Разделение властей в государстве: теория, опыт, проблемы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разделение властей в государстве: теория, опыт, проблемы.



Важный элемент правового государства помимо господства права - разделение властей. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства.

Принцип разделения властей имеет два аспекта. Во-первых, это разделение власти между самими органами государства. Ни одному из органов не принадлежит вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Но разделение властей не абсолютно. Это действующий механизм, достигающий единства на основе согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и на случай конфликта и экстремальных ситуаций.

Какая-то власть при этом должна все-таки выйти на первое место, занять верховное положение. С точки зрения логики правового государства такой властью обладает законодательная власть, поскольку она формирует правовые масштабы и юридические нормы общественной и государственной жизни, основные направления внутренней и внешней политики. Единственным представительным и законодательным органом Российской Федерации является - Федеральный парламент. Он является политически устойчивым, постоянно действующим органом. Формируется на основе всеобщих и прямых выборов. Порядок выборов устанавливается федеральным законом. В Верховном Совете представлены как все граждане РФ, так и все субъекты федерации. Он состоит из двух палат: Государственной Думы и Федерального собрания. Обладая исключительным правом принятия и изменения законов, Федеральный парламент определяет на основе конституции рамки, в которых действует и законодательная, и исполнительная, и судебная власти.

Сильнейшими средствами воздействия парламента на исполнительную власть является утверждение и контроль за исполнением бюджета, участие в назначении главы и членов правительства, а в необходимых случаях - и смещение отдельных членов правительства; контроль за деятельностью специальных служб и внешней разведки.

В системе сдержек и противовесов свою роль играет глава государства. Без этого механизм разделения властей будет несовершенным. Президент осуществляет общее руководство, назначенным им с согласия Федерального парламента, Правительством, которое одновременно находится под контролем парламента. Президент возглавляет исполнительную власть и представляет Российскую Федерацию во внутренних и внешних отношениях. Под руководством Президента, осуществляя внутреннюю и внешнюю политику РФ, действует правительство РФ. Структура, состав и компетенция правительства определяется федеральным законом. Без надлежащих сдержек исполнительная власть неизбежно подминает под себя законодательную и судебную. Поэтому против нее нужны особые гарантии. Исполнительная власть формируется представительными органами, подконтрольна и подотчетна им, действует на основе и во исполнение законов.

Судебная система правосудия - третья необходимая ветвь власти в механизме разделения властей. Это арбитр, решающий споры о праве. В правовом государстве правосудие осуществляется только судом. В этом - важнейшая гарантия прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Суд не должен подменять собой законодателя или исполнителя. Но не законодатель, ни исполнитель не должны присваивать себе функции суда.

В этой связи самым главным является обеспечение реальной независимости суда от различного рода органов и лиц, которые диктовали бы ему свою волю и фактически узурпировали судебную власть. Поэтому судьи, кроме мировых судей, несменяемы. Они увольняются в отставку по достижении 70-ти летнего возраста. Судьи должны назначаться вышестоящими органами власти. Выражением равенства граждан перед законом является подсудность общему суду, недопустимость расширения юрисдикции специальных судов. Систему общих судов возглавляет Верховный Суд Федерации - высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Он может осуществлять надзор за судебной деятельностью высших судов республик, краев, областей, окружных судов. Полномочия, организация и порядок деятельности Верховного Суда РФ устанавливается федеральным законом.

В суде целесообразно рассматривать также хозяйственные споры предприятий, организаций и учреждений, поскольку судебная процедура дает спорящим сторонам больше законных возможностей для вынесения обоснованного и справедливого решения.

 

21.Понятие и структура политической системы общества…

Политическая система – это социальный механизм осуществления власти, включающая в себя совокупность политических институтов, принципов, норм, идей, обычаев, традиций.

Политическая система неоднородна по своему составу. В состав политической системы входят различные элементы.

политическая система общества состоит из пяти элементов, каждый из которых характеризует различные стороны ее жизнедеятельности:

1) Институциональный (или организационный) элемент. Выражает внешние проявления политической системы, в него входят те организации и объединения людей, которые вовне представляют политическую систему.

1) государство в лице различных государственных органов

2) политические партии

3) общественные объединения (учреждения, фонды, органы общественной самодеятельности и пр.)

4) профессиональные союзы

5) средства массовой информации

6) органы местного самоуправления и другие элементы.

 

2) коммуникативный (структурный) элемент. Совокупность взаимоотношений и форм взаимодействий, складывающиеся между политическими субъектами.

А)полит. Отношения направленные на укрепление существующего строя

Б)полит. Отношения, выражающие интересы оппозиционных и революционных сил.

 

3) Нормативный (регулятивный) элемент представляет собой нормативные основы деятельности политической системы. К нормативному элементу относятся:

· Политические нормы – действующие в рамках политической системы правила регулирования политических отношений (содержатся в уставах, программах политических партий).

· Нормы права (например, Конституция РФ, Закон РФ «Об общественных объединениях Российской Федерации» и пр).

· Политические обычаи и традиции

-этико моральные нормы и т.д.

 

4) Функциональный элемент. Показывает, как действуют, функционируют на практике элементы политической системы. К нему относятся:

· Политическая деятельность (митинги, демонстрации, забастовки, собрания, сходы, шествия, пикеты и др.);

· Политические процессы (процесс формирования парламента, процесс формирования общественного мнения; процессы характеризуются длительностью, протяженностью во времени, состоят из ряда последовательных действий);

 

5) Идеологический элемент. Совокупность различных идей, взглядов, чувств участников полит. Жизни общества.Он включает в себя теории, представления, понятия об обществе и путях его развития, различные политические доктрины, а также политическую культуру и, прежде всего, политическое сознание в обществе.

-индивидуальность идей и взглядов

-классовые групповые воззрения

-внегрупповые представления

 Государство в политической системе общества.

Государство является центральным элементом политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.

Черты государства, определяющие его положение в политической системе, таковы:

· Универсальность государственной власти. Государство - это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная политическая организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс.

· Государство обладает монополией на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией и т. д.

· Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования. Во внутренние дела других организаций государство вмешиваться не должно, но именно оно определяет принципы организации политической системы общества и взаимоотношений других субъектов политической системы.

· Государство обладает суверенитетом, является основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие политической системы общества. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.

· Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.

Некоторые авторы подчеркивают - и справедливо, - что государство лучше характеризовать не столько как главное, сколько как особое звено политической системы. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.009 с.)