и эксплуатации судна). Известными морскими офшорами являются Мальта, Панама, Греция, Кипр. Осенью 2003 г. Монголия объявила свою территорию морским офшором. В 2003 г. наибольшее число судов в мире ходило под флагами Панамы – 4860, Китая – 1480, Либерии – 1454, Мальты – 1258. В целях борьбы с практикой "удобных флагов" в 1986 г. была принята Конвенция об условиях регистрации морских судов.

Женевская конвенция 1958 г. и Конвенция 1982 г. устанавливают принцип исключительной юрисдикции государства флага в открытом море. Этот принцип был признан в 1927 г. на основе решения Постоянной палаты международного правосудия. Государство по всем вопросам осуществляет юрисдикцию и контроль в отношении судна, его капитана и экипажа. При столкновении или ином происшествии с судном в открытом море уголовное, административное или дисциплинарное преследование может быть возбуждено только властями государства флага или государства гражданства виновных лиц. Арест и задержание судна в открытом море могут быть произведены только по распоряжению властей государства флага.

Изъятия из принципа исключительной юрисдикции государства флага:

Ø Право военных кораблей останавливать и осматривать в открытом море суда других государств, подозреваемых в разрыве или повреждении подводных кабелей и трубопроводов. Военный корабль вправе проверить национальную принадлежность судна и составить протокол о нарушении. Протокол должен быть передан государству флага судна;

Ø Военный корабль в открытом море вправе остановить и произвести осмотр судна, если есть основания подозревать его в занятии пиратством. Любое государство может захватить пиратское судно или летательный аппарат в открытом море или другом пространстве за пределами национальной юрисдикции, арестовать находящихся на пиратском судне лиц и захватить имущество;

Ø Военный корабль в открытом море вправе остановить и осмотреть судно, если есть основания полагать, что судно занимается работорговлей;

Ø Военный корабль вправе остановить и осмотреть судно, если есть основания полагать, что это судно не имеет национальности либо в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на нем поднят флаг другого государства, или судно вообще отказывается поднимать флаг.

Все государства обязаны сотрудничать в пресечении незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ. Если у государства есть основания подозревать, что какое-либо судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей наркотиками, такое государство может обратиться с просьбой к другому государству об оказании в открытом море помощи по пресечению преступной деятельности.

Если военный корабль в открытом море остановил и осмотрел иностранное судно по одному из перечисленных оснований, но подозрения оказались ложными, судну должны быть возмещены причиненный ущерб и убытки.

Исключением из юрисдикции государства флага в открытом море является также право преследования "по горячим следам". Это право может осуществлять только военный корабль (военный летательный аппарат) или иные суда и аппараты, состоящие на правительственной службе и имеющие соответствующие полномочия.

Преследование может быть начато, если иностранное судно находится во внутренних водах, территориальном море, прилежащей зоне (Женевская конвенция 1958 г.), водах континентального шельфа либо ИЭЗ прибрежного государства (Конвенция 1982 г.). Прибрежное государство должно иметь достаточные основания полагать, что иностранное судно нарушило его законы. Если преследование начато в прилежащей зоне, то оно может иметь место только за нарушение тех правил, для защиты которых зона установлена.

Преследование по горячим следам должно быть непрерывным. Если преследуемое судно не будет задержано в открытом море, то при заходе судна-нарушителя в территориальные воды своего или другого государства преследование прекращается.

Свобода полетов означает, что воздушные суда всех государств имеют право осуществлять полеты в воздушном пространстве над открытым морем. Государства обязаны принимать меры по обеспечению безопасности полетов своих воздушных судов над открытым морем. Воздушные сообщения должны осуществляться таким образом, чтобы не создавать помех судоходству или использованию моря в иных целях.

Свобода прокладки кабелей и трубопроводов провозглашена в Женевской конвенции 1958 г., однако Конвенция 1982 г. ограничивает эту свободу: она распространяется только на дно открытого моря за пределами континентального шельфа. При прокладке новых кабелей и трубопроводов государства должны принимать во внимание уже проложенные и не создавать препятствий для реализации свободы открытого моря.

Свобода возведения искусственных установок и островов осуществляется и в водных частях открытого моря, и на его дне. Запрещено возводить искусственные острова и установки для размещения на них ядерного оружия и другого оружия массового уничтожения. Такая деятельность несовместима с нормами Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в их недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.

Свобода рыболовства (право промысла) предоставляется всем государствам в открытом море при условии соблюдения международных обязательств, в том числе в отношении прав прибрежных государств (воды ИЭЗ). Свобода рыболовства предполагает различные виды промысла живых ресурсов.

Конвенция 1982 г. подчеркивает связь права государства на промысел с его обязанностями принимать меры по регулированию промысла в целях сохранению морских живых ресурсов. Международное право предусматривает комплекс мер по регулированию промысла и сохранения живых ресурсов открытого моря:

Ø Определение допустимого улова (обязанность государств заключать соглашения по регулированию промысла);

Ø Регулирование промысла в определенных участках открытого моря – Конвенция по сохранению живых ресурсов юго-восточной Атлантики 1969 г., Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтских проливах 1973 г.;

Ø Регулирование промысла отдельных видов живых ресурсов – Конвенция по регулированию китобойного промысла 1949 г., Международная конвенция по сохранению атлантических тунцов 1966 г.

Соглашение 1995 г. об осуществлении положений Конвенции 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих видов рыб, обязывает государства принимать меры для сохранения этих ресурсов. Государства обязаны сотрудничать в рамках региональных или субрегиональных организаций по рыболовству.

Свобода морских научных исследований является одной из новых свобод открытого моря: она установлена в Конвенции 1982 г. (ст. 238). Все государства независимо от их географического положения и компетентные международные организации вправе проводить морские научные исследования. В водах ИЭЗ эта свобода ограничена суверенными правами прибрежных государств.

Использование морского пространства в мирных целях в Конвенции 1982 г. закреплено, что морские воды за пределами территориального моря и Международный район морского дна зарезервированы для использования исключительно в мирных целях. Этот принцип регламентируется широким конвенционным механизмом: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договор о запрещении размещения ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения на дне морей и океанов 1971 г. и др.

Охрана морской среды – в Конвенции 1982 г. закреплены обязанности государств по предотвращению и сокращению загрязнения морской среды из источников, находящихся на суше; в результате деятельности на морском дне; по загрязнению с морских судов; по захоронению вредных, токсичных, ядовитых отходов; по загрязнению из атмосферы. В международном праве действуют специальные соглашения по предотвращению загрязнения моря нефтью: Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г., Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью 1969 г., Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. с Протоколом к ней 1978 г. (составляют единую Конвенцию МАРПОЛ 1973/1978).

Обеспечение безопасности мореплавания – один из принципов морского права. Государство флага в открытом море обязано принимать меры, необходимые для безопасности мореплавания, а именно контроль за:

Ø Конструкцией и оборудованием судов, их пригодностью для мореплавания (Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. с Протоколом к ней 1978 г.);

Ø Комплектацией экипажа, условиями его труда и обучения (Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несущих вахту 1978 г.);

Ø Использованием сигналов и связи, предупреждающих столкновение судов (Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 г. – МППСС-72).

Женевская конвенция 1958 г. (ст. 12) и Конвенция 1982 г. (ст. 98) устанавливают, что каждое государство должно вменить капитану судна, плавающего под его флагом, обязанности по оказанию в открытом море помощи:

Ø Любым лицам, которым угрожает гибель;

Ø Следовать с максимальной скоростью на помощь любому судну, терпящему бедствие;

Ø Оказывать необходимую помощь судам, экипажам, пассажирам в случае столкновения судов.

Конкретные вопросы оказания помощи регламентируются в Конвенции по поиску и спасанию на море 1979 г. и в Конвенции о спасании 1989 г.

Архипелажные воды являются новым институтом современного международного морского права, нашедшим свое закрепление в Конвенции 1982 г.

Согласно Конвенции 1982 г. государство-архипелаг – это "государство, которое состоит полностью из одного или более архипелагов и может включать другие острова". К государствам-архипелагам относятся, например, Филиппины, Индонезия, Сейшельские острова, Багамские острова, Мальдивы, Кабо-Верде, Фиджи и др.

Под архипелагом понимается группа островов, "включая части островов, соединяющие их воды и другие природные образования, которые настолько тесно взаимосвязаны, что такие острова, воды и другие природные образования составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковым" (ст. 46).

Архипелажные воды – это воды государства-архипелага, расположенные в пределах прямых архипелажных исходных линий, соединяющих "наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага". Длина таких линий не должна, как правило, превышать 100 миль, а соотношение между площадью водной поверхности и суши, включая атоллы, может составлять от 1:1 до 9:1 (ст. 47 Конвенции 1982 г.).

В пределах архипелажных вод государством-архипелагом могут быть установлены его внутренние воды. От архипелажных исходных линий отсчитывается ширина его территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

На архипелажные воды распространяется суверенитет государства- архипелага. Суверенитет также распространяется на воздушное пространство над архипелажными водами, а также на их дно и недра. Этот суверенитет осуществляется с соблюдением норм международного нрава.

Так, для иностранных судов устанавливается, как общее правило, право мирного прохода. Однако в целях обеспечения интересов международного судоходства Конвенция 1982 г. предусматривает право архипелажного прохода. Он осуществляется по морским коридорам, установленным государством-архипелагом. Они включают пути, обычно используемые для международного судоходства в тех морских районах, которые стали архипелажными водами. В таких морских коридорах могут предписываться схемы разделения движения судов. Морские коридоры и схемы разделения движения должны соответствовать общепринятым международным правилам.

Под архипелажным проходом понимается осуществление права нормального судоходства с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны.

Государство-архипелаг не может в одностороннем порядке устанавливать морские коридоры или предписывать схемы разделения движения. В соответствии с Конвенцией 1982 г. государство-архипелаг должно направить свои предложения о морских коридорах Международной морской организации. После утверждения этой Организацией указанных предложений государство-архипелаг может устанавливать морские коридоры, предписывать схемы разделения движения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.022 с.)