Тема 3.4. Средневековая поэзия бхакти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.4. Средневековая поэзия бхакти.



Религиозное течение бхакти в индуизме. Понятие бхакти как преданное служение богу в «Бхагавдгите». Возникновение бхакти на юге Индии, его связь с местными культами и го основополагающая черта – экстатическая любовь к богу. Поэзия бхакти на тамильском языке и формирование двух поэтических комплексов – шиваитского «Тирумурей» («Священный порядок», 6-12 вв.) и вищнуитского «Налайирадивья прабандхам» («Четыре тысячи божественных произведений», 7-11 вв.). Шиваитские поэты-бхакты (наянары) – Карейккал Аммеияр, Аппар, Самбандар и др. Характерные черты их житийных историй, типология жизнеописания бхакта (мотивы избранничества, отхода от семейной жизни, обнаружения поэтического дара). Прием «вхождения» в мифологию бога, «одомашнивание» божественных персонажей. Отражение эмоционального мира бхакта в поэзии. Диапазон религиозных переживаний – от восторга до страданий и самоуничижения.

Формирование вишнуитского поэтического комплекса на тамильском языке (7-11 вв.). Его связь с вишнуитской «Бхагаватапураной» на санскрите. Двенадцать поэтов-альваров. Перияльвар, автор свода гимнов «Тируможи» («Священная речь». Легенда о его приемной дочери Андаль. Творчество Андаль: поэма «Тируппавей» («Священный идол») как образец обрядовой поэзии и цикл «Наччияр тируможи» («Священная речь любящей»). Религиозно-эротические мотивы в поэзии бхакти. Фигура бога Кришны как привлекательный объект религиозных переживаний, ее многогранность (Кришна, воплощение Вишну, –дитя, юноша-любовник, герой). Становление кришнаитской лирики в творчестве альваров, влияние их поэзии на североиндийскую традицию бхакти.

Жанровый репертуар тамильской поэзии бхакти. Основная разновидность религиозного гимна – падигам и его структура (ограниченный набор строф, связанных рефреном, в последней - имя поэта и благо, приносимое гимном адепту). Крупный объединяющий жанр, состоящий из свода гимнов разных поэтических форм, - «Речение, или Речь». У шиваитов «Тирувасагам» Маниккавасагара (9 в.), у альваров – «Тируможи».

3.5. Поэзия вишнуитского бхакти на севере Индии.

 Придворный поэт Джаядева и его поэма на санскрите о Кришне «Гитаговинда» (12 в.). Ее содержание: любовные взаимоотношения Кришны и пастушки Радхи. Структура поэмы, особенности ее формы: наличие вступления (восхваление Вишну и его земных воплощений), деление на главы, указания на музыкальное исполнение текстов, монологи героев (Кришна, Радха, подруга Радхи), воспроизводящие структуру тамильского падигама. Поэма как яркий образец стиля кавья. Описание оттенков любовных чувств. Образы природы как обобщенного фона любовных ситуаций. Полемика по поводу жанровых истоков поэмы и ее бытования. Гипотеза: придворная поэма на любовную тему с последующей ее трактовкой с религиозных позиций.

Бенгальская поэма Чондидаша (15 в.) «Шри Кришнакиртон» («Воспевание Кришны») как «сниженный» локальный вариант поэмы Джаядевы. Сельский фон событий, герои – деревенские жители. Элементы фольклора и народного юмора в поэме.

Раджастханская поэтесса Мирабаи (1499 – 1547). Сочиняла гимны в честь Кришны (бхаджаны) на языках брадж, раджастхани, гуджарати. Воспевала Кришну как своего возлюбленного и считала себя соединенным с ним мистическим браком. Ее поэзия (как и поэзия Андаль) – выразительное воплощение любовно-религиозного аспекта бхакти.

 Кришнаитская тема в творчестве Видьяпати Тхакура (1352-1448). Песни о любви Кришны и Радхи на языке майтхили как мастерское описание оттенков любовных чувств. Реминисценции в них «Гитаговинды» и средневековой санскритской лирики. Фольклорные элементы в поэзии Видьяпати.

Жизнь и творчество Сур Даса (1478-1582), вязанные с ними легенды. Встреча с философом Валлабхачарьей как поворотный пункт его жизни. Его произведение «Сурсагар» («Океан поэзии Сура»), свод гимнов в русле вишнуитского бхакти. Отражение в нем духовных исканий и религиозных переживаний поэта. Важнейшая часть свода – «Кришнаяна», поэтическое переложение кришнаитского мифа, своего рода сельская идиллия, описывающая детство Кришны, его игры и проказы, его любовные отношения с пастушками и Радхой. Характер изображения Сур Дасом эпизодов из жизни Кришны в циклах гимнов-падов. Проблема формирования «Сурсагара». Различия между ранними и поздними рукописями. Ядро свода, его развитие и вопрос об авторстве его поздних частей.

Развитие агиографической и жизнеописательной литературы на новоиндийских языках. «Жития восьмидесяти четырех вишнуитов» Гокульнатха и «Жития двухсот пятидесяти двух вишнуитов» Харирайи.

Мистериальные представления о Кришне (раслила) и Раме (рамлила). Их свзь с народной карнавальной традицией. Бенгальская драма джатра. Синтез мистериальных, фарсовых и буффонно-площадных истоков в раслила – представлениях о проделках Кришны.

Рамаитская струя поэзии бхакти. Средневековые варианты «Рамаяны» на региональных языках: «Рамаяна» Камбана (тамильский язык), Криттибаша Оджха (бенгальский) и др. «Рамаяна» Тулси Даса (1532-1624), «Рамачаритаманаса» («Озеро подвигов Рамы»). Языки поэмы: авадхи, брадж, санскрит. Поэма как выражение идей рамаитского бхакти и традиционных индуистских концепций, противостоящих идеологии ислама. Образ Рамы как воплощение бога Вишну и идеала справедливого царя.

  3.6. Средневековые поэты-санты.

Сантами называли мудрых учителей, духовных предводителей, которых считали святыми. К ним относили и видных поэтов-бхактов – Мирабаи, Сур Даса, Тулси Даса и многих других. Таковым же был и Гуру Нанак (1469-1539), основатель религии сикхизма. Распространение им идеи эгалитаризма, религиозного и социального равенства. Две ветви бхакти: сагуна (представление о боге «с качествами», т.е. в чувственно воспринимаемом облике), и «ниргуна» - концепция бога как бескачественного Абсолюта (подкрепленная идеями суфизма).

Яркий представитель последней – Кабир (1440-1518?). Легенды о его рождении (мусульманин или индус?), о его жизни и смерти. Утверждения о его способности творить чудеса. Вольнодумство Кабира, его отказ от принадлежности к различным религиозным общинам. Универсализм его идей. Воспевание бога под разными именами, но как единое вселенское начало, лишенное конкретных атрибутов. Выразительность и меткость его стихотворных афоризмов, их близость к фольклору, их популярность. Проблема творческого наследия Кабира. Многочисленность рукописных и устных текстов и вопрос об их аутентичности.

Раздел 4. ЛИТЕРАТУРА БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА

Тема 4.1. Факторы складывания литературного региона Ближнего и Среднего Востока.

Доисламская и раннеисламский период в развитии арабской литературы. Доисламская арабская поэзия и ее роль в становлении поэтической традиции в литературах Ближнего и Среднего Востока. Типологическая характеристика доисламской поэзии, ее переходный характер. Племенная поэзия как «особый тип социальной памяти» (П.А. Грязневич). Проблема подлинности доисламской арабской поэзии. Статус автора («автор-в-себе» по С.С. Аверинцеву). Отличия доисламской поэзии от фольклора и от письменного авторского творчества. Протокасыда, ее структура. Жанровый состав доисламской арабской поэзии. Легендарные биографии поэтов и отражение в них уклада жизни родоплеменного общества: Имруулькайс (ум. в сер. VI в.), Антара (ум. ок. 615) и др.

Коран как первый письменный памятник арабской литературы. Коран как литературный источник. Трансформация института передатчиков доисламской поэзии (рави) в раннеисламскую эпоху: от хранения к критическому отбору и комментированию. Формирование первых филологических школ и складывание основ арабской поэтики.

Эволюция представления о поэте. Первые панегиристы. Узритская и омаритская линии развития арабской любовной лирики. Маджнун как герой романического предания.

Песенная традиция при дворе Сасанидов (VI вв.) и ее место в арабо-иранском литературном синтезе. Барбад и его «тридцать песен». Репертуар «царских песнопений», их типологическая характеристика.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.96 (0.005 с.)