Сопоставление видов транспорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сопоставление видов транспорта



Каждый вид транспорта в большей или меньшей степени приспособлен для перевозки тех или иных категорий, в зависимости от расстояния транспортировки и желаемых свойств идеального транспорта, которые он приближает – бесплатности (дешевизна), мгновенности (скорость), доступности (частота расписания), произвольной вместимости (большие или маленькие партии), что условно показано на рисунке 7.

Рисунок 28 – Виды транспорта и перевозимые категории

 По своим свойствам каждый вид транспорта, в зависимости от цели и условий перевозки, приближает те или иные свойства идеального транспорта, сформулированные выше и принимающие форму стоимости, скорости, доступности и вместимости (рисунок 8).

Рисунок 29 – «Идеальность» различных видов транспорта

 

 

Транспорт как система

В свою очередь, каждый вид транспорта включает определенные составные части, тесно взаимодействующие между собой. Когда в науке какое-то явление рассматривается не в отдельности, а как совокупность взаимодействующих элементов, связанных между собой и объединенных какой-то целью или назначением, мы говорим о системе. В этом смысле мы так же будем использовать понятие транспортной системы, считая ее состоящей из следующих основных элементов:

1. Транспортные пути

2. Транспортные средства

3. Транспортные узлы

4. Условия работы транспорта

Кроме того, самым важным - «нулевым» по порядку - элементом транспортной системы является пара спрос-предложение на грузы, перевозимые видом транспорта: если на перевозимый товар нет спроса, или не производится товара, способного удовлетворить спрос, необходимости в транспортировке нет. Действительно, удовлетворение спроса и предложением как раз и составляет основную цель транспортной системы, для достижения которой и взаимодействуют ее элементы. 

У каждого вида транспорта системные элементы различны. В то же время, терминалы являются интерфейсными элементом каждой системы транспорта.

 

2.5. Контрольные вопросы

5. Каковы основные стадии прохождения потока через логистические цепи поставок общего вида?

6. Каким образом меняются основные параметры материального потока, проходящего через цепи поставок общего вида?

7. Каким образом понятие добавленной стоимости влияет на требования к системам транспортировки?

8. Какова характеристика идеального транспорта и насколько подсистемы видов транспорта близки к идеальным характеристикам?

9. Какова структура и принципы работы транспортной системы? 


 

ОБЩАЯ И ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКИ

Цель раздела: формирование специального понятийного аппарата транспортной логистики, разграничение интерпретации понятий в бытовом и общелогистическом контексте.

 

3.

Терминологические проблемы

В настоящее время терминологический аппарат такой области человеческой деятельности, как логистика, оказывается не сформированным. Исследователи и разработчики в своих документах вынуждены использовать собственную или заимствованную, но в любом случае не «всеобщую» терминологию. Соответственно различается и толкование элементарных базовых понятий. В частности, распространена система взглядов, вовсе отказывающая в праве на существование понятию «транспортная логистика». Это обосновывается некой «всеобщностью» («системностью») логистики и используемым внутри нее понятием «транспортировка», акцентируя внимание на локальности и подчинённости соответствующей операции. Разделение понятий «складирование» и «транспортировка» позволяет более четко очертить круг деятельности и знаний, определяемый как «транспортная логистика», сформулировать возникающие методологические проблемы и обосновать пути их решения.

Во многих публикациях, равно как и в высказываниях многих специалистов по логистике, присутствует мнение о том, что складирование является чуть ли не основополагающим признаком неэффективности логистических цепей. Размеры запасов на складах каналов поставок включаются в критерии оценки эффективности с обратным знаком, принцип доставки «точно в срок» абсолютизируется, наличие складов и запасов на них подвергается критике и часто становится целью совершенствования структуры самих цепей поставок. Одной из причин, по которой возникает это представление, является значительное различие двух самостоятельных дисциплин: логистики и транспортной логистики. Желание избавиться от складов можно сравнить с бытовавшим долгое время стремлением организовывать работу морских портов и терминалов «по прямому варианту», без транзитного склада.

В настоящее время в транспортной логистике этот принцип забыт, размеры складов и объемы запасов на них операционной практикой не только признаются неизбежными, но и расцениваются как важнейший инструмент оптимизации функционирования всего транспортно-логистического механизма. В данном разделе проводится разграничение предметных областей общей и транспортной логистики, проводится анализ причин, по которым произошла эта смена образа мышления в сфере морского транспорта, и обосновывается необходимость соответствующего изменения взглядов так же и в области проектирования и управления глобальными логистическими сетями, что и является на современном этапе содержанием дисциплины «транспортная логистика».

 

Системная постановка задачи

 

Традиционно любая система определяется как совокупность элементов и связей между ними, направленная на достижение некоторой цели. Целью транспортной системы является удовлетворение спроса за счет имеющегося предложения. Каждая из этих двух общих категорий характеризуется своей пространственной локализацией, объемом и динамикой.

Спрос может возникать в некоторой точке А, предложение на удовлетворение этого спроса – в отдаленной от нее точке В. Для удовлетворения спроса необходимо выполнить транспортировку между этими двумя точками. В общем виде соотношение между упомянутыми категориями приведено на рис. 1.

Рисунок 30 - Соотношение понятий и категорий в отдельной логистической цепи

Логистические объекты, преобразуя ресурсы в продукты и обмениваясь ими, образуют сложные и разветвленные сети. Подмножество этих сетей, выделенное по тем или иным критериям для решения конкретной задачи, образует абстрактное понятие цепь поставки (рис. 2).

Рисунок 31 - Логистическая цепь поставок

Если субъекты – носители спроса (например, туристы или рыболовы) транспортируются к месту его удовлетворения, возникает система пассажирских перевозок. Если спрос удовлетворяется в виде некоторых продуктов, которые производитель продает потребителю (превращая продукт в товар), то для транспортировки между точками потребления и спроса требуется система транспортировки этих товаров. Товар, перемещением которого в интересах продавца (производителя) и покупателя (потребителя) занимается третья сторона (перевозчик), превращается в груз.

Соответствующая система, структура которой предназначена не для удовлетворения некоторого единичного акта удовлетворения спроса предложением продукта, а направлена на обеспечение устойчивого удовлетворения целого множества постоянно возникающих пар спроса и предложения, располагающихся в различных географических регионах и вызывающих потребность в значительном суммарном объеме перемещения грузов (т. е. товаров и т. е. продуктов), образует относительно обособленную грузовую транспортную систему. Эта система консолидирует многомерный массив пар спрос и предложение, обеспечивая движение необходимых для этого материальных потоков точно так же, как система мировой торговли консолидирует их в смысле организации экономического обмена, оформленного договорами купли-продажи. Материальные и все сопутствующее им потоки являются квази-стабильными, т. е. относительно устойчивыми, постоянными и масштабными, т.е. оправдывающими затраты на создание и поддержание работоспособности необходимой для этого транспортной системы. Условно указанная система, удовлетворяющая спрос на транспортировку грузов для целого множества отдельных логистических цепей, показана на рис. 3.

Рисунок 32 – Пары спроса-предложения как пространство транспортной логистики

 

В изложенной выше постановки задачи транспортно-логистическая цепь поставки вовлекает лишь грузы, т.е. исключает производственные операции преобразования входящих ресурсов в исходящие продукты. Взамен этого транспортная логистика концентрирует внимание на операциях консолидации и распределения грузовых партий, выполняемых по оптимизационным критериям различных видов транспорта и их сочетаний.

Полученные новые, транспортно-логистические цепи поставок (рис. 4) отражают иное измерение всего пространства материального производства, распределения и потребления, и по своей сложности не уступают традиционным чисто логистическим цепям, показанным на рис 2.

Рисунок 33 – Транспортно-логистическая цепь поставок

Планирование состава и структуры этой масштабной и самостоятельной системы, формулировка законов ее функционирования, изучение ее эффективности и устойчивости составляет содержание научной дисциплины, которую называют «транспортная логистика». Соответствующая ей по масштабам, сложности и охвату система торговли (территориальная, региональная, международная, глобальная) служит телеологической (целеполагающей) средой, в которой существует и развивается эта транспортно-логистическая система. На уровне логистических цепей, рассматривающих прохождение отдельных продуктов через предприятия и организации, функция транспортной логистики становится компонентой внутренней или внешней логистики, согласно традиционным определениям [9]. Во многом эта функция сводится к знаниям о том, как использовать в целях предприятия транспортную систему соответствующего уровня. Как средство обеспечения внешней торговли, транспортная логистика формирует особую научную дисциплину, характеризующуюся своими собственным специфическим законами.

Отсутствие или исчезновение указанного множества постоянно возникающих пар спроса и предложения приводит к разрушению транспортной системы, отсутствие возможности доставки грузов – к принципиальной невозможность удовлетворения спроса.

Перемещение продукта между точками А и В, расположенного в разных географических локациях, является не единственной целью создания грузовой транспортной системы. Как уж было сказано, спрос и предложение характеризуются локализацией, объемом и динамикой, и перемещение позволяет обеспечить лишь одно из требований логистики: наличие продукта в нужном месте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.008 с.)