Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 3. Сознание как предмет философского осмысленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Начало формы Социальность человека проявляется прежде всего в том, что личность обладает таким свойством как сознание. Сознание является отличительной сущностной характеристикой человека, основой его духовности и рациональности, что отличает человека от всех других живых существ. Сознание: - выражает способность человека к познанию; - выступает средством организации человеческой деятельности и регуляции межчеловеческих отношений; - является средством обмена опытом и передачи его от поколения к поколению; - объединяет творческие возможности человека; - обеспечивает ценностные ориентации; - является средством коммуникации. Таким образом, с ознание – это высшая, присущая только человеку и связанная с речью функция мозга, обеспечивающая познание и осмысление действительности и регуляцию жизнедеятельности людей. В истории философии сформировались несколько подходов в понимании сознания. В классической философии сложились два основных подхода: 1) Субстанциональный (представлен в большинстве учений античной, средневековой, ренессансной, а также в новоевропейской и немецкой классической философии). Сознание здесь рассматривается как сверхчеловеческая, надмировая сущность – субстанция (Логос в античной философии; Бог; Абсолютная идея у Гегеля и т.д.), лежащая в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание – это лишь частица или продукт надмирового сознания. Ценность человеческого сознания определяется степенью причастности к этой духовной субстанции. 2) Натуралистически-функциональный (сформировался в трудах английских эмпириков 17 в. и французских материалистов 18 в.). Сознание рассматривается здесь в качестве особой функции мозга. Отличие сознания от других функций мозга усматривается в том, что благодаря ему человек способен приобретать знания о себе и природе. Но при этом сознание рассматривается как чисто материальный объект, поскольку мозг вырабатывает мысли и чувства механически, так же, как печень вырабатывает желчь и т.п. Объединяет оба подхода классической философии пассивное понимание природы сознания. В обоих случаях сознание рассматривается только как средство отражения объектов внешнего мира. В неклассической философии сформировался ряд новых подходов: 1) Социокультурный подход. Формируется в рамках таких направлений как марксизм, структурализм и т.д.Согласно данному подходу: - сознание – продукт общественно-исторического развития, вне общества оно не возникает и не может существовать; - сознание – этофункция высокоорганизованной материи, а значит, возникновению и развитию сознания должно предшествовать формирование высокоорганизованного мозга; - сознание как идеальное отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения; - формирование и развитие сознания предполагает с необходимостью включенность человека в социальную практику. 2) Экзистенциально-феноменологический подход. Формируется в рамках таких направлений как экзистенциализм, феноменология и т.д. Согласно данному подходу: - утверждается принципиальная самостоятельность сознания человека в отношении и к природно-материальному миру и к обществу; - центральной характеристикой индивидуального сознания объявляется интенциональность, т.е. направленность сознания на объект (предмет, явление, процесс) посредством различных способов (восприятие, представление, оценка и т.д.); - посредством интенциональности сознание выступает как поток образования различных смыслов тех или иных объектов, результатом чего становится формирование мировоззрения и жизненного опыта человека. 3) Психоаналитический подход. Формируется в рамках такого направления как философия психоанализа. Согласно данному подходу: - формирование и функционирование сознания обусловлено скрытыми факторами психической организации человека, которые определяют мышление и поведение человека (бессознательное). - бессознательное не является непосредственно частью сознания и его содержание преимущественно недоступно для сознания; однако, путем различных неявных механизмов оно определяет сознательную деятельность человека. Генезис сознания Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, представленное в различных формах на уровнях неживой, живой и социальной материи. Отражение – это способность одной материальной системы в процессе взаимодействия воспроизводить внутри себя некоторые особенности другой материальной системы и при этом сохранять свою целостность. Отражение присуще всей материи и проявляется в разнообразных формах, которые зависят от уровня ее структурной организации. Биологической предпосылкой формирования сознания является психика как высшая форма отражения в живой природе. Психика основана на видовых, генетически закрепленных программах жизнедеятельности (инстинктах) и на индивидуальном опыте адаптации к внешней среде (совокупности условных и безусловных рефлексов). В русле психического отражения центральную роль выполняет головной мозг, который управляет деятельностью внутренних и внешних органов в соответствии с обстановкой в окружающей среде. Комплекс условных рефлексов, закрепленных в ассоциативной памяти, способствует формированию в мозгу в конкретной ситуации биологической цели как идеального предвосхищения результата деятельности организма. Сознание отличается от психики следующими признаками: - абстрактно-логическое мышление; - целеполагание; - самосознание; - связь с языком. Социальными факторами возникновения сознания стали формирование трудовой деятельности и языка: 1) Труд – это процесс отношений между людьми, связанных с изготовлением и применением средств деятельности, организацией и регулированием деятельности и распределением результатов ее: - коллективный труд предполагает сотрудничество людей, а также разделение трудовых действий между его участниками, что делает необходимым осмысление связи своих действий с действиями других членов коллектива. Отсюда в психике формируется способность к целеполаганию; - коллективный труд требует определенных форм регуляции деятельности, вследствие чего в психике возникают представления о нормах, начинает формироваться воля; - в процессе трудавозникает потребность в передаче информации о предметах и действиях с ними последующим поколениям, что реализовалось, в конечном итоге, на основе развития языка. 2) Язык – знаковая система, выработанная в обществе для коммуникации и передачи информации. Как способ существования сознания язык находится с ним в сложной функциональной взаимосвязи. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. В языке сочетается идеальная основа (информация) и способ ее передачи посредством материального носителя. К основным функциям языка относятся: - экспрессивная (средство выражения мыслей); - когнитивная (средство познания); - коммуникативная (средство общения между людьми); - кумулятивная (средство накопления и сохранения знаний).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.108.8 (0.007 с.) |