Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение показателей безотказности ФС (подсистемы)

Поиск

 

Анализ и оценка безотказности ФС проводится с целью ответа на вопрос, влияют ли отказы изделий ФС на безопасность полетов.

Для определения показателей безотказности ФС (вероятности безотказной работы за t = Б.П, tФ1, tФ2, tФ3) используется метод структурных схем с учетом последовательного и параллельного соединения изделий ФС. Исходной информацией для построения структурной схемы является краткое описание функционирования ФС, ее принципиальная схема и перечень типовых отказов изделий, при которых они не выполняют своих функциональных задач.

В результате построения структурной схемы выделяются изделия, отказы которых не влияют на безопасность полетов (параллельное соединение в построенной схеме), и изделия, отказы которых влияют на безопасность полетов (последовательное соединение в схеме).

Для расчета вероятности безотказной работы ФС P (t) используются выражения, представленные в табл. 3.1.

 

Таблица 3.1 Оценка P (t) ФС методом структурных схем

Расположение элемента в структурной схеме

Выражение для вероятности безотказной работы

 

Примечание

Вид соединения Графическое изображение
  Последо-вательное     Парал-лельное   1          2...      m         вероятность безотказной работы j -го изделия;   количество изделий, соединенных последовательно;   количество изделий, соединенных параллельно.  

 

Рассмотрим в качестве примера топливную систему самолета Ту-154М, принципиальная схема которой приведена на рис.3.1.


Топливная система состоит из следующих агрегатов и комплектующих изделий (АиКИ):

Наименование АиКИ Обозначение в схеме
1 Топливный бак Б1, Б2 (Л, П), Б3 (Л, П), Б4
2 Насос подкачки ЭЦН-325 НП8 – НП11
3 Перекрывной клапан ПК
4 Центробежный насос ДЦН
5 Насос регулятор HP
6 Порционер П
7 Фильтр Ф
8 Трубопроводы Тр
9 Насос перекачки ЭЦН-323 НП1 – НП7, НП12 – НП16
10 Расходомер Р

 

Рис. 3.1. Принципиальная схема топливной системы самолета Ту-154М

После краткого описания работы топливной системы анализируются отказы изделий, при которых они не выполняют своих функций, и последствия отказов с учетом последовательного и параллельного соединения.

Например, в насосе перекачки НП3 могут отказать электрическая и механическая части. Оба этих отказа приводят к отказу насоса. Отказ насоса приведет к тому, что на больших высотах нарушится бесперебойная подача топлива от топливного бака Б3 к насосу двигателя ДЦН. Это означает, что в структурной схеме насос НП3 и бак Б3 должны быть соединены последовательно. Отказ насоса перекачки НП3 приводит к отказу одной ветви системы питания от Б3. Однако подачу топлива будут обеспечивать насосы НП1 и НП2. Отсюда следует, что в структурной схеме НП1, НП2, НП3 должны быть соединены параллельно.

Для упрощения расчета систему рекомендуется разбить на блоки I-VIII. Блоки целесообразно составлять из элементов, имеющих функциональную связь (рис. 3.2).

Далее определяется вероятность безотказной работы для каждого блока.

В рассмотренном примере имеем:

1)   для блока I: PI=PБ ЗЛ[1-(1-PНП1 ·PОК1)·(1-PНП2 ·PОК2)·(1-PНП3 ·PОК3)]

2)   для блока II: PI=PБ2л[1-(1-PНП4 ·PОК4)·(1-PНП5 ·PОК5)]

3)   для блока III:PIII=PБ4[1-(1-PНП6 ·PОК6)·(1-PНП7 ·PОК7)]

4)   для блока IV:PIV=PБ2п[1-(1-PНП12 ·PОК12)·(1-PНП13 ·PОК13)]

5)   для блока V:PV=PБ3п[1-(1-PНП14 ·PОК14)·(1-PНП15 ·PОК15)·(1-PНП16 ·PОК16)]

6)   для блока VI:PVI=PП ·PБ1

7)   для блока VII:PVII=1-(1-PНП8 ·PОК8)·(1-PНП9 ·PОК9)·(1-PНП10 ·PОК10)·(1-PНП11 ·PОК11)

8)   для блока VIII:PVIII=Рпк·Рр·Рдцн·Рф·Рнр·Ртр

 

 

В блоке VIII условно представлены все три двигателя

Рис. 3.2. Детализированная структурная схема системы.

Строим укрупненную структурную схему ФС (рис. 3.3).

 


I

 

 II

 

 III               VI                 VII                   VIII

 

 IV

 

 V

Рис. 3.3. Укрупненная структурная схема системы

 

Из схемы следует, что вероятность безотказной работы топливной системы будет равна:

 

PФС=[1-(1-PI)·(1-PII)·(1-PIII)·(1-PIV)·(1-PV)]·PVI ·PVII ·PVIII

 

Расчет доводится до числовой оценки подстановкой значений вероятности безотказной работы блоков и изделий в соответствии с табл. 3.1 и выполняется для t = Б.П, tФ1, tФ2, tФ3.

Результаты определения показателей безотказности ФС и ее изделий представляются в форме табл. 3.2.

По результатам расчетов, проведенных в данном разделе (на основании информации, представленной в табл. 3.2), необходимо:

1) проанализировать значения показателей безотказности изделий,

блоков и ФС в целом и динамику их изменения от наработки;

2) выделить наименее надежные изделия и блоки и дать предложения

по повышению безотказности ФС;

3) выделить изделия, отказы которых влияют на безопасность полётов, отметив их знаком + в графе 8 табл. 3.2.


Таблица 3.2 Результаты определения показателей безотказности отдельных изделий, блоков и ФС в целом

 

Объект

Вероятность безотказной работы объекта для соответствующей наработки

Влияние отказа изделия на безопасность полёта.

Наименование

Обозначение на схеме ` t Б.П tФ1 t Ф2 tФ3 да нет

   АиКИ

Топл. бак Б1            
Насос подк. НП            
           

Блоки

I           

 

II           

 

       

 

Функционал. система

ФС           

 

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.92.60 (0.01 с.)