Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеология и гражданское общество. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Вопрос о строительстве гражданского общества в Беларуси относится к разряду наиболее модных в среде «оппозиционных мыслителей». В западной политической мысли под гражданским обществом понимается общество, в котором сочетаются частные и общие интересы, общество, контролирующее не только государство, но и богатство страны, общество с развитыми партнерскими отношениями между гражданами, государством и экономикой. «В целом гражданское общество, -отмечает В.Федотова, - можно охарактеризовать как самоорганизующееся начало и сосредоточение негосударственных отношений»55. В основе современного понимания гражданского общества лежат идеи естественных прав и общественного договора. Французский философ Жан-Жак Руссо так объяснял сущность гражданского общества. По «общественному договору человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть, приобретает же он свободу гражданскую и право собственности на все то, чем обладает»56.
5 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1969, с. 164. Там же, с. 314.
Руссо трактует гражданское состояние как целостный социально-политический организм, где действует принятое народом - сувереном гражданское право и где естественное неравенство заменяется политическим равноправием. Гражданская свобода выступает как свобода, ограниченная «всеобщей волей», которая не тождественна «воле всех граждан», а обладание имуществом из результата первоначального захвата сильнейшего превращается в «собственность, которая может опираться лишь на основание юридическое»57. В современной западной политической мысли гражданское общество представляет собой не столько реальность, сколько теоретическую модель для анализа достижений в социальной сфере и их концептуализации на уровне эмпирических обобщений. К неотъемлемым чертам гражданского общества относятся: права и свободы человека, способность человека быть ответственным в свободе, наличие минимума социальных и природных благ, а также социального порядка. Формально «оппозиция» в Беларуси исходит из желания строительства гражданского общества в нашей республике, а фактически занимается разрушением белорусского государства, поскольку абсолютно противопоставляет институты гражданского общества институтам государства. Поэтому в своих социально-политических взглядах «оппозиционеры» идеологию отождествляют с государством, а права и свободы человека с гражданским обществом. Необходимость контроля гражданского общества за государством в их воззрениях трактуется как необходимость изгнания государства из частной жизни, экономики, социально-духовной сферы, как отрицание обязанности власти по обеспечению безопасности этих сфер жизни, пресечения даже посредством легитимного насилия оказать на них давление со стороны также негосударственных структур, к примеру, криминальных, олигархически-корпоративных.
57 Федотова В.Г. Гражданское общество. Новая философская энциклопедия. М, 2000. Т. 1, с. 549.
Кроме того, «оппозиционные мыслители» узко трактуют сам феномен гражданского общества. В современной западной трактовке гражданское общество - «это общество, которое способно поставить под контроль не только государство, но и богатство»58. Популярное выражение: «что хорошо для Дженерал Моторс, хорошо для США» в свете современной концепции гражданского общества поставлено под сомнение, ибо для гражданского общества контроль над олигархами и корпорациями - одно из условий реализации не только гражданских прав и свобод, но и экономических прав личности. Но в том-то и дело, что «оппозиция» в Беларуси как раз стремится всяческими способами именно олигархические структуры (объединения частных предпринимателей, разнообразные центры, финансируемые заграничными спонсорами, частные коммерческие организации) вывести из-под контроля гражданского общества, сделать их деятельность непрозрачной, закрытой для общественного мнения. Отсюда парадокс «оппозиционной» деятельности, не замечающей превращения своего понимания строительства гражданского общества в противоположность — антигражданственность. Этот парадокс обусловлен антинациональной природой «оппозиционного» движения в Беларуси, когда под видом защиты прав и свобод личности (на самом деле прав и свобод олигархов) пытаются строить гражданское общество не изнутри, а по указкам западной бюрократии и олигархии. Такая гло-балистская по отношению к белорусскому государству позиция отстаивания прав и свобод личности предопределяет то, что строительство гражданского общества в Беларуси сведется к глобальному диктату и специфической форме эксплуатации белорусского народа со стороны западных государств и корпораций, а права и свободы человека обернутся не только новым экономическим неравенством и социальным расслоением, но сильнейшей политической зависимостью от иностранных государств и духовно-культурной деградацией белорусского общества.
Идеология белорусского народа обосновывает реализацию стратегии развития Беларуси в современных условиях, обновления белорусского общества. Расхожее противопоставление государства гражданскому обществу некорректно.
Гражданское общество. Новая философская энциклопедия, М., 2000. Т. 1, с. 550.
Строительство гражданского общества во многом зависит от грамотного сочетания частных и общественных интересов, от развития реально функционирующих социально-политических институтов в Беларуси: Советов депутатов, профсоюзов, общественных организаций (молодежных, женских, ветеранских), партий патриотической и социалистической ориентации. Таким образом, необходимо взять из советского прошлого все лучшее для дальнейшего развития белорусского общества. Как подчеркивал Президент А.Г. Лукашенко на семинаре по идеологии, «наше гражданское общество опирается на недавно избранные Советы депутатов, профсоюзы и мощную молодежную организацию и ее союзников. Вот три основные опоры нашего общества, которые призваны обеспечить связь народа с органами власти, вовлекая граждан в активное государственное строительство вместе с другими участниками политического процесса и осуществляя контроль за структурами власти, имеющими много этой власти и распоряжающимися материальными ресурсами»59. Идеология означает не только политический, но и моральный выбор. Самое непродуктивное в строительстве гражданского общества - сомневаться в избранной стратегии развития Беларуси. Ключевой вопрос общественной и государственной работы - это идеологическое обеспечение стратегии развития Беларуси. Сегодня в Беларуси достигнута относительно слаженная работа общественных институтов и органов государственной власти, которая обеспечивает определенную стабильность в обществе и государстве. Но эта относительная стабильность непрочна, так как не закреплена единой идеологической практикой на всех уровнях, во всех общественных и государственных институтах. Особенность сегодняшней идеологической ситуации в Беларуси заключается в том, что ясно сформулированная политика Президента А.Г.Лукашенко, обозначенный им вектор теории и практики идеологии расплываются и тонут в потоке идеологической сумятицы, а то и просто попыток деидеологизации общественной и государственной работы.
59 О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию. Минск, 2003, с. 23.
Слаженность государственной работы во многом зависит от ее идеологического смысла. Деятельность работников государственных органов должна быть привязана к определенной идеологической парадигме. Речь не идет о том, чтобы подвести всех под единый идеологический знаменатель, а суть в том, что государственные служащие обязаны быть не только номенклатурным олицетворением политики Президента А.Г. Лукашенко, но и идеологическими сторонниками этой политики. Стратегический курс государства должен получить новую идеологическую подпитку, чтобы граждане обрели чувство солидарной ответственности за реализацию государственной политики. Очевидно, что слой идеологически ориентированных кадров по-прежнему слишком тонок, чтобы радикально увеличить доверие общества к власти, убедить граждан в правильности политики Президента А.Г. Лукашенко. Необходимо резко увеличить приток таких людей во все идеологические структуры, поскольку это один из важнейших факторов сохранения и укрепления политической и социальной стабильности, строительства гражданского общества в Беларуси.
Идеология и прагматизм
Сегодня много пишут и говорят о том, что российские реформаторы нападают на Беларусь за ее экономический и политический курс, не соответствующий их радикал-либеральным представлениям. Но, вероятнее всего, причина их массированного «наката», принимающего порой, прямо скажем, омерзительные формы, глубже. Беларусь - единственная из стран СНГ, где сформулирована идеология развития государства и общества, основанная не на пропагандистских штампах глоба-лизаторов, а на исторических традициях и свойственной нашим братским народам социально-политической и нравственной системе ценностей. Это и вызывает самые яростные нападки. Доходит до абсурда. Представители официальных структур и новомодных партий в большинстве стран СНГ с приходом к власти стали изгонять из государственной и общественной жизни само понятие идеологии как «признак отжившего мышления». И подменять ее прагматизмом. Именно прагматиче подают», потому и саботируют строительство Союзного государства, что они представляют собой денационализированную публику, которая абсолютно чужда цивилизационным и социальным ценностям, идеологии белорусского и русского народов. Вспомните хотя бы издевки по поводу славянского единства, духовной общности белорусов и русских: дескать, важна только экономика (рубль? доллар?), а не какое-то ментальное родство. Это, мол, всего-навсего ностальгия по советским временам.
Да, рынок, в полном соответствии с прагматическим подходом, не признает никакой духовности, никакой ностальгии, кроме денег. Прагматику не дано понять, что, высмеиваемая им ностальгия на самом деле является человеческой реакцией нормальных людей на осмысленную жизнь. Прагматизм лишает человека чувства цивилизационной общности, национальной солидарности и гордости. Где деньги, там и родина - таково кредо прагматика. В конце концов это ведет к тому, что прагматик измеряет деньгами все, в том числе и собственную человеческую сущность. «Личность с рыночным характером, - подчеркивает Эрих Фромм, - не заботит ни его жизнь, ни его счастье, а лишь то, насколько он годится для продажи»62. Когда обществу изо дня в день пропагандируют в качестве единственного мерила человеческой деятельности деньги, тогда появляется и грязная политика, и теневая экономика, и коррупция, и нечистая совесть. Таков «продукт» рыночного прагматизма: чем меньше идеологии, тем больше политической и прочей грязи. Не случайно в концепции З.Фрейда на психоаналитическом уровне доказано существование символической связи между деньгами и фекалиями - золотом и грязью. Вглядитесь в лица современных олигархов и политиков-прагматиков и справедливость концепции Фрейда ни у кого не вызовет сомнений. Посмотрите, что происходит в условиях так называемого прагматизма? Золотая лихорадка в самой агрессивной и циничной форме навязывается государству, экономике, обществу, семье, что ведет к резкому всплеску широкого спектра негативных явлений, криминализации всех сфер человеческой жизятельности, начиная от государственного управления и кончая семейными отношениями.
62 Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990, с. 153.
Идеология, противостоящая прагматизму, даже если он преподносится в идеологической упаковке, основанная на истинных ценностях, как раз и способна изменить социальный климат. Изменить саму систему ориентиров и осуществить переход от бессмысленной и разрушающей нравственные устои человека погони за наживой к творческой и осмысленной жизни. Как говорил Платон, «самые благородные нравы возникают в таком обществе, где разом не обитают богатство и бедность»63. «Не золото надо завещать детям, а высокую совестливость». Общечеловеческие ценности. Это определенная совокупность понятий, входящих в систему социальных наук и являющихся общими для социально-философского учения о человеке. Их теоретической разработкой и систематизацией занимается такая социальная дисциплина, как аксиология, т.е. наука о ценностях. Исторически формирование общечеловеческих ценностей происходило на заре человеческой цивилизации и было тесно связано с религиозно-нравственным мировоззрением. В европейской культурной традиции начало систематизации общечеловеческих ценностей связывается с Ветхим заветом, в виде так называемых десяти заповедей - религиозно-нравственных запретов убийства, воровства, лжесвидетельства, прелюбодеяния, требования почтительного отношения к родителям.
Аналогичная система общечеловеческих ценностей сложилась в китайской цивилизации. Совесть, преданность, сыновья почтительность, гуманность, интеллект, трудолюбие, приверженность к середине - такова иерархия китайской системы Ценностей. Китайская система ценностей своими корнями уходит в глубокую древность, теоретически она была оформлена Конфуцием и практически без изменений функционирует в современном китайском обществе.
Платон. Законы. Соч. М., 1972. Т. 3. Ч. 2, с. 148. Там же, с. 202.
подают», потому и саботируют строительство Союзного государства, что они представляют собой денационализированную публику, которая абсолютно чужда цивилизационным и социальным ценностям, идеологии белорусского и русского народов. Вспомните хотя бы издевки по поводу славянского единства, духовной общности белорусов и русских: дескать, важна только экономика (рубль? доллар?), а не какое-то ментальное родство. Это, мол, всего-навсего ностальгия по советским временам. Да, рынок, в полном соответствии с прагматическим подходом, не признает никакой духовности, никакой ностальгии, кроме денег. Прагматику не дано понять, что, высмеиваемая им ностальгия на самом деле является человеческой реакцией нормальных людей на осмысленную жизнь. Прагматизм лишает человека чувства цивилизационной общности, национальной солидарности и гордости. Где деньги, там и родина - таково кредо прагматика. В конце концов это ведет к тому, что прагматик измеряет деньгами все, в том числе и собственную человеческую сущность. «Личность с рыночным характером, - подчеркивает Эрих Фромм, - не заботит ни его жизнь, ни его счастье, а лишь то, насколько он годится для продажи»62. Когда обществу изо дня в день пропагандируют в качестве единственного мерила человеческой деятельности деньги, тогда появляется и грязная политика, и теневая экономика, и коррупция, и нечистая совесть. Таков «продукт» рыночного прагматизма: чем меньше идеологии, тем больше политической и прочей грязи. Не случайно в концепции З.Фрейда на психоаналитическом уровне доказано существование символической связи между деньгами и фекалиями - золотом и грязью. Вглядитесь в лица современных олигархов и политиков-прагматиков и справедливость концепции Фрейда ни у кого не вызовет сомнений.
62 Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990, с 153.
Посмотрите, что происходит в условиях так называемого прагматизма? Золотая лихорадка в самой агрессивной и циничной форме навязывается государству, экономике, обществу, семье, что ведет к резкому всплеску широкого спектра негативных явлений, криминализации всех сфер человеческой жизнедеятельности, начиная от государственного управления и кончая семейными отношениями. Идеология, противостоящая прагматизму, даже если он преподносится в идеологической упаковке, основанная на истинных ценностях, как раз и способна изменить социальный климат. Изменить саму систему ориентиров и осуществить переход от бессмысленной и разрушающей нравственные устои человека погони за наживой к творческой и осмысленной жизни. Как говорил Платон, «самые благородные нравы возникают в таком обществе, где разом не обитают богатство и бедность»63. «Не золото надо завещать детям, а высокую совестливость».
Общечеловеческие ценности. Это определенная совокупность понятий, входящих в систему социальных наук и являющихся общими для социально-философского учения о человеке. Их теоретической разработкой и систематизацией занимается такая социальная дисциплина, как аксиология, т.е. наука о ценностях. Исторически формирование общечеловеческих ценностей происходило на заре человеческой цивилизации и было тесно связано с религиозно-нравственным мировоззрением. В европейской культурной традиции начало систематизации общечеловеческих ценностей связывается с Ветхим заветом, в виде так называемых десяти заповедей - религиозно-нравственных запретов убийства, воровства, лжесвидетельства, прелюбодеяния, требования почтительного отношения к родителям. Аналогичная система общечеловеческих ценностей сложилась в китайской цивилизации. Совесть, преданность, сыновья почтительность, гуманность, интеллект, трудолюбие, приверженность к середине - такова иерархия китайской системы Ценностей. Китайская система ценностей своими корнями уходи г в глубокую древность, теоретически она была оформлена Конфуцием и практически без изменений функционирует в современном китайском обществе.
Платон. Законы. Соч. М., 1972. Т. 3. Ч. 2, с. 148. Там же, с. 202.
В христианстве общечеловеческие ценности были изложены в Нагорной проповеди Иисуса Христа. К ним относились требования равенства людей перед Богом, любви к ближнему, нестяжательства, нравственного самосовершенствования, искренности, отрицания лицемерия (фарисейства) и частной собственности. Актуализация проблемы общечеловеческих ценностей характерна и для современного мира. В докладах Программы развития ООН сформулирована концепция развития человека на основе главных восьми целей мирового сообщества: ликвидации крайней нищеты и голода, обеспечения всеобщего начального образования, равенства между мужчинами и женщинами, сокращения детской смертности, улучшения охраны материнства, борьбы со СПИДом, обеспечения экологической устойчивости, формирования глобального партнерства в целях развития 65. Национально-государственное самосознание. Это совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих сущность и специфику представлений членов национальной общности о своей истории, государственности, современном состоянии и перспективах своего национально-государственного развития, а также о роли и месте среди других национальных общностей и характере взаимоотношений с ними. Национально-государственное самосознание включает рациональное осознание своей принадлежности к нации и государству и эмоциональное, зачастую неосознаваемое чувство этнической идентичности, принадлежности к своей цивилизационной и государственной общности. Национально-государственное самосознание лежит в основе того, что можно назвать духом, душой, ментальностью данного народа. В постижении национально-государственного самосознания важно придерживаться правила не вкладывать в самосознание народа тех взглядов, представлений, чувств, которых сам народ не находит в своей истории.
65 Доклад о развитии человека за 2003 год. Минск, 2003.
В этом плане, говоря о национально-государственном самосознании белорусского народа, можно выделить такие ментальные характеристики, которые зафиксированы в исторической жизни, как чувство братскости с русским налом единство образа жизни, территориальной целостности, культурной и цивилизационной общности. Для национально-государственного самосознания белорусского народа характерно также признание сильной государственной власти, эволюционности преобразований, ориентации реформ на широкие слои населения, уважительного отношения к историческому прошлому страны, приверженность делу европейской и международной безопасности, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мирового сообщества. Патриотизм - любовь к родине. Патриотизм связан со строем чувств, мыслей и действий человека, направленных на служение интересам отечества, готовности защищать его от врагов. Патриотизм является одним из наиболее глубоких чувств человека, которое формировалась на протяжении многих веков и коренится в его национальной матрице. Через патриотизм человек постигает смысл своей жизни, сопричастность мировому историческому процессу. Как говорится в «Повести временных лет», лучше на родине лечь костьми, чем на чужбине быть в почете! Именно любовь к родине делает человека по-настоящему счастливым. Как говорил Ю.А. Гагарин, счастье -это тогда, когда у тебя есть родина. Любовь к родине сродни любви к матери. Когда плохо матери, тогда плохо и сыну, когда плохо родине, тогда плохо и человеку. «Не* может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой». Это святое чувство, которое возвышает и облагораживает человека, делает его ответственным за социальное и государственное устройство. И где бы человек ни находился, родина, как и мать, у него всегда одна. Истинный патриотизм несовместим с национализмом и космополитизмом (неолиберализмом). Как гласит китайская мудрость, «за пределами дома не найдешь того, что дома потеряешь».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Основные положения и установки концепции государственной идеологической политики закреплены в Конституции Республики Беларусь. К ним относятся принципы социального правового государства и гражданского общества, жизнеспособной социально-экономической системы, которые в состоянии обеспечить концентрацию духовных и материальных факторов, направленных на достижение экономической и политической стабильности, прогрессивного развития белорусского общества в XXI веке. В концепцию государственной идеологической политики органично входят идеи народовластия, общественного блага, приоритета прав и свобод человека. Диалектическая взаимосвязь ценностей общественных и ценностей личных. Закрепленная в Конституции Республики Беларусь государственная идеологическая политика зиждется на гуманистических началах и направлена на реальное достижение общественного блага и развития человеческого потенциала.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.04 с.) |