Модели социальной государственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели социальной государственности



Модели социального государства – основные его разновидности, разли-чающиеся типом социально-экономического устройства общества и политико-идеологической основой, на которых оно базируется. В условиях демократиче-ского устройства и рыночной экономики исторически первой стала модель, ос-новывающаяся на идеологии и политике демократического социализма (ранее всего в скандинавских странах). Позже в ФРГ, других западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии государства стали создаваться не на социалистической (социал-демократической), а на либеральной или либераль-но-консервативной идеологии. Обе эти формы можно рассматривать как разно-видности (подвиды) одной и той же демократической модели социального го-сударства, получившего в теории и политической практике название открытое общество. Имеющиеся между ними различия проявляются в:

а) более радикальной или более умеренной системе перераспределения матери-альных ресурсов на социальные нужды;

б) установлении более высоких или низких налогов, с Помощью которых обра-зуются эти ресурсы;

в) большей или меньшей степени вмешательства государства в экономику.

Эти различия неантагонистичны; происходящая демократическим путем смена власти у партий либеральной, консервативной и социал-демократической ориентации не приводит к потрясениям основ социального государства, проис-ходят лишь сдвиги в его функционировании – усиливается или уменьшается его вмешательство в экономику, ослабевает (либо, наоборот) проводимая им социальная политика, расширяются или сокращаются социальные программы.

В современной мировой практике все более рельефно проявляются две основных модели государства с различными их модификациями. Первая – так называемая либеральная (монетаристская) – основывается на минимизации го-сударственной собственности и соответственно – абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства. Либераль-ная модель основывается на принципе самовыживания, формирования лично-сти – независимой, полагающейся только на себя, с определенной системой нравственных понятий (Если ты живешь бедно, то ты сам в этом и виноват).

Вторая модель – социально ориентированная – основывается на свобод-ном сосуществовании различных форм собственности, сильной социальной функции государства.

Социальное и правовое государства выступают в единстве, они тесно взаимосвязаны и не могут существовать одно без другого. В настоящий период идея правового государства получила свое конституционное закрепление во многих государствах мира.

Принципиально иной характер имеет модель социального государства в условиях тоталитарного политического строя. Социальное и тоталитарное го-сударства являются различными системами организации политической жизни страны. При огосударствлении в том или ином виде экономики и общественной жизни, при отсутствии плюрализма государство тоже может быть социальным по своей направленности, осуществлять в достаточно широких масштабах забо-ту о своих гражданах, оказывать им социальную защиту и поддержку. Так, со-циальными надо признать СССР и ряд других стран, существовавших в рамках основанной на марксистской идеологии модели общественного устройства, именуемой государственным социализмом. И на раннем этапе (20–30-е гг.) Со-ветское государство создало самые передовые системы материальных социаль-ных гарантий для самых широких слоев населения, за исключением крестьян-ства (оно было лишено пенсионного и других видов социального обеспечения).

По мере возрастания (начиная с 30-х гг.) в развитых зарубежных странах со свободной рыночной экономикой народного благосостояния и внедрения механизмов действенной социальной помощи и социального обеспечения Со-ветский Союз (с середины XX в.) и другие страны, пополнившие после Второй мировой войны систему так называемого реального социализма, стали все больше отставать от стран со свободной рыночной экономикой. Основанная на тотальном огосударствлении экономика оказалась менее эффективной.

Государства реального социализма, будучи, несомненно, социальными, реализовали свои социальные функции в более ограниченных масштабах, чем социальные государства, утверждавшиеся примерно в то же время в странах со свободной рыночной экономикой: узкий спектр гражданских прав и свобод (слова, мысли, политической деятельности, передвижения и др.), слабая защита граждан от произвола властвующей бюрократии и т. д. Те же пороки имеют и ныне существующие тоталитарные, а также автократические режимы. Россий-ская Федерация встала на путь формирования социального государства в 1993 г.

Действующая ныне Конституция РФ создала правовое Поле для развития гражданского общества (civil society). Отказ от тотального огосударствления общественных отношений изменил характер отношений государства и общест-ва. Теперь, в отличие от тоталитарного государства, в котором Полностью рег-ламентировалась общественная жизнь, провозглашен принцип, ведущий к со-циальному партнерству и взаимопомощи государства и гражданского общества. Понятие гражданское общество использовалось в различных значениях многи-ми авторами начиная с XVIII в. Гегель под гражданским обществом подразуме-вал объединения свободных и равных граждан, не являющиеся государством, т. е. добровольные ассоциации, фирмы и корпорации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.005 с.)