Раздел I Философия в исторической динамике культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I Философия в исторической динамике культуры



Раздел I Философия в исторической динамике культуры

МОДУЛЬ1

Философия как социокультурный феномен

Начало формы

Мировоззрение: его сущность, структура и исторические тип

Основной вопрос философии и две его стороны. Предмет философии в его историческом развитии

3. Функции философии

Функции философии

Задача философии состоит в том, чтобы обосновать идею человека как универсального существа, рациональность которого выступает лишь в качестве одного из проявлений многомерной и разномерной сущности человека в мире, определить и обосновать права личности на самоосуществление в качестве личности. Из этого следуют ее основные функции:

- мировоззренческая – способствует формированию у человека целостной картины мира, пониманию его законов, места человека в этом мире, возможности его познания и преобразования;

- онтологическая – формирует у человека знания о мире каким он является в действительности, т.е. вооружает его объективными знаниями;

- антропологическая или гуманистическая учит, что проблема человека занимает в философии центральное, приоритетное место;

- методологическая – заключается в том, что философия вооружает человека основными методами научного познания;

- мыслительно-теоретическая выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, т.е. предельно обобщать окружающую среду, действительность, отвлекаясь от частностей, несущественного и т.д., создавать мыслительно-логические схемы, системы и картины окружающего мира;

- гносеологическая – одна из основополагающих функций философии, которая вооружает человека механизмами познания и постижения истины, т.е. такого знания о мире, которое ему соответствует и не зависит от человека;

- аксиологическая – формирует у человека умения правильно оценивать вещи, процессы, явления окружающего мира с точки зрения нравственных, эстетических, религиозных, социальных и др. ценностей и формировать у человека ценностные ориентации и адекватные им действия;

- социальная – позволяет объяснить человеку общество, причины его возникновения, его эволюцию; причины возникновения и функции государства; способствует социализации личности; пониманию взаимосвязи прав, свобод и обязанностей личности;

- воспитательная – знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности, ориентации на истину, добро, справедливость, прекрасное. Она формирует у человека жизненный оптимизм, веру в будущее, в преодоление трудностей и пр.

- прогностическая – заключается в том, чтобы научиться на основании имеющихся философских знаний о мире и о человеке спрогнозировать возможные тенденции развития общества, познающего сознания, перспектив решения фундаментальных проблем человечества, которые носят глобальный характер;

- информационная – способствовать формированию у людей такого мировоззрения, которое соответствует современному уровню науки, новым технологиям; углублять знания и служить источником новой информации;

- эвристическая – заключается в способности философии содействовать приросту научных знаний, в том числе созданию условий для новых открытий, как в области самой философии, так и в области частных наук. Назовем примеры таких открытий: так, сначала в философии в форме гипотез, а затем в частных науках в форме законов были сделаны такие открытия, как идея эволюции (Анаксимандр), законов сохранения вещества (нечто из ничего не возникает и в ничто не превращается) и др.

- логическая – философия учит человека правильно мыслить, видеть за случайным – необходимое, за явлением – сущность; правильно давать определения понятий; воспитывает культуру мышления, вооружает умениями находить аргументы в споре и т.д.

 

МОДУЛЬ2

 

Лекция 5. Герменевтика

Начало формы

Герменевтика происходит от имени древнегреческого бога Гермеса, который считался покровителем торговли, магии и астрологии, а также был посланцем богов, который передавал людям их волю, и доносил до богов просьбы людей. Герменевтика (от греч. hermeneutikos - разъясняющий, истолковывающий) - это искусство и теория истолкования текста. Одним из первых произведений герменевтического характера принято считать сочинение Аристотеля "Об истолковании". Когда возникло христианство, то искусство и теорию истолкования текста, в то время называвшихся экзегетикой (от греч. exegetikos - разъясняющий), стали применять как инструмент правильного понимания Библии. При этом было обращено внимание, что текст может иметь несколько смысловых уровней.

В начале XIX в. немецкий протестантский теолог и философ Фридрих Шлейермахер (1768-1834), рассматривая возможность применения герменевтики к любым текстам, а не только к священному писанию, понял, что герменевтика может служить особым (в отличие от других методов работы с текстом, например, грамматики), способом понимания внутреннего мира автора текста.

Немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833-1911) уже связывает с герменевтикой "науки о духе", изучающие общество и человека, историю и культуру. Ведь "науки о духе" так или иначе сталкиваются с задачей постижения внутреннего мира автора текста, поскольку данные науки реконструируют картину изучаемых событий посредством обращения к письменным источникам, т.е. к текстам. Дильтей считал, что ученый не в состоянии адекватно воспроизвести, правильно интерпретировать прошлые факты без учета психологии, мотивации, менталитета создателя документа как письменного свидетельства. Нужно, как полагал Дильтей, "вжиться", "вчувствоваться" в образ жизни и образ мыслей автора.

В XX веке герменевтика поднимается до уровня философской дисциплины и рассматривается как важнейший исследовательский метод всего комплекса социально-гуманитарных дисциплин. Научная работа с текстом становится существом гуманитарного познания: постигнуть духовную жизнь человека соответствующей эпохи можно только через раскрытие многозначности текста. При этом необходимо учесть, что познающий субъект сам становится, "вживаясь" в содержание текста, в духовный мир, выражаемый автором текста, частью познаваемой духовной реальности. Получается, что постижение смысла текстов постоянно движется по пути их интерпретации и понимания через эту интерпретацию духовного мира автора и эпохи, выраженного в тексте, к новым текстам и к новым, более глубинным, смысловым уровням. Понимание и интерпретация становятся важнейшими понятиями философской герменевтики. При этом сама герменевтика превращается из учения о методе познания в учение о бытии. Человек, в герменевтике, есть существо, бытие которого заключается в понимании. Понимание становится не только способом познания, но и способом существования человека. Крупнейшими представителями философской герменевтики считаются французский философ Поль Рикёр (1913-2005), Мартин Хайдеггер, его ученик Ханс-Георг Гадамер (1900-2002).

"Интерпретировать, - считает Рикёр, - значит идти от явного смысла к скрытому". Интерпретация подчинена главной герменевтической задаче - пониманию. Цель понимания заключается в том, чтобы перенести смысловую связь и структуру от другого жизненного (исторического и личностного) мира в свой собственный. То, "что является жизненным, - пишет в "Истине и методе" Гадамер, - в действительности никогда по-настоящему не познается предметным сознанием, напряжением разума, который стремится проникнуть в закон явлений. Жизненное - не такого свойства, чтобы можно было извне достичь постижения жизненности. Напротив, единственный способ постичь жизненное - это постичь его изнутри". При этом необходимо внимательно относиться к внутреннему миру другого человека, к духу иной культуры, чтобы присущие им смыслы были восприняты нами, как они воспринимались в свое время самими носителями этих смыслов. "Понимать, - пишет Рикёр, - означает переноситься в другую жизнь". При этом возникает проблема так называемого герменевтического круга.

У Шлейермахера герменевтический круг - это принцип понимания текста, основанный на взаимосвязи части и целого: понимание целого складывается из понимания отдельных частей, а для понимания отдельных частей необходимо понимание целого. Получается круг, но только герменевтический. Герменевтический круг усложняется тем, что и анализируемый текст (как целое) является частью по отношению ко всему творчеству автора, а творчество автора, в свою очередь, часть соответствующего жанра, а жанр включается в литературу. Но текст ведь является еще и частью душевной жизни автора, поэтому, у Дильтея в качестве элементов герменевтического круга, в соотношении части и целого, выступают текст и биография его автора.

Идея герменевтического круга усложняется еще и тем, что взявшись за решение задачи понимания какого-либо текста, субъект исследования так или иначе уже имеет некоторое представление о том, что предстоит понять. Исследователь уже настроен на определенную "волну", невольно ожидает от воспринимаемого текста то, что соответствует его представлениям о смысле текста. Получается, что без предпонимания (первичного понимания), предшествующего дальнейшему углублению в смысл текста, не обойтись. Поэтому, разработка предварительного наброска смысла текста и его последовательный пересмотр являются процессом понимания смысла текста, способом "переноса" в другую жизнь. Тем самым, философская герменевтика поднимается через механизм понимания до рассмотрения всего объема человеческих взаимоотношений и форм общения, наполняется высоким моральным пафосом озабоченности за опасные последствия разобщенности людей, трудности установления взаимопонимания. И в этом высокий гуманитарный потенциал герменевтики.

Конец формы

 

Лекция 1. Понятие бытия

Начало формы

Мир образован бесконечным множеством разнообразных предметов, явлений и процессов, общей чертой которых является сам факт их существования. Понятие бытия вводится для того, чтобы указать на единство всех существующих, существовавших и потенциально способных к существованию объектов.

Таким образом, бытие – это философская категория, обозначающая существование разнообразия мира в единстве и целостности.

Понятие бытия содержит в себе два значения:

1) все то, что когда-нибудь существовало, существует теперь и обладает внутренней возможностью к реализации в будущем;

2) сущность мира, условие и причина единства и целостности мироздания.

Говоря о первом значении понятия бытия, выделяют его различные виды и формы.

Существуют два вида бытия:

1) объективная реальность – реальность, существующая объективно, вне и независимо от сознания человека (различные предметы, явления и процессы);

2) субъективная реальность – духовный мир человека, его сознание, в котором происходит отражение объективной реальности.

Можно выделить основные формы бытия:

1) Бытие природы:

бытие первой (естественной) природы (множество материальных объектов, существующих независимо от человеческой деятельности);

бытие второй (искусственной) природы (множество материальных объектов, сформированных в результате человеческой деятельности).

2) Бытие человека:

бытие человека как индивидуального существа (характерные неповторимые особенности отдельного человека);

бытие человека как социального существа (совокупность качеств, сформировавшихся у людей в результате общественной жизни).

3) Бытие духовного:

бытие индивидуального духовного (внутренний духовный мир отдельного человека, его мысли, чувства, идеи);

бытие объективированного духовного (совокупность идей, чувств, настроений, ценностей, сформированных в обществе – научные, политические, моральные, религиозные и пр. идеи и ценности).

4) Бытие социального:

бытие человека в обществе (существование отдельных индивидов в обществе);

бытие общества как системы (существование общества как системы взаимосвязей и взаимоотношений, сформировавшихся в процессе человеческой жизнедеятельности).

Проблема субстанции. Второй аспект понятия бытия указывает на начало и основу существования мира, причину единства и целостности мироздания. Для обозначения такой основы всякого существования сформировалась категория субстанции (от латинского substantia – сущность, то, что лежит в основании).

Под субстанцией понимается то, что существует само по себе, зависит только от себя, а не от чего-то другого, и является условием возникновения, существования и изменения разнообразных элементов мира.

Разные философские школы по-разному трактуют природу субстанции. Это зависит от того, как представители этих школ решают вопрос о единстве мира и его происхождении. Существуют следующие основные философские подходы в понимании сущности субстанции:

1) Монизм – философский подход, выводящий мир из одной субстанции и, опираясь на ее, формирующий картину мира как единства разнообразных предметов и явлений:

- материалистический монизм – под субстанцией понимается материальное начало (конкретное материальное вещество или материя как абстрактное понятие);

- идеалистический монизм – под субстанцией понимается духовное, идеальное начало (идея, дух, Бог, мировой разум).

2) Дуализм – философский подход, рассматривающий в качестве первоосновы мира выступают две субстанции – материальную и духовную.

3) Плюрализм – философский подход, утверждающий наличие множества субстанций:

- материалистический плюрализм – утверждается наличие в мире множества материальных субстанций (например, атомы в учении древнегреческого философа Демокрита);

- идеалистический плюрализм – утверждается наличие в мире множества духовных субстанций (например, идеи в учении древнегреческого философа Платона).

Конец формы

Генезис сознания

Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, представленное в различных формах на уровнях неживой, живой и социальной материи. Отражение – это способность одной материальной системы в процессе взаимодействия воспроизводить внутри себя некоторые особенности другой материальной системы и при этом сохранять свою целостность. Отражение присуще всей материи и проявляется в разнообразных формах, которые зависят от уровня ее структурной организации.

Биологической предпосылкой формирования сознания является психика как высшая форма отражения в живой природе. Психика основана на видовых, генетически закрепленных программах жизнедеятельности (инстинктах) и на индивидуальном опыте адаптации к внешней среде (совокупности условных и безусловных рефлексов). В русле психического отражения центральную роль выполняет головной мозг, который управляет деятельностью внутренних и внешних органов в соответствии с обстановкой в окружающей среде. Комплекс условных рефлексов, закрепленных в ассоциативной памяти, способствует формированию в мозгу в конкретной ситуации биологической цели как идеального предвосхищения результата деятельности организма.

Сознание отличается от психики следующими признаками:

- абстрактно-логическое мышление;

- целеполагание;

- самосознание;

- связь с языком.

Социальными факторами возникновения сознания стали формирование трудовой деятельности и языка:

1) Труд – это процесс отношений между людьми, связанных с изготовлением и применением средств деятельности, организацией и регулированием деятельности и распределением результатов ее:

- коллективный труд предполагает сотрудничество людей, а также разделение трудовых действий между его участниками, что делает необходимым осмысление связи своих действий с действиями других членов коллектива. Отсюда в психике формируется способность к целеполаганию;

- коллективный труд требует определенных форм регуляции деятельности, вследствие чего в психике возникают представления о нормах, начинает формироваться воля;

- в процессе трудавозникает потребность в передаче информации о предметах и действиях с ними последующим поколениям, что реализовалось, в конечном итоге, на основе развития языка.

2) Язык – знаковая система, выработанная в обществе для коммуникации и передачи информации. Как способ существования сознания язык находится с ним в сложной функциональной взаимосвязи. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. В языке сочетается идеальная основа (информация) и способ ее передачи посредством материального носителя. К основным функциям языка относятся:

- экспрессивная (средство выражения мыслей);

- когнитивная (средство познания);

- коммуникативная (средство общения между людьми);

- кумулятивная (средство накопления и сохранения знаний).

Раздел I Философия в исторической динамике культуры

МОДУЛЬ1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.046 с.)