Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
XII. Зависимость сновидений от «специальных типов» высшей нервной деятельности человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Характер сновидений зависит от установленных И. П. Павловым (в 1932 и в 1935 гг.) «специальных типов» высшей нервной деятельности, свойственных людям и определяемых по преобладанию первой или второй сигнальной системы. По этому физиологическому признаку И. П. Павлов разделил людей на два крайних типа: «художественный» — с преобладанием первой сигнальной системы и «мыслительный» — с преобладанием второй сигнальной системы. Большинство людей относится к среднему типу, у которого нет выраженных крайностей первых двух. Для лиц «художественного» типа характерен синтетический и конкретный склад мышления, для лиц «мыслительного» типа — аналитический и абстрактный. Естественно, что такое типологическое различие мозговой деятельности должно найти свое отражение в различном характере сновидений у лиц «художественного» и «мыслительного» типов. У лиц «художественного» типа сновидения по своему общему характеру стоят ближе к детским. Они менее расщеплены и перемешаны, менее бессмысленны, более целостны и образны, более приближаются к впечатлениям действительности. У лиц «мыслительного» типа сновидения отличаются большею частью нелепостью, сумбурностью, хаотичностью комбинаций элементов жизненного опыта. Они дальше стоят от целостных картин действительности. В сновидениях лиц «художественного» типа преобладают элементы первой сигнальной системы, преимущественно зрительные образы. У музыкантов нередко наблюдаются слуховые образы (в виде звуков и мелодий). У лиц «художественного» типа встречаются обонятельные и вкусовые сновидения, что чрезвычайно редко наблюдается у людей «мыслительного» типа. Одна учительница «художественного» типа описывала свои сновидения как «кинематографические»: развертывается длинная цепь зрительных образов (пейзажей и лиц), она путешествует, сменяются картины природы. Это «путешествие» бывает связано с чувством приятного или неприятного. Нередко такой «кинематографический» сон может продолжаться и в следующую ночь. Приведу еще пример сновидения у женщины «художественного» типа. «Стою недалеко от моря среди множества людей. Все выражают беспокойство, так как наступает конец света. С беспокойным чувством ищу своих родных. Хочу умереть вместе с ними. Нахожу родных среди толпы. Ждем. Видим, как море начинает выходить из своих берегов и постепенно затопляет землю. Голубая прозрачная вода идет над нами. Лучи солнца блестят в глубинах моря, закрывшего землю. Видим, как мимо нас плывут разноцветные морские звезды, золотые рыбки. Высокие, ветвистые кораллы разных цветов вырастают отовсюду со дна моря. Вода прозрачна, как воздух, и сквозь нее видно синее небо и сверкающее солнце». Пробуждения не следует, продолжается сон.
Ясен цельный, картинный характер приведенного сновидения. Одна больная с астеническим состоянием, 42 лет, «художественного» типа (наблюдение д-ра Л. Б. Гаккель), часто видела стереотипные, повторяющиеся сновидения: 1) она стоит одна среди горящего хлебного поля; 2) видит, как немцы с автоматами входят в родной город; 3) видит цветущую степь, по которой идет, берега синего Дона, покрытые желтым песком, солнце, тепло. Первые два сновидения связаны с переживаниями минувшей войны. В последнее время у больной чаще наблюдаются варианты последнего сновидения. Сновидения людей «мыслительного» типа (например математиков, философов и др.), отличающихся абстрактностью мышления, преобладанием второй сигнальной системы и высоким развитием коркового анализа, большею частью имеют сумбурный характер хаотических комбинаций расщепленных элементов жизненного опыта. Пробуждаясь утром, таким людям нередко приходится удивляться той чепухе, которая «лезла в голову» в течение ночи. Это не значит, что лица «мыслительного» типа не имеют целостных, картинных сновидений, близких к нерасщепленному, детскому типу. Иногда у них бывают и такие сновидения, но они довольно редки и нехарактерны. Описанное различие сновидений у людей «художественного» и «мыслительного» типов должно быть распространено на сновидения у истериков и психастеников. По Павлову, истерия есть невроз, развивающийся на почве «художественного» типа, а психастения — невроз крайнего «мыслительного» типа. Характер сновидений у истериков более или менее ясен. Им свойственны сновидения «художественного» типа с отражением в них патологических симптомов и комплексов. Сновидения у психастеников, у которых (по Павлову) имеется отрыв второй сигнальной системы от первой и от подкорки, мало изучены. Надо полагать, что в сновидениях у них должны найти свое отражение патологические изменения их высшей нервной деятельности.
В целях физиологического анализа сновидений следует рекомендовать провести систематическое исследование сновидений у крайних представителей «художественного» и «мыслительного» типа, а также у психастеников как патологического отклонения от последнего типа. Есть основания полагать, что у лиц крайнего «мыслительного» типа (например у математиков) в сновидениях могут преобладать элементы второй сигнальной системы по сравнению со сновидениями у лиц «художественного» типа. Но и в этих случаях остаются верными закономерности последовательного выключения и включения сигнальных систем и циклов сновидений, изложенных в разделах IX и X. В связи с этим может быть разрешен вопрос об особенностях сновидений, внушенных в гипнозе. По данным И. Е. Вольперта, эти сновидения имеют не сумбурный и не нелепый характер, а целостный, ближе стоящий к возможной действительности. Мы полагаем, что такая особенность внушенных сновидений обусловливается не гипнозом, не свойствами гипнотического сна и не внушением (так как содержание сновидения никогда не внушается), а «художественным» типом нервной системы наших испытуемых, абсолютное большинство которых составляют женщины с истерическими неврозами, следовательно, с функциональным преобладанием первой сигнальной системы. У обоих указанных типов высшей нервной деятельности человека встречаются явления, которые в литературе именуются «символикой сновидений». Однако эта «символика» более свойственна сновидениям лиц «художественного» типа. Под «символикой» или «символизацией» сновидений обычно понимается замена абстрактных понятий и мыслей конкретными зрительными образами (так называемая «визуализация» или «драматизация»). Кроме того, под «символикой» понимается замена конкретного конкретным, одних образов другими. К первом случае речь идет о замене элементов второй сигнальной системы элементами первой сигнальной системы — зрительными образами. Во втором случае мы имеем дело с заменой одних конкретных образов другими, как, например, в баснях конкретные образы зверей являются символами конкретных образов людей. В жизни мы пользуемся метафорами, аллегориями, баснями и т.д. Примерно этому в своеобразной форме соответствуют факты «символики» в сновидениях. Так, если в жизни человек стремится достигнуть какой-то цели, но на пути к ней много препятствий, то нередко и в своих сновидениях он встречается с этими же «препятствиями», которые принимают аллегорическую форму различных зрительных образов. Эти зрительные образы изменяются от сновидения к сновидению, но отражают одну и ту же мысль о преодолении жизненных препятствий. Один наш сотрудник нередко видит сны на один и тот же мотив, отражающий его жизненные устремления. Он должен куда-то ехать, но не может туда доехать. Например, в одном из сновидений он едет на автомобиле в институт и должен попасть в дирекцию. Но… по дороге оказывается, что дирекция (что не соответствует действительности) находится далеко от института, в другом месте, и что машина идет в институт, а не в дирекцию. По дороге машина останавливается, впереди… глубокий ров с водой. За рвом зеленый луг. Проехать нельзя. Испытывает чувство затруднения. При этом просыпается. Этот же мотив сновидения повторяется на другой лад с другими «препятствиями» на пути. Такая «символика» иногда бывает ясна в отношении ее происхождения и лицам, не занимающимся анализом сновидений.
Приведем пример сновидения, в котором образы сновидения отражают жизненную ситуацию больной (С., 43 лет), с навязчивым неврозом (наблюдение д-ра К. М. Воронковской). Больная на реке полощет белье, оно чистое-чистое. Подходит пожилой человек и бросает белье с мостков в грязь. Больная сердится, ударяет мужчину самым грязным бельем по лицу. Мужчина хочет ей отомстить, бежит за ней. Больная спасается в воде, плывет. Мужчина плывет за ней. Ей кажется, что он хочет ее утопить. Оглянувшись, видит девочку, которая плывет дальше от преследующего мужчины, чем она. Больная решает поменяться с ней местами, считая, что этим сама спасется. Что же имеет место в жизни данной больной? Больная находится в дружеских отношениях с Н. Они всюду бывают вместе, много беседуют. Наконец, он требует близости. Больная страшится ее из-за последствий. Тогда Н. женится на очень молоденькой девушке. Больная считает, что эта девушка заняла ее место. Приведенное сновидение в зрительных образах отражает жизненную ситуацию и мысли больной. В основе фактов «символики» сновидений лежат ассоциативные процессы или корковые временные связи, которые фиксируют индивидуальный жизненный опыт в коре больших полушарий. Поэтому «символика» всегда имеет индивидуальный характер и не обязательно должна быть связана с сексуальными моментами жизни. Преувеличенное значение «символике» сновидений придавал З. Фрейд. Мы должны отбросить мистический и пансексуальный характер «символики», приписывавшийся ей Фрейдом. «Символика» составляет только часть содержания сновидений. Многие сновидения не имеют элементов «символики». «Символика» чаще наблюдается в сновидениях у лиц «художественного» типа. В основном она сводится к замене элементов второй сигнальной системы элементами первой сигнальной системы. Формулируем основные положения, изложенные в этом разделе. 1. Характер сновидений зависит от «художественного» и «мыслительного» типов высшей нервной деятельности (по И. П. Павлову). 2. У лиц «художественного» типа сновидения большей частью отличаются цельностью, картинностью и стоят ближе к сновидениям детского типа. У лиц «мыслительного» типа сновидения большей частью имеют нелепый, сумбурный характер хаотических комбинаций.
3. Так называемая «символика» наших сновидений заключается в замене элементов второй сигнальной системы (абстрактных понятий, идей) элементами первой сигнальной системы (конкретными зрительными и другими образами). 4. Такая замена осуществляется во время сна на основе ассоциаций или корковых временных связей, образованных в течение индивидуального жизненного опыта. 5. «Символика» сновидений свойственна и «художественному» и «мыслительному» типам, но больше «художественному».
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.23.150 (0.007 с.) |