Кафедра оториноларингологии с курсом стоматологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра оториноларингологии с курсом стоматологии



Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Государственное высшее учебное учреждение

«Гродненский государственный медицинский университет»

Кафедра оториноларингологии с курсом стоматологии

 

 

Методика обследования оториноларингологического больного

Учебное пособие

 для студентов медико-психологического факультета высших         медицинских учебных заведений Республики Беларусь

 

 

Гродно 2004г.

      Учебное пособие подготовлено кандидатом медицинских наук, ассистентом кафедры оториноларингологии с курсом стоматологии ГВУУ «Гродненский государственный медицинский университет» Рыбаком Р.Ф. на основе типовой программы по оториноларингологии для студентов медико-психологического факультета высших медицинских учебных заведений Республики Беларусь, утвержденной 9 сентября 1999 года.

      Цель учебного пособия - восполнить существующий пробел в освещении практических навыков и оказать помощь студентам в освоении методики обследования оториноларингологического больного.

      Учебное пособие предназначено для студентов медико-психологического факультета высших медицинских учебных заведений Республики Беларусь; может быть использовано в качестве дополнительного пособия для студентов лечебно-профилактического и педиатрического факультетов, и врачей-стажеров по оториноларингологии.

 

 

Рецензент: профессор кафедры биохимии ГВУУ ГрГМУ Н.К. Лукашик

 

 

Учебное пособие одобрено и рекомендовано к утверждению Научно – методическим советом ГВУУ «Гродненский государственный медицинский университет»

 

                                                                    «   »                2004 г.

                 

                                                                                      Председатель

 

Учебное пособие разрешается размножить в необходимом количестве экземпляров без внесения изменений по тексту.

 

 

Практические навыки для студентов по оториноларингологии

Наименование практических навыков Уметь Знать Ознакомиться
 Владение лобным рефлектором     +
 Осмотр преддверия полости рта +    
Фарингоскопия +    
 Задняя риноскопия     +
 Наворачивание ватки на зонд с нарезкой +    
Смазывание слизистой оболочки глотки, носа  +    
Прижигание фолликулов задней стенки     +
 Наружный осмотр носа и придаточных пазух +    
Наружный осмотр глотки и гортани +    
 Наружный осмотр уха +    
 Передняя риноскопия     +
 Исследование обонятельной функции носа     +
 Диафаноскопия придаточных пазух     +
 Вдувание порошка лекарственной смеси в нос, в ухо     +
 Закапывание капель в нос +    
 Передняя тампонада носа +    
Удаление инородных тел из передних отделов носа +    
 Непрямая ларингоскопия     +
Уход за трахеотомированным больным +    
 Отоскопия     +
 Введение турунды в наружный слуховой проход   +  
Удаление серных пробок промыванием +    
 Продувание слуховых труб +    
 Пневмомассаж барабанных перепонок     +
 Туалет наружного слухового прохода +    
 Исследование остроты слуха речью +    
 Исследование слуховой функции камертонами   +  
 Чтение слухового паспорта и аудиограммы     +
 Вращательная проба, координационные пробы. + +  
 Прессорная (фистульная) проба +    
 Исследование отолитового аппарата     +
 Коникотомия +    
 Чтение рентгенограмм костей носа, околоносовых пазух +    
 Согревающий компресс на ухо +    
Повязка на ухо +    
 Введение капель в ухо +    
 Смазывание полости носа +    
 Повязка на нос +    
 Согревающий компресс на область гортани +    
 Согревающий компресс при заболеваниях глотки +    

 

Независимо от жалоб, данных анамнеза каждый студент самостоятельно должен провести исследование курируемого больного, доступное врачу не оториноларингологу. Исследование начинают с общего осмотра и оценки состояния больного. Проводится перкуссия, аускультация и пальпация всех систем в соответствии с общеклиническими принципами. После этого кураторы переходят к исследованию ЛОР – органов.

 

Ороскопия

1. Возьмите шпатель в левую руку так, чтобы большой палец поддерживал шпатель снизу, а указательный и средний (можно и безымянный) пальцы были сверху.

2. Попросите больного открыть рот, шпателем плашмя оттяните угол рта и осмотрите преддверие рта: слизистую оболочку, выводные протоки околоушных слюнных желез, находящихся на щечной поверхности на уровне верхнего премоляра.

3. Осмотрите полость рта: зубы, десны, твердое неба, язык, выводные протоки подъязычных и подчелюстных слюнных желез, дно рта. Дно полости рта можно осмотреть, попросив исследуемого приподнять кончик языка, или приподнимая язык шпателем. На дне рта находятся выводные протоки подъязычных желез, иногда они сливаются вместе.

Мезофарингокскопия

1. Держа шпатель в левой руке, отдавите им передние 2/3 языка книзу не касаясь корня языка. Шпатель вводится через правый угол рта, язык отдавливается не плоскостью шпателя, а его концом. При прикосновении к корню языка сразу возникает рвотное движение. Определите подвижность мягкого неба, попросив больного произнести звук «а». В норме мягкое небо хорошо подвижно.

2. Осмотрите слизистую оболочку мягкого неба, его язычка, передних и задних небных дужек. В норме слизистая оболочка гладкая, розовая, дужки контурируются.

3. Определите размер небных миндалин, для этого мысленно разделите на 3 части расстояние между серединой небной миндалины и линии, проходящей через середину язычка и мягкого неба. Величину миндалины, выступающей до одной трети этого расстояния относят к первой степени, выступающей до 2/3 – ко второй степени; выступающей до средней линии глотки – к третьей степени.

4. Осмотрите слизистую оболочку миндалин. В норме она розовая, влажная, поверхность ее гладкая.

5. Определите содержимое в лакунах миндалин. Для этого возьмите два шпателя, в правую и левую руки. Одним шпателем отожмите книзу язык, другим мягко надавите основание передней дужки и через нее на миндалину в области ее верхнего полюса. При осмотре правой миндалины язык отожмите шпателем в правой руке, а при осмотре левой миндалины – шпателем в левой руке. В норме в лакунах содержимое скудное негнойное в виде эпителиальных пробок, или его совсем нет.

6.
 

Осмотрите слизистую оболочку задней стенки глотки. В норме она розовая, влажная, ровная. 

 

 

Гипофарингоскопия

Осмотр нижних отделов глотки производится при непрямой ларингоскопии.

1. Возьмите гортанное зеркало, укрепите его в ручке, подогрейте над пламенем спиртовки по указанным выше правилам.

2. Попросите больного открыть рот, высунуть язык и глубоко дышать ртом.

3. Оберните кончик языка сверху и снизу марлевой салфеткой, возьмите его пальцами левой руки так, чтобы большой палец располагался на верхней поверхности языка, средний палец на нижней поверхности языка, указательным пальцем отодвигается верхняя губа. Легко потяните язык на себя.

4. Гортанное зеркало возьмите за ручку в правую руку как ручку для письма и введите в полость рта, не касаясь корня языка и задней стенки глотки. Зеркальная поверхность при введении должна быть обращена вниз. Дойдя до язычка поверните зеркало по углом 45° к продольной оси глотки и слегка приподнимите язычок и мягкое небо вверх и назад. При этом попросите исследуемого произвести звук «и», затем мягко сделать вдох.

5. В гортанном зеркале следует осмотреть нижние отделы глотки. Прежде всего виден корень языка с расположенной на нем язычной миндалиной, затем надгортанник в виде развернутого лепестка, слизистая оболочка его бледно – розовая или желтоватая. Между надгортанником и корнем языка видны два небольших углубления – валлекулы, каждая из которых ограничена срединной и боковой язычно – надгортанными складками.

6. Осмотрите с помощью зеркала заднюю и боковую стенки глотки. Слизистая оболочка этих стенок розовая, гладкая. При фонации хорошо обозреваются грушевидные синусы – углубления, расположенные сбоку от гортани. Слизистая оболочка в области грушевидных синусов также гладкая, розовая.

7. Удалите зеркало, отделите от ручки и опустите в дезраствор.

Методика исследования уха

1 этап. Подготовка к осмотру

1. Посадите исследуемого так, чтобы источник света был справа от него.

2. Сядьте напротив исследуемого, поставив свои ноги к столу, а его ноги кнаружи от ваших.

3. Источник света расположите на уровне ушной раковины исследуемого, примерно в 10 см от нее.

2 этап. Одевание рефлектора и направление отраженного света на исследуемый орган.

1. Укрепите рефлектор на лбу при помощи повязки. Отверстие рефлектора помещается против левого глаза исследователя.

2. Рефлектор должен находится от исследуемого органа на расстоянии 25 – 30 см.

3. Направьте пучок отраженного от рефлектора света на нужное отверстие слухового прохода. В это время закрыть правый глаз, а левым через отверстие рефлектора найти «зайчик» на нужном отверстии слухового прохода.

4. Последующий осмотр продолжать двумя глазами, при условии, что левый постоянно смотрит через отверстие в лобном рефлекторе. Смещение от исходной позиции врача или больного нарушает установку рефлектора, «зайчик» через отверстие в рефлекторе становится не видным, поэтому необходимо вновь произвести коррекцию рефлектора.

3 этап. Отоскопия

1.
Оттяните левой рукой правую ушную раковину кзади и кверху. Большим и указательным пальцами правой руки вводите ушную воронку в перепончато-хрящевую часть наружного слухового прохода. При осмотре левого уха ушную раковину оттяните правой рукой, а воронку введите пальцами левой руки.

 

2. Подберите воронку с диаметром соответствующим поперечному диаметру наружного слухового прохода.

3. Ушную воронку нельзя вводить в костный отдел слухового прохода, т.к. это вызывает боль. Длинная ось воронки должна совпадать с осью слухового прохода, иначе воронка упрется в какую – либо стенку последнего.

4. Производите легкие перемещения наружного конца воронки для того, чтобы последовательно осмотреть все части барабанной перепонки.

5. Из побочных явлений, наблюдаемых при введении воронки, особенно при надавливании на задне-нижнюю стенку, может быть кашель, зависящий от раздражения окончаний веточек блуждающего нерва.

4 этап. Наружный осмотр и пальпация

1. Осмотр начинается со здорового уха. Осмотрите ушную раковину, наружное отверстие слухового прохода, заушную область, область впереди слухового прохода.

2. В норме ушная раковина и козелок при пальпации безболезненны.

3. Для осмотра наружного отверстия правого слухового прохода необходимо оттянуть ушную раковину кзади и кверху, взявшись большим и указательным пальцами левой руки на завиток ушной раковины. Для осмотра слева – ушную раковину надо оттянуть аналогично правой рукой.

4. Для осмотра заушной области правой рукой оттяните правую ушную раковину исследуемого кпереди. Обратите внимание на заушную складку (место прикрепления ушной раковины к сосцевидному отростку), в норме она хорошо контурируется. Затем большим пальцем левой руки пропальпируйте сосцевидный отросток в трех точках: проекции антрума, сигмовидного синуса, верхушки сосцевидного отростка и сосцевидного отверстия. Если при пальпации в области сосцевидного отверстия наблюдается болезненность, отечность мягкий тканей – это говорит о наличии у пациента симптома Гризингера, который бывает положительным при отогенном сепсисе и отогенном тромбозе сигмовидного синуса.

     При пальпации левого сосцевидного отростка ушную раковину оттяните левой рукой, а пальпацию осуществляйте большим пальцем правой руки.

5. Указательным пальцем левой руки пропальпируйте регионарные лимфатические узлы правого уха кпереди, книзу, кзади от наружного слухового прохода. Указательным пальцем правой руки пропальпируйте аналогично лимфатические узлы левого уха. В норме лимфатические узлы не пальпируются.

6. Большим пальцем правой руки надавите на козелок. В норме пальпация козелка безболезненна, у взрослого болезненность появляется при остром наружном отите, у ребенка до одного года и при среднем.

7. Большим и указательным пальцем обеих рук симметрично произведите пальпацию места проекции околоушной слюнной железы. Околоушная слюнная железа проецируется кпереди и книзу от козелка. Для этого большие пальцы рук расположите на уровне угла нижней челюсти, а указательные на уровне нижнего края козелка и сводите их между собой. В норме околоушная слюнная железа не пальпируется, поэтому в складку между пальцами соберется только кожа и подкожно-жировая клетчатка. 

5 этап. Отоскопическая картина

1. Наружный слуховой проход, имеющий длину 2,5 см, покрыт кожей, в перепончато – хрящевой части имеет волосы, может содержать секрет серных желез (ушную серу).

2. Барабанная перепонка имеет серый цвет с перламутровым оттенком.

3. На барабанной перепонке имеются опознавательные пункты: короткий отросток и рукоятка молотка, передняя и задняя складки, световой конус (рефлекс), умбо (пупок).

4. Барабанная перепонка состоит из двух частей: натянутой и расслабленной.

5. На барабанной перепонке различают 4 квадранта. Эти квадранты получаются от мысленного проведения двух линий, взаимно перпендикулярных. Одна линия проводится по рукоятке молоточка вниз, другая перпендикулярно к ней через центр умбо и нижний конец рукоятки молоточка. Возникающие при этом квадранты носят названия: передне-верхнего, задне-верхнего, передне-нижнего и задне-нижнего.

 


Опыты с камертонами

Опыт Вебера

Звучащий камертон С128 приставьте к темени исследуемого, чтобы ножка его находилась посредине головы. Бранши камертона должны совершать свои колебания во фронтальной плоскости, т.е. от правого уха исследуемого к левому.

В норме исследуемый слышит звук камертона в середине головы или одинаково в обоих ушах. При одностороннем заболевании звукопроводящего аппарата звук латерализуется в больное ухо, при одностороннем заболевании звуко-воспринимающего аппарата звук латерализуется в здоровое ухо. При двустороннем заболевании ушей разной степени или разного характера результаты опыта нужно расценивать в зависимости от всех факторов.

3. Опыт Швабаха – измерение длительности восприятия звука через кость.

Звучащий камертон приставьте к темени исследуемого и держите до тех пор, пока последний перестанет слышать. Затем исследователь (с нормальным слухом) ставит камертон себе на темя, если он продолжает слышать камертон, то у исследуемого опыт Швабаха укорочен, если также не слышит, то опыт Швабаха у исследуемого нормален. Укорочение опыта Швабаха наблюдается при заболеваниях звуковоспринимающего аппарата.

Опыт Желе

Приставьте звучащий камертон к темени и одновременно пневматической воронкой сгущайте воздух в наружном слуховом проходе. В момент компрессии воздуха исследуемый с нормальным слухом почувствует снижение восприятия, это обусловливается ухудшением подвижности звукопроводящей системы вследствие вдавливания стремени в нишу овального окна. При неподвижности стремени (отосклерозе) никакого изменения восприятия в момент сгущения воздуха в наружном слуховом проходе не произойдет. При заболевании звуковоспринимающего аппарата произойдет такое же ослабление звука, как и в норме.

Отолитовая проба

1. Исследуемый садится в кресло Барани, закрывает глаза, наклоняет голову вместе с туловищем на 90°.

2. Произвести вращение вправо 5 оборотов за 10 секунд. Резко остановить. Врач наблюдает нет ли двигательной реакции.

3. Через 5 секунд после вращения больному предложить открыть глаза и выпрямиться.

4. По градусам отклонения головы и туловища в сторону вращения и вегетативной реакции оценивает состояние функции отолитового аппарата. Соматические реакции (наклон головы, туловища) бывают трех степеней: 1 степень – слабая – отклонения на угол с 0 до 5; 2 степень – средней силы – отклонения на 5 – 30; 3 степень – сильная – исследуемый теряет равновесия и падает.

Вегетативная реакция – 3 степеней:

1 степень (слабая) – побледнение лица, падение пульса,

2 степень (средняя) – холодный пот, тошнота

3 степень (бурная реакция) – рвота, нервный шок, обморок.

 

Определение проходимости слуховых труб

Исследование проходимости слуховой трубы может быть осуществлено при помощи обычного глотка, глотка с прижатием к носовой перегородке крыльев носа (опыт Тойнби), при натуживании с прижатием к носовой перегородке крыльев носа (опыт Вальсальвы), при продувании слуховых труб по способу Политцера и при помощи катетеризации.

Опыт Тойнби

Исследуемый закрывает обе половины носа, прижав 1 и 2 пальцами крылья носа к носовой перегородке и производит глотание слюны или жидкости, которую он предварительно набирает в рот. При проходимости слуховых труб в ушах ощущается легкий треск. Объективный контроль осуществляется при помощи отоскопа, через который врач слышит потрескивание или легкий дующий звук.

Опыт Вальсальвы

   Исследуемый закрывает обе половины носа так же, как и в опыте Тойнби делает глубокий вдох, а затем выдох при плотно закрытом рте. Субъективная и объективная оценки проходимости слуховых труб аналогичны тем, которые описаны в предыдущем обследовании (опыт Тойнби). Опыты Тойнби и Вальсальвы могут быть использованы больными для самопродувания при различных заболеваниях среднего уха, а также для исследования проходимости слуховых труб врачом широкого профиля. Для продувания слуховых труб по способу Политцера, методом катетеризации необходимо в первом случае иметь резиновый баллон емкостью 300-500 мл и съемную оливу, которую вводят в преддверье носовой полости, а для катетеризации – ушной катетер. Обычно эти методы применяют в специализированных кабинетах амбулаторий или в стационаре. Выше описанные методы нельзя проводить при острых или обострениях хронических воспалительных процессов в полости носа.

Согревающий компресс на ухо

Для лучшего действия компресс ставиться таким образом, чтобы согревалась область сосцевидного отростка. Сложенный в несколько слоев кусочек полотна или марли должен быть такого размера, чтобы он полностью закрывал сосцевидный отросток, ушную раковину и частично околоушную область. В полотне или марле прорезается отверстие. Материал пропитывают полуспиртовым раствором и отжимают. После этого ее укладывают на сосцевидный отросток, а ушную раковину продевают через ранее образованное в полотне отверстие. Компрессную бумагу или клеенку, несколько большего размера, чем первый слой, так же нагревают и надев на ушную раковину, накрывают ею ранее наложенную марлю (полотно). Компрессную бумагу (клеенку) закрывают слоем ваты, по площади превосходящей предыдущий слой, и накладывают фиксирующую компресс повязку.

Сухой способ очистки уха

Вытирание или высушивание слухового прохода ватой применяют в тех случаях, когда гноетечение не велико или когда промывание противопоказано, вследствие раздражения кожи стенок наружного слухового прохода для протирания и высушивания уха пользуются тонкими зондами с винтовой нарезкой на конце. Наматывать вату на зонд следует таким образом, чтобы острый конец зонда был хорошо прикрыт ватой во избежание ранения стенок слухового прохода или барабанной перепонки. Для этого тонкий слой ваты кладут на 2 палец левой руки, двумя пальцами правой руки зонд кладут на вату так, чтобы над острым концом оставался ее свободный край. Затем пальцами левой руки частью слоя ваты покрывают винтовую нарезку. Вращая зонд по часовой стрелке, наматывают оставшуюся вату. При этом над концом зонда должен оставаться ее свободный край в виде кисточки. Приготовленный зонд с ватой с целью стерилизации проводят над пламенем спиртовки. Вытирание уха производят следующим образом. Левой рукой удерживают ушную воронку и оттягивают ушную раковину кзади и кверху (у детей грудного возраста кзади и книзу), а правой осторожно вводят зонд с навернутой на конце ватой до барабанной перепонки. Легкие вращательные движения зонда способствуют лучшему впитыванию ватой выделений. Вытирание ватой повторяют до тех пор, пока вата, вынутая из уха, не будет совершенно сухой. Только тогда, если нужно закапывают капли.

Для снятия использованной ваты надо зонд взять в правую руку, 1 и 2 пальцами левой руки берут комочек ваты, навернутый на зонд, и вращают последний против часовой стрелки.    

Повязка на ухо

Повязка на ухо бывает 2-х видов большая и малая (неаполитанская).

Большая ушная повязка.

Делают 1-2 циркулярных тура, затем бинт проводят на область больного уха, захватывают сосцевидный отросток и ушную раковину, продолжают над ушной раковиной противоположной стороны 3-4 слоя. После этого бинт ведут на затылок и оттуда на подчелюстную область, вертикальными ходами поочередно, впереди и сзади ушной раковины здорового уха, накладывают бинт на больное ухо (3-4 слоя). А затем перейдя из под- челюстной области на затылок, проводят 1-2 тура вокруг головы и  фиксируют. 

Малая (неаполитанская) повязка.

Бинтом делают 1-2 циркулярных хода, затем на больной стороне спускают ниже, прикрывая область ушной раковины и сосцевидного отростка. Закрепляют повязку 1-2 тугими ходами. Для  лучшей фиксации повязки целесообразно положить 1-2 тура бинта вокруг головы, проводя его под ушной раковиной здоровой стороны.

Введение капель в ухо

Все капли, которые вводят в ухо, обязательно нагревают до 37°С, чтобы не вызывать раздражения вестибулярного аппарата. При введении капель в ухо больной должен наклонить голову в противоположную сторону. Оттянув левой рукой ушную раковину кзади и кверху, глазной пипеткой или чайной ложкой вкапывают 5-10 капель лекарства, удерживая их по 10-15 мин. Затем поворачивают голову в сторону больного уха с тем, чтобы капли из него вытекали. После этого слуховой проход высушивают, как было указано выше.

Смазывание слизистой оболочки глотки

  Для смазывания слизистой оболочки глотки используют гортанный зонд с винтовой нарезкой, изготовленный из мягкого металла. На зонд прочно навертывается вата по той же методике, которая описывается в способе сухой чистки уха. Навернутую на зонд вату погружают во флакон с лекарственным веществом. Избыток лекарства отжимают прижатием ватного тампона к стенкам флакона. В левую руку берут шпатель, отдавливают передние 2/3 языка больного, вводят конец зонда, который держат в правой руке, в глотку и смазывают слизистую оболочку. Для смазывания носоглотки конец зонда с винтовой нарезкой изгибают под прямым углом. Конец зонда с навернутой ватой заводят за мягкое небо и продвигают быстрым движением кверху, а затем его извлекают из носовой части глотки и смазывают средний и нижний ее отделы.

Введение капель в нос

     Капли комнатной температуры, вводят в нос в положении больного лежа или сидя с резко запрокинутой головой, наклоненной несколько в ту сторону, в которую впускают лекарство. Это необходимо чтобы капли увлажнили большую поверхность наружной стенки носа и попали в носовые ходы. Одной рукой приподнимают кончик носа, а другой не касаясь пипеткой кожи, вводят 5-7 капель лекарства. Целесообразно в этот момент задержать дыхание и крыло носа несколько раз прижать к носовой перегородке.

Смазывание полости носа

       Смазывание слизистой оболочки полости носа производят под контролем зрения, носовым зондом с винтовой нарезкой. На зонд наворачивают вату, так чтобы его острый конец был хорошо ею прикрыт. Нарушение этого правила может привести к повреждению слизистой оболочке. На ватный тампон наносят лекарственное вещество. Носовое зеркало вводят в преддверие полости носа и раскрывают. Зонд берут в правую руку и продвигают вглубь полости носа, нанося лекарственное вещество на слизистую оболочку. Обратным движением зонд извлекают.

Повязка на нос

              Пращевидная повязка делается из куска бинта, оба которого надрезаны в продольном направлении (надрезы не доходят до середины). А ненадрезанную часть бинта кладут поперек закрывая нос. В области скуловых дуг перекрещиваются. Нижние идут выше ушных раковин, а верхние концы завязывают сзади затылка, а нижние на шее.

Уход за трахеотомированными больными

Уход состоит в периодическом извлечении и в чистке внутренней трубки, которая особенно в первые дни после операции, обтурируется вытекающей в трахею кровью и слизью, что вызывает затруднения дыхания. Для извлечения внутренней трубки ее следует освободить от замка поворотом его «лепестка» кверху. Пинцетом или 1 и 2 пальцами правой руки внутреннюю трубку захватывают за ушки и осторожно, чтобы не извлечь наружную трубку, полностью вынимают и очищают ватой или марлей при помощи гибкого зонда или проволоки. Трубку кипятят.

После кипячения трубку охлаждают и смазывают стерильным вазелиновым маслом. Обратно трубку вводят в наружную и фиксируют, повернув «лепесток» замка вниз. Рекомендуется каждые 2-3 часа вливать в трубку 2-3 капли стерильного вазелинового масла. Через трахеотомическую трубку в трахею вводится теплый раствор протеолитических ферментов. Чтобы уменьшить высыхание слизистой оболочки трахеи, целеообразно над трубкой подвешивать влажный марлевый фартук. Необходимо следить затем, чтобы мокрота не мацерировала и не раздражала кожу под трехеотомической трубкой. Для этого кожу вокруг трахеостомы смазывают пастой «Лассара». Не вынимая наружной трубки, под нее подводят сложенную в несколько слоев и надрезанную марлевую салфетку.

Ларинготомии

Дыхательное горло может быть вскрыто в области гортани по-разному: в виде крикотомии, крико-коникотомии, тиреотомии.

В случаях чрезвычайной экстренности, острой асфиксии, когда нет времени или технического обеспечения, показана коникотомия, то есть вскрытие гортани путем рассечения конической (щито-перстневидной) связки. Голова пациента запрокидывается кзади для выгибания шеи. Одной рукой нащупывается щитовидный хрящ и фиксируется. Одномоментным разрезом пересекается связка между перстневидным и щитовидным хрящом. В разрез вводятся зажим или любой другой инструмент для раздвигания краев разреза и поступления воздуха в трахею,

В такой ситуации возможно выполнение и крико-коникотомии. Одномоментным вертикальным разрезом рассекают кожу, перстне-щитовидную связку и дугу перстневидного хряща.

При тиреотомии по средней линии вертикальным разрезом рассекается щитовидный хрящ, В случаях окостенения щитовидного хряща для этого необходимо приложить значительное усилие.

При выполнении этих операций существует единственная опасность - ранение перстне-щитовидных артерий. Но эта опасность несравнимо меньшая по сравнению с гибелью больного от удушья.

       После ликвидации асфиксии выполняют трахеостомию и трубка переносится в трахею. Во избежание развития хондроперихондрита хрящей гортани коникотомическое отверстие ушивают.

Диафаноскопия придаточных пазух


        В темной комнате пациент усаживается на стул и в полость рта ему вводится источник света (рукав диафаноскопа). В норме неизмененные придаточные пазухи визуализируются в виде симметричных светлых пятен вокруг полости носа, при патологии пазух они практически сливаются с темным фоном лицевого скелета.

 


Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Государственное высшее учебное учреждение

«Гродненский государственный медицинский университет»

Кафедра оториноларингологии с курсом стоматологии

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.068 с.)