Предмет и методология и функция теории государства и права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и методология и функция теории государства и права.



Предмет и методология и функция теории государства и права.

Все науки подразделяются на:

· Естественные, математические и технические.

· Гуманитарные и общественные.

Характерными особенностями ТГП являются:

· Общие специфические закономерности(исследования гос-ва и права в целом.)

· Основные вопросы правоведения(тип, сущность.)

· Общая теория

· Единство науки(предмет гос-ва и права и их взаимосвязь)

Предмет ТГП:

· ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГОС-ВА И ПРАВА.

· СУЩНОСТЬ,ТИПЫ,ФОРМА ДЕЙСТВИЯ ГОС-ВА И ПРАВА,ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

· ОСНОВНЫЕ ГОС-ПРАВОВЫЕ ПОНЯТИЯ, ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕ ЮР. НАУКИ В ЦЕЛОМ.

Метод ТГП:

· Способы, приёмы и средства изучения предмета данной науки.

Все методы подразделяются на:

· Общие

· Частные

Общие:

· Метод исторического материализма(распространение диалектического материализма на исследование обществ.жизни)

· Соотношение общества, гос-ва и права.

· Гос-во и право как важнейшие надстройки над эк. Базисом

· Общечеловеческое и классовое начало в гос-ве и праве

· Историч. метод(истор. закономерности)

· Логический метод(анализ и синтез)

Частные:

· Системно-структурный

· Функциональный

· Метод моделирования(мыслительное идеальное исследование предметов)

· Статистический(на количественных данных получение данных)

· Метод социологического исследования

· Сравнительный метод.

Функции теории государства и права:

· Гносеологическая (познавательная) - познавать, анализировать, описывать, систематизировать и объяснять сущностные свойства государственно-правовых явлений.

· Мировоззренческая - вырабатывать правовые ценности, совершенствовать правосознание общества, его правовую культуру, формировать основы правовой пропаганды и правового воспитания.

· Прикладная - формулировать практические предложения по совершенствованию системы государственного управления и правовой системы.

· Прогностическая - выявить тенденции развития государства и права, предсказать и смоделировать варианты их будущего развития.

 

 

ТГП в системе гуманитарных и юридических наук.

· В процессе исследования государства и права вполне естественно и неизбежно возникает вопрос о соотношении их с друг другом, а также с теорией гос-ва и права.

· ТГП широко использует философские категории и всеобщие понятия этой науки. Здесь также использование философских законов и закономерностей, в которых важен мировоззренческий аспект.

· Наряду с философией ТГП имеет тесные связи с политологией. Используя политологические методы, ТГП рассматривает государственно-правовые явления не только с точки зрения их внутреннего строения, формы, сущности, но и под углом зрения их места и роли в системе др. политических явлений институтов и учреждений.

· Также неразрывная связь между ТГП и эконом. науками. Эконом. науки,занимаясь изучением различных ср-в и способов пр-ва,форм собственности, методов управления экономикой, решают тем самым не только экономические, но и социально-политически вопросы.

· Постоянная и последовательная связь ТГП прослеживается с социальной психологией.

ТГП занимает важное место в системе юридических наук. Они делятся на 3 группы:

1. Историко-правовые: история отечественного гос-ва и права, философия права.

2. Отраслевые: конституционное право, административное право, гражданское право, трудовое, земельное право.

3. Специальное право: криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия.

 

 

Форма государственного устройства - это территориальная организация государства, характеризуемая соотношением государства в целом и его отдельных составных частей.

Форма государственного устройства показывает, как распределена власть в государстве по вертикали, отражает соотношение центральной власти и власти в отдельных частях государства.

Теория естественного права.

Теория естественного права отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Гроций утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

 

Социологическая школа права

Социологическая школа права - одно из основных направлений правоведения XX века. В отличие от правового позитивизма, сводившего задачи юридической науки к формально-логическому изучению действующего права, социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого права», то есть системы правоотношений, поведения людей в сфере права.
Основателем социологического направления в юриспруденции является Эрлих, книга которого «Социология права» (1911 г.) представляет собой систематическое изложение основных идей этого направления. В России социологическую школу представляли С.М. Муромцев и Г.Ф. Шершеневич. Видным ученым современной американской социологической школы права считаются Р.Паунд.
Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет французский юрист Леон Дюги. Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности.
В трактовке Дюги, социальная норма - это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства. Дюги пишет: «Государство подчинено нормам права, как и сами индивиды; воля властвующих является правовой волей, способной прибегать к принуждению только в том случае, если она проявляется в границах, начертанных нормой права». Правила социальной солидарности, подчеркивает Дюги, и составляют объективное право, которое не подчинено государству, но подчиняет себе государство.
Отвлекаясь от формальных признаков права, социологическая теория наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешивающей силой в жизни общества. Идеи данной теории четко выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.

 

Психологическая школа права

Психологическая школа права, одно из направлений буржуазной правовой науки, сложившееся на рубеже 20 в. одновременно с появлением психологических направлений в социологии и др. социальных науках. С точки зрения представителей П. ш. п., причины, обусловливающие существование и действие права, коренятся не в социально-экономических и классово-политических условиях государственно-организованного общества, а в психологии личности или социальной группы. Право рассматривается ими как продукт различного рода психологических установок, инстинктов (например, властвования и подчинения), эмоций. Один из родоначальников П. ш. п. — французский социолог и правовед Г. Тард, считавший, что в основе всех социальных ценностей и норм, в том числе и правовых, лежит инстинкт подражания. Наиболее глубоким и оригинальным представителем П. ш. п. был русский юрист Л. И. Петражицкий. В немецкой литературе под влиянием фрейдизма и бергсонианства сложилась концепция «правового чувства» (Рюмелин, Рицлер, Изай и др.), согласно которой главным в праве являются не нормы, а судебные решения, в основе которых лежат интуиция, подсознательные переживания, глубинные психологические установки судьи. В 30-х гг. эта концепция, безгранично расширяющая в нарушение принципа законности т. н. «свободное судейское усмотрение», была воспринята в США реалистической школой права. После 2-й мировой войны 1939—45 в буржуазной литературе сохраняли значение такие разновидности П. ш. и., как т. н. скандинавская школа права Хагерстрёма-Росса, концепции Р. Веста, П. А. Сорокина и Н. С. Тимашева, которые, модернизируя отдельные положения Петражицкого, основой права считали психологию социальной группы, а не отдельного индивида.

Марксизм не отрицает важной роли индивидуальной и социальной психологии в процессе функционирования права. Однако с точки зрения материалистического понимания права как продукта социально-экономических и классово-политических отношений теоретико-методологические позиции П. ш. п. ошибочны. Они ведут к идеалистической трактовке социальных корней права и его генезиса, к оправданию субъективно-волюнтаристских тенденций в процессе правотворчества и применения права, к принципиальной недооценке гарантий правопорядка и законности.

 

Типы права

 Типология права - это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции следующих подходов.

В рамках первого (формационного) главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода, решающим фактором общественного развития, который детерминирует соответствующий тип надстроечных элементов; государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права.

МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации. Понятие общественно-экономической формации составляет фундамент марксистского понятия истории.

ФОРМАЦИЯ - это исторический тип общества, основанный на определенФОРМАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ, лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет три основных типа эксплуататорского государства; рабовладельческое, феодальное, буржуазное- и последний исторический типсоциалистическое государство, которое, теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление.

Перечислим основные характеристики различных типов государства, выделяемых на основании данной концепции.

Рабовладельческий тип государства - первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство - это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств - защита собственности рабовладельцев на средства, в том числе на рабов.

Феодальный тип государства - результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации.

Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов. Конкретно режим демократического государства выражается в следующем; Во-первых, такой режим предоставляет свободу личности в сфере экономической деятельности, которая составляет основу материального благополучия общества.

 

Понятие НПА

НПА это одна из форм (источников) права.

Особенности НПА.

Они издаются или санкционируются ТОЛЬКО органами государства, имеют волевой характер, в них содержится государственная воля. За нарушение их наступают последствия – уголовные, гражданско-правовые, административные и др. НПА содержат общие предписания рассчитанные на многократное применение, адресованы неограниченному кругу лиц, ими охватывается широкий круг общественных отношений, действуют вне зависимости от существования конкретных правоотношений предусмотренных НПА.

Система НПА определяется конституцией и изданными на ее основе специальными законами, положениями, которые устанавливают порядок издания, изменения, отмены и дополнений НПА, органов их издающих, процедура их издания.

Классификация НПА:

НПА подразделяются:

По юридической силе на:

- законы;

- подзаконные акты.

По содержанию на:

- нормы одного содержания;

- нормы одной отрасли права;

- нормы различных отраслей права.

Нормативно-правовой акт (НПА) занимает особое место среди иных источников права. Прежде всего, он является ведущим источником права в странах романо-германской правовой семьи, в том числе и в отечественной правовой системе. Кроме этого, он специально создавался для того, чтобы быть источником права, поэтому в него изначально заложены такие свойства, которые позволяют ему быть оптимальной формой права. По сравнению с другими источниками права нормативно-правовой акт имеет ряд преимуществ.

Достоинства нормативно-правового акта как источника права:

Нормативный акт, благодаря определенным правилам изложения, содержит точные, лаконичные формулировки правовых норм, которые исключают возможность разночтений и обеспечивают единообразие применения нормативного материала. Это качество соответствует такому свойству права как формальная определенность.

Нормативные акты в совокупности образуют единую систему законодательства. Каждый нормативный акт имеет свое определенное место в иерархии нормативного материала, связан с иными актами, рассчитан на комплексное применение правовых актов. Нормативные акты издаются в соответствии с потребностями той или иной отрасли права, либо же освещают определенный круг однотипных общественных отношений, т.е. соответствуют в той или иной степени системе права. Это позволяет беспрепятственно пользоваться нормативным материалом по мере необходимости, облегчает поиск нужных нормативных предписаний, помогает избегать противоречий, возможных в отдельных нормативных предписаниях. Эти качества нормативно-правового акта соответствуют такому свойству права как системность.

Нормативно-правовые акты могут быть быстро приняты, изменены или отменены по мере необходимости. В результате они лучше других источников права соответствуют потребностям общественного развития, более соответствуют типу и уровню общественных отношений, чем иные источники. Это качество нормативных актов называется оперативностью и соответствует такому свойству права как динамизм.

Нормативный акт является наиболее распространенным и даже первостепенным источником права для всех стран, включаемых в систему "писаного права".

Нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Все эти акты образуют иерархическую систему, во главе которой стоит Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Вообще юридическая сила акта зависит от места издавшего его органа в системе органов государства.

На сегодняшний день закон является ведущим, хотя и не единственным источником права в РФ. Необходимо лишь четко определить соотношение законов и иных источников. Высшая юридическая сила закона определяет и его характеристики как источника права. Это означает, что нормы права, содержащиеся в иных правовых источниках, могут действовать и применяться только в том случае, если:

- данное отношение не урегулировано законом;

- иные источники права не противоречат закону;

- ссылка на любые другие источники права в данном случае допускается законом. При наличии всех перечисленных условий для разрешения конкретного юридического дела привлекаются нормы права, содержащиеся в иных официальных источниках. Соотношение закона и иных источников права выражается в том, что использование любых источников права, помимо закона, возможно лишь в том случае, если это разрешается законом. В противном случае используемые нормы не будут считаться правовыми, а, следовательно, и не будут иметь юридического значения.

Понятие толкования права

Толкование представляет собой особый вид деятельности государст­венных органов, должностных лиц, граждан и их объединений, направ­ленной на раскрытие смыслового содержания правовых норм и выяв­ление содержащейся в них государственной воли1.

Толкование неотъемлемо от правоприменения и складывается из двух составных взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: уяснения смысла нормы права, подлежащей применению, и разъяснения ее сущ­ности и смыслового содержания. Толкование-уяснение норм права представляет собой процесс получения полного и исчерпывающего представления о каждой из них, в философском плане — это процесс познания подлежащих применению правовых норм «для себя». Суще­ствует ряд широко известных и традиционно используемых приемов, или методов, толкования-уяснения норм права. Среди них граммати­ческое (текстовое), систематическое, логическое и историко-политиче-ское(историческое) толкования.

Толкование-разъяснение представляет собой совокупность выра­ботанных государственными органами, общественными организация­ми и гражданами рекомендаций и пояснений, направленных на раскры­тие подлинного смысла и содержания закона и его норм. В отличие от толкования-уяснения толкование-разъяснение «работает» не «для себя», а «для других». Оно не носит обязательного характера по отно­шению к каждому закону или каждой норме. Необходимость в нем возникает лишь тогда, когда в процессе толкования-уяснения в содер­жании закона или норм обнаруживаются неясности, нестыковки либо противоречия2.

Понятие правоотношения

Общественные отношения — это связи между людьми, устанавливаю­щиеся в процессе их совместной деятельности. Любые отношения при­плетают характер правоотношений лишь в том случае, если они воз­никают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат Поле государства. Следовательно, правовые отношения можно в самом нищем смысле определить как общественные отношения, урегулиро­ванные правом1.

Наиболее характерные признаки и особенности правовых отноше­ний2 перечислены ниже.

1. Правоотношения представляют собой особую разновидность об­щественных отношений.

2. Правовые отношения складываются на основе правовых норм, в которых выражается и закрепляется государственная воля.

Л. Правоотношения представляют собой такой вид общественных отношений, который складывается в результате сознательно-во­левых действий их участников.

4. Правовые отношения могут быть выражены в многочисленных и многообразных связях их участников, осуществляемых посред­ством возлагаемых на них субъективных прав и юридических обя­занностей. Носитель субъективного права (то есть тот, кому при­надлежит право) — лицо управомоченное, носитель юридической обязанности — лицо обязанное. В правоотношении лицу управо-моченному всегда противостоит лицо обязанное, будь то другой человек, организация, государственный орган или государство в це­лом. В этом смысле правоотношение является связью индивидуа­лизированной3. Индивидуализация при этом осуществляется двояко: поименно, когда субъекты права называются своим пол ным именем (фамилией) или полными реквизитами (примени­тельно к организациям); таковы, к примеру, семейно-брачные отношения, отношения между организациями по поставке продук» ции, перевозке и т. д.; по названию социальных ролей. Во втором случае поименное или пореквизитное определение субъектов не имеет значения, называются лишь их социальные роли: прода­вец — покупатель, работник милиции — гражданин. Именно этот тип индивидуализации субъектов правоотношений характерен для публичных отраслей права, к которым относятся конституци­онное, уголовное, административное право и т. д. 5. Реализация правоотношения гарантируется возможностью госу-

дарственного принуждения. Таким образом, правоотношение можно определить как урегулиро­ванное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанно­стей, охраняемых и гарантируемых государством

 

47. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ.

Существуют разные критерии классификации правоотношений.

1. По отраслевому признаку: государственные; административные, | финансовые, гражданские, трудовые, семейные и т. д. В делении правоотношений по отраслевой принадлежности большое значе- ние имеет разграничецие материально-правовых и процессуаль­ных правоотношений2.

Материально-правовые отношения возникают на основе норм материального права. Их содержание — права и обязанности, составляющие предмет интересов субъектов права, то есть су- щество юридического дела: гражданско-правовые, государст- венно-правовые, административно-правовые и др.

Процессуальные правоотношения возникают на базе процессу-  альных норм и производны (вторичны) от материально-право­вых отношений. Они предусматривают процедуру осуществления прав и обязанностей субъектов, порядок разрешения юридиче-, ского дела: гражданско-процессуальные, уголовно-процессуаль ные, административно-процессуальные и другие процессуаль­ные правоотношения. 2. В зависимости от количества участвующих в них сторон и харак­тера распределения между ними прав и обязанностей1.

Односторонние правоотношения заключаются в том, что каждая из двух участвующих в них сторон имеет по отношению к дру­гой или только права, или только обязанности.

Двусторонние правоотношения характеризуются наличием у ка­ждой из двух участвующих в них сторон взаимных прав и обя­занностей.

Многосторонние правоотношения характеризуются участием в них трех или более сторон и наличием у каждой из них прав и обязанностей по отношению друг к другу. В таком правоотно­шении каждому субъективному праву одной стороны соответ­ствует субъективная юридическая обязанность другой.

3. По степени конкретизации и субъектному составу правоотноше­ния подразделяются на следующие группы.

Относительные — в них конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, ис­тец и ответчик).

Абсолютные — в них названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона — это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъектив­ного права (правоотношения, вытекающие из права собствен­ности, авторского права).

4. По характеру содержания правоотношения подразделяются на следующие группы.

Общерегулятивные правоотношения возникают на основе пре­жде всего конституционных норм, закрепляющих основные права, свободы и обязанности граждан. Граждане государства имеют закрепленные законом правомочия, состоят в правовой связи со всеми субъектами права. Если же эти права и свободы реализуются, то возникает конкретное правоотношение.

Регулятивные правоотношения — это правомерное поведение субъектов, то есть поведение, возникающее на основе норм пра­ва и строго им соответствующее. Такие правоотношения и со­ставляют суть правопорядка; их подавляющее большинство, в их существовании и развитии заинтересовано общество. Иму­щественные, трудовые, государственно-правовые и иные пра­воотношения, возникающие на законных основаниях, — это вес-регулятивные отношения.

•      Охранительные отношения возникают на основе охранитель­ ных норм и правонарушений. Они сопряжены  с возникновени­ ем и реализацией юридической ответственности, предусмотрен­ ной в санкции охранительной нормы.

5. По характеру обязанностей правоотношения подразделяются на следующие группы.

Активные правоотношения — обязанность заключается в необ-, ходимости совершить определенные действия в пользу управо-моченного.

Пассивные правоотношения — обязанность сводится к воздер­жанию от нежелательного для контрагента поведения.

6. По способу индивидуализации субъектов.

Общие — правовые связи, основанные на общих правах и обя­занностях, субъекты которых не имеют поименной индивидуа­лизации.

Конкретные — правовые связи, субъекты которых — во всяком случае один из них (носитель субъективного права) — опреде­лены путем поименной индивидуализации.

 

СТРУКТУРА ПРАВООТНОШЕНИЯ

Структура правового отношения имеет четыре необходимых элемента:

субъекты, объект, право и обязанность.

1. Субъекты правоотношений—это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Таково общее положение. В реальной же жизни не все индивиды и организации могут быть субъектами правоотношений, что объясняется различными объективными факторами: физиологическими, психологическими, экономическими.

Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в сфере  объективного права. Их подавляющее большинство в правовом государстве. Другие лица, по каким-либо причинам не включенные в сферу правового регулирования, находятся под опекой различных благотворительных общественных организаций и государства.

2. Объекты правоотношений. Объект правоотношения — это то, на что воздействует правоотношение. Правоотношение же конкретизирует общие права и обязанности, предусмотренные нормой права, применительно к индивидуальным субъектам. Следовательно, объектом правоотношения является фактическое поведение его участников. В соответствии с содержанием субъективного права и юридической обязанности участники правоотношения строят свое поведение. Объектом правоотношений выступает поведение людей,  которое может быть различным по содержанию. В имущественных правоотношениях объектом является такое поведение людей, которое направлено на удовлетворение определенных жизненных благ. Объектом правоотношения, возникающего на основе заключения между  двумя организациями договора о поставке продукции, считается деятельность этих организаций, которая выражается в поставке продукции одной организации другой.

Не все правовые отношения являются имущественными: субъективные юридические права и обязанности возникают не всегда по поводу вещей. В неимущественных правоотношениях   объектом является само фактическое поведение их участников. Совершая те или иные действия, предусмотренные нормами права, участники правоотношений тем самым удовлетворяют свои потребности. Другими словами, юридические права и обязанности, воздействуя на поведение участников неимущественных правоотношений, достигают целей правового регулирования.

3. Субъективное право. Правоотношение как форма фактического общественного отношения состоит из взаимосвязанных прав и обязанностей субъектов. Субъективное право и юридическая обязанность — это системные элементы правоотношения, придающие конкретному общественному отношению  особое качество. Правовое регулирование включает субъекты в специальную сферу общественной деятельности, которая обеспечивается государственной властью. Мера свободы каждого участника правоотношения, степень удовлетворения его интересов определяются предписаниями правовой нормы.  Юридические права и обязанности — это равнозначные элементы правоотношения, хотя содержание их неодинаково.

Гражданское правовое общество предполагает, что права одних членов общества удовлетворяются через обязанности других, причем и права, и обязанности выступают той мерой свободы, которая обеспечивает максимальную справедливость в общественной жизни. В одном случае лицо или организация наделяются правами, в другом  они несут обязанности. Если на лицо или организацию следует возложить определенные обязанности, то государство, руководствуясь общественными интересами, придает этим обязанностям правовую форму. Если те же субъекты нуждаются в правообеспечении, они наделяются субъективными правами.

Объем и пределы субъективных прав и обязанностей в общем виде определяются нормами права. В правоотношении они конкретизируются применительно к персональным субъектам. Управомоченные и правообязанные субъекты осуществляют свое поведение в границах, очерченных правом. Каждый из них обладает свободой поведения в указанных границах.

Субъективное право — это предоставляемая и охраняемая государством возможность субъекта по  своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом. Право, принадлежащее субъекту, называется субъективным правом потому, что только от воли субъекта зависит, как им распорядиться. Это возможность не произвольная, а правовая, устанавливающая меру дозволенного поведения.

Субъективное право проявляется в трех разновидностях:

Во-первых, в возможности положительного поведения обладателя субъективного права (управомоченного) в целях удовлетворения своих интересов. Тем не менее возможное поведение управомоченных не должно выходить за рамки права. Собственник не может пользоваться вещью в ущерб интересам других лиц. Гарантируя и охраняя права субъектов, государство в то  же время не допускает злоупотребления ими. К лицам, допускающим злоупотребление своими правами, применяются меры юридической ответственности.

Во-вторых, субъективное право выражается в возможности управомоченного требовать определенного поведения от обязанных лиц в целях удовлетворения своих законных интересов. Право требования объективно вытекает из сущности правоотношения, поскольку в ряде случаев невозможно удовлетворить интересы управомоченных лиц непосредственно, то есть через их субъективные действия.

В праве требования заложена возможность фактической реализации субъективного права управомоченного.

В-третьих, субъективное право включает в себя возможность управомоченного обратиться к компетентным государственным органам за защитой своих нарушенных прав. Речь идет о принудительной реализации права участника правоотношения. Если обязанное лицо в добровольном порядке не выполняет возложенную на него законом обязанность, управомоченный имеет возможность защитить свои интересы, обратившись к помощи государства.

Законодательство правового государства предоставляет субъектам правоотношений возможность обратиться в суд по любым вопросам, связанным с нарушением их прав и свобод.

4. Юридическая обязанность. Субъективному праву логически соответствует установленная объективным правом обязанность.

Где есть субъективное право, там непременно имеется юридическая обязанность. В отличие от субъективного права обязанность субъекта состоит в необходимости сообразовывать свое поведение с предъявленными к нему требованиями. Юридически обязанное лицо, возможно, действует и не так, как

 его побуждают собственные интересы, однако оно должно сообразовываться с предписаниями норм права, отражающих и охраняющих интересы других лиц.

 Право и обязанность в правоотношении — это важнейшее и необходимое условие нормального человеческого общения. В их адекватном соотношении, предполагающем взаимосвязь и взаимозависимость различных интересов, выражается реальный облик правового общества и государства.

Юридическая обязанность — это предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государства в целом). Если содержание субъективного права

образует мера дозволенного поведения, то содержание обязанности — мера должного, необходимого поведения в правоотношении. Обязанному лицу предписывается мера должного поведения в целях удовлетворения интересов управомоченного.

Содержание юридической обязанности выражается в двух разновидностях:

Во-первых, в необходимости совершать активные положительные действия в пользу других участников правоотношений (управомоченных лиц). Юридическая обязанность в этом случае предписывает совершение активных действий, направленных на реализацию права другого участника правоотношения.

Во вторых, юридическая обязанность выражается в необходимости воздержания от действий, запрещенных нормами права. Такие юридические обязанности носят пассивный характер, так как требуют от участника правоотношения воздержания от запрещенных законом действий.

Как видно из вышеизложенного, юридические права и обязанности в правоотношении — это не само поведение субъектов, а предоставление возможности или необходимости определенного поведения, предусмотренного нормой права. Реализация субъективных юридических прав и обязанностей

означает их воздействие на фактическое поведение участников правоотношений, воплощение заложенной в них меры дозволенного и должного поведения в реальные общественные отношения.

 

Правосознание

Правосознание - это такая сфера или область сознания, которая отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Внутренняя структура правосознания включает в себя два основных элемента:

1. Правовая идеология,

2. Правовая психология.

Правовая идеология - есть систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных социальных групп и слоев населения, отдельных индивидов. Она содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового регулирования.

Правовая психология - это совокупность правовых чувств, настроений, ценностных отношений, желаний и переживаний, характерных для всего общества в целом или конкретной социальной группы. Включает следующие элементы:

· общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;

· психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам общества;

· представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада;

· чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам;

·



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.102 с.)