Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 4. Диалектика как философская теория развития
Начало формы Понятие диалектики употреблялось в истории философии в разных значениях. Сам термин «диалектика» возникает в античности. Первоначально им обозначали искусство вести беседу (именно в таком значении впервые его вводит в философию древнегреческий мыслитель Сократ). Согласно античным представлениям, искусство диалога предполагает, что его участники задают друг другу вопросы, стремясь понять альтернативные точки зрения и доказать преимущества своих собственных позиций. Рассуждение движется от одних утверждений, разделяющих собеседников, к другим, в которых с обоюдного согласия сглаживается категоричность взглядов, сближаются, становясь более правильными, позиции. В результате преодолевается односторонность суждений, учитываются разные точки зрения, вырабатывается более верное понимание тех или иных явлений. Данное понимание диалектики сохраняется в философии вплоть до 19 в. В осмыслении процессов природной и социальной действительности господствовал вышеупомянутый метафизический подход. Немецкая классическая философия (конец 18 – первая половина 19 вв.) предложила вторую историческую форму диалектики. Наибольший вклад в ее формирование внес Г.В.Ф. Гегель. Он в своем трехтомном произведении «Энциклопедия философских наук» впервые в истории философии представил весь природный, социальный и духовный мир в виде процесса, в непрерывном движении, изменении и развитии. Таким образом, диалектика стала рассматриваться как универсальная теория развития, которая противопоставлялась метафизике. У Г.В.Ф. Гегеля диалектика носила идеалистический характер: основой развития выступает Абсолютная идея (некое мировое духовное первоначало, Бог в философском понимании). Абсолютная Идея пребывает в состоянии постоянного развития, имеет активный, деятельный характер. Ее деятельность заключается в самопознании. В ходе самопознания она порождает природу, а затем и человеческое общество с его культурой, в которых проявляются динамичные законы, присущие Абсолютной идее. Таким образом, основой гегелевской концепции является принцип тождества бытия и мышления, согласно которому природа, общество, культура – это различные формы проявления Абсолютной идеи.
Г.В.Ф. Гегель сформулировал и обосновал основные принципы, законы и категории диалектики, показал их внутреннюю взаимосвязь. Он утверждал, что развитие осуществляется как процесс последовательного развертывания системы категорий, которые одновременно являются формами бытия и мышления. Источником развития является противоречие, содержащееся в каждой форме как бытия, так и мышления. В результате с первой половины 19 в. понятие диалектика выступает как такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития. В неклассической философии существуют различные подходы, в рамках которых по-разному оценивается гегелевская теория диалектики. С одной стороны, такие философские течения как позитивизм, аналитическая философия отрицают значимость концепции диалектики как чисто абстрактной, оторванной от реальности теории. С другой стороны, в рамках ряда философских направлений происходит переосмысление гегелевской теории диалектики и создание на основе ее принципов, законов и категорий альтернативных концепций диалектики: - материалистическая диалектика (марксизм): весь мир рассматривается в качестве процесса взаимосвязанных изменений, источником чего являются принципы и законы, внутренне присущие материи; - экзистенциальная диалектика (экзистенциализм): диалектика рассматривается в первую очередь как способ анализа структуры человеческого сознания, для которого характерны внутренняя противоречивость, неустойчивость, изменчивость; - негативная диалектика (неомарксизм – Франкфуртская школа): диалектика рассматривается прежде всего как метод критического мышления, направленного на отрицание существующих форм социального и культурного порядка и связанных с ним понятий и категорий. Принципы диалектики – это основополагающие идеи, придающие философскому знанию качественную определенность, системность и целостность. К основным принципам диалектики относятся: 1) Принцип универсальной взаимосвязи: Мир представлен как совокупность явлений, находящихся в самых разнообразных отношениях, связях друг с другом. Любые предметы, явления и процессы рассматриваются как звенья бесконечной цепи, соединяющей все существующее в мире в единое целое.
2) Принцип развития: В мире нет ничего окончательно завершенного, все превращается во что-то другое, изменяется. Принцип предполагает анализ любых явлений с учетом того, как они возникли, какие этапы прошли в своем изменении, чем стали теперь, чем могут стать в будущем. 3) Принцип детерминизма: Данный принцип утверждает причинность как универсальный вид связи. Причинность – это генетическая связь явлений, в которой одно явление при определенных условиях порождает другое. Всякое изменение или развитие в соответствии с данным принципом имеет свою причину и следствие. 4) Принцип системности: Во всех сферах действительности присутствует закономерная организация. Она возникает в результате того, что взаимосвязи между элементами ряда совокупностей являются более организованными и устойчивыми, чем взаимосвязи с другими элементами, в результате чего данные совокупности образуют системы. Содержание философских принципов диалектики конкретизируется в системе законов диалектики. В широком смысле закон – это форма знания, выражающая внутреннюю, устойчивую, необходимую, существенную связь явлений действительности. Законы диалектики имеют наиболее общий характер, поскольку они направлены на выявление всеобщих и устойчивых связей в сферах природы, общества и мышления, которые обуславливают их развитие. 1. Закон единства и взаимодействия противоположностей. Данный закон объясняет источник и движущие силы развития предметов, явлений и процессов: Любое явление содержит в себе взаимоисключающие стороны, моменты, тенденции, т.е. противоположности. Диалектические противоположности – это такие стороны предмета, которые одновременно взаимоисключают и взаимодополняют друг друга, неразрывно связаны друг с другом. Например, в сознании человеческой жизни неразрывно переплетены индивидуальные и социально обусловленные черты; в структуре атома существуют частицы с отрицательным зарядом (электрон) и с положительным зарядом (протон, позитрон). Формула «единство и борьба противоположностей» выражает напряженное взаимодействие «полярных» свойств, функций, сторон того или иного целостного предмета. Единство противоположностей – это такая связь противоположностей, при которой они составляют взаимодополняющие части единого целого и не могут существовать одна без другой. Борьба противоположностей – это такая связь противоположностей, которая ведет к изменению целого, в рамках которого они существуют. Результатом такого напряженного взаимодействия противоположностей становится противоречие. Диалектическое противоречие – это взаимодействие противоположных сторон, свойств, тенденций объектов, которое является источником их развития, перехода в новое качество. Можно привести пример диалектического противоречия из области биологии: Допустим, существует некоторый биологический вид; под воздействием ряда факторов значительно изменяется окружающая среда, к которой данный вид не приспособлен. В данных условиях возникает противоречие между особенностями вида и окружающей средой, итогом которого может быть либо гибель вида, либо выработка у него таких свойств и функций, которые бы позволили ему приспособиться к окружающей среде. В последнем случае вид существенно изменяет свою специфику и по сути становится уже новым биологическим видом, т.е. происходит развитие в результате разрешения противоречия. Таким образом, например, совершился переход от древних гоминид к обезьяноподобным предкам человека.
В зависимости от глубины и масштаба противоречий, величины и продолжительности их действия выделяют несколько видов противоречий: 1) внутренние (возникающие в результате взаимодействия сторон, свойств, тенденций самих объектов) и внешние (возникающие в результате взаимодействия с различными объектами); 2) основные (определяющие развитие объектов на протяжении всего периода их существования) и неосновные (порождаемые основными противоречиями); 3) общие (присущие нескольким объектам определенного класса или целому классу объектов) и специфические (характерные для отдельных объектов или части объектов некоторого класса); 5) антагонистические (основанные прежде всего на несовместимости противоположностей) и неантагонистические (предполагающие прежде всего единство противоположностей). Противоречия не уничтожаются, а разрешаются, порождая новые противоречия. Таким образом, данный закон указывает на противоречия как на источник развития объектов. 2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Данный закон выражает взаимосвязь количественных и качественных изменений и раскрывает общий механизм развития. Категория качество обозначает совокупность существенных признаков и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему определённость. Качество предмета или явления связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Количество – это философская категория, выражающая величину, объем, число, интенсивность проявления свойств, присущих предметам и явлениям, темп протекания процессов, в которых они участвуют. Например, у такого объекта как карандаш его качество в практическом отношении выражается в способности использования для письма, рисования, в то время как длина, цвет карандаша, толщина грифеля могут рассматриваться как количественные характеристики.
Качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь выражается понятием меры. Мера – это философская категория, определяющая такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность объекта. Например, для такого объекта как вода, границами меры в качестве жидкости будут являться количественные показатели от 0 до 100 градусов. Выход количественных параметров за пределы меры с необходимостью ведет к изменению его качества. Качественные изменения выражаются через категорию «скачок». Скачок – это переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате выхода за границы меры). Примерами скачков выступают образование звезд и планет, возникновение жизни на Земле, формирование новых видов растений и животных, человека и его сознания, социальные революции, возникновение новых научных теорий. Рассмотрим пример: В нашей стране каменные жилые дома считаются пригодными для проживания, если их физический износ составляет менее 70%. Таким образом, границами меры для каменных жилых домов в качестве пригодности для проживания являются количественные показатели физического износа от 0 до 70%. В случае увеличения физического износа выше показателя 70% происходит скачок – каменный жилой дом приобретает новое для себя качество аварийного жилья. Таким образом, суть закона состоит в том, что постепенные количественные изменения, постоянно совершающиеся в предметах и явлениях, но до поры до времени не меняющие их основных черт, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям. 3. Закон отрицания отрицания. Данный закон характеризует развитие со стороны его направленности и результата. Развитие складывается из определенных циклов, этапов, стадий. Способом перехода от одной ступени развития к другой в рамках каждого цикла является отрицание. Отрицание – это философская категория, выражающая взаимообусловленность процессов отмирания старого качества, не отвечающего изменившимся условиям, и сохранения нового качества, соответствующего им. Отрицание – это этап развития, означающий превращение объекта в нечто иное, переход на новую ступень развития, от одного этапа к другому. Отрицание отрицания предполагает в свою очередь преемственность – сохранение в рамках нового качественного этапа развития объекта признаков, свойств, характерных для предыдущего качественного этапа. В рамках данного закона указывается на то, что «новое» качество не может возникнуть на пустом месте, а всегда включает в себя элементы «старого» качества. Можно рассмотреть некоторые примеры проявления закона отрицания отрицания: Например, эмбриональное формирование человеческого детеныша сменяется младенчеством, что означает переход в качественно новую фазу развития; в то же время ряд признаков и свойств, сформировавшихся у эмбриона, сохраняется у младенца. В развитии общества можно, например, наблюдать переход от аграрной к индустриальной стадии развития; в то же время становление индустриального общества было подготовлено процессами, происходившими в рамках аграрного общества, и в рамках индустриального общества сохранились многие признаки и свойства, характеризовавшие предыдущую стадию. Таким образом, суть закона состоит в том, что процесс развития любых объектов сопровождается такими явлениями как переход от одной стадии к другой и преемственность между данными стадиями. МОДУЛЬ 6
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.018 с.) |