Религиозно-политические идеологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозно-политические идеологии



В основе любой религиозно-политической идеологии ле­жат представления о духовном единстве людей одной религии независимо от социальной, национальной, государственной принадлежности и о необходимости их политического объеди­нения. Классическим примером такой религиозно-полити­ческой идеологии является панисламизм.

Первоначально панисламизм представлял собой религиоз­но-политическое обоснование антиимпериалистической борь­бы мусульманских народов за независимость, за освобождение от английского колониализма. Панисламизм опирается на не­которые особенности ислама. В исламе изначально провозгла­шалось безразличие к этническому или расовому происхожде­нию верующего, государственность представлялась как рели­гиозная общность, теоретически отрицалась необходимость духовенства как посредника между верующими и Богом. Учи­тывая многообразие исторических, социально-экономических и политических условий в странах, где исповедуется ислам, пан­исламизм играл не только позитивную роль в деле освобожде­ния мусульманских народов от иноземного господства, но и использовался реакционными силами для упрочения своего влияния в самих мусульманских странах. Например, по мере усиления реакционных тенденций в деятельности младотурок после победы младотурецкой революции 1908 года, панисла­мизм использовался для обоснования правомерности турецкого господства над другими народами.

В настоящее время идеология панисламизма несколько ви­доизменилась. Она сводится главным образом к исламской со­лидарности, к созданию международных мусульманских организаций, способных противостоять диктату реакционных кру­гов США.

К религиозно-политической идеологии следует отнести и теологию освобождения — леворадикальное направление като­лической теологии, зародившееся в странах Латинской Амери­ки в конце 60-х годов XX века и представляющее собой не только теологическое и философское учение, но и широкое со­циально-политическое движение.

На возникновение теологии освобождения большое влия­ние оказала Вторая конференция СЕЛАМ - Латиноамерикан­ского епископального совета, которая состоялась в 1968 г. в г. Медельин (Колумбия). Заметное влияние на социально-политические взгляды латиноамериканских теологов оказала марксистская критика капитализма, учение о классах и классо­вой борьбе, о революции, экономических и политических принципах ликвидации социального гнета. Крупнейшими идеологами теологии освобождения стали: бразильский про­фессор Леонардо Бофф, южно-африканский епископ Дезмонд Туту, Хуан Сканноне (Мексика), Хуан Луис Сегундо (Уруг­вай), Густаво Гутьеррес (Перу).

 

Ориентированная на освободительную практику народа, на глубокое и достоверное познание социальной действительно­сти теология освобождения тем не менее подчеркивает, что Библия остается единственным высшим источником христиан­ской истины. Религия освобождения, по мнению теологов, должна выполнять иную роль, чем ту, которую она выполняет в развитых странах.

 

Экстремистские идеологии

Экстремизм - от латинского extremus - крайний. Означает приверженность в политике и идеях к крайним взглядам и дей­ствиям. Экстремизм порождают различные факторы: социаль­но-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, ослабление государственной вла­сти, рост антисоциальных проявлений, деградация нравствен­ных отношений, появление чувства национального унижения.

В идеологическом аспекте экстремизм использует демаго­гические приемы, апеллирует к низменным чувствам человека, сознательно провоцирует беспорядки, спекулирует на противо­поставлении гражданского общества и государства, прав и обя­занностей, свободы и ответственности человека.

Экстремизм делится на «левый» и «правый». «Левые» экс­тремисты обычно апеллируют к идеям марксизма и другим ле­вым взглядам, объявляя себя «истинными» выразителями ин­тересов трудящихся, последовательными борцами «за дело пролетариата». Социализм они критикуют за бюрократизацию, забвение принципов «классовой борьбы». Примерами «левого» экстремизма являются «Красные бригады» в Италии, «Фракция Красной Армии» в Германии, троцкизм.

«Правые» экстремисты выступают с позиций антикомму­низма и антидемократизма. Они являются приверженцами фео­дально-консервативных ценностей, крайнего национализма и клерикализма. «Правые» экстремисты объединены в междуна­родные организации - «Европейский новый порядок», «Правые силы Европы», «Черный Интернационал». К особой форме «правого» экстремизма следует отнести неолиберализм, кото­рый базируется на доведении до крайности принципов либера­лизма: индивидуализма, конкуренции, частной собственности. На это указывал один из виднейших либералов Джордж Сорос. «В моей новой формулировке Открытое общество не находится в оппозиции к Закрытому обществу, а занимает ненадежное промежуточное положение, в котором ему угрожают со всех сторон универсальные идеи, доведенные до логического за­вершения, это - все виды экстремизма, включая рыночный фундаментализм»44. Вот почему неолиберализм «можно опре­делить как идеологию социального неравенства людей, наживы и индивидуализма»45.

 

44 Сорос Джордж. Кризис мирового капитализма. М, 1999, с. 98

45 О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенство­ванию. Минск, 2003, с. 18.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.004 с.)