Механизм обеспечения международного мира и безопасности в рамках устава оон 1945 года. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм обеспечения международного мира и безопасности в рамках устава оон 1945 года.



 

Глава VII Устава ООН обеспечивает основу для принятия Советом Безопасности мер принудительного характера. Она предусматривает, что Совет «определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии» и может выносить рекомендации или прибегать к мерам невоенного и военного характера для «поддержания или восстановления международного мира и безопасности».

Содержание главы VII Устава ООН «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии».

Ст. 39 – определение угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии;

Ст. 40 – определены временные меры, направленные на предотвращение ухудшения ситуации;

Ст. 41 – меры, не связанные с использованием вооруженных сил;

Ст. 42 – другие меры, направленные на поддержание или восстановление международного мира и безопасности;

Ст. 43-47 – командование вооруженными силами и их развертывание;

Ст. 48 – обязанность государств-членов подчиняться обязательным решениям Совета;

Ст. 49 – оказание государствами-членами взаимной помощи в осуществлении решений Совета;

Ст. 50 – воздействие принятых Советом превентивных или принудительных мер на третьи государства;

Ст. 51 – право на индивидуальную или коллективную самооборону.

Меры принудительного характера не могут быть приняты до тех пор, пока Совет Безопасности не установит наличие угрозы миру, нарушений мира или акта агрессии. В число ситуаций, которые, по определению Совета, способствуют созданию угрозы миру, входит положение в конкретных странах, в частности межгосударственные и внутригосударственные конфликты или внутренние конфликты регионального или субрегионального масштаба. Кроме того, Совет относит к категории угроз международному миру и безопасности потенциальные угрозы и угрозы общего характера, такие как террористические акты, распространение оружия массового уничтожения или распространение стрелкового оружия и легких вооружений и незаконную торговлю ими.

Цель принятия мер, предусмотренных в статье 40 Устава, состоит в том, чтобы «предотвратить ухудшение ситуации». Хотя они прямо не перечислены в Уставе Организации Объединенных Наций, обычно под этой категорией подразумеваются действия, подпадающие под положения статьи 40 Устава, в отличие от рекомендаций, которые выносятся в соответствии с главой VI Устава, включая вывод войск, прекращение военных действий, заключение соглашения о прекращении огня или соблюдение режима прекращения огня, а также создание условий, обеспечивающих беспрепятственную доставку гуманитарной помощи.

Среди мер, применяемых Советом для обеспечения выполнения своих решений без использования вооруженных сил, наибольшее распространение получили санкции. Санкции могут быть введены в отношении государств, групп или физических лиц одновременно. К этой категории относятся всеобъемлющие экономические и торговые санкции, а также меры с большей степенью направленности, в частности эмбарго на поставки оружия, запрет на поездки, финансовые или дипломатические ограничения. Помимо санкций, статья 41 предусматривает такие действия, как учреждение международных трибуналов (например, трибуналов по бывшей Югославии и Руанде, созданных в 1993 году и 1994 году) или создание фонда для выплат компенсаций за ущерб, причиненный в результате вторжения.

Ст. 42 Устава уполномочивает Совет применять силу в целях поддержания международного мира и безопасности, если он сочтет, что меры невоенного характера могут оказаться недостаточными либо уже оказались недостаточными. Поскольку в распоряжении Организации Объединенных Наций нет вооруженных сил (для получения более подробной информации см. статью 43), Совет использует положения статьи 42, чтобы санкционировать применение силы в рамках операции по поддержанию мира, многонациональными силами или путем вмешательства региональных организаций.

Ст. 43-47 Устава содержат положения, которые регулируют взаимоотношения между Советом Безопасности и государствами-членами, предоставляющими войска в целях поддержания международного мира и безопасности.

Обязанность государств-членов ООН предоставлять в распоряжение Совета Безопасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания в целях поддержания международного мира и безопасности осуществляется только в соответствии с особым соглашением или соглашениями. Такие соглашения, однако, заключены не были и ни одно государство не обязано предоставлять Совету войска в той или иной конкретной ситуации. Организация Объединенных Наций, таким образом, должна вступать в переговоры каждый раз, когда ситуация требует проведения операции.

Государства, предоставляющие Совету войска в соответствии с положениями статьи 43, могут принять участие в решениях Совета относительно военных действий. В последние годы Совет в своих решениях и в ходе обсуждений признавал важность более активного привлечения стран, предоставляющих войска, к работе на стадии планирования и проведения обзора мандатов миссий.

Деятельность Совета в связи со статьей 45 Устава носит весьма ограниченный характер. В последние годы Совет обсуждал вопросы, касающиеся необходимости обеспечить воздушную мобильность для операции по поддержанию мира в Судане.

Военно-штабной комитет состоит из начальников штабов пяти постоянных членов Совета Безопасности и несет ответственность за стратегическое руководство вооруженными силами, предоставленными в распоряжение Совета Безопасности. На практике Военно-штабной комитет никогда не играл заметной роли. Между тем он продолжает проводить регулярные заседания. В последние годы возможность возобновления деятельности Военно-штабного комитета обсуждалась в связи с вопросами поддержания международного мира и безопасности и осуществления операций по поддержанию мира.

Положения статьи 48 Устава закрепляют обязанность государств подчиняться решениям Совета согласно статье 25 Устава. Положения статьи 48 (1) Устава предусматривают право Совета возлагать такие обязанности на ограниченный круг государств-членов, а положения статьи 48 (2) предоставляют возможность привлекать другие международные организации к участию в миротворческих операциях Организации Объединенных Наций.

Не прибегая к прямым ссылкам на статью 48, Совет принимал решения на основании главы VII Устава, которые подчеркивали обязательный характер предпринятых действий и содержали положения, призывающие государства к выполнению решений в соответствии с положениями статей 40, 41 и 42 Устава.

Статья 50 Устава ставит целью оказание помощи государствам, которые испытывают экономические трудности в результате применения превентивных или принудительных мер, осуществляемых Советом в соответствии с главой VII Устава. Государство может консультироваться с Советом, если оно сталкивается с трудностями, обусловленными его участием в санкциях Совета или вытекающими из применения принудительных мер со стороны других государств. В свете более широкого применения целенаправленных санкций в отличие от всеобъемлющих экономических санкций в последние годы только несколько государств ссылались на положения статьи 50.

Статья 51 Устава допускает возможность изъятия из положения о запрещении применения силы, предусмотренного в статье 2 (4) Устава. В случаях вооруженного нападения на члена Организации Объединенных Наций допускается осуществление права на индивидуальную или коллективную самооборону. Государства должны немедленно сообщить Совету Безопасности о принятых мерах и прекратить их осуществление, как только Совет самостоятельно примет меры, необходимые для поддержания международного мира и безопасности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.007 с.)