Идеология и гражданское общество. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеология и гражданское общество.



 

Вопрос о строительстве гражданского общества в Беларуси относится к разряду наиболее модных в среде «оппозиционных мыслителей». В западной политической мысли под граждан­ским обществом понимается общество, в котором сочетаются частные и общие интересы, общество, контролирующее не только государство, но и богатство страны, общество с раз­витыми партнерскими отношениями между гражданами, госу­дарством и экономикой. «В целом гражданское общество, -отмечает В.Федотова, - можно охарактеризовать как самоорга­низующееся начало и сосредоточение негосударственных от­ношений»55.

В основе современного понимания гражданского общества лежат идеи естественных прав и общественного договора. Французский философ Жан-Жак Руссо так объяснял сущность гражданского общества. По «общественному договору человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть, приобретает же он свободу гражданскую и право собственности на все то, чем обладает»56.

 

5 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1969, с. 164. Там же, с. 314.

 

Руссо трактует гражданское состояние как це­лостный социально-политический организм, где действует принятое народом - сувереном гражданское право и где естествен­ное неравенство заменяется политическим равноправием. Гра­жданская свобода выступает как свобода, ограниченная «все­общей волей», которая не тождественна «воле всех граждан», а обладание имуществом из результата первоначального захвата сильнейшего превращается в «собственность, которая может опираться лишь на основание юридическое»57.

В современной западной политической мысли гражданское общество представляет собой не столько реальность, сколько теоретическую модель для анализа достижений в социальной сфере и их концептуализации на уровне эмпирических обоб­щений. К неотъемлемым чертам гражданского общества отно­сятся: права и свободы человека, способность человека быть ответственным в свободе, наличие минимума социальных и природных благ, а также социального порядка.

Формально «оппозиция» в Беларуси исходит из желания строительства гражданского общества в нашей республике, а фактически занимается разрушением белорусского государст­ва, поскольку абсолютно противопоставляет институты граж­данского общества институтам государства. Поэтому в своих социально-политических взглядах «оппозиционеры» идеоло­гию отождествляют с государством, а права и свободы челове­ка с гражданским обществом. Необходимость контроля граж­данского общества за государством в их воззрениях трактуется как необходимость изгнания государства из частной жизни, экономики, социально-духовной сферы, как отрицание обязан­ности власти по обеспечению безопасности этих сфер жизни, пресечения даже посредством легитимного насилия оказать на них давление со стороны также негосударственных структур, к примеру, криминальных, олигархически-корпоративных.

57 Федотова В.Г. Гражданское общество. Новая философская энцик­лопедия. М, 2000. Т. 1, с. 549.

 

Кроме того, «оппозиционные мыслители» узко трактуют сам феномен гражданского общества. В современной западной трактовке гражданское общество - «это общество, которое способно поставить под контроль не только государство, но и богатство»58. Популярное выражение: «что хорошо для Джене­рал Моторс, хорошо для США» в свете современной концеп­ции гражданского общества поставлено под сомнение, ибо для гражданского общества контроль над олигархами и корпора­циями - одно из условий реализации не только гражданских прав и свобод, но и экономических прав личности. Но в том-то и дело, что «оппозиция» в Беларуси как раз стремится всяче­скими способами именно олигархические структуры (объеди­нения частных предпринимателей, разнообразные центры, фи­нансируемые заграничными спонсорами, частные коммерче­ские организации) вывести из-под контроля гражданского об­щества, сделать их деятельность непрозрачной, закрытой для общественного мнения.

Отсюда парадокс «оппозиционной» деятельности, не заме­чающей превращения своего понимания строительства граж­данского общества в противоположность — антигражданствен­ность. Этот парадокс обусловлен антинациональной природой «оппозиционного» движения в Беларуси, когда под видом за­щиты прав и свобод личности (на самом деле прав и свобод олигархов) пытаются строить гражданское общество не изнут­ри, а по указкам западной бюрократии и олигархии. Такая гло-балистская по отношению к белорусскому государству позиция отстаивания прав и свобод личности предопределяет то, что строительство гражданского общества в Беларуси сведется к глобальному диктату и специфической форме эксплуатации белорусского народа со стороны западных государств и корпо­раций, а права и свободы человека обернутся не только новым экономическим неравенством и социальным расслоением, но сильнейшей политической зависимостью от иностранных государств и духовно-культурной деградацией белорусского общества.

Идеология белорусского народа обосновывает реализацию стратегии развития Беларуси в современных условиях, обнов­ления белорусского общества. Расхожее противопоставление государства гражданскому обществу некорректно.

 

Гражданское общество. Новая философская энциклопедия, М., 2000. Т. 1, с. 550.

 

Строительство гражданского общества во многом зависит от грамотного сочетания частных и общественных интересов, от развития ре­ально функционирующих социально-политических институтов в Беларуси: Советов депутатов, профсоюзов, общественных организаций (молодежных, женских, ветеранских), партий пат­риотической и социалистической ориентации. Таким образом, необходимо взять из советского прошлого все лучшее для дальнейшего развития белорусского общества. Как подчерки­вал Президент А.Г. Лукашенко на семинаре по идеологии, «наше гражданское общество опирается на недавно избранные Советы депутатов, профсоюзы и мощную молодежную органи­зацию и ее союзников. Вот три основные опоры нашего об­щества, которые призваны обеспечить связь народа с орга­нами власти, вовлекая граждан в активное государствен­ное строительство вместе с другими участниками политиче­ского процесса и осуществляя контроль за структурами власти, имеющими много этой власти и распоряжающимися матери­альными ресурсами»59.

Идеология означает не только политический, но и мораль­ный выбор. Самое непродуктивное в строительстве граждан­ского общества - сомневаться в избранной стратегии развития Беларуси. Ключевой вопрос общественной и государственной работы - это идеологическое обеспечение стратегии развития Беларуси. Сегодня в Беларуси достигнута относительно сла­женная работа общественных институтов и органов государст­венной власти, которая обеспечивает определенную стабиль­ность в обществе и государстве. Но эта относительная стабиль­ность непрочна, так как не закреплена единой идеологической практикой на всех уровнях, во всех общественных и государст­венных институтах. Особенность сегодняшней идеологической ситуации в Беларуси заключается в том, что ясно сформулиро­ванная политика Президента А.Г.Лукашенко, обозначенный им вектор теории и практики идеологии расплываются и тонут в потоке идеологической сумятицы, а то и просто попыток деидеологизации общественной и государственной работы.

 

59 О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенство­ванию. Минск, 2003, с. 23.

 

Слаженность государственной работы во многом зависит от ее идеологического смысла. Деятельность работников госу­дарственных органов должна быть привязана к определенной идеологической парадигме. Речь не идет о том, чтобы подвести всех под единый идеологический знаменатель, а суть в том, что государственные служащие обязаны быть не только номенклатурным олицетворением политики Президента А.Г. Лукашенко, но и идеологическими сторонниками этой по­литики. Стратегический курс государства должен получить но­вую идеологическую подпитку, чтобы граждане обрели чувст­во солидарной ответственности за реализацию государствен­ной политики. Очевидно, что слой идеологически ориентиро­ванных кадров по-прежнему слишком тонок, чтобы радикально увеличить доверие общества к власти, убедить граждан в пра­вильности политики Президента А.Г. Лукашенко. Необходимо резко увеличить приток таких людей во все идеологические структуры, поскольку это один из важнейших факторов сохра­нения и укрепления политической и социальной стабильности, строительства гражданского общества в Беларуси.

Идеология и прагматизм

 

Сегодня много пишут и говорят о том, что российские ре­форматоры нападают на Беларусь за ее экономический и поли­тический курс, не соответствующий их радикал-либеральным представлениям. Но, вероятнее всего, причина их массирован­ного «наката», принимающего порой, прямо скажем, омерзи­тельные формы, глубже. Беларусь - единственная из стран СНГ, где сформулирована идеология развития государства и общества, основанная не на пропагандистских штампах глоба-лизаторов, а на исторических традициях и свойственной нашим братским народам социально-политической и нравственной системе ценностей. Это и вызывает самые яростные нападки.

Доходит до абсурда. Представители официальных структур и новомодных партий в большинстве стран СНГ с приходом к власти стали изгонять из государственной и общественной жизни само понятие идеологии как «признак отжившего мыш­ления». И подменять ее прагматизмом. Именно прагматиче подают», потому и саботируют строительство Союзного госу­дарства, что они представляют собой денационализированную публику, которая абсолютно чужда цивилизационным и соци­альным ценностям, идеологии белорусского и русского наро­дов. Вспомните хотя бы издевки по поводу славянского един­ства, духовной общности белорусов и русских: дескать, важна только экономика (рубль? доллар?), а не какое-то ментальное родство. Это, мол, всего-навсего ностальгия по советским временам.

Да, рынок, в полном соответствии с прагматическим под­ходом, не признает никакой духовности, никакой ностальгии, кроме денег. Прагматику не дано понять, что, высмеиваемая им ностальгия на самом деле является человеческой реакцией нормальных людей на осмысленную жизнь.

Прагматизм лишает человека чувства цивилизационной общности, национальной солидарности и гордости. Где деньги, там и родина - таково кредо прагматика. В конце концов это ведет к тому, что прагматик измеряет деньгами все, в том числе и собственную человеческую сущность. «Личность с рыноч­ным характером, - подчеркивает Эрих Фромм, - не заботит ни его жизнь, ни его счастье, а лишь то, насколько он годится для продажи»62. Когда обществу изо дня в день пропагандируют в качестве единственного мерила человеческой деятельности деньги, тогда появляется и грязная политика, и теневая эконо­мика, и коррупция, и нечистая совесть.

Таков «продукт» рыночного прагматизма: чем меньше идеологии, тем больше политической и прочей грязи. Не слу­чайно в концепции З.Фрейда на психоаналитическом уровне доказано существование символической связи между деньгами и фекалиями - золотом и грязью. Вглядитесь в лица современ­ных олигархов и политиков-прагматиков и справедливость концепции Фрейда ни у кого не вызовет сомнений.

Посмотрите, что происходит в условиях так называемого прагматизма? Золотая лихорадка в самой агрессивной и цинич­ной форме навязывается государству, экономике, обществу, семье, что ведет к резкому всплеску широкого спектра негативных явлений, криминализации всех сфер человеческой жизятельности, начиная от государственного управления и кончая семейными отношениями.

 

62 Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990, с. 153.

 

Идеология, противостоящая прагматизму, даже если он преподносится в идеологической упаковке, основанная на ис­тинных ценностях, как раз и способна изменить социальный климат. Изменить саму систему ориентиров и осуществить пе­реход от бессмысленной и разрушающей нравственные устои человека погони за наживой к творческой и осмысленной жиз­ни. Как говорил Платон, «самые благородные нравы возникают в таком обществе, где разом не обитают богатство и бед­ность»63. «Не золото надо завещать детям, а высокую совестливость».

Общечеловеческие ценности. Это определенная совокуп­ность понятий, входящих в систему социальных наук и являю­щихся общими для социально-философского учения о челове­ке. Их теоретической разработкой и систематизацией занима­ется такая социальная дисциплина, как аксиология, т.е. наука о ценностях.

Исторически формирование общечеловеческих ценностей происходило на заре человеческой цивилизации и было тесно связано с религиозно-нравственным мировоззрением. В евро­пейской культурной традиции начало систематизации общече­ловеческих ценностей связывается с Ветхим заветом, в виде так называемых десяти заповедей - религиозно-нравственных за­претов убийства, воровства, лжесвидетельства, прелюбодеяния, требования почтительного отношения к родителям.

Аналогичная система общечеловеческих ценностей сложи­лась в китайской цивилизации. Совесть, преданность, сыновья почтительность, гуманность, интеллект, трудолюбие, привер­женность к середине - такова иерархия китайской системы Ценностей. Китайская система ценностей своими корнями уходит в глубокую древность, теоретически она была оформлена Конфуцием и практически без изменений функционирует в со­временном китайском обществе.

 

 Платон. Законы. Соч. М., 1972. Т. 3. Ч. 2, с. 148. Там же, с. 202.

 

подают», потому и саботируют строительство Союзного госу­дарства, что они представляют собой денационализированную публику, которая абсолютно чужда цивилизационным и соци­альным ценностям, идеологии белорусского и русского наро­дов. Вспомните хотя бы издевки по поводу славянского един­ства, духовной общности белорусов и русских: дескать, важна только экономика (рубль? доллар?), а не какое-то ментальное родство. Это, мол, всего-навсего ностальгия по советским временам.

Да, рынок, в полном соответствии с прагматическим под­ходом, не признает никакой духовности, никакой ностальгии, кроме денег. Прагматику не дано понять, что, высмеиваемая им ностальгия на самом деле является человеческой реакцией нормальных людей на осмысленную жизнь.

Прагматизм лишает человека чувства цивилизационной общности, национальной солидарности и гордости. Где деньги, там и родина - таково кредо прагматика. В конце концов это ведет к тому, что прагматик измеряет деньгами все, в том числе и собственную человеческую сущность. «Личность с рыноч­ным характером, - подчеркивает Эрих Фромм, - не заботит ни его жизнь, ни его счастье, а лишь то, насколько он годится для продажи»62. Когда обществу изо дня в день пропагандируют в качестве единственного мерила человеческой деятельности деньги, тогда появляется и грязная политика, и теневая эконо­мика, и коррупция, и нечистая совесть.

Таков «продукт» рыночного прагматизма: чем меньше идеологии, тем больше политической и прочей грязи. Не слу­чайно в концепции З.Фрейда на психоаналитическом уровне доказано существование символической связи между деньгами и фекалиями - золотом и грязью. Вглядитесь в лица современ­ных олигархов и политиков-прагматиков и справедливость концепции Фрейда ни у кого не вызовет сомнений.

62 Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990, с 153.

 

Посмотрите, что происходит в условиях так называемого прагматизма? Золотая лихорадка в самой агрессивной и цинич­ной форме навязывается государству, экономике, обществу, семье, что ведет к резкому всплеску широкого спектра негативных явлений, криминализации всех сфер человеческой жиз­недеятельности, начиная от государственного управления и кончая семейными отношениями.

Идеология, противостоящая прагматизму, даже если он преподносится в идеологической упаковке, основанная на ис­тинных ценностях, как раз и способна изменить социальный климат. Изменить саму систему ориентиров и осуществить пе­реход от бессмысленной и разрушающей нравственные устои человека погони за наживой к творческой и осмысленной жиз­ни. Как говорил Платон, «самые благородные нравы возникают в таком обществе, где разом не обитают богатство и бед­ность»63. «Не золото надо завещать детям, а высокую совестливость».

 

Общечеловеческие ценности. Это определенная совокуп­ность понятий, входящих в систему социальных наук и являю­щихся общими для социально-философского учения о челове­ке. Их теоретической разработкой и систематизацией занима­ется такая социальная дисциплина, как аксиология, т.е. наука о ценностях.

Исторически формирование общечеловеческих ценностей происходило на заре человеческой цивилизации и было тесно связано с религиозно-нравственным мировоззрением. В евро­пейской культурной традиции начало систематизации общече­ловеческих ценностей связывается с Ветхим заветом, в виде так называемых десяти заповедей - религиозно-нравственных за­претов убийства, воровства, лжесвидетельства, прелюбодеяния, требования почтительного отношения к родителям.

Аналогичная система общечеловеческих ценностей сложи­лась в китайской цивилизации. Совесть, преданность, сыновья почтительность, гуманность, интеллект, трудолюбие, привер­женность к середине - такова иерархия китайской системы Ценностей. Китайская система ценностей своими корнями ухо­ди г в глубокую древность, теоретически она была оформлена Конфуцием и практически без изменений функционирует в современном китайском обществе.

 

Платон. Законы. Соч. М., 1972. Т. 3. Ч. 2, с. 148. Там же, с. 202.

 

В христианстве общечеловеческие ценности были изложе­ны в Нагорной проповеди Иисуса Христа. К ним относились требования равенства людей перед Богом, любви к ближнему, нестяжательства, нравственного самосовершенствования, ис­кренности, отрицания лицемерия (фарисейства) и частной соб­ственности.

Актуализация проблемы общечеловеческих ценностей ха­рактерна и для современного мира. В докладах Программы развития ООН сформулирована концепция развития человека на основе главных восьми целей мирового сообщества: ликви­дации крайней нищеты и голода, обеспечения всеобщего на­чального образования, равенства между мужчинами и женщи­нами, сокращения детской смертности, улучшения охраны ма­теринства, борьбы со СПИДом, обеспечения экологической устойчивости, формирования глобального партнерства в целях развития 65.

Национально-государственное самосознание. Это сово­купность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих сущность и специфику представлений членов национальной общности о своей истории, государственности, современном состоянии и перспективах своего национально-государствен­ного развития, а также о роли и месте среди других националь­ных общностей и характере взаимоотношений с ними. Нацио­нально-государственное самосознание включает рациональное осознание своей принадлежности к нации и государству и эмоциональное, зачастую неосознаваемое чувство этнической идентичности, принадлежности к своей цивилизационной и государственной общности. Национально-государственное са­мосознание лежит в основе того, что можно назвать духом, душой, ментальностью данного народа. В постижении нацио­нально-государственного самосознания важно придерживаться правила не вкладывать в самосознание народа тех взглядов, представлений, чувств, которых сам народ не находит в своей истории.

 

65 Доклад о развитии человека за 2003 год. Минск, 2003.

 

В этом плане, говоря о национально-государ­ственном самосознании белорусского народа, можно выделить такие ментальные характеристики, которые зафиксированы в исторической жизни, как чувство братскости с русским на­лом единство образа жизни, территориальной целостности, культурной и цивилизационной общности. Для национально-государственного самосознания белорусского народа характер­но также признание сильной государственной власти, эволюционности преобразований, ориентации реформ на широкие слои населения, уважительного отношения к историческому прошлому страны, приверженность делу европейской и меж­дународной безопасности, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мирового сообщества.

Патриотизм - любовь к родине. Патриотизм связан со строем чувств, мыслей и действий человека, направленных на служение интересам отечества, готовности защищать его от врагов. Патриотизм является одним из наиболее глубоких чувств человека, которое формировалась на протяжении мно­гих веков и коренится в его национальной матрице. Через пат­риотизм человек постигает смысл своей жизни, сопричастность мировому историческому процессу. Как говорится в «Повести временных лет», лучше на родине лечь костьми, чем на чужби­не быть в почете! Именно любовь к родине делает человека по-настоящему счастливым. Как говорил Ю.А. Гагарин, счастье -это тогда, когда у тебя есть родина. Любовь к родине сродни любви к матери. Когда плохо матери, тогда плохо и сыну, когда плохо родине, тогда плохо и человеку. «Не* может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достой­ный к отчизне холоден душой». Это святое чувство, которое возвышает и облагораживает человека, делает его ответствен­ным за социальное и государственное устройство. И где бы че­ловек ни находился, родина, как и мать, у него всегда одна. Ис­тинный патриотизм несовместим с национализмом и космопо­литизмом (неолиберализмом). Как гласит китайская мудрость, «за пределами дома не найдешь того, что дома потеряешь».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные положения и установки концепции государст­венной идеологической политики закреплены в Конституции Республики Беларусь. К ним относятся принципы социального правового государства и гражданского общества, жизнеспо­собной социально-экономической системы, которые в состоя­нии обеспечить концентрацию духовных и материальных фак­торов, направленных на достижение экономической и полити­ческой стабильности, прогрессивного развития белорусского общества в XXI веке. В концепцию государственной идеологи­ческой политики органично входят идеи народовластия, обще­ственного блага, приоритета прав и свобод человека. Диалек­тическая взаимосвязь ценностей общественных и ценностей личных. Закрепленная в Конституции Республики Беларусь государственная идеологическая политика зиждется на гумани­стических началах и направлена на реальное достижение обще­ственного блага и развития человеческого потенциала.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.04 с.)