Тема 4. 6. Формирование молодых литератур в регионе ближнего и среднего Востока. Позднее Средневековье. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. 6. Формирование молодых литератур в регионе ближнего и среднего Востока. Позднее Средневековье.



Укрепление позиций персидской классической литературы как регионообразующей. Роль суфийской поэтической традиции в распространении канона персидской классической литературы в регионе Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, Кавказа. XV век – период наиболее активного усвоения традиций персидской литература «молодыми» литературами Средневековья. Джами (1414-1492) и Алишер Навои – опыт литературного взаимодействия персо- и тюркоязычной традиций. Стилистическая эволюция персидской классической литературы в период позднего Средневековья (XVI – XVII вв.)

5. Рекомендуемые образовательные технологии

В курсе используются такие формы преподавания, как лекции и самостоятельная работа. Самостоятельная работа студентов предполагает прочтение и содержательный анализ ряда книг из рекомендованных списков основной и дополнительной литературы, написание рефератов. Информация, почерпнутая студентами самостоятельно из рекомендованной литературы, докладывается на экзамене в качестве отдельного вопроса.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются тестирование в виде реферата по заданной теме, а в ходе сессии – экзамен. Рефераты позволяют проверить знание студентами периодизации литературы стран Азии и Африки и греко-римского региона в эпоху древности, значительных исторических событий и процессов, влияющих на появление определенного типа художественного сознания, терминов, понятий, персонажей и персоналий. Оценка выполнения студентами рефератов ведется по балльно-рейтинговой системе.

Примерный перечень вопросов к экзамену

Раздел 1.

1. Типологии и периодизации литератур Востока в Средние века.

2. Средневековый Восток на литературной карте мира: специфика формирования литературных регионов.

Примерный перечень вопросов к экзамену

  Раздел 2.

1. Общая характеристика средневековых литератур Дальневосточного региона.

2. Китайская поэзия Смутных веков (III-VI вв.).

3. Поэзия первых японских антологий и ее типологическое сравнение с китайской поэзией.

4. Книжная героическая эпопея Китая и Японии (XIII-XIV вв.).

5. Китайская поэзия эпохи Тан (VII-X вв.).

6. Эссеистическая проза Китая и Японии (IX-XI вв.).

7. Повествовательная проза Китая (VII-XIII вв.) и Японии (IX-XII вв.).

8. Китайский романс эпохи Сун (X-XIII вв.).

9. Китайский роман XVI в.

10. Музыкальная драма Китая (XIII-XIV вв.) и Японии (XIV-XVI вв.).

Раздел 3.

1. Общая характеристика средневековой индийской литературы.

2. Средневековая индийская обрамленная повесть.

3. Индийский средневековый роман.

4. Средневековая поэзия на санскрите. Стиль кавья. Поэзия антологий.

5. Средневековая любовная лирика на санскрите.

6. Поэзия бхакти. Общая характеристика.

7. Поэзия южноиндийского бхакти.

8. Средневековые варианты «Рамаяны».

9. Кришнаитская религиозная лирика. Гитаговинда и Чондидаш.

10. Кришнаитская религиозная лирика. Творчество Сурдаса.

11. Творчество Кабира.

Раздел 4.

1. Характеристика эпохи устного творчества в арабской поэзии (статус автора, принципы творчества, основные жанры).

2. Жанровая система арабской и персидской классической поэзии: сравнительная характеристика.

3. Складывание арабоязычной литературы эпохи Халифата (VIII-IX вв.). Арабо-иранский литературный синтез.           

4. Становление персидской классической литературы. Творчество Рудаки.

5. Особенности раннего этапа становления персидского классического эпоса. «Шах-наме» Фирдоуси.

6. Складывание традиции романического эпоса в персидской классической литературе XI-XII вв.: Гургани и Низами.  

7. Придворная поэзия на средневековом мусульманском Востоке (принципы творчества, основные функции).

8. Литература мусульманского мистицизма (XI-XV вв.). Жанровая система, символика и источники ее формирования.

9. Факторы развития персидской литературы как регионального лидера. Формирование «молодых» литератур Средневековья на Ближнем и Среднем Востоке в XIV-XV вв.

 

Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов предполагает написание рефератов по заданным темам, при этом тема реферата дается по литературе страны, отличной от страны изучаемого студентом языка. Тема реферата косвенно соотносится с экзаменационными вопросами и отличается только по формулировке.

Все перечисленные оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины нацелены на формирование следующих компетенций:

– владение информацией об основных особенностях материальной и духовной культуры изучаемой страны (региона), способностью учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, характерную для носителей соответствующих культур (ПК-12);

– умение использовать базовые представления о эволюции литературного процесса и культурных традиций в странах Востока, включая общие представления о ведущих религиозно-философских учениях Востока (СПК-1);

– способность пополнять и использовать знание литературы и фольклора в их историческом развитии и современном состоянии, в сопряжении с гражданской историей и историей культуры народа, говорящего на данном языке (СПК-5);

– готовность пользоваться основными методами литературоведческого анализа (СПК-6).

 

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Раздел 1

а) основная литература:

 

1. История всемирной литературы. Т.2, 3 (вводные разделы). М., 1984-1985.

2. Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох. – Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

3. Куделин А.Б. Автор и традиционалистский канон. – Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

 

б) дополнительная литература:

1. Аверинцев С.С. Автор и авторитет. – Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

2. Брагинский В.И.

3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.

4. Мелетинский Е.М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы (Предисловие, Введение). М., 1983.

Раздел 2

а) основная литература:

1. Алексеев В.М. Китайская литература. М., 1978.

2. Горегляд В.Н. Японская литератураVIII-XVI вв. СПб., 1997.

3. История всемирной литературы Т. 2 (раздел «Литературы Восточной и Юго-Восточной Азии, глава первая»), т.3 (раздел «Литературы Восточной и Юго-Восточной Азии, глава первая»). М., 1984-1985.

7. Конрад Н.И. Японская литература. М., 1974.

8. Литература Востока в средние века. Часть I («Китайская литература», «Японская литература»). М., (МГУ), 1970.

9. Семененко И.И. Цзи Кан. Ода о лютне. – в кн. Проблемы восточной филологии. МГУ, 1979.

10. Сорокин В.Ф. Классическая драма Китая в XIII-XVI вв. – в сб. Изучение китайской литературы в СССР. М., 1973.

 

б) дополнительная литература:

1. Бежин Л.Е. Ду Фу. М., 1987.

2. Лисевич И.С. Литературная мысль Китая. М., 1979.

3. Рифтин Б.Л. Становление китайского романа. – в кн. Генезис романа в литературах Азии и Африки. М., 1980.

 

                                     в) тексты

1. Гуляка и волшебник. М., 1970.

2. Китайская пейзажная лирика. М., 1984.

3. Классическая драма Востока. М., 1976.

4. Литература Востока в средние века. Тексты. (Китай, Япония). М., (МГУ), 1996.

5. Ло Гуаньчжун. Троецарствие. М., 1984.

6. Манъёсю. Избранное. М., 1987.

7. Мурасаки Сикибу. Повесть о Гэндзи. Т. 1-2. СПб., 2001.

8. Повесть о доме Тайра. М., 2000.

9. У Чэньэнь. Сунь Укун – царь обезьян. М., 1984.

10. Хрестоматия по литературе Китая. СПб, 2004.

11.  Цветы сливы в золотой вазе. Т. 1-2. М., 1977.

12.  Ши Найань. Речные заводи. Т. 1-2. М., 1955.

13. Яшмовая нить. Антология Японской классической литературы. М., 1998.                         

Раздел 3

а) основная литература:

1. Бычихина Л., А Дубянский. Тамильская литература. М., 1979.

2. История всемирной литературы. Т. 2 (раздел «Литературы Южной и Юго-Восточной Азии»: Введение, глава вторая), т. 3 (раздел «Литературы Южной и Юго-Восточной Азии»: Введение, глава первая). М., 1984-1885.

3. Литература Востока в средние века. Часть I (Литература Индии). М., 1970.

4. Русанов М.А. Поэтика средневековой махакавьи. М., 2002.

5. Серебряный С.Д. Видьяпати. М., 1980.

б) дополнительная литература:

1. Голоса индийского средневековья. М., 2002.

2. Дубянский А.М. Священный идол – древний обряд и средневековая поэма. – Сад одного цветка. М., 1991.

3. Сазанова Н.М. «Океан поэзии Сур Даса». М., 1973.

4. Цветков Ю. В. Сурдас и его поэзия. М., 1979.

5. Цветков Ю.В. Тулсидас. М., 1987.

 

                                         в) тексты

1. Литература Востока в средние века. Тексты. (Индия). М., (МГУ), 1996.

Бана. Кадамбари. М., 1995.

2. Видьяпати. Песни любви. Из индийской средневековой лирики. М., 1977

3. Дандин. Приключения десяти принцев. М., 1964.

4. Индийская лирика II-X вв. Пер. с пракрита и санскрита Ю. Алихановой и В. Вертоградовой. М., 1978.

5. Индийская средневековая повествовательная проза. М., 1982.

6. Кабир гранхавали. М., 1992.

7. Кабир. Золотые строфы. М., 2004.

8. Мукундорам Чокроборти Кобиконкон. Песнь о благодарении Чонди. М., 1980.

9. Сазанова Н.М. Нет жизни без Кришны (из средневековой индийской поэзии). М., 1992.

10. Тулси Дас. Рамаяна или Рамачаитаманаса. М.-Л., 1964.

 

Раздел 4

а) основная литература:

1. Алиев Г.Ю. Темы и сюжеты Низами в литературах народов Востока (Введение). М., 1985.

2.Ардашникова А.Н., Рейснер М.Л. История литературы Ирана в Средние века (IX –XVII вв.). Учебник. М.: ИСАА МГУ, ИД «Ключ-С», 2010.

3. Бертельс Е.Э. Избр. труды. Низами и Фузули (монография «Низами»: главы 3-7). М., 1962.

4. Бертельс Е.Э. Избр. труды. Суфизм и суфийская литература (общие работы, с. 13-84).

5. Ворожейкина З.Н. Литературная служба при средневековых иранских дворах. – Очерки истории культуры средневекового Ирана. М., 1985.

6. История всемирной литературы. Т. 2, 3 (раздел «Литературы Ближнего и Среднего Востока: Введение, Главы 2, 3, 4).

7. Куделин А.Б. Романический эпос о Маджнуне и его арабские корни. – Эпос народов зарубежной Азии и Африки. М., 1996.

8. Куделин А.Б. Аравийская словесность VI-VIII вв.: опыт рассмотрения в фольклорно-мифологическом контексте. – Фольклор и мифология Востока в сравнительно-типологическом освещении. М., 1999.

б) дополнительная литература:

1. Куделин А.Б. Арабская классическая поэтика

2. Литература Востока в средние века. Часть II. М., (МГУ), 1970.

3. Фильштинский И.М. Арабская литература в Средние века. Словесное искусство арабов в древности и раннем Средневековье. М., 1977.

4.Фильштинский И.М. Арабская литература в средние века. Арабская литература VIII–IX веков. М., 1978.

 

                                       

                                       в) тексты

1. Абу-л-Фарадж ал-Исфахани. Книга песен. Перевод с арабского А.Б. Халидова, Б.Я. Шидфар. М., 1980.

2. Аравийская старина. Из древней арабской поэзии и прозы. Перевод с арабского. М., 1983.

3. Литература Востока в средние века. Тексты (Иран, Арабские страны, Турция). М., (МГУ), 1996.

4. Калила и Димна. Пер. И.Ю. Крачковского и И.П. Кузьмина. Предисл. И.Ю. Крачковского. М.-Л., 1934.

5. Низами. Лайли и Маджнун. / Введ., пер. с перс. и коммент. Н.Ю. Чалисовой и М.А. Русанова. — М.: РГГУ, 2008.

6. Низами Арузи Самарканди. Собрание редкостей, или Четыре беседы (Глава III – «О природе науки о стихе и о достоинствах поэта»). Перевод с перс. С.И. Баевского и З.Н. Ворожейкиной. М., 1963.

 

Материально-техническое обеспечение курса включает компьютер с проектором (для демонстрации презентаций) и принтером (для распечатки материалов и тестовых заданий).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки 41.03.03. Востоковедение и африканистика

                           

Разработчики

Профессор кафедры иранской филологии, д.ф.н. Рейснер М.Л.

Доцент кафедры индийской филологии, к.ф.н. Дубянский А.М.

Доцент кафедры китайской филологии, к.ф.н. Семененко И.И.

                      

 

 


[1] Экзамен проводится в форме индивидуального устного собеседования, в часы, отведённые на него.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.031 с.)