Тгп как юр. Наука. Место и роль тгп в системе юр. Наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тгп как юр. Наука. Место и роль тгп в системе юр. Наук.



Пр. классиф. осн. пр-ых систем современности

Правовая система -конкретно-историческая совокупность права(законодательства),юрид.практики, господствующей прав.идеологии отд.страны. Элемент конкретного общества, отражающий его социально-экономические, политические, культурные особенности. Правовая семья -совокупность НПС, основанная на общности истоников, структуры права и исторического пути его формирования.

ПСС – это самое общее понятие – совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных средств, методов, процедур, с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общ-ые отношения, реализует меры юр. отв-ти. Пр. системы мира складываются из нац-ых правовых систем (НПС). НПС – конкретно историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии страны (гос-ва). Правовая семья – совокупность НПС, основанная на общности источников права, структуры права и исторических путей его формирования. Структура пр. систем: Правосозн./ пр. культура/ право / закон-во /формы права/ механизм пр-го регулирования / правоотн. / правопорядок / юр. практика и техника

Классификации:

1) Основная: Ром-герм СП; Англо-саксонская (семья общего права); мусульманская (религиозно-традиционная)

2) Рене Давида (в зависимости от идеологии и юр. техники): ром-герм /англо-сакс /социалистическая/ религиозные и традиционные системы

3) К.Цвайгерт (критерий «правовой стиль», вкл. в себя 5 факторов: происхождение и эволюцию правовой системы; своеобразие юр. мышления; специфич. правовые институты; природу источников права и способы их толкования; идеологические факторы): романский пр. круг (Франция, Италия, Испания) / герм-ий (Германия, Австрия, Польша, Литва, Латвия, Греция) /скандинавский (в промежутке между романским и герм. Н: Исландия, Дания) / англо-амер-ий /социалстич. (Китай, КНДР, Корея, Вьетнам) / мусульманский / индусский.

4) Саидов: (в зависимости от исторического генезиса правовых систем, системы источников права, структуры пр.системы): романо-германская / скандинавская / латиноамериканская / правовая семья общего права / мусульманская / индусская / семья обычного права (Африка) / дальневосточная.

5)индуистская, социалистическая

ПРОБЛЕМЫ: 1) отсутствие единых критериев классиф. Каков д.б. характер эти общих признаков-критериев? Каковы их особенности и виды? Каково д.б. их содержание? Должны ли они быть временными или же постоянными, присущими сравниваемым системам на всех этапах развития? Д.б. 1 основной или нужно несколько общих признаков-критериев? 2) многообразие НПС (не все страны уклад-ся в четкую сист 3х (Яп); 3) страна должна соотв. критериям, кот есть в пр семье. Люб классификация м.б. подвергнута критике; 4) Куда отнести РФ? 5) Проблема переходн гос-в (напр, Япония. После ВОВ не романно-германской переход в англосакс-ю)

 

Проблемы правосознания.

Носитель любого вида сознания – индивид.

Правовое сознание – система правовых чувств, эмоций, идей, взглядов, оценок, выражающих отношение людей к юр. практике, к сущ-му и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права (это субъективное восприятие правовых явлений людьми)

Структура правового сознания: 1. правовая психология –совокупность чувств, эмоций, настроений, переживаний, соответствующих эмпирическому, обыденному уровню индивидуального (группового) сознания, формирующегося в процессе повседневной человеческой жизнедеятельности. Это псих. реакция любого чел-ка или группы людей на гос. деят-ть, законодательство и др. юрид. Феномены. 2. правовая идеология – совокупность устоявшихся юр. идей, теорий, взглядов, принципов, которые в систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.

Виды правосознания: 1)По субъекту: Общественное (носитель – язык – система знаков); Групповое (носитель – язык); Индивидуальное - результ социализации отдельного чел-ка (носитель – мозг чел-ка). 2) По уровню: Обыденное (им обладают все люди независимо от своего соц.-правового статуса); Научное (обладают учёные-юристы); Профессиональное (им обладают гр-не, осущ-ие толкование, и реализацию правовых предписаний на профессиональной основе: сотрудники ОВД, адвокаты, судьи…). Функции правосознания: 1. Познавательная, 2. Оценочная (отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики), 3. Регулятивная.4. прогностическая5.идейно-воспитательная.

ПРОБЛЕМЫ: 1) Включается ли поведенческий элемент в структуру ПС? 2) проблема повышения ур-ня ПС (как?) Привычка индивида к добровольному правопорядку – показатель развитого общ-ва. Как выработать такое правосознание? Идеология носит всегда общественный хар-р (присуща большим группам людей) Индивидуальной идеологии нет. Идеология – оптимальное средство управления людьми (создается спец.). ВОПРОС: Как же создать в индивид-ом созн-ии некую идеологию? Аналогом на индивид. уровне явл. убеждение. ВОПРОС: Те ли идеи, предлагаемые для того, чтобы стать убеждениями, вносятся из вне? Внутр критерий – стала ли идея убеждением – явл включенность дан идеи в собственное мировоззрение. Сформировать соц знач правосозн у всех не возм-но (это идеал, к кот необх стремиться). Достат-но ¼ насел-я, выработавшего соц знач созн-ие – они в состоянии поддерживать в общ-ве правомер повед-е. Вначале формируются идеи --> принципы --> идеология должна перейти на уровень психологии. 3) как соотн ПС общ-ва и ПС индивид-е? ПС общества не = ПС индивида. 4) соотношение с правовой культурой.

Прав.псих. состоит из(элементы):правовой мотив(оценочное отношение личности к правовой ситуации с позиций актуальной потребности),прав.установка (состояние псих.склада личности, располагающее к опред.активности с позиций опред.потребности и личностного интереса), прав.ориентации-совокупность качеств личности, определяющих в своем единстве прав. Позицию по отношению к праву, его институтам, чувство законности (опред.псих.настрой личности, обеспечивающий выбор исключительно правомерныхвариантов поведения.

+ 6. Доп инф: Роль главного и активного элемента в правосознании принадлежит прав. идеологии как систематизированному, научно обоснованному, теоретизированному отражению правовой действительности. Правовая психология складывается стихийно и носит несистематизированный, неформальный характер. В то же время в правосознании она имеет как бы первичный характер, поскольку зачастую правовые чувства и эмоции возникают ранее правовых идей.

 

7. Пр. соотношения правосознания и пр. культуры.

Правовое сознание – система правовых чувств, эмоций, идей, взглядов, оценок, выражающих отношение людей к юр. практике, к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права (это субъективное восприятие правовых явлений людьми). СТРУКТУРА: правовая идеология, правовая психология. ФУНКЦИИ: 1. Познавательная, 2. Оценочная (отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики), 3. Регулятивная4.прогностическаяВИДЫ: 1) обыденное, научное, профессиональное; 2) Общественное, групповое, индивидуальное.

Правовая культура (ПК) –совокупность ценностей, выполняющих функцию социально-правовой ориентации людей в процессах правотворчества и реализации права (ПК характеризует качественное состояние правовой жизни общ-ва). Правовая культура – это обусловленная эк-им, полит-им, соц-ым и дух-ым уровнем развития общ- ва разновидность общей культуры, представляющая собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению.

 ВИДЫ: ПК общая, ПК соц. группы, ПК личности. УРОВНИ ПК: обыденный, професс, теоретич-ий. Предназначением ПК д.б. выполнение функции социально-правовой ориентации людей в обществе.

ПРОБЛЕМЫ: 1) сущ. несколько т.з. на их соотношение: а) ПК уже ПС (ПК = пр. идеология, т.е. явл. часью ПС); б) ПК шире ПС (ПК включ в себя ПС); в) ПК = ПС. 2) некот авторы вводят понятие правового воспитания, т.е. ПК = ПС + ПВ. Следовательно, ПС – рез-т ПВ (но ПВ не возм без ПС. теория недоработана. 3) Т.з. о том, что ПС и ПК не взаимосвяз элем. ПС - внутр, отнош-ся лич-ти. ПК -явл внешее, никак не связ с лич-тью. 4) (!) ПС и ПК взаимосвяз элем. ПС формирует ПК, а ПК через призму ПВ отраж-ся в ПС.

 

Пробл. пр. культуры.

Правовая культура (ПК) –совокупность ценностей, выполняющих функцию социально-правовой ориентации людей в процессах правотворчества и реализации права (ПК характеризует качественное состояние правовой жизни общ-ва). Особое соц.явление,отражающее качественное состояние прав.жизни, а именно уровень развития прав.деятельности,степень реализации прав и свобод, качество нпа.

Правовая культура – это обусловленная эк-им, полит-им, соц-ым и дух-ым уровнем развития общ- ва разновидность общей культуры, представляющая собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению. Высокий уровень ПК -показатель правового прогресса. Виды: ПК общества;. ПК личности – знание, понимание, уважение и сознательное выполнение правовых предписаний в жизнедеятельности индивида (уровень правовой социализации члена общ-ва). + некоторые авторы выделяют ПК соц. группы. Уровни ПК: обыденный / профессиональный /теоретический (научные знания о самом правовом механизме регулирования). Содержание ПК: - фактическое и правовое значимое поведение; - наличие привычек правомерного поведения, соблюдения права;- осознание социальной значимости права и правопорядка; - уважительное отношение к правам дг. чел-ка; - гражданско-правовая активность.

Специфические функции ПК:

- познавательно-преобразовательная функция (согласование общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития..); - праворегулятивная (обеспечение устойчивого функционирования всех элементов пр. системы в общем); - ценностно-нормативная (формирование ценностного значения тех или иных правовых норм); - правосоциализаторская (формирование правовых качеств личности); - Коммуникативная (общение граждан в юр. сфере).- Прогностическая (анализ тенденций, характерных для всей правовой системы).

ПРОБЛЕМЫ: 1) объем, какие ценности вкл. в ПК? 2) проблемы пр культуры общества в целом - как ее поднять? 3) Структура ПК имеет достаточно много уровней. Она складывается из качественной оценки след. институтов: позитивное пр (т.е. действ зак-во); источники права; правоотношения; законность и правопорядок; реализация пр; гос аппарат; индивид-пр акта; правосоз-е; юр наука, лит-ра образ-е. 4) Деформации ПК: Пр. нигилизм (отрицание ценности, роли права); пр. инфантилизм (пользование пр инст, но неправ, по-детски (непонимание); Пр. волюнтаризм (испол-ие прав институтов не по назначению, слишком широкое использование); пр. идеализм (переоценка преувеличение права, злоупотребление им.) 5) проблема соотн-я с правосознанием.

 

 

Проблемы гр. прав.

Гражданские(личные)пр. и свободы(гп) - неотчуждаемые, естественные права чел-ка, отражающие ценность жизни чел-ка, его достоинство и неприкосновенность. (охватывают такие права и свободы, кот. являются необходимыми для защиты основополагающих ценностей человека: его жизни, индивидуальной свободы, достоинства, частной жизни.)

По своей природе они являются: 1) правами человека, т.е. принадлежат каждому и не связаны с принадлежностью к гражданству гос-ва, не вытекают из него; 2) неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения; 3) абсолютными, т.е. не подлежат ограничению.

Классификация п. и с. чел-ка и гр.: 1. базовые (неотчуждаемые); 2. основные (конституционные) 3. общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах).

 Права ч-ка также можно поделить на 1) личные (пр.на жизнь, непросновенность частной, жилища, передвижение, суд.защиту); 2) политические (избир.право, собраний, обдинений); 2) социально — экономические (своб. предпр-тва

, труд.пр.,пр.чс;охр.здоровья); 3) культурные ( образование,творчество,бл.окр.среду,культ.жизнь).

Проблемы: 1. Проблема защиты прав, свобод и закон. интересов граж. Возникает из-за многих причин: закон-го установления возможности огранич-я прав граждан, расплывчатой формулировки положений, позволяющих двояко рассм. ту или иную прав. норму или пробелов в праве, а зачастую, противоречий норм. Законодатель пытается обеспечить такую защ. прав, своб. и закон. интересов, придерживаясь основополагающих НП посредством установления структуры взаимоотнош. субъектов и определ-х правил поведения, определяя возможность и способы защиты наруш. или оспариваемых прав и закон. интересов. 2. Реализации ГП. Как реализ-ть? Создание различного негос. институтов, кот. будут спосбствовать реализ. ПЧ, они заставл. гос-во исп. решения (страс суд). Кроме того, созд-ся «объед-я гр-н» связ с защ-ой П, к-л конституц объед-я (защита прав потр-ля) и т.о. для того чтобы отстаивать права гр-н. 3. Проблема в закреплении этих прав – т.е. обяз ли гос-во закр естеств права и делать их гр-ми. Если П не закрепл гос-вом, гр-н м его реализ, если оно пропис в междунар акте и не наруш прав др ч-ка. 4. Проблема борьбы со злоупотреблениями. (умышленный выход управомоченного лица в ситуации правовой неопределенности за внутренние пределы (смысл, назначение) субъективного гражданского права (определяемые в том числе критериями разумности и добросовестности) для достижения своей незаконной скрытой цели с использованием формализма и недостатков гражданского права, как-то: абстрактность, узость, пробелы, оговорки, ошибки, противоречия правовых норм и договорных условий и т.п. Иными словами, злоупотребление гражданским правом – это недобросовестное правопользование в условиях правовой неопределенности. + Права ч-ка- это права объективные по своей сущности, неотъемлемые, естественные, принадл. чел. как таковому,поскольку он человек, т.е. в силу самой его человеч природы. Основн пр ч-ка закреплены в «всеобщ деклар прав ч-ка»,междунар пакт о гражд и полит правах,междунар пакт об экономич,соц и культ правах

+ От старшиков: Сущ пробл понимания гр-х прав(ГП). Принято выделять: 1. личные П (жизнь,соб передв) 2. политические П (избир, быть избр) 3. соц П (на труд, соц защищ-ть). ГП а) сов-ть прав в рамках опред блока б) сов-ть всех прав, не связ с правов статус ч-ка в) сов-ть прав, опред правовой статус ч-ка г) права граждан.

 

Проблемы толкования права.

Толкование – это сложный волевой процесс, направленный на уяснение и разъяснение точного смысла предписаний правовых норм в целях их наиболее правильной, быстрой и экономной реализации. Уяснение –внутренний мыслительный процесс, не выходящий за рамки сознания самого интерпретатора. Разъяснение – деятельность, которая следует за уяснением и состоит в объяснении и изложении смысла государственной воли другим участникам отношений.  

Способы толкования: 1. грамматический ( анализ текста НПА); 2. Логический (Выявление вложенного в норму смысла путем исследования не отдельных слов, а внутренних связей между частями НА); 3. Системный (анализ других норм близких по содержанию данной; выявление, в каком по значимости акте она сформулирована, какое место в этом акте занимает); 4. Историко-политический – исследование состояния общ-ых отн-й во время издания НПА, целей, которые преследовались при издании, юр. практики применения соответствующего  НПА); 5. спец -юрид. (на основе проф. знаний юр. науки и законодательной техники); 6. Телеологичесикий –установление целей принятия нормы.

Виды толкования: 1) По объему: Буквальное (адекватное); расширительное; ограничительное. 2) По субъекту: Официальное (а) Нормативное (общий характер, возможность неоднократного использования): - аутентичное = авторское; - легальное; б) Казуальное – разъяснение смысла прав. нормы для данного конкретного дела (индивидуальный хар-р). Неофициальное: обыденное; практическое и научное.

ПРОБЛЕМЫ: 1) априори не д.б. толкования по объему, т.к. норма д.б. прозрачна и понятна. Допустимость ограничит. и расширит. толкования дает основание отдельным органам, лицам измен «букву» закона.2) Проблемы официального толкования (толкование не д.б. актом нормотворчества). При офиц толковании, как правило, по сути возник подмена закона его толкованием. Толкование подменяет собой содержание самой нормы. 3) Все толкуют норму по-разному. 4) публичное неофициальное толк. вводит в заблуждение.

+ Доп. инф: Значение толкования: - важное условие эффективной реализации НП; обеспечивает правильное, единообразное понимание и применение права на всей территории страны; неправильное истолкование НП – глубокое нарушение законности, достаточное основание для отмены или изменения вынесенного решения; выступает в качестве активного средства правового воспитания, действенного рычага повышения правовой культуры; способствует устранению пробелов и других изъянов действующего законодательства.

 

15. Проблемы классификации (видов) правонарушений.

Правонарушение – противоправное, волевое, виновное деяние, носящее характер неисполнения вменяемым дееспособны лицом, достигнувшим определенного возраста, наносящее вред государству, обществу, личности. Признаки: общ.-опасный хар-ер / противопр. хар-ер / материальный акт поведения (но не мысли) / виновное деяние / деяние находилось пол контролем воли и разума. Состав ПН ( совокупность его главных, определяющих признаков, выделенных гос-ом как типичных, необходимых и достаточных для наступления юр. отв-ти ): С, СС (вина + мотив, цель), О (общий, родовой, непосредственный), ОС (деяние, противоправность, вред, причинная связь + время, место, обстановка, способ).

ВИДЫ: 1) По степени общественной опасности: Проступок - правонарушение, посягающее на различные общественные отн-ия и не достигающие степени общ-ой опасн., хар-ной для преступления. Подвиды: админ-е; дисцплинарн. (наруш. трудовой,учебн, служебн и иной дисциплины); гражд-правовые; процессуальные (Н: неявка свидетеля в суд). Преступления – общ-но-опасное, запрещённое уг. законом, нравственно обсуждаемое виновное наказуемое деяние, посягающее на конституционный строй, экономич. и полит-ую систему, установленную форму собственности, права и свободы гр-ан, и причиняющие вред охраняемым законом интересов гос-ва, общ-ва и личности. По УК- виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания. 2) По формам вины: совершенные умышленно, совершенные по неосторожности; 3) По отрослям народного хоз- ва: в промышленности, в с/х, на транспорте и в др.; 4) по видам юр. деятельности: в правотворчестве, в правоприменении.

ПРОБЛЕМЫ: 1) - критерий общ. опасности при классфи правонарушений носит расплывчатый хар-р. Они меняются (Н: для пенсионера и для предпринимат критер большого вреда разные). 2) – проблема соотношения преступления и проступка (Например, в 2000 г. в НК была введена норма, где ее гипотеза была такой же, как и в КоАП, а санкции разные, следовательно, проблема какое право необх примен); 3) - Проблема маргинальности. М аргинальное поведение – переходное, граничащее с правонарушением. Где грань между правомерным и неправомерным (Н: толкнул кого-то: специально? Не понятно. А если больно?). 4) - проблема в поисках мотивов: мотив достаточно легко изобразить. Разум должен находиться под контролем самосознания. Если мотив рационален, значит это фикция. Осмысленный мотив – не мотив, а умысел (знаешь последствия). 5) - Обязательность одного из основных признаков ПН – общественная вредность – в отеч. Литературе подвергается сомнению. Аргументы: нередко правонарушением признаются такие действия (бездействие), которые лишь создают опасность, но не всегда влекут наступление вредных последствий

 

ТГП как юр. наука. Место и роль ТГП в системе юр. наук.

Виды наук: естественные (природа); технические (созданное человеком); гуманитарные (процессы общественной жизнедеятельности). Наука – это система объективных знаний об окружающем мире. Правовая наука (по В.Н.) – это система полных и всесторонних знаний о П. и Г., в основе кот. лежит совокупность понятий, категорий и научн. законов, отражающих возникновение, закономерности развития и функционирования Г. и П. Правоведение – система юр. наук - это социальные науки, изучающие общ-е отн-я, урегулированные правом. ТГП – фундаментальная юр. наука (теоретическая база правоведения).

ЮР НАУКИ: 1) Историко-теоретические н.: а) Историко-правовые (ТГП / ИОГП/ ИГПЗС/ИППУ); б) Теорико -правовые (фил. права/ Социология пр./ Сравнительное правоведение/ юр. конфликтология). Все науки этой группы изуч. Г. и П. как целостные, взаимосвязанные явления. НО тгп изучает гос-правовые явления в наиболее абстрактном виде, безотносительно к конкретной стране, исторической эпохе. 2) Отраслевые науки - изуч опред общ. отн., а тгп – Г. и П. в целом. По отношению к ним ТГП выступает как обобщающая, синтезирующая наука (тгп исследует общие для всех отр наук вопросы (правонар., ответственность). Двусторонний, взаимный хар-р связи: отр. науки черпают из тгп i о сущности и содержании основных юр. терминов. Из отр-х наук тгп получает эмпирический материал, при помощи кот. подтверждает или опровергает те или иные теоретические модели. 3) Межотр. науки – исслед. однородные общ-е отн-я, возникшие в сфере правового воздействия различных отраслей права (криминология, прокурорский надзор) 4) Прикладные науки –и меют практический характер (криминалистика, суд. мед., суд. экспертиза, суд. психиатрия, статистика…). С ними тгп связ меньше, т.к. прикл науки не в полной мере относ к юрид наукам – они вкл в свое содержание данные технических, и естественных наук. 5) МП (складывается на основе соглашения между странами и выражает их согласованную волю): МПП и МЧП.

Роль ТГП: направлена на овладение основными понятиями для изучения других юр. наук, усвоение первичных понятий и формирование научного мировоззрения. ТГП изучает «общие закономерности» гос-правовых явлений (закономерности - процесс, кот.исходя из каких-либо точек приходит к опред знанию). + методологическое значение. От уровня развития тгп зависит состояние юриспруденции в целом.

ПРОБЛ: В.Н.: в момент возникновения ТГП – неоднозначность понимания. ТГП возникает как попытка обобщить и систематизировать все то, что было накоплено в праве. Вследствие этого возникают отрасли права. Исходные проблемы: 1) насколько ТГП носит юридический хар-р. 2) Роль и место ТГП в системе юр. наук? ТГП вырабатывает общие понятия. На основании тгп происходит систематизация права. После – обратный процесс: сформированные на базе тгп науки стараются с ней порвать (быть независимыми от тгп). Это выражается в вырабатывании «своих» новых понятий этой науки, отличных от тгп. Возникает проблемный вопрос: как поддержать ведущую роль тгп? И сопутствующая проблема: из-за разницы в понятиях и определениях, выработанных различными отраслями права, возникают проблемы несоответствия кодексов, законов друг другу. Вследствие чего возникают пробелы в праве, а затем и правонарушения.

+ Проблема: ТГП носит теоретический характер. Это выражается в том, что механизм усвоения теории весьма условный. Теория не очевидна в своей убедительности, т.к. существуют различные трактовки.

  Учебник: 1.существует несколько вариантов классификации юр. наук; 2.споры по поводу правомерности или неправомерности выделения той или иной системы норм права в качестве отдельных отраслей права и выделения научных знаний, касающихся данной системы норм, в самостоят. отрасль юр. науки. + оспариваются сами критерии выделения отраслей права (предмет и метод). 3. Проблема отнесения то или иной дисциплины к опред. группе юр. наук; проблема подразделения отраслей права на фундаментальные (главные) и специальные (неглавные). 4. Проблемы связи тгп с теоретико-правовыми науками: (а) ФП и социология права – юр науки или составные части философии и социологии? ТГП и ФП органически сочетаются друг с другом, взаимно дополняют друг друга, но они не взаимозаменяют друг друга. ФП имеет дело с в основном с процессом познания и объяснения сути правовой материи, с процессом изучения и философского объяснения правового бытия. (б) В одних случаях сравнительное право рассматривается как составная часть тгп (представляется, что у них общий понятийный аппарат, цели и предмет), в других – как самостоятельная отрасль знаний и учебная дисциплина.

 

2. Проблема предмета ТГП.

Каждая наука и уч.дисц. имеет свой предмет и объект познания. На основе единого объекта выделяют различные группы наук, на основе предмета – отдельные сферы научного знания. Предметэто часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемый отдельной наукой. Объект ТГП – Г. и П. в качестве взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений общ-ой жизни. Предмет ТГП – наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования Г. и П., систематизированные сведения об основных понятиях и категориях юриспруденции, теоретические модели «идеальных» государственно-правовых систем. Элементы предмета ТГП: 1) понятийно-категориальный аппарат юриспруденции; 2) осн. принципы и теоретические модели правотворчества и реализации права; 3) хар-ка основных методов познания юр. наук.

Снетков: 2 подхода: 1) научное познание (знания систематизированы, не противоречат друг другу) – познающее новые отношения, объекты, признаки… 2) учеб. дисц. (то, что уже изучено наукой принимают как истину) – общие закономерности возникновения, развития Г. и П., право как система норм права, их типовые (носят хар-р менее общий) и общие (одинаковые для всех) черты.

Проблемы по учебнику Марченко: Исходная проблема ТГП – проблема определения предмета. Где поставить пределы? 1) Г. и П. как таковые не могут выступать в качестве предмета тгп (т.к. их изучением занимаются и др. уч.дисциплины). Г. и П. – лишь основа, база, на кот. формируется и уточняется предмет тгп. 2) Нет единого понимания и толкования предмета ТГП. В зависимости от того, какая сторона (аспект) госуд-прав жизни берется за исходное при опред предмета ТГП, таким будет и определение. Предмет ТГП не может не имеет политического и идеологического аспекта «по определению» (иначе надо было бы признать, что Г. и П. как явления, изучаемые тгп, не имеют ничего общего ни с полит-ми, ни с идеологич-ми явлениями ). 3) Содержание предмета тгп не явл. неизменным, застывшим, а с течением времени изменяется и развивается. Это затрудняет и делает бессмысленным попытки исчерпывающего определения предмета тгп. Основа предмета тгп – общие закономерности возникновения, развития и функционирования Г. и П. сохраняется. 4) Надо учитывать меняется также представление о самих Г. и П., хар-ре их взамосвязи и взаимодействия, их месте и роли в жизни общ-ва. 5) проблема разд-я предмета на 2 самост уч. дисциплины: теор права и теор гос-ва. Но рассмотр-е отд гос-во и право невозм-но, т.к. они воздействуют друг на друга: гос-во не может сущ-ть без права, а право без гос-ва. => возник? нужно ли их рассм-ть вместе или отдельно? Какие тогда закономерности д изучаться? 6) Вопрос о наименовании дисциплины «ТГП» или «ТПГ». что важнее: Г. или П.?. 7) Сущ-ет проблема подмены предмета и объекта (но объект – более широкое, более объемное понятие).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.034 с.)